На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 451 подписчик

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Военное дело таежных народов Западной Сибири

А. Мельников
иллюстрации автора


Территорию Западной Сибири с древнейших времен населял человек. Благодаря климатическому различию ландшафтных зон здесь появлялись и исчезали различные культуры, их носители. Это были и кочевники-номады, и племена оседлых охотников и рыбаков.

Веками формировалось военное дело коренных народов Западной Сибири, которому, на наш взгляд, было уделено недостаточно внимания со стороны исследователей.
Предлагаемая Вашему вниманию статья по военному делу Западной Сибири охватывает период средневековья коренных народов - обских угров и самодийцев.
Рассмотрение военного дела какого-либо одного народа на данной территории, на наш взгляд, не перспективно, в виду специфики военной истории этого региона в целом, так как комплекс вооружения (сложившийся в эпоху средневековья) так или иначе бытовал на всей территории (Западная Сибирь) и отличался у того или иного народа лишь незначительно. При всем многообразии этнических групп на данной территории (манси, ханты, селькупы, насаны) они представляют органичное целое. Другое дело кочевой мир - номады юга Западной Сибири, которые заслуживают отдельного разговора.


Народы и их территории

До сих пор вопрос о прародине древних угро-самодийских народов остается открытым. Многие исследователи данной проблемы отмечали южное происхождение этих народов*, в частности, указывая на северный Алтай, Саяны, равнины Верхнего Приобья.
Примерно в начале I тыс. н. э. территорию Западной Сибири стали заселять угорские и самодийские племена уральской расы, занимающей промежуточное положение между монголоидной и европеоидной расами**.
Трудно сказать, что послужило причиной столь стремительного продвижения на Север этих народов. Древние угры и самодийцы были типичными номадами-кочевниками, однако, попав в иную ландшафтную зону - лесостепи, тайги, тундры, они сменили свой традиционный уклад жизни, тип хозяйства. Угры предгорьев Урала (манси) стали охотниками тайги, рыболовами. Восточные угры (ханты) и частично самодийцы (ненцы, энцы, нганасаны) стали оленеводами тундры.
Южные самодийцы знали мотыжное земледелие.
Типичными жилищами народов Западной Сибири были берестяные кожаные чумы или землянки-карамо.
Постоянные межэтнические, межобщинные контакты привели к тому, что к середине II тыс. н. э. произошел распад обско-угорской общности (появились манси, ханты) и оформился новый народ - селькупы, симбиоз угро-самодийцев. В конце I - нач. II тыс. н. э. в приполярные районы Западной Сибири проникли большие группы самодийцев - предки современных ненцев.
Новгородские летописи XI-XIV вв. упоминают ханты и манси под единым названием "югра". Позднее, в XV-XVI вв., манси стали называться "вогулами", а ханты "остяками". Ненцы же были известны как "самоядь", а селькупы как "остяко-самоеды".
С начала нашего тысячелетия у народов Западной Сибири шел активный процесс становления государственных образований. Примерно к XII-XIII вв. относятся первые упоминания о "княжествах", которые в основе своей имели территориально-родовые объединения. Во главе того или иного "княжества" стояли "князцы", власть которых было наследственной. Они обладали постоянными дружинами, а в случае войны набирали ополчение среди общинников.
Социально-экономическим и политическим центром княжеств были городки, причем достаточно хорошо укрепленные.
Политическая жизнь княжеств была неспокойной, князья часто вели войны, собирая дань с покоренных родов, захватывая имущество, рабов. Князья были еще не феодалами, а являлись предводителями территориально-родовых групп.
Одним из самых крупных княжеств ханты к XV-XVI вв., с правящей династией Алачевых, было Кодское. По подтверждениям русских средневековых источников, кодские князья совершали военные набеги на соседние угорские княжества, вели войны с пермскими владыками и русскими отрядами, ходили в походы против эвенков (тунгусы) на Енисей.
Известны также Обдорские с центром в г. Пулноват-ваш - г. Обдорск (г. Салехард) - и Казымское княжества с центром в г. Казым, в устье одноименной реки. Мощное хантыйское княжество находилось на реке Демьянке.
Не менее сильным было княжество Бардака, влияние которого распространялось на Сургутское Приобье. Центр княжества, Бардаков городок, находился вблизи современного г. Сургута. Наиболее крупное территориально-племенное объединение манси - Пелымское княжество занимало бассейн рек Пелыма, Конды, Тавды. С XV в. Пелымское княжество начинает испытывать влияние Сибирского ханства и становится его данником. Вторым крупным мансийским объединением было Ляпинское княжество, бассейн рек Ляпин, Сев. Сосьва. Центром княжества был городок Кунаут-наш. Существовало также другое мансийское объединение - Белогорское княжество, локализация которого пока не ясна.
К середине II тыс. н. э. появляются довольно мощные селькупские княжества, самое крупное из которых - Пегая Орда, натиск которого испытывали приобские ханты (княжество Бардака). В рамках княжеств селькупы объединялись для противодействия наступавшим с северо-запада хантам, с востока - эвенкам и кетам, с юга - татарам.
Ненцы же не имели каких-либо государственных образований, а сохраняли родовое устройство общества, однако некоторые из них попадали под влияние хантыйских княжеств. Немногочисленные дружины ненцев, возглавляемые своими военными вождями, судя по фольклору, вступали в военные столкновения с хантами, селькупами и эвенками, проникавшими на Обский Север.
Отсутствие достаточного количества источников хронологиче-ского характера не позволяет наиболее полно осветить те или иные эпизоды конкретных военных походов таежных князей.

Состав вооруженных сил. Комплектование.

Основу вооруженных сил любого территориального объединения (княжества) составляла княжеская дружина. Дружина являлась основой могущества князя на подвластной ему территории. Как постоянная военная сила княжеская дружина жила отдельно и имела собственный укрепленный городок, куда доступ был запрещен всем общинникам, кроме самого князя. По данным фольклора, именно эти крепостцы являлись очагом сопротивления в случае вторжения врага. В этническом отношении дружина могла быть неоднородной, а состоять из представителей как угорских, так и самодийских народов. Возможно, в состав дружины какого-либо угорского или самодийского князя могли войти профессиональные воины-наемники, например, согдийцы, вытесненные из Средней Азии арабами Кутейбы ибн Муслима (VIII век). Во всяком случае, гарнизоны крепостей Кимакской федерации (IX-X вв.) формировались как раз из согдийцев, отличных пехотинцев.
Наиболее многочисленную часть таежной армии составляло ополчение родов. Ополчение формировалось по территориально-родовому принципу. Каждый род выставлял в поход необходимое количество воинов, т. е. всех способных, имеющих право носить оружие мужчин. Род же являлся протобоевой единицей армии княжества, а иногда мог выступать самостоятельно. Ополчение родов возглавлялось своими военными предводителями, в качестве которых могли выступать шаманы. Трудно определить место шамана в иерархии таежного войска, но несомненно, что эта фигура весьма универсальна. Именно в нем сочетались функции духовного вождя, врачевателя, а иногда и военного предводителя.

Картина дня

наверх