Главным событием, отраженным в древнерусских воинских повестях, стало татарское нашествие. Умы старых русских книжников, подавленные тяжестью и неожиданностью грозной катастрофы, обрушившейся на Русскую землю, искали прежде всего религиозного объяснения случившемуся: порабощение Руси татарами - это наказание Божие за грехи, которое должно наставить нас на путь покаяния.
Повести о татарском нашествии
«Нашествие Батыя на русские города». Миниатюра из жития Евфросинии Суздальской. XVII в.
Первое столкновение с татарами на реке Калке в 1224 г. стало темой повести, возникшей в Киеве вскоре после поражения русского войска. Судя по этому произведению, татары при появлении их на Руси произвели ошеломляющее впечатление. Нашествие их было неожиданным, они описываются как неведомый народ.
В связи с нашествием хана Батыя на Рязань в 1237 г. в середине XIV в. была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем». Она вошла в цикл сказаний о святыне - иконе Николы Зарайского.
«Повесть о разорении Рязани» начинается вызовом, который Батый бросает русскому князю Федору Юрьевичу, требуя для себя от рязанских князей их дочерей и жен. Федор дал хану дерзкий ответ и был убит; жена князя, узнав об этом, умертвила себя вместе с малолетним сыном. В повести соединены былинный мотив вызова иноплеменников русскому князю, и житийный мотив гибели князя-христианина от рук иноверцев. Центральный эпизод - мужественная гибель рязанцев, до последнего человека защищавших город.
Один из самых красочных эпизодов повести - описание подвигов эпического богатыря Евпатия Коловрата, мстителя за обиды и поругания, нанесенные Батыем Рязанской земле.
К этому же циклу относятся «Сказание о разорении Батыем Киева», «Сказание об убиении в Орде князя Михаила Черниговского», «Повесть об убиении Батыя».
«Слово о погибели Рускыя земли»
Преподобный Сергий Радонежский. Франмент покрова. 1420-е гг.
К числу памятников XIII в., связанных с татарским нашествием, принадлежит созданное в Северной Руси «Слово о погибели Рускыя земли». Произведение невелико по объему (в рукописи занимает всего 45 строк). В «Слове» в риторической форме перечисляются богатства, которыми изобиловала до татарского нашествия "светло-светлая и украсно украшена земля Руськая»: здесь были озере, реки, поля, дубравы, различные звери и птицы, города великие, дивные монастыри и богатые села. Народы были покорны великому князю Всеволоду, отцу его, Юрию, киевскому князю, и деду его Владимиру Мономаху, которому даже византийский царь платил дань. Так было раньше, а теперь приключилась беда христианам.
Таково содержание «Слова о погибели». По мнению исследователей, до нас дошло только начало великолепной поэмы XIII в., оплакивавшей гибель Руси, а продолжение ее утрачено.
Повести о Куликовской битве
«Приезд князя Дмитрия Ивановича в Сергиев монастырь». Миниатюра из жития Сергия Радонежского. XVI в.
В августе 1380 г. произошла Куликовская битва, в которой коалиция русских князей во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем нанесла сокрушительньй удар татарскому войску под предводительством хана Мамая. С событиями этой битвы связано несколько литературных произведений. Самое раннее - летописная повесть, написанная по горячим следам Куликовской битвы. Затем при дворе серпуховского князя составлено «Слово о Мамаевом побоище». В разных редакциях эти повести воспроизводились в ряде летописных сводов, и, наконец, в XVI в. в Никоновской летописи на основании имевшихся вариантов был составлен текст «Сказание о Мамаевом побоище».
Основная тема повести - Божественная предопределенность победы над иноверцами. Перед битвой Дмитрий приходит в Троицкий монастырь к святому Сергию Радонежскому, и тот предрекает тяжелую победу, благословляя на битву и отправляя с ним двух воинов-монахов - Пересвета и Ослябю. Летописец с восхищением пишет о воинах, собравшихся под знамена московского князя со всех уголков Русской земли: «И от начала миру не бывала такова сила русских князей, якоже при сем князи» (то есть при Дмитрии).
«Куликовская битва». Миниатюра.
В «Сказании о Мамаевом побоище» есть трогательные и проникновенные страницы. Накануне битвы князь Дмитрий с воеводой Дмитрием Боброком Волынским «испытывают приметы», гадая, чем закончится сражение: они слушают землю, приникают к ней и слышат, как земля плачет на два голоса, по-русски и по-татарски оплакивая тех бесчисленных воинов, кто падет в бою. Автор «Сказания...» стремится раскрыть чувства Дмитрия, его двоюродного брата Владимира Андреевича, их врагов-Мамая, литовского князя (в разных редакциях «Сказания...» это или Ягайла, или Ольгерд) и рязанского князя Олега, вкладывая в их уста пространные речи.
Сама битва начинается поединком Пересвета с татарским богатырем, в котором гибнут оба соперника, и в таком исходе первого столкновения предугадываются также громадные жертвы русского воинства. Великий князь сам участвует в сражении, надев доспехи простого воина, и его, израненного, с трудом отыскали под телами убитых.
«3адонщина»
В цикл произведений, посвященных Куликовской битве, входит и повесть «Задонщина», написанная, вероятно, по горячим следам событий. В ней восхваление русского воинства и князей-победителей Дмитрия Донского и Владимира Андреевича соседствует с плачем по убитым в сражении. Общепринятое название этого памятника встречается только в его самом раннем (кон. XV в.), Кирилло-Белозерском списке, составленном древнерусским книжником, монахом Ефросином: «Задонщина великого князя господина Димитрия Ивановича...». Точная дата «Задонщины» не установлена, предположительно это 1380-е гг. (хотя датировка колеблется от 1380 до 1440-х гг.).
Список «Задонщины». XVI в.
В тексте «Задонщины» немало сходства со «Словом о полку Игореве». Автор повести использовал характерные для «Слова» поэтические приемы и образы. «Задонщина» так же начинается со вступления, где автор приглашает «братий, друзей и сыновей русских» составить слове о победе над Мамаем, так же упоминается «вещий Боян». Однако в «Задонщине» в отличие от «Слова» отчетливо звучат христианские мотивы. Еще одно отличие состоит в том, что в «Слове...» описывались зловещие приметы, предсказывающие поражение русского войска, в то время как в «Задонщине» ликующая, радостная природа предвещает великую победу. Большинство исследователей считают, что автор «Задонщины» намеренно подражал «Слову о полку Игореве», противопоставляя Куликовскую битву бесславному походу новгород-северского князя.
Повесть о взятии Царьграда
В 1453 г. турки завоевали Константинополь (в России его называли Царьград)-пала Византийская империя, откуда на Русь пришло христианство. Южным русским соседом стало могущественное мусульманское государство - Оттоманская Порта, с которым пять веков России предстояло вести бесконечные войны.
Падение Царьграда подробно описано в популярной повести того времени, в основу которой положены документальные записки некоего Нестора Искандера-свидетеля событий. Он был русским, в юности попавшим в турецкий плен. Обращенный в мусульманство, Искандер (в христианской традиции - Александр) участвовал в штурме города, тайно сочувствуя осажденным грекам. Он составил подробный отчет о ходе военных действий, с яркими батальными сценами, живо передающими и напряжение борьбы и ужасы массового кровопролития.
Записки Искандера попали на Русь, где были обработаны и дополнены важными идеологическими рассуждениями о том, что с падением Византии последним оплотом истинного христианства в мире становится Москва. Так закрепляется концепция Москвы-третьего Рима, великой империи и Божественного града, и формулируется миссия России: победить «неверных» и освободить Константинополь. В повести эта перспектива рисуется аллегорическим пророчеством: змей победил орла (символ Византии), но люди убили змея.
Русские богатыри
Интересным литературным памятником, воплощающим мечту об освобождении Царь-града, стало «Сказание о киевских богатырях» второй половины XVI в. Оно одушевлено победами войск Ивана Грозного - взятие в 1552-1556 гг. Казани и Астрахани - и рисует желаемые перспективы дальнейшей экспансии Российского государства. Сказание любопытно тем, что использует поэтику былин и сказок и причудливо сочетает мифологическую и новейшую историческую образность.
Князь Владимир отправляет богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича, дворянина Залешанина и других на Царь-град. В походе случаются разные происшествия, богатыри прибегают к искусной маскировке, переодеваниям, показывают себя умелыми дипломатами. На реке Смугре они разбивают «силу татарскую» и пленяют Идола Скоропеевича и Тугарина Змеевича. Это сказание-попытка адаптации народного эпоса к уже сложившемуся жанру воинской повести; несовместимость многих реалий и образов в пределах одного текста создает порой комический эффект, но при этом демонстрирует, сколь сильны были фольклорные традиции и как мощно они вторгались в книжную литературу.
Свежие комментарии