На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 450 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

АРМИЯ И ГОСУДАРСТВО В КИТАЕ ПЕРИОДА ЧЖОУ

  И.Б. Пинк
Тула
Реконструкции автора


К периоду восточного Чжоу относятся находки бронзовых шлемов. Они представляют собой круглые каски с полукруглым вырезом спереди для лица и выемкой сзади.

Эта выемка оставляет открытой шею, поэтому предполагают, что эту часть тела защищал назатыльник мягкого, стеганного подшлемника. В отличие от иньских шлемов, чжоуские бронзовые наголовья совершенно простые и, как правило, без украшений. На вершине обычно прикреплена прямоугольная петля, однако у шлема, обнаруженного в захоронении М2 в Байфу имеется небольшой, высотой 3 см и длиной 18 см, бронзовый гребень со сквозной дужкой посредине, а обычно высота китайских бронзовых шлемов периода Восточного Чжоу составляет 23-24 см.
Не совсем ясно назначение петель на вершине. По-видимому, они использовались для крепления ремней, удерживающих шлем на голове. Так, на поверхности шлема, обнаруженного в захоронении № 101 в Наньшангэн провинции Нинчэн сохранились следы таких ремней, сделанных, вероятно, из кожи. Помимо петли на вершине, шлем имеет еще по две скобы с каждой стороны, расположенные внизу на бортике шлема, который украшен выпуклыми «шишечками». Один ремень проходил через переднюю скобу, затем верхнюю петлю и заднюю скобу с противоположной стороны, другой аналогичным образом с другого бока. Таким образом ремни проходили крест-накрест, и исследователи предполагают, что концы ремней, пропущенные через передние скобы, завязывались под подбородком, а концы ремней сзади могли крепиться к панцирю. В данном случае непонятно, зачем располагать завязки шлема снаружи, а не спрятать их от ударов внутрь, как это обычно и делали. Также можно заметить, что петля на вер-шине некоторых римских шлемов использовалась для того, чтобы носить шлем при себе вне боя.
Кроме того, сохранились следы еще двух ремней, которые проходили от лицевого выреза по разные стороны верхней петли к затылочному вырезу. Сделано предположение, что эти ремни были как-то связаны с креплением гребня, который был сделан из какого-либо несохранившегося органического материала. Так что, возможно, гребни были типичным украшением восточночжоуских шлемов, и шлем из Байфу выделяется среди них только тем, что его гребень был изготовлен из бронзы.
Также можно еще отметить, что у китайского шлема из коллекции Дэвида Вейля верхняя петля выполнена в форме стоящего животного.
Бронзовые шлемы, однако, не получили распространения в более поздние периоды эпохи Чжоу, и основным типом боевого наголовья становится кожаный шлем. О применении таких шлемов из кожи упоминается в древнекитайских текстах, например, в словаре «Шовэнь», а также в песне «О походе военачальника Инь Цзифу на гуннов». Интересно отметить, что в тексте «Цзо чжуань» говорится о кожаных шлемах для охоты. Для изготовления боевых наголовий могла использоваться кожа носорогов. В «Шицзине» отмечено, что кожаные шлемы украшали раковинами каури и пучками красных нитей.
Письменные источники подтверждаются археологическими данными. Около 8 кожаных шлемов были обнаружены в Лэйгудуне уезда Суйсянь в провинции Хэбэй, в захоронении цзенского хоу И, которое датируют 30-ми годами V в. до н.э. Эти ценные находки позволили подробно познакомиться с устройством китайских кожаных боевых наголовий. Такой шлем по конструкции подобен найденным в том же захоронении кожаным ламеллярным панцирям. Он был составлен из 18 фигурных пластин из твердой кожи, соединенных между собой ремешками, и состоял из круглого купола, который образуют три пластины, налобника, назатыльника и нащечников или скорее бармицы, набранной из крупным пластин, приближенно имеющих форму трапеции. На вершине шлем имеет невысокий продольный кожаный гребень. Если согласиться с предположением, что кожаные шлемы были скопированы с бронзовых, то гребни шлемов из Лэйгудуна – еще одно доказательство наличия гребней на бронзовых боевых наголовьях периода Восточного Чжоу.
Видимо, в самом начале периода Чжань го в Китае появляются новые типы шлемов. На бронзовых сосудах некоторые пехотинцы показаны в шлемах типа «шапочки жокея» – низких полукруглых касках с длинным козырьком и ровным нижним краем без назатыльника и нащечников. Изображения не дают деталей его устройства. Также на статуэтках изображен глубокий шлем, оставляющий открытым только лицо. Некоторые исследователи уверены в том, что он был кожаным, однако по форме он напоминает бронзовые шлемы Восточного Чжоу, отличаясь от них лишь более длинным, отогнутым в сторону краем, и можно предположить, что, по крайней мере, часть таких шлемов была изготовлена из бронзы.
Интересно отметить еще два типа китайских шлемов, которые резко отличаются по форме от описанных выше типов. Это бронзовый конический шлем IV – III вв. до н.э., обнаруженный в Цзиньнюе около города Чэнду провинции Сычуань. Это боевое наголовье было найдено на территории государства Шу, однако в 316 г. до н.э. это царство было захвачено северо-западным государством Цинь, поэтому этот шлем мог быть и циньским. Трудно однозначно ответить на вопрос, появился ли такой шлем в Китае независимо или был заимствован на северо-западе. Однако, надо отметить, что такая форма боевых наголовий не характерна для Китая, в то время как она ши-роко распространена на Ближнем Востоке.
Второй тип представляет собой шлем, состоящий из железных пластинок, по форме близкой к квадратной и имеющих размеры около 5 х 5 см. Он был найден в уезде Исянь провинции Хэбэй при раскопках одного из погребений городища Сяду, которое было нижней столицей северо-восточного государства Янь и также датируется IV – III вв. до
н. э. По форме такой шлем очень напоминает скифские чешуйчатые шлемы, особенно образец V в. до н.э., найденный в кургане 401 у села Журовка. Однако на территории, разделяющей Китай и районы обитания скифов, подобных шлемов не обнаружено, так что можно предположить их местное происхождение в самом Китае. К тому же, мы уже обращали внимание на то, что кожаные шлемы также изготовляли из отдельных частей.

Картина дня

наверх