На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Каббалистические коннотации масонских символов в интерпретации русских масонов конца 18 – начала 19 веков


Ю. Л. Халтурин 
аспирант кафедры истории философии, 
ассистент кафедры онтологии и теории познания философского факультета 
Уральского государственного университета им. А.М.Горького, Екатеринбург.
E-Mail: mogel@list.ru

http://artinvestment.ru/content/download/news_2012/20120321_Hermes_Shtandart.jpg
 
 Каббала  играла  весьма  важную  роль  в  учении  русских  масонов. Русские  братья  были  хорошо  знакомы  практически  со  всеми  основными источниками христианской каббалы, а также с наиболее важными текстами собственно  еврейской  каббалы,  такими,  например,  как  «Сефер  Йецира»  и «Шаарей  Ора»  Йосефа  Джикатилы,  Сефер-а-Тмуна  и  Сефер-а-Зогар. Каббалистические  концепции  оказали  влияние  на  три  основных  аспекта масонской философии – учение о Боге, Натуре и человеке [Burmistrov, Endel
1999; Бурмистров 2002; Бурмистров 2003]. 
В  различных  источниках  из  архивов  русских  масонов  мы  встречаем разные  определения  каббалы  [Краткое  понятие  о  каббале,  1-3;  О  десяти зефирах,  2;  Искусства  и  знания  кабалистические  и  магические,  3]:  каббала как  еврейская  мистическая  традиция  (теология,  теософия),  каббала  как общечеловеческая  универсальная  тайная  мудрость  и  предание,  как  особая техника толкования Священного Писания, как система магических практик.
Для  нас  наибольший  интерес  будет  представлять  понятие  о  каббале  как символической философии. Таким образом каббала определяется, например, в  тексте  «О  десяти  зефирах»:  «мудрость  человеческого  рода  вообще  и еврейского  в  особенности,  таинственна  по  мере  своей  глубины  или основательности и в равной мере символическа по своей форме. Ибо только символ  или  иероглиф  может  представить вышечувственное,  поставив  его  в объясняющие отношения с видимым и обыкновенным, и таким образом дать глубокое  обозрение  предметов,  исчерпывающее  существо  их»  [О  десяти зефирах, 3].
Другое  подобное  определение  находим  в  одном  из  масонских журналов:  «Кабалисты  науку  свою  называют  истинною  Метафизикою  и священным учением, которое чудесным некоим и божественным искусством чрез некоторые символы, оставя все земное и отделив всю материю, научает извлекать из формы форму до тех пор, пока дойдено будет до такой материи, которая  есть  единой  формы  и  не  имеет  никакой  формы»  [О  науке, называемой кабала, 95]. http://biofile.ru/netcat_files/103/47/masonstvo.jpg

Такие определения каббалы представляют собой особую ценность, т.к. совпадают с определением «масонской науки»: «Не есть тот орденский бр:, который  не  ведает  Иероглифическаго  языка.  Сей  язык  требует  ведения  о корепондансах.  Иероглифическое  масонство  есть  научение  этому  языку» [Тезисы  из  бесед  И.  А.  Поздеева.  Часть  вторая,  116]. 


http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/6/60/Allsehendes_Auge_am_Tor_des_Aachener_Dom.JPG

Каббалистическое учение в этом аспекте оказывается тождественным масонскому: «Обратимся к Соломону, великому мастеру тех наук, коим мы научаемся, и увидим как он  описывает  Премудрость  и  разделение  ея  дарований:  подумаем,  что  суть Соломонския науки? Оне суть кабалистическия науки»[Избранные речи по теоретическому градусу, 25 об.].
Однако, такая тесная связь каббалы и масонства через общее понятие символического и иероглифического языка вынуждает исследователя задать закономерный  вопрос:  какие  же  именно  символы  масонства  связаны  с символами  каббалы?  Среди  нескольких  масонских  символов,  имеющих каббалистические  коннотации,  мы  выберем  лишь  один  –  шестиконечную «пламенеющую»  звезду.  Заметим,  однако,  что  каббалистические интерпретации  могли  даваться  русскими  масонами    и  таким  важным орденским  символам  как  точка  в  круге,  колонны  Иахин  и  Боаз, каббалистический  символизм  обнаруживался  в  самой  структуре  масонской ложи  и  в  степенях  масонского  посвящения.  В  нашей  реконструкции каббалистических  коннотаций  масонского  символизма  мы  будем  опираться на  материалы  московских  масонов  Теоретического  градуса  Соломоновых наук  –  базовой  степени  посвящения  в  масонской  системе  Злато-Розового Креста,  идущей  вслед  за  тремя  классическими  иоанновскими  степенями  и одной степенью андреевского масонства, а именно степенью Шотландского мастера. 

Данная  масонская  система  проникла  в  Россию  в  1782  г.,  к  ней принадлежали виднейшие деятели русского масонства – Н. И. Новиков, С. И. Гамалея, И. Г. Шварц, И. А. Поздеев. На сочинения этих авторов, а также на тексты  анонимных  бесед  и  речей  в  ложах,  которые  хранятся  в  архивных фондах 14 и 147 НИОР РГБ, мы и будем опираться.
Эволюция  символики  шестиконечной  звезды  –  один  из  самых дискутируемых  вопросов  при  изучении  каббалистической  и  масонской символики. Мы не будем вдаваться в вопросы происхождения этого символа, его  места  в  иудаизме,  его  использования  в  каббале,  проникновения  в масонский  символизм,  ограничившись  лишь  теми  его  интерпретациями, которые мы находим в текстах русских масонов.
Шестиконечная  звезда,  называемая  также  печатью  Соломона,  щитом Давида,  пламенеющей  звездой,  могла  заменяться  в  масонском  ритуале  и пятиконечной  звездой,  обе  формы  были  распространены  примерно  в одинаковой  степени  и  имели  множество  эзотерических  интерпретаций.  В частности, о смысле этого символа и его роли в ритуале писал И. А. Поздеев, духовный  лидер  московских  розенкрейцеров.  Соперник  Н.  И.  Новикова  в борьбе  за  лидерство  в  ложах  Теоретического  градуса. 

Вот  что  говорит Поздеев:    «На  ковре  пламенеющая  звезда  должна  быть  шестиугольная, которая  составлена  из  воды  и  огня,  следовательно  образует  высшее творение»  [Тезисы.  Часть  вторая,  170].  Особое  значение  он  придает  этому символу в ритуале посвящения в степень шотландского мастера (андреевское масонство):  «Х  МсТ:  должен  поставить  ногу  на  пламенеющую  звезду,  для совершения работ. Пока человек не вступит в свое средоточие, то не может путешествовать  по образу  Х  МсТ:  во  все  4  части  света; ибо  только  познав центр  точки  в  круге  (рисунок  –  прим.  авт),  может  не  заблуждая  везде путешествовать»  [Тезисы.  Часть  третья,  93].    Как  видно  из  этих  описаний, звезда – символ всего творения, вселенной, и в тоже время самого человека, исходя из принципа единства макрокосма и микрокосма.
Первое,  космологическое,  значение  символа  шестиконечной  звезды развивается  и  в  других  текстах.  Так,  в  одном  из  основополагающих документов Теоретического градуса находим следующие слова: «Хаос – это шамаим, эш вэ маим, огонь и вода, шестиугольник» [Выбор из бесед Т. Г. С. К.,  13].  В данном  пассаже  слились  сразу  несколько  концепций.  Во-первых, розенкрейцерская идея хаоса и первоматерии как состоящего из воды и огня:
«То  была  не  имеющая  формы  и  образа  темная  масса,  которая  состояла  из воды и огня, и евреи сиим словом шамаим означают ее; и из сей массы через всемогущее слово божие, все вещи мира сего сотворены; сие была материя, в которой  все  формы  и  образы  в  силе  содержалися,  и  потом  через волю создателя открылися» [Теоретический градус, 20] 
Во-вторых, на масонскую идею наложилась экзегетическая концепция из  еврейской  традиции,  согласно  которой,  слово  небеса  (шамаим)  следует читать как эш вэ маим, огонь и вода. Так, в трактате Вавилонского Талмуда Хагига 12 а читаем: «Что означает слово «шамаим»? …В Барайте учат: огонь и вода. Это учит нас, что Святой, Благословен Он, взял их и смешал друг с другом, и сделал из них небесный свод». Та же идея встречается и в более поздних  источниках  –  в  комментарии  Раши,  а  также,  что  существенно,  в важно  каббалистическом  тексте  –  книге  Бахир  («Сияние»):  «Почему  небо называется  шамайим?  Это  учит  нас  тому,  что  Бог  смешал  вместе  огонь  и воду  и  соединил  их.  Из  этой  смеси  он  создал  «основание  слова  Своего» [Бахир,  54].  Заметим,  что  эта  цитата  почти  буквально  воспроизведена  во фрагменте  из  Теоретического  градуса  Соломоновых  наук, приведенном выше, где шамаим также интерпретируется как первоматерия, основание, из которого словом Бог творит мир. В связи с этим также важно отметить, что подобная интерпретация слова шамаим осознавалась русскими масонами не просто  как  еврейская,  а  именно  как  каббалистическая:  «Свет  называется кабалистами Шамаим, огненная вода, нижнее, Гаарец, Земля или мрачность» [Шварц И. Е., 17].


http://www.shantivanam.info/page/sangha_christ_purusha3b.jpg

Наконец,  в-третьих,  русские  масоны  соединили  еврейский  мидраш  с алхимической символикой, в рамках которой треугольник вершиной вверх – традиционное  обозначение  огня,  а  треугольник  вершиной  вниз  –  воды.  В большинстве текстов самих русских масонов слова вода и огонь вообще не используются, а заменяются на соотвествующие знаки. Именно пересечение этих знаков и образует шестиконечную звезду.
Однако, на этом не останавливается интерпретация данного символа в текстах  русских  масонов.  От  космологической  и  натурфилософской  он движется  в  сторону  теософской:  «Триединица  и  Премудрость  –  это  тоже шестиугольник, т.к. Премудрость заключает в себе три лица в нисхождении» [Избранные  речи,  13].  Единство  натурфилософской  и  теософской интерпретаций  строится  на  герметическом  принципе  единства  и взаимоотражения высшего и низшего миров, основополагающем для русских масонов: «И так, огневодие вечной Натуры учинилось первым приемником всех  сил  и  сущностей  перваго  Божественнаго  нисхождения  или сверхнебеснаго  шестиугольника,  а  как  он  содержит  в  себе  4  сущности, именно: 3 сущности триединства и 4-ю премудрости» [Избранные речи, 14].  
Итак, структура божества также имеет форму шестиконечной звезды – речь  идет  о  Троице  и  ее  отражении  в  земном  мире  –  Софии,  премудрости Божией:  «Первое  движение  Бога  или  коренной  воли  явиться  в  трех свойствах,  подобно  из  центра  явленному  в  неприступном  свете  (нарисован треугольник вершиной вверх) триугольнику, или тридвижению. Сие первое тридвижение Триединаго есть столь неприступный свет, к которому и самые верховнейшия  твари  приступать  ниже  воззреть  на  оной  не  могут.  Но  дабы умерить  оной,  и  как  будто  приуготовить  себя  явить  свои  сокровища,  в которыя  могли  бы  созерцать  из  оных  явиться  долженствующия,  твари,  то четвертым  движением  или  Духом  уже  Премудрости  тот  же  самый  света триугольник  переменил  свое  положение  и  обратясь  составил  (нарис.  треуг. верш. вниз) триугольник света, некоторым образом приступнейшаго, а как в тоже время существовал триугольник и неприступнаго света, то оба вместе и составили (нарис. щит Давида) (шесть сил или духов входят и успокаиваются в седьмом или в центре)» [Беседы, 6].
Можем  ли  мы  говорить  о  каббалистическом  характере  также  и  этих теософских идей? Думаю, да. На следующем листе процитированного выше текста, мы находим увязку идеи четверицы как единства Троицы и Софии, мужского и женского аспектов божества не только с комологической идеей соединения огня и воды, которая для масонов имела каббалистический исток, но  и  с  экзегетикой  слов  Священного  Писания  о сотворении  мужчины  и женщины  про  образу  и  подобию  Божиему:  «Приняв  за  основание,  что человек  сотворен  по  образу  и  по  подобию  Триединаго,  и  сотворен  имея  в себе силы  действующую  и  страдающую,  можем,  браться,  утвердительно сказать, что и в самом триедином есть действующее и страдающее, огонь и вода. От действия огня на воду началось и творения: началось оно глаголом, Verbo. А глагол есть неисповедимая плодотворность Триединаго, радость и восхитительное  ощущение  Отчее  в  Сыне,  из  огня  чистейший  истекающий Свет. Он стал действовать…огонь чрез свет силою духа явил неисповедимыя красоты  воды,  или  сам  триединый  чрез  Слово  силою  духа  вошел  в Премудрость,  или,  осмеливаясь  с  высочайшим  благоволением  выговорить,
Сам триединый вошел в собственное женское божества» [Беседы, 14]. 
Итак, Логос и София, огонь и вода, активное и пассивное, мужское и женское начала, треугольник вершиной вверх и треугольник вершиной вниз  содержатся  в  Боге  так  же,  как  и  в  человеке,  и  в  космосе.  Что каббалистического  содержится  в  этой  идее?  На  этот  вопрос  помогает ответить другой текст, принадлежащий И. Г. Шварцу, основателю русского розенкрейцерства. С его точки зрения, идея андрогинности человека и Бога составляет самую суть каббалистического учения: «Однако, чтобы подать об них некоторое понятие, почерпнем из некоторых писателей, писавших о сей науке  (каббале  –  прим.  авт).  Что  они  о  сотворении  человека  и  о  прочем каббалистическим образом говорят? Что человек при сотворении своем имел в  себе  мужеския  и  женския  семена,  или  действующую  и  страдательную причину, … что потому-то он есть образ божий, что обе сии причины, яко Бог, в себе заключают. Далее они продолжают, что первое падение человека есть  отлучение  женской  силы  от  мужеской…  И  что  все  стремление соединения  паки  двух  воедино  или  возвращения  образа  Божия,  которой человеком  потерян,  т.е.  чтобы  сила  действующая,  страдательная  и производящая,  соединилась  в  человеке,  яко  в  Боге  оне  соединены  суть  и составляют  его  Троицу.  Которое  стремление  соединения  трех  воедино, говорят  они,  изображено  в  Песне  Песней»  [Шварц  И.  Е.,  15]. 

И.  Г.  Шварц достаточно адекватно описывает здесь каббалистические идеи о мужском и женском аспектах божества, Боге и его Шхине, об их отражении в человеке, о грехопадении как разлучении божественных супругов и о спасении как их объединении.  Все  эти  идеи  мы  можем  без  труда  найти, например,  в  книге Зогар и в лурианской каббале, они являются основополагающими не только для  каббалистического  учения,  но  также  и каббалистического  ритуала  и символизма. 
Сопоставляя  приведенные  цитаты,  взятые  из  разных  текстов,  можно прийти  к  выводу  о  вполне  осознанном  соотнесении  каббалистических
интерпретаций и масонских символов в учении русских масонов. Разумеется, такое  сопоставление  можно  подвергнуть  сомнению,  ведь  тексты  написаны разными  авторами  в  разное  время.  Да,  это  своего  рода  мозаика,  паззл, который мы собираем из фрагментов масонских рукописей. Но поскольку все они  принадлежат  масонам  одного  и  того  же  круга,  людям,  которые  лично знали друг друга, читали сочинения друг друга, опирались на одни и те же тексты  и  традиции,  такая  игра  цитатами  имеет  под  собой  фактические основания и из игры превращается в научную реконструкцию.
Отмечу,  что  каббалистический  характер  символа  шестиконечной звезды  обнаруживается  и  в  том,  как  он  изображается  в  некоторых  текстах
русских масонов. Так,  на коврах шестиконечная звезда изображается обычно с буквой G в центре и языками пламени около лучей. Однако, есть и другие изображения – с буквами А. и К. по краям от верхнего луча, римской цифрой III в центре и с арабскими цифрами от одного до шести слева направо в лучах звезды.

http://www.shantivanam.info/page/sangha_christ_purusha1b.jpg
 Буквы  А.  и  К.  отсылают  к  каббалистическому  понятию  небесного человека – Адама Кадмона, который также может описывать как андрогин,  цифра  три  в  центре  –  знак  Троицы,  а  6  арабских  цифр  –  6  дней  творения. Этот  рисунок  можно  найти    в  масонских  текстах,  таких  как  «Речь  о сотворении  вселенной»  И.  С.  Гамалеи  и  «Братские  увещания»,  написанные доктором С. Эли [Соколовская 2009, 79-80; Речь о сотворении мира, 99 об.], наставником  лидера  петербургских  масонов  И.  П.  Елагина  и,  видимо, знатоком  еврейской  мистической  традиции,  через  сочинение  которого, возможно,  к  русским  масонам  и  попала  талмудическо-каббалистическая традиция интерпретации слова «шамаим».
Наше  небольшое  исследование  хотелось  бы  завершить  не  суммой выводов, а вопросом: являются ли каббалистические коннотации масонских
символов, о которых говорили масоны самых разных систем  на протяжении всей    истории  масонства,  и  в  том  числе  русские  братья, изначальным смыслом  этих  символов?  Или  же  речь  идет  только  о  позднейших интерпретациях?  Является  ли  каббала  неотъемлемой  частью  масонского учения,  символизма,  ритуала,  организации,  либо  эта  традиция,  наряду  с другими, была ассимилирована масонами лишь на поздних стадиях развития ордена?  К  сожалению,  тексты  русских  масонов,  весьма  фрагментарные  и противоречивые, не могут помочь нам ответить на этот вопрос, но во всяком случае проливают свет на связь каббалистической и масонской символики в период расцвета европейского и русского масонства. 

ЛИТЕРАТУРА
Бахир – М.: Сфера, 2002 
Беседы. -  НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 263. 
Бурмистров  К.  Каббалистическая  экзегетика  и  христианская  догматика  //
Россия  и  Гнозис.  Материалы  конф.  -  М.,  ВГБИЛ,  22-23  апреля  2002  г.  М.:
Рудомино, 2003. – c. 102-113;
Бурмистров К. Каббала в космогонии русских масонов конца 18 в. // Россия
и Гнозис. Материалы конф. - М., ВГБИЛ, 21-23 апреля 2003 г.  – с. 95-103
Выбор из бесед Т. Г. С. К. - НИОР РГБ.  Ф.14. № 247. 
Избранные речи по теоретическому градусу - НИОР РГБ. Ф.147, е.х. № 97. 
Искусства и знания кабалистические и магические - НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. №
991
Краткое понятие о кабале - НИОР РГБ. Ф. 14, е.х. № 992.  http://www.yaplakal.com/uploads/previews/post-3-13235441143495.jpg

Картина дня

наверх