С. Мишенёв ДРЕВНЯЯ ГРЕЦИЯ. ЭПОХА ГЕРОЕВ
Боевая традиция Древней Греции просматривается достаточно отчетливо. Наиболее значительным периодом для развития фехтования стал так называемый Гомеровский век, или эпоха Героев (примерно 1000-750 г.
до н.э.) Условия формирования боевых систем в этот период были иные, нежели в Эгейской традиции. Это были более жесткие условия, провоцирующие развитие техники в русле функциональности и отделяющие чистые приемы боя от прочих приемов обращения с холодным оружием, таких, как танец, ритуал и т. п. В то же время и те приемы боя, которые мы назвали чистыми, лишенными смысловой значимости, подвергались дошлифовке - более эффектные уступали место более эффективным. Другими словами, произошло (а точнее, усилилось) разграничение между боевым искусством и боевой техникой. Эта граница не так условна, как может показаться на первый взгляд. Она была очевидна античным воинам и спортсменам, ее наличие уверенно констатировал Плутарх. Однако, не имея возможности в рамках небольшой статьи углубляться в этот обширный и непростой материал, мы сегодня расскажем лишь о наиболее общих и ярких тенденциях, свойственных боевой культуре эпохи Героев в целом. Итак, представим себе ситуации, в которых древнегреческим бойцам приходилось использовать холодное оружие: Поединки и смешанные бои на поле сражения, а также единоборства военачальников на войне; ритуальные погребальные поединки; тренировки; танцы (боевые, разумеется); неритуальные состязания (проводились крайне редко). Кроме танцев, все эти случаи требовали весьма утилитарных навыков, и даже ритуальные поединки были начисто лишены какой бы то ни было культовой условности. Да и танцы были, скорее, лишь формой тренировки - индивидуальной, парной или групповой. Во всех этих случаях почти всегда начало было одним и тем же. Противники метали друг в друга копья. Да, именно метание копья было первым и основным приемом при столкновении вражеских армий, и не только в момент сближения войск, но и в гуще самой битвы. Недаром воины носили по два копья. И уж если пущенное копье не достигало цели, то только тогда герои сходились врукопашную, на мечах, топорах или со вторым, сэкономленным копьем. На эффективности метания сказывалась, конечно, еще и безопасность обработки такого приема. Ведь можно хоть сутки напролет метать копья в мишень - копья разного веса, из разных позиций, с разной дистанции - и при этом не получить ни царапины, чего не скажешь о приемах мечевого боя, весьма опасных в то время. Одним из показателей высочайшего мастерства греческих копьеметателей можно считать совершенно невероятное искусство метания двух копий одновременно, с двух рук. При этом одно копье выполняло отвлекающую роль, и избежать удара вторым было крайне сложно. Хотя, конечно, копья не только метали. Существует множество изображений, где воины сражаются копьями в ближнем бою. При этом хват используется преимущественно посоховый, острием вниз. В большинстве случаев затруднительно реконструировать конкретные приемы боя - позы бойцов абстрактно классичны. Но есть исключения из общей изобразительной традиции. На их основе можно сделать ряд выводов о древнегреческом фехтовании. В частности, можно видеть активную работу на разных уровнях - греки охотно приседали, уходя от прямого удара в верхний сектор, и это движение позволяло выполнить эффективный контратакующий удар снизу. Копье греки охотно комбинировали с другими видами оружия нападения. В "Илиаде" мы встречаем активное использование копья в ближнем бою в сочетании с мечом и даже камнем. Впрочем, более традиционная комбинация - копье и щит, или меч и щит. Меч являлся оружием по преимуществу рубящим. Особенно ярко рубящий эффект был выражен в специфическом оружии "махайра", которое имело ярко выраженный ятаганный изгиб. Продолжая анализ стилистики древнегреческого боя, мы обнаруживаем еще одну характерную особенность - прямой корпус, устремленность вверх и вперед вверх. И хотя есть мнение, что прямолинейность греческих танцоров и бойцов связана с жестким, закрепощенным стилем боя, - это не так. Ведь иначе не было бы той высокой подвижности, которая отчетливо видна в текстах и на некоторых рисунках. А прямота здесь - следствие высокой культуры владения телом, достигаемой целым комплексом общефизической подготовки: растяжки, тренинга отдельных групп мышц и т. д. Эта культура периодически терялась и возрождалась снова, а в конце концов утвердилась в школах классического фехтования и дожила до наших дней: главное требование современной боевой стойки - прямой корпус. А. Грунтовский в своих исследованиях* утверждает, что боевые школы, в основе которых высоко, "гордо" поднятая голова, - наиболее правильны, культурны и... человечны, поскольку опущенная голова - признак звериного уровня (не стиля, а именно уровня). Другие связывают прямое положение спины в некоторых боевых искусствах с особенностями циркуляции энергетических потоков. Впрочем, это не исторический вопрос. Но приемы боя в целом достаточно просты. Бойцы избегают лишних или слишком сложных движений оружием, не строят длинные фразы, ограничиваясь двумя-тремя движениями. Значительные усилия прикладываются к тому, чтобы вообще избежать ближнего боя, поразив противника на расстоянии (копьем, камнем). Греки чужды каким-либо комплексам - если в ходе схватки противник оказался сильнее, проигрывающий, не задумываясь, обращается в бегство. При этом ему совсем не обязательно покидать поле боя. Отбежав на несколько десятков метров (или отъехав на колеснице), герой вновь ищет себе соперника. Ничего плохого он не видит в том, чтобы напасть на врага сзади, добить лежачего или раненого. Хорошим считается удар, убивающий сразу. Но герой не ограничивает себя этим условием и вполне довольствуется ситуацией, при которой для выведения противника из строя ему требуется два-три удара. В общем - никаких ограничений и усложнений. Все просто и эффективно. Но рисунок боя меняется, когда герой остается с одним предметом - мечом, копьем - без щита, то есть со свободной левой рукой. Правда, если такому бойцу попадается враг в полном вооружении, то лучше убежать, но если и тот потерял щит... Начинается борьба. В ход идут подсечки, за-хваты, заломы и прочие борцовские приемы, за исключением, пожалуй, бросков. Левая рука и ноги изо всех сил компенсируют отсутствие щита. Подобные приемы великолепно иллюстрируются и иконографией. *А. Грунтовский. "Русский кулачный бой. История. Этнография. Техника." СПб, 1993. |
Свежие комментарии