Трипольская культура была распространена в эпоху энеолита на территории правобережной Украины, в Молдавии, в восточной Румынии (Кукутень), а также в Венгрии. Датируется она 4.000 - 2. 000 лет до н.э. Приблизительно каждые 75 лет трипольцы сжигали свои поселения, и переходили в другие места строиться заново.
Существуют разные мнения относительно происхождения трипольской культуры. За В.Хвойкою, например, это было автохтонное население (предки славян), которое жило на территории Среднего Приднепровья. Сложная история не дает о себе забыть ни на миг. Трипольская культура, с ее величием и великолепием, высоким гуманизмом и образом того "открытого общества", о котором только говорят современные политики, дает нам возможность взглянуть в прошлое в попытке распознать наше будущее.
Автохтонная культура, которая существовала до трипольской, была открыта лишь в 40-50х годах ХХ века украинским археологом В.Даниленком, и только тогда стало возможным говорить о ее родстве с трипольской. Кроме того, за П.Третьяковим, прослов'яни в IV-III тысячелетиях до н.э. существовали на более северных землях. Поэтому, наверное, гипотеза В.Маркевича и В.Даниленка, по которой местные племена днестровского варианта буго-днестровской культуры были быстро ассимилированы боянськими (балкано-дунайскими) пришлыми племенами, и трипольская культура - не что иное, как синтез этих двух культур, кажется более вероятной. Взнос в этой теории сделал и В.Збенович, который присоединился к мнению своих предшественников, но доказывал отсутствие влияния буго-днестровской культуры, что также вполне возможно.
Жили трипольцы как раз тогда, когда Ной строил свой ковчег, правили первые фараоны, и лишь одновременно с поздним Трипольем воздвигались великие пирамиды. В те времена на территории Триполья-Кукутени произошло значительное увеличение плотности населения - в поселках проживало по нескольку тысяч жителей - поболе, чем в возникших двумя тысячами годами позднее греческих городах и находящихся на месте трипольских находок современных селах.
Трипольская культура - энеолитическая (медно-каменный век). Культура носила название «Кукутень» по названию села в Румынии, где были найдены первые артефакты, связанные с этой культурой. В 1884 году румынский исследователь Т.Бурада во время проведения раскопок нашёл элементы глиняной посуды и теракотовые фигурки неподалёку села Кукутень. После того, как учёные ознакомились с его находкой, было решено продолжить раскопки, которые начались на этом месте весной 1885 года.
Впервые, о загадочном Триполье заговорили в начале двадцатого столетия, когда археолог Викентий Хвойка обнародовал свои археологические находки, которые были обнаружены неподалеку от сел — Триполье и Халепье. И уже тогда было ясно, что обнаружена была целая культура эпохи неолита. И назвали ее по месту первых находок — Трипольской. С тех пор прошло более ста лет, но до сих пор вопросов у археологов больше, чем ответов.
Посёлки чаще всего располагались на пригодных для земледелия пологих склонах, возле воды. Их площадь достигала нескольких десятков гектаров. Они состояли из нескольких десятков наземных глинобитных жилищ, разделённых внутренними перегородками. Часть помещений, использовавшаяся для жилья, отапливалась печами и имела круглые окна, часть выделялась под кладовые. В таких домах, как считают исследователи, жили общины, состоявшие из нескольких семей. Орудия труда там изготавливались из меди, костей животных и камня.
Трипольцы выращивали пшеницу, голозёрный овёс, просо, горох, ячмень, бобы, виноград, алычу, абрикосы. Для обработки земли применяли подсечную или подсечно-огневую систему земледелия (выжигание участков леса и степи и переход на другое место после истощения почвы). Выращивали они крупный и мелкий рогатый скот, свиней (правда, доказательств употребления сала, тем более с чесноком не обнаружено), собак, лошадей (в Египте тогда еще коней не знали!). Охотились при помощи лука и стрел. Трипольская керамика занимала одно из первых мест в Европе того времени по совершенству выделки и росписи.
Трипольцы в основном были крестьянами. Их жилищно-хозяйственнный комплекс, как считается, принадлежал одной семье. Распространённый тип поселения – "хутор", состоящий из 7–15 малых семей, скорее всего близких родственников. Такой образ жизни мало чем отличается от уклада других развитых обществ того времени – Двуречья, Северной Африки, Центральной Америки.
Однако жили трипольцы не только на хуторах, но и в огромных, по меркам того времени, городах. Они знали как обустроить жизнь многотысячных коллективов, как этими коллективами управлять. Несомненно у них был и городской "голова", и бюрократия, и "милиция". А, может, и самобытные ЖЕКи, ЗАГСы, вытрезвители, тюрьмы. Не исключено, что трипольский "мегаполис" был своеобразным прообразом античного города-государства.
С высокой степенью вероятности можно предположить, что жизнь в трипольском обществе была чуть ли не райской – тихой, мирной, спокойной. Ведь у них не было врагов! Лук – любимое оружие. Но признаков военных столкновений нет! Найдены лишь следы незначительных конфликтов – несколько десятков (всего-то!) обнаруженных в одном месте наконечников стрел. Похоже, что на трипольские поселения не давили дикие степные племена – их в то время просто не существовало. Хотя конь и был приручен, но, судя по сбруе, в военных целях он не использовался.
Особая роль в трипольском общество принадлежала женщине. Её день проходил в заботах: она растирала зёрна, носила воду, кормила живность, раскрашивала мисочки и кувшинчики, ткала одежду, мастерила из шкур обувь – судя по невероятному количеству женских глиняных статуэток, женщина в трипольском обществе пользовалась огромным авторитетом.
В каждом трипольском доме стоял ткацкий станок, иногда даже два. Трипольские хозяйки были большими мастерицами в изготовлении рубах, платьев, свиток. Они украшали свои изделия цветным орнаментом с оригинальным, неповторимым узором. Сверху платья трипольские модницы надевали бусы из медных, каменных, стеклянных (да-да, уже в то время – стеклянных!) бусинок, морских и речных ракушек. Они так же знали толк в украшениях из золота и серебра.
В период с 5.500 по 4.000 г. до нашей эры на Земле произошла так называемая земледельческая революция – переход от собирания растений к их выращиванию, от охоты на животных к их разведению. И племена трипольской культуры перешли к главной статье своей экономики – сельскохозяйственному производству если не первыми, то во всяком случае гораздо раньше, чем жители других регионов планеты. Условия-то оптимальны.
Обрабатывая землю, трипольцы жили на одном месте 50-70 лет. Затем земля истощалась, и они перемещались на соседнюю территорию. Исследователи утверждают (и для этого есть все основания), их сельское хозяйство было настолько развито, что продукцию некуда было девать: Трипольская цивилизация является одним из первых земледельческих обществ, которое решило проблему продовольствия. Продуктов хватало не только для себя: в огромных количествах они экспортировались другим цивилизациям того времени – Кавказу, Египту, Месопотамии, Малой Азии, Балканам, Криту.
Трипольцы были не только грамотными земледельцами, но и талантливыми ремесленниками. На ранних этапах большинство их орудий труда были каменными, но в 3600-3150 г.г. до н. э. у них уже были мастерские по обработке главного неолитического сырья – кремня, который использовался для наконечников стрел, серпов, скребков, топоров и других незаменимых в хозяйстве вещей.
Мир принялся осваивать бронзу в конце III тысячелетия до нашей эры. Трипольские бронзовые изделия датируются V тысячелетием – уже в то время у них было большое количество медных орудий высокого качества, на которых не было ни газовой пористости, ни усадочных дефектов, ни трещин.
Редко какому народу не хотелось бы приписать себе изобретение колеса. Однако факт остаётся фактом – в то время как мир считает, что самое древнее изображение колеса находится на шумерских фресках юга Месопотамии (3200 г. до н.э.), на трипольских керамических фигурках колесо присутствует (если верна датировка) в 5000 годах до нашей эры. И изображение коня в материалах Триполья встречается гораздо чаще, чем в иных культурах того времени. Так же, как и статуэтки других домашних животных – коров, быков, свиней, кошек, собак.
По некоторым подсчетам, за полторы тысячи лет скитаний количество трипольцев составляло около двух миллионов человек и все они просто исчезли. Их селения-пепелища находят на всей территории Украины, но ни разу еще не нашли могил самих трипольцев. Согласно одной из версий, причиной такого «исчезновения» послужила резкая смена климата, из-за которой представители этой культуры рассеялись по всему миру.
Согласно другой версии, трипольцы ушли жить в подземные пещеры. Так еще в конце девятнадцатого века около села Бильце — Золото археологи нашли пещеру под названием Вертеба. А в ней — гончарную мастерскую, предметы домашней и сельскохозяйственной утвари и несколько древних захоронений. До сегодняшнего дня были обследованы лишь только 8 км разветвленных подземных ходов этой пещеры. Археологи, ведущие раскопки считают, что это составляет лишь четвертую часть всей территории пещеры.
За В.Хвойкою трипольская культура является мостиком между эпохами камня и бронзы, поэтому правильно было бы выделять в ней два периода:
Первый связан с каменным возрасте, второй - с возрастом медным. Первый - период примитивности в формах посуды, использование орудий труда из кремня или камня. В то время более развито земледелие, а скотоводства почти нет. Более развитыми отраслями были охота, рыболовство, собирательство. Селились в основном у воды, в землянках или наземных глинобитных домах. Для этого поселения характерны такие поселения, как Лука-Врублевецкая, Бернашивка на Днестре, П'янишків круг Умани, Ленковцы Солончани и другие.
Второй - период использования орудий труда и оружия из меди, менее примитивной керамики. Кроме того, уже начинают закрепляться патриархально-родовые отношения, хотя есть мнение, что такие отношения возникли ранее вследствие того, что мужчины уже тогда играли большую роль в скотоводстве и охоте, кроме того, лесной характер земледелия требовал больших затрат сил, что было невозможно для женщины. Наиболее крупными поселениями того времени были Усатово (возле современной Одессы) и круг Городская (Житомирская область).
На трипольском домашнем алтаре обязательно присутствовали глиняные фигурки тех Высших Сил, которым они поклонялись: Богини-матери – символа материнства и плодородия, быка – символа обработки земли и богатства, змеи – символа изворотливости, голубя – символа неба. Сакральные представления трипольцев воплощены не только в глиняных статуэтках, но и в узорах на керамике – повсеместно встречаются изображения солнца, спирали, креста, круга, волн, "всевидящего ока Судьбы". Эти представления в общих чертах сходны с мировоззрением народов более поздних – античных греков, скифов, кельтов, славян. Собственно, ничего удивительного в этом нет – сходно всё языческое мировосприятие: трёхъярусное деление мира, поклонение силам природы, Небу, Земле, Воде, культ Великой Матери. На трипольских фигурках богиня Мать-Земля иногда представлена с поднятыми руками – как и славянская богиня плодородия Мокошь, как и Софиевская Оранта. Культ Богини-Матери общий для Трипольской цивилизации и родственной ей цивилизации Крита. Оттуда он перешёл в античность и воплотился в одну из наиболее почитаемых богинь Рима и Греции – Мать богов и смертных Кибелу.
Однако, при всём сходстве древних сакральных воззрений, трипольское общество шло своим путём, создало и развило собственные религиозные представления и собственные ритуалы. Например, популярный "китайский" символ инь-ян – две змеи, образующие бесконечный коловорот гармонии и движения, похоже, впервые встречается всё-таки у трипольцев.
Особенное место в жизни трипольцев занимал Храм. Он был ярко раскрашен, с орнаментом, высокими арками, крестообразным алтарём и жертвенной чашей. Н.Бурдо, которая занималась реконструкцией сакрального комплекса Триполья, пришла к выводу, что в основе трипольского храма лежала идея Возрождения, достигаемая через определённые ритуалы для достижения высшей цели – бессмертия человеческой души.
Керамика трипольцев является одной из лучших в мире, а керамические изделия - просто произведение искусства для того времени. Керамическая посуда того времени изготавливалася из гончарной глины с примесью кварцевого песка и ракушек пресноводных моллюсков. Он лепился без гончарным кругом на твердой основе, толщина его днища преобладала толщину стен, а сами стены были неравномерной толщины и не всегда правильной формы. Большая посуда лепился с двух отдельных частей. Внешняя поверхность была ровной и покрывалась нанесенной к росписи и обжига червоною краской. Посуда была расписной и без росписи.
Священным, почитаемым местом в трипольских жилищах была печь (где наши предки творили красоту, исцеляли братьев и готовили пищу у Живого Огня, ведь это для них был очаг жизни). Около печи иногда обнаруживают алтари прямоугольной или крестообразной формы, близ которых (порою на специальных возвышениях) располагались глиняные фигурки, чаши на антропоморфных подставках и орнаментированные спиралями сосуды для зерна.
В балканской и восточнославянской этнографии обрядовое хлебное печенье было особенно обязательным в двух случаях: во-первых, при праздновании урожая, когда торжественно выпекался хлеб из свежеобмолоченного зерна, и, во-вторых, на зимние новогодние святки, когда производилось превентивное заклинание природы по поводу урожая предстоящего года. Первый, осенний обряд был предположительно прямо связан с языческими роженицами (8 сентября) и со специальной трапезой в их честь.
Трипольские изображения были в основном женскими, лишь изредка мужскими. Скорее всего, это было связано с идеями матриархата. Каково назначение этих фигур, также остается для нас загадкой. Были ли это “детские игрушки”, или, может, культовые фигурки, которые закладывались в фундамент с целью обезопасить себя от злых духов? Ни одна из этих теорий точно не доказана, поэтому сказать здесь просто ничего. Фигурки были стоячими и сидячими. В сидячих было округлое лицо, руки не было, и ноги отделены друг от друга. Стоячие отличались тем, что имели волосы. Эти фигурки у трипольцев размещались возле печи-костры.
Но трипольская культура не исчезла бесследно. Все более популярным среди историков становится мнение, что часть ее характерных черт находит отражение в манере строительства домов на Украине эпохи средневековья, в орнаментах, используемых в украинской вышивке, керамике, при росписи домов и пасхальных яиц. http://www.liveinternet.ru/users/2704713/post229481876/
Трипольская культура.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии