На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 447 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Симоненко
    Гнусный фильмКто говорит ложь ...
  • Татьяна Казакова
    А где же самый красивый итальянец, по мнению самих же итальянцев, Джанлука Гриньяни?САМЫЕ КРАСИВЫЕ ИТ...
  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...

Берберы

Берберы и их поселения в Тунисе

Берберы (берберийцы) — североафриканский народ, искусственно разделенный границами стран Магриба. До прихода на эти земли в VII—VIII вв. арабов берберы не знали препятствий для свободного перемещения по просторам Северной Африки. Теперь же во всех странах региона они находятся на положении национальных меньшинств, хотя по реальной численности далеко не везде в меньшинстве.
Проблемы берберов чем-то похожи на проблемы курдов в Турции, правда, ведут они себя иначе, а за свои права если и борются, то исключительно мирными методами. Точных данных о численности берберов нет. По разным источникам, в мире их насчитывается до 20 млн. человек. Больше всего берберов проживает в Марокко (по официальным данным они составляют 60% населения этой страны), еще 30% — в Алжире, остальные распределены примерно в равных пропорциях между Тунисом, Ливией и Египтом. Кроме того, существенные группы берберов проживают во Франции (1,2 млн. чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.
История берберов насчитывает, по разным источникам, от 3 до 11 тыс. лет. По некоторым сведениям, именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой явились древние египтяне, и культура берберов дала начало всей магрибской культуре. В любом случае, к моменту прихода сюда арабов в VII—VIII вв. берберы были безраздельными хозяевами всей территории Северной Африки, пережив финикийскую и древнеримскую цивилизации, следы которых сохранились на территории стран Магриба до настоящего времени.

Арабы оттеснили берберов вглубь территории, в полупустынные, пустынные и горные районы, насильно исламизировали и попытались ассимилировать их.

Методы использовались разные: например, до 40-х годов ХХ в. берберов пытались расселять совместно с арабами. В России такая политика проводилась в свое время по отношению к мордве, которую расселяли чересполосно с русскими, всячески пропагандируя межэтнические браки. Однако в Тунисе, где процессом руководили арабы, эта идея потерпела фиаско.

Несмотря на запрет берберского языка для использования в школах и официальных учреждениях, на отсутствие печатных изданий берберы сохранили свой менталитет, культуру, образ жизни, язык. Ислам был принят и в целом сыграл роль в объединении населения. Однако среди берберов распространен синкретизм — сочетание элементов ислама и суфизма с доисламскими культами.
По всей территории Туниса разбросаны куполообразные дома берберских отшельников-суфиев, которые имеют в народе огромный авторитет. Эти люди ведут крайне аскетический образ жизни, многие из них занимаются врачеванием. Как мы узнали, к отшельникам за помощью идут тогда, когда медицина оказывается бессильна, при этом суфии категорически не берут деньги, а лишь продукты питания (это явно сближает их с африканскими шаманами).

Разумеется, в условиях сильного государства все соблюдают необходимые законы и правила и выполняют мусульманские обряды: посещают мечети, соблюдают посты. Но суфийские и доисламские верования (анимизм) очень сильны. Обряды, связанные с силами природы, выполняются с еще большим усердием, чем мусульманские. Так, вскоре после рождения ребенка на его лице — на лбу, щеках, подбородке — специальными инструментами наносятся рисунки в виде крестов, шрамы от которых сохраняются в течение всей жизни. Согласно обряду, необходимо, чтобы кровь человека окропила мать-землю, которая даст силы и счастье.

Неофициальной столицей тунисских берберов считается Матмата, расположенная в южной части страны. Это один из старейших районов, вместе с окрестными поселениями насчитывающий около 70 тыс. жителей. Именно здесь можно почувствовать и понять настоящую душу пещерных жителей. Южнее Матматы расположены еще два похожих по образу жизни берберских района, насчитывающие по 50—60 тыс. человек, — Татуин и приозерный Кебили. В этих районах также сохранились пещеры, в которых до сих пор живут берберы, откочевывая в определенные сезоны в Сахару, где почти нет постоянных поселений. Далее можно направиться через пересохшее соленое озеро — солончак Эль-Джерид в еще один берберский район Туниса — Тамарзу, где проживает около 1 млн берберов. Это район, менее всего контролируемый правительством. Все берберы знают, что при желании там можно найти себе занятие, приносящее доход. Здесь действуют свои законы, фактически всё контролирует местная мафия. Государственная граница с Алжиром весьма условна, международный транзит и трафик контрабанды приобрел большие масштабы.

Пещеры Матматы представляют собой искусственные глубокие ямы, в отвесных стенах которых сделаны двери в подземные комнаты. Так спасаются от палящего солнца летом и от холодных ночей зимой. В одной комнатке спят дети, в другой — работает телевизор. Нечто подобное можно наблюдать и в турецкой Каппадокии, где люди столетиями строили себе жилища либо в земле, либо глубоко в скалах.

Если в Каппадокии под землёй находятся церкви, то в Тунисе – мечети, а в местечке Ченини есть даже мечеть «Семи спящих отроков». Исламская легенда очень интересно обыгрывает раннехристианский рассказ о Семи спящих ефесских отроках: юноши спали до прихода пророка, проснулись, приняли истинную веру и снова уснули. В мечети показывают семь огромных гробов, утверждая, что юноши во сне быстро растут.

Поселения берберов (здесь их порой называют троглодитами, т.е. жителями пещер) — небольшие городки, деревни, временные поселения (нечто вроде наших полевых станов), пещеры — представляют собой, по сути дела, резервации. Большинство из них лишены элементарных удобств — электричества, водопровода, канализации, телефонов. Отсутствует транспортная связь со столицей и другими городами. За водой из деревень женщины ходят с сосудами за несколько километров к специальным источникам. Моются в близлежащей реке либо ином водоеме. Далеко не во всех поселениях есть школы, и большинству детей ежедневно приходится ходить за знаниями пешком за 6—8 км. Арабы, как мужчины, так и женщины, проживая в городах, имеют гораздо больше возможностей получить образование. В берберских поселениях наиболее распространен гужевой транспорт. Много велосипедов. Автомобили имеют лишь избранные, те, кому удалось найти работу в городе. Вопреки распространенному в литературе тезису о воинственности берберов, они очень миролюбивы и безобидны, приветливы и гостеприимны.
Берберская пища связана с их занятиями и образом жизни. В рационе много фруктов, овощей, оливок, сладостей, немного мяса. Гостю обязательно предложат берберский суп, заправленный лимоном, кус-кус (что-то среднее между казахским бешбармаком и узбекским пловом), брик (блюдо, чем-то похожее на разварившуюся пшённую кашу).
 
 
 
 
Ранее берберы разговаривали на различных языках, относящихся к берберской группе языков, которая в свою очередь относится к семито-хамитским языкам. В настоящее время, подавляющее большинство бербер также разговаривает на арабском языке (на уровне родного языка) и языках бывших метрополий (например, в Тунисе или Алжире – на французском языке, а в Западной Сахаре – на испанском языке). Тем не менее, берберский язык все еще сохранен в некоторых регионах на достаточно хорошем уровне. Подавляющая часть бербер, разговаривающих на диалектах берберского языка, проживают в странах Магриба – Тунис, Алжир, Марокко и Ливия.
 
 

Среди бербер существует четкое разделение на этнические группы (племена). Таких групп множество, и их принято разделять по стране проживания.В Марокко проживают племена Слу (шиллу) в центральной и верхней южной части Атласных гор, Риффов – на прибрежных землях Северных Рифовых гор, и Тамазитов (амациргов), которые проживают в центральных и северных областях Атласных гор. В Ливии и Египте проживает по одному берберскому народу – Нафузи (Ливия) и Сива (одноименный оазис в Египте); в Алжире проживают представители пяти больших берберских племен – это туареги, кабилы, мозабиты, сокна и чинуа. Однако стоит также отметить, что туареги и зената проживают на всей территории стран Магриба.

Берберы Марокко (амацирги) в средние века были известны, как злостные пираты, которые грабили и уничтожали многочисленные европейские и арабские корабли. Они вошли в историю, как Риффские пираты. Туарегов как берберское племя стоит выделить отдельно, этот берберский народ отличается от других бербер внешне, они имеют более темную кожу и отличаются общественной организацией, нетипичной для арабского и мусульманского мира. Женщина в обществе туарегов играет очень важную роль – она не только не закрывает лицо, как принято у мусульман, но и в обществе существует своего рода культ поклонения женщине – мужчины женятся один раз, и они в отличие от женщины могут быть необразованными, а также соблюдается матрилинейная родословная в семьях. 

Поскольку в последние столетия страны современной Северной Африки были колониями европейских стран, после окончания периода Колониализма в середине 20-ого столетия, многие берберы эмигрировали в поисках лучшей жизни на европейский субконтинент. Большая часть бербер осела во Франции (в основном это кибелы), и многочисленные известные французы среди своих предков имеют бербер. В частности, стоит отметить, что берберское происхождение есть не только Зинедина Зидана, но и у Эдит Пиаф и Изабель Аджани. Риффы преимущественно оседали в Испании, Бельгии, Нидерландах и в Северной Америке.
 
 

Керамику берберов можно встретить в различных лавках больших городов, которые располагаются на пути туристических маршрутов. 

Однако нужно отметить, что изделия уже давно потеряли свою аутентичность. Изготавливается посуда на гончарных кругах, а затем расписывается красочными узорами из ярких красок – это всё характерно для арабских традиций.

Тем не менее, наблюдение за работой гончаров представляет большой интерес. Прямо на глазах мастер создаёт настоящий шедевр при помощи гончарного круга с ножным приводом. Для этого ему нужен всего лишь кусок вязкой глины! Он может превратить его в тарелку, кувшин, горшок – да во всё, что угодно!

Сырые изделия необходимо подвергать термической обработке. Делается это при помощи куполообразных печей. Посуда загружается на обработку целыми партиями, которые обкладываются сухой травой для того, чтобы поджечь. Обработанные изделия попадают прямиком к художнику, который украшает посуду яркими и интересными узорами, а затем покрывает их глазурью.

Сами берберы предпочитают использовать неглазурованную глиняную посуду. В их домах можно найти скромную керамику, украшенную простыми узорами консервативных цветов – черный и коричневый. В тех областях, где почти нет туристов, посуда изготавливается без применения гончарного круга. Мастера укладывают жгутики из влажной глины по спирали, именно так формируются сосуды. Перед обжигом посуда обрабатывается гладким предметом до появления блеска. После термической обработки поверхности становится влагонепроницаемой.

Узоры, изображённые на берберской керамике, как правило, связаны с природой и сельским хозяйством. На посуде можно увидеть изображения солнца, природных стихий и защитных символов. На настоящей берберской керамике часто можно увидеть геометрические фигуры: треугольники, кресты, круги, спирали и пр.

Туареги являются одним из самых известных кочевых берберских народов, живущие внутри Сахары в Северной Африке.

Самоназвание народа томашек (те, что разговаривают на томашеке) или имошаг («свободные люди»), однако, еще первые исследователи региона стали называть представителей этого народа туарегами, что отражено в различных исторических и исследовательских работах различных исторических периодов. 

В настоящее время туареги проживают преимущественно в Северной и Западной Африке, и считается, что этот народ пришел с юга, постепенно передвигаясь в северную часть континента в последние 2000 лет. Ранее этот кочевой народ можно было встретить по всей Сахаре. Также туареги известны своим уникальным древним письмом, которое, однако, в последнее время редко используется. Также этот народ интересен своей социальной организацией и традициями, которые значительно отличаются от традиций других бербер и арабов, населяющих страны Магриба.

 


Вероятнее всего туареги происходят от древних народов, населявших Сахару, которых описывал еще Геродот, и чему были найдены подтверждения в виде археологических доказательств в руинах Гермы.

Примерно с 500 года н.э. туареги стали расширять свои территории на юг, в Сахель, во время правления легендарной царицы Тин Ханан. Именно этой царице приписывают объединение наследственных туарегских племен и создание условий для образования уникальной культуры туарегов, которая сохранена до настоящего времени. В подтверждение гипотезы о существовании этой леген6дарной царицы была найдена гробница в Абалесса, с останками женщины явно аристократического происхождения, которая была захоронена со всеми почестями и атрибутами высокого социального положения и которые датируются обозначенным выше временем.

История туарегов тесно связана с их образом жизни – это преимущественно кочевые племена, которые в течение последних двух тысяч лет контролировали транссахарскую караванную торговлю. Туареги были тем самым берберским племенем, которое яростно сопротивлялось колонизации центральной части Сахары в конце 19-ого столетия. Эта ожесточенная борьба была отмечена многочисленными битвами и вырезанием целых деревень. Однако туареги все равно были покорены, и подписали соответствующие соглашения в Мали в 1905 году, и в Нигере в 1917 году, что привело к частичному упразднению и реорганизации конфедераций туарегов. Также туареги сопротивлялись колонистам и в других регионах Северной Африки. 

После обретения независимости странами Северной Африки традиционная территория туарегов была разделена между образовавшимися странами, что в дополнение к постоянной нужде в ресурсах, привело к новой волне сопротивления туарегов. Экономика региона начала меняться, особенно это отразилось на том, что многим туарегам из-за опустынивания, пришлось начать вести оседлый образ жизни или перебраться в крупные города, чтобы прокормить свои семьи.

В конце 1990-ых годов начался новый период восстаний туарегов в ряде североафриканских государств, которые требуют для себя хотя бы предоставления автономии на своих исконных землях. Особенно сильные восстания произошли в Мали и Нигере. Столкновения вооруженных сил этих стран с армией туарегов привели к смертям тысяч солдат с обеих сторон. При поддержке Алжира и Франции были заключены мирные соглашения, в которых закреплялись пункты относительно либерализации национальной власти этих стран и интеграции туарегов в общество. В 2007 году снова наблюдалось обострение отношений туарегов с правительствами некоторых стран региона.

 

 

Традиционно общество туарегов имело четкую иерархию, и подразделяется на аристократию с правителями и вассалов.Каждое племя (тавшет) состоит из нескольких семей, и его возглавляет вождь. Несколько племен вместе образуют группы племен или конфедерации, во главе которых стоит правитель или король – Аменокаль. До сих пор общество туарегов разделено на касты: аристократия, блюстители религии, вассалы, рабы и кузнецы. 

Работа разделена согласно социальному классу, т.е. касте. Король управляет аристократией, воины – аристократы организовывают защиту группы, охрану домашнего скота и контролируют торговлю каравана. Имгады или вассалы представляют собой второй класс туарегского общества, они являются свободными вассалами – пастухами и воинами, которые ухаживают за большей частью домашнего скота в племени. Рабы или икланы, как считается, происходит из порабощенной аристократии других племен или народов, поэтому они стоят выше низших слоев туарегского общества. Воины традиционно с презрением относились к другим видам труда и гордились своим положением воина и своими военными навыками. 

Отдельно стоит остановиться на касте блюстителей религии – инеслемен. После принятия туарегами ислама, каста религиозных клерикалов стала играть важную роль в социальной структуре общества. После казни каждого десятого представителя касты вождей во времена колониальных войн конца 19-ого и начала 20-ого столетия, инеслемены в некоторых племенах получили верховную власть, даже, несмотря на то, что все они происходили от рабов. Представители этой касты традиционно не имели оружия, обеспечивая духовное наставление для аристократии и правителя, взамен этого получали своего рода милостыню, за счет которой и жили. 

После окончания колониального периода и голодных годов в 1970-1980-ых годах кастовая система туарегов в значительной мере утратила свою важность, поскольку аристократии пришлось отказаться от кастовых различий и начать работать, что ранее было почти невозможным. Хотя кастовая система и в частности каста рабов полностью не исчезла и существует до сих пор среди туарегов. 

Туареги населяют огромную территорию, покрывающую почти всю Центральную и Западную Сахару и северо-центральную часть саванны Сахель. Туареги воспринимают Сахару как многочисленные пустыни, которые делятся в зависимости от условий и носят различные названия. В частности, Адар, Тават, Фугас, Джадо, Тамасна, Калашо и т.д. Туареги в до-колониальный период контролировали все эти земли, и их население было подчинено туарегской кастовой системе, однако, в последнее время отношения между туарегами и местными животноводами и земледельцами обострены из-за политических изменений в странах, к которым относятся эти территории.


После принятия Ислама туареги преимущественно являются суннитами, тем не менее, сохраняя свои традиции и обычаи, которые были в их обществе до принятия Ислама.

В частности, туарегское общество широко известно среди мусульман своим отношением к женщине и ее положением в этом обществе. До сих пор туареги ведут свою родословную по матери, женщины туарегов не закрывают своего лица, и играют важную роль в обществе. Особое внимание уделяется образованию девочек, их учат грамоте с раннего детства, это именно они являются хранительницами древней письменности бербер – тифинаг. Женщина выбирает себе мужа, а не наоборот, и мужчина в отличие от других исламских обществ, имеет только одну жену.

В кастовой системе организации туарегского общества женщине уделено особое место, ибо мать короля в иерархической лестнице находится между королем и собранием племенных правителей. Король не может единолично принять решение, ему необходимо одобрение собрания, и именно его мать может наложить вето на любое решение собрания или короля, тем самым, подтверждая свой статус и роль в обществе. Традиционно мужчины достигают совершеннолетия в туарегском обществе в 18-ти летнем возрасте. На день рождения юноше семья преподносит традиционный белый или голубой платок «лисам», надев который он считается уже взрослым, и не может больше появляться на людях без него. 

Искусство туарегов выражено в виде разного рода драгоценностей, изделий из кожи и металла, в частности, художественном оформлении седел и создании тончайших мечей и ножей. Туареги известны своими ювелирными украшениями из золота и серебра, в частности, стоит отметить традиционное ожерелье «Таказа» и сережки «Тизабетен», которые известны за пределами общества туарегов своей изящностью и тонкостью работы.

Благодаря тому, что туареги испокон веков живут в пустыне, у них есть своя астрономическая система, со своими названиями звезд, планет и созвездий. В частности, Орион у туарегов называется Аманар, что означает «воин пустыни», а Венера – Аззаг Вилли. 

Туареги также широко известны своими традиционными жилищами. Ахакет – красная палатка, созданная из натянутой козлиной или верблюжьей шкуры; Тафала – покров, который сделан из палок, и представляет своего рода навес; акарбан – традиционное зимнее временное жилище, в то время как атегхам- традиционное временное летнее жилище. Тагхазамт представляет собой традиционный дом туарега, построенный из глины, такие дома составляют основу архитектуры туарегских замков и городов.

 

 

На одежду туарегов оказали влияние обычаи и традиции доисламского общества, в частности, матрилинейность общества туарегов.

Женщины туарегов не покрывают лицо, тогда как традиционно лицо мужчины туарега закрыто платком с момента достижения совершеннолетия. Самый известный символ туарегов – тагельмуст, лисам или шешст на берберском языке, который представляет собой покрывало синего цвета (бывают белые и голубые также). Мужчины носят покрывало, поскольку считается, что оно способно уберечь мужчину и его семью от злых духов, а также свидетельствует о его зрелости. Покрывало должно скрывать лицо, исключая глаза и кончик носа. Однако ученые также считают, что такая форма покрытия головы возникла из-за жизни в пустыне, где ветра постоянно разносят пески.

Также важной традицией туарегов является ношение амулетов на одежде, которые должны защитить человека, с недавнего времени многие амулеты содержат стихи из Корана.

Традиционные предметы одежды туарегов: 
Тагельмуст – мужской тюрбан
Алашо – покрывало голубого или синего цвета, которое носят как женщины, так и мужчины
Букар – мужской тюрбан черного цвета 
Тасуварт – женское покрывало
Такаткат – рубашка, которую носят как мужчины, так и женщины
Такарбаст – короткая рубашка
Акарбей – традиционные штаны
Афетек – женская одежда
Бернуз – длинная шерстяная одежда для зимнего времени года
Ахебай – светло зеленая или голубая одежда для женщин
Игхатеман – обувь
Ирагазан – красные кожаные сандалии
Ибузаган – кожаная обувь

Туарегов из-за их привязанности к цвету-индиго часто называют «Синими Людьми». Большинство тюрбанов, покрывал и других предметов одежды туарегов окрашены в синий или голубой цвет. Однако стоит отметить, что в настоящее время тюрбаны синего цвета надевают чаще всего на праздники, а в повседневной жизни одежда может быть любого другого цвета.

 

 

Туареги имеют массу культурных отличий от других жителей Африки. В семейной жизни главенствующую роль занимает не мужчина, а женщина. Здесь именно муж приходит в семью будущей жены.

У других африканский народов все с точностью до наоборот. И для того чтобы уберечь свою суженую от духов, живущих в голове чужого для нее человека, мужчины должны прикрывать все выходы из нее. Таким образом мужчины-туареги стараются обезопасить свою жену и плотно прикрывают уши, рот и нос. В свою очередь жены не носят никаких повязок на своем лице. Именно женщины являются владелицами земель, семейных ценностей и только у них есть право на развод. Дом называется согласно хозяйки дома – его хранительниц и главы. Согласно семейного кодекса туарегов при разводе переезжает муж, оставляет там жену и детей. Мужчина повышает свою статус при женитьбе на даме из более высокого социального звена. Женщина сама выбирает своего спутника жизни. Мужчины должны содержать семью, причем не имея семейной недвижимости и прочих владений. Женщины-туареги не выходят замуж до 30 лет. Здесь это считается дурным тоном соблюдать верность мужу. Этот обычай одобряется всеми. Однако представительнице туарегов разрешается жить и «любить» мужчин только своего племени и одного и того социального положения. Если эти два правила нарушены, женщина обречена на позор.Семейный кодекс туарегов отвергает многоженство. У мужа могут быть наложницы, но пускать их в семейный шатер запрещено. Не смотря на все привилегии у женщин, им не так сладко живется. Ведь создание очага, уход за детьми, готовка еды, стирка – все остается на их хрупких плечах.

 


землями, семейными ценностями владеют женщины. Они имеют право развестись с мужем. По имени женщины-хозяйки называют дом. Если она решит развестись с мужем, то мужчина покидает дом, оставляя там жену и детей. Полигамия запрещена. Вождём племени является мужчина, но это передаётся женскую линию. Только женившись на женщине с более высокой социальной ступени, мужчина может повысить свой статус. Но женщина практически никогда не выйдет замуж за мужчину более низкого происхождения. Женщина туарег всегда сама выбирает себе мужа. Самыми безжалостными и сильными воинами Африки считаются мужчины туареги, а так же лучшими торговцами. Подкаблучниками их нельзя назвать. Мужчина туарег обязан содержать семью, хотя женщина владеет семейным имуществом. Мужчины следуют строгому кодексу чести людей пустыни. Они предпочитают ножи и сабли современным видам оружия. Туареги одни из немногих африканцев, которые имеют свою письменность (у большинства язык племени существует только в устном варианте). Поэтов и романтиков всегда было много среди них. Даже после замужества женщина может дружить как с мужчинами, так и с женщинами, что не характерно для большинства африканских мусульманских племён. «Мужчина и женщина созданы друг для друга для услаждения сердца и глаз, а не только для постельных утех» - гласит пословица Туарегов. В качестве косметики женщины туареги использую охру, хну, сурьму, и украшают себя ювелирными украшениями. Однако, носят только серебро, так как мистически боятся золота. Каждое изделие несёт в себе не только полудрагоценные камни и серебро, но и историю её семьи и города. Традиционная прическа женщины украшена коури (раковина, заменяющая деньги в некоторых частях Азии и Африки) и искусственными косами. Множество косичек, закрепленных на макушке - еще один вариант прически. В пустынную жару, они очень практичны, поскольку большая часть головы остается свободной от волос.

наверх