Михаил Назаров
САД ВЕНЕРЫ НА РАЙСКОМ ОСТРОВЕ ВЕДО (Oedo)
Из серии "Достопримечательности Южной Кореи"
Богиня красоты, любви и наслажденья! Давно минувших дней, другого поколенья Пленительный завет! Эллады пламенной любимое созданье, Какою негою, каким очарованьем Твой светлый миф одет! Иван Тургенев
|
Одной рукой поддерживая тогу, Не поднимая трепетных ресниц, Как тайна красоты, Как вызов богу. Она стоит - царица всех цариц! Марк Лисянский
|
Райский остров Ведо - (он так и называется официально - Oedo Paradise island!) принадлежит к национальному морскому парку Халлё и находится на самом юге Кореи в Южном море. По посещаемости он входит в первую тройку после острова Чеджу и горного массива Сораксан. Как мне удалось выяснить, причина его популярности у корейских туристов кроется не столько в его красоте и даже некоторой экзотичности для Кореи, а в том, что тут в свое время проходили съемки телевизионного сериала "Зимняя песня любви". Нас же этот остров в первую очередь привлекал именно своей красотой и необычностью. Необычностью потому, что кроме Ботанического сада, как следует из путеводителя, здесь находится Сад Венеры, который по описанию выглядит, словно Версаль в миниатюреи представляет собой двенадцать скульптур греческой и римской мифологии, известные нам по европейским музеям, дворцам и паркам. Такая классическая скульптура совсем нехарактерна для конфуцианской Кореи, и нам было интересно и любопытно увидеть своими глазами уголок Европы в далекой Азии. Добираться до Ведо не очень просто, несмотря на то, что Корея страна, в общем-то, небольшая. Сначала из Сеула надо ехать часов 5-6 автобусом до крупного южного острова Гочжедо, соединенного с материком километровым мостом, затем ночевка на острове, и на следующий день паромом или прогулочным катерком за 30 минут можно доплыть до Ведо. В первый раз мы так и сделали, но из-за сильного шторма катер не смог тогда причалить к острову, и мы ограничились лишь осмотром других близлежащих островов Национального парка Халлё.
Вечер на рейде в Гочжедо
Через 2 года мы повторили наш маршрут, и в этот раз нам с погодой повезло больше. Кроме того, мы учли прошлогодние ошибки и закупили билеты на пароход накануне, причем на самый ранний рейс, пока море спокойно и народу поменьше. В 7 утра наш прогулочный пароходик дает прощальный гудок и выходит в открытое море. Справа по борту остается остров Гочжедо, вокруг которого приютились еще 62 маленьких островка. Из них только на 10 живут люди, а остальные - необитаемые. Тем не менее, некоторые из них очень известны. Например, остров Чисимдо славится своими камелиями. На здешних островах камелии растут повсюду, но камелии с Чисимдо - самые знаменитые. Их ценят за особую утонченную красоту. Камелии с Чисимдо объявлены даже национальным природным памятником. Всю эту информацию об истории и природе островов нам любезно рассказывает во время плавания экскурсовод, правда, на корейском языке. Уже после экскурсии я добросовестно проштудировал путеводители и справочники, и полагаю, что мой рассказ будет близок к тому, что нам поведал наш гид. После острова Чисимдо мы проплываем мимо скопления островов, которое называют Хэкымган, что можно перевести как "морской Кымгансан". Кымгансан - это горы в Северной Корее, которые считаются самыми красивыми на Корейском полуострове. Теперь представьте, что такие же красивые горы и скалы затопило водой, так что видны только верхушки - и получится Хэкымган - скалистые островки, которые под действием солнца и морского ветра приобрели причудливые формы. Вот скала Львиная грива, за ней скала Подсвечник, а дальше - скалы под названием Жених и Невеста. Справа от нас сейчас скалистый остров, облюбованный морскими птицами. Желтые цветы в скальных трещинах - это орхидеи. В Хэкымгане орхидеи цветут круглый год. Если красоты Хэкымгана - это подарок нам от природы, то остров Ведо превратился в маленький субтропический рай благодаря стараниям людей. Три десятка лет назад на Ведо жило всего 6 семей, не было ни телефона, ни электричества. Но с 1975 года, причем усилиями одного человека - Ли Чан-Хо, Ведо стал туристической достопримечательностью Кореи и живым памятником человеку, оставившему после себя добрую память!
Ли Чан-Хо -основатель ботанического сада на Ведо.
Интересна история этого острова. В 1969 году Ли Чан-Хо, математик по образованию, нашел здесь прибежище и защиту от ветра и волн при ловле рыбы. Этот остров ему так понравился, что он решил здесь поселиться навсегда. В течение последующих 30 лет он и его жена вкладывали всю свою душу в благоустройство острова и создание здесь райского уголка. В результате был заложен прекрасный ботанический сад. Кроме знаменитых камелий на острове много экзотических растений, таких как кактусы и пальмы. Обычно в Корее кактусы выращивают в оранжереях, но здесь они растут на открытом воздухе.
Лес из королевского бамбука выполняет роль природного кондиционера воздуха - в его зарослях всегда прохладно и свежо! В апреле остров покрываетсяковром из цветов необычайной красоты со всех уголков мира!
| |
| |
| |
| |
Поднимаясь вверх по "Лестнице, ведущей на Небеса" - таково ее полное название, мы попадаем на смотровую площадку, откуда открывается замечательный вид на море и волны, бьющиеся о прибрежные скалы. Отсюда в ясную погоду видно далеко - можно увидеть даже Японские острова. Кроме того, отсюда хорошо видна панорама острова и цветники, расположенные на склонах гор.
Однако, самое необычное и нетипичное для Кореи, что мы увидели со смотровой площадки острова Ведо - это сад Венеры с греко-римской скульптурой.Венера (лат. Venus,) - римская богиня любви и красоты, она же - Афродита у эллинов, царица нимф и граций. Немецкий искусствовед Г. Мюллер так писал о Венере: "Она самая красивая из всех богинь, вечно юная и пленительная. Ее прекрасные очи сулят одно блаженство. Золотые украшения богини горят ярче огня, а прекрасные, увенчанные золотым венком волосы благоухают". Первоначально, древне-римская Венера была богинею садов, весны, произрастания и расцвета, имя ее употреблялось как синоним плодов. Венера ассоциировалась с буйным цветением весны и где бы она ни проходила, расцветали цветы, сияло солнце и дул нежный ветерок. Римляне говорили, что по следам богини ступает радость. В такой трактовке Сад Венеры, и ее многочисленные скульптурные изображения, как нельзя лучше соответствуют Ботаническому саду и прекрасно смотрятся на фоне благоухающей зелени, синего моря и голубого неба. Вот так в виде полукруглой колоннады, почти как на греческом Олимпе, с 12 мраморными искусно подобранными скульптурами выглядит сад Венеры на острове Ведо в Южном море.
Венеру олицетворяет множество статуй, но почему-то у большинства из нас она ассоциируется в первую очередь с Венерой Милосской. Такое словосочеиание стало уже стереотипом, и это, наверно, потому, что Венера Милосская - самая известная и знаменитая из всех Венер. Великолепная статуя, найденная в 1820 г. на острове Милосе хранится сейчас в Отделе античного искусства в Лувре. В этой статуе верхняя часть обворожительно красивой женщины представляется в полной наготе, а нижняя, начиная с бедер, изящно прикрыта спущенною с туловища драпировкою; отбитыми и теперь утраченными руками богиня, как предполагают археологи, поддерживала на своих коленах щит, в который смотрелась, как в зеркало.
Афродита (Венера) Милосская. Около 300 до н.э. Мрамор. Лувр. Париж
Многим знакома история статуи. Весной 1820 г. греческий крестьянин с острова Милоса по имени Юргос, копая землю, почувствовал, что его лопата, глухо звякнув, натолкнулась на что-то твердое. Юргос принялся копать и обнаружил статую очень красивой женщины из белоснежного мрамора, помещенную в каменной нише. Тот, кому когда-то принадлежала эта статуя, видимо, очень дорожил ею и сделал все возможное, чтобы на нее не влияло время. Как свидетельствует надпись (впоследствии ее прочитали ученые), автора изваяния звали Агесандр, или Александр (точно установить не удалось), ибо несколько букв стерлось. Жил он в конце III или начале II в. до н. э. Полуобнаженная фигура, сильная и одновременно женственная, - такой изобразил скульптор Афродиту, богиню любви. Мягкие складки одеяния подчеркивают красоту и упругость обнаженного тела. В зависимости от того, откуда смотреть на статую, она кажется то гибкой и подвижной, то спокойной и сосредоточенной. Удивительную жизненность придает богине и посадка головы немного влево и чуть вниз. Богиня любви, она чуть торжественна в своей возвышенной и строгой красоте и в то же время глубоко человечна. Остров Милос принадлежал в те времена Турции. Иностранцы посещали его редко, и поэтому покупателя на удивительную находку найти было трудно. Юргос уступил ее за бесценок местному священнику, который задумал принести ее в дар кому-то из султанских вельмож. В это время о находке узнал французский посол в Турции и послал на Милос своего секретаря на военном корабле. Французы прибыли в тот момент, когда статую грузили на турецкое судно. Секретарь попытался тут же в порту перекупить замечательное творение греческого искусства, но священник категорически отказался. Тогда французы решили отнять драгоценную статую силой. Завязалась драка. Турецких матросов было меньше, чем французских военных моряков, и им пришлось уступить, но статуя при этом потеряла обе руки. Французский посол отправил находку - "Афродиту (Венеру) Милосскую" (так ее назвали в честь острова, где она была найдена) в Париж, в музей Лувр. Там ее поместили в отдельном зале, как одно из самых больших сокровищ этого музея. Не пытайтесь найти статую Венеры Милосской в числе 12 копий, представленных в парке Венеры на острове Ведо -здесь ее просто нет. Я не знаю, кто и какими критериями руководствовался при отборе статуй для парка, но я бы ее поместил в первую очередь. Зато здесь есть Рождение Венеры по мотивам известной картины С. Ботичелли. Существует две легенды о рождении Венеры. Согласно одной, она была дочерью Юпитера, другая же повествует о том, что она родилась из белоснежной пены морских волн.
Родилась Красота из пены белоснежной - и стала над волной!
Морские волны выносят на берег огромную раковину, похожую на раскрытый нежный цветок со стоящей в ней обнаженной, хрупкой богиней с задумчиво печальным лицом. Легкий ветер принес ее на остров Кипр. Зефиры, стремительно парящие в воздухе, подгоняют раковину к берегу, осыпают ее цветами и колышут золотые пряди волос Венеры. Высокая, стройная, с мягкой волной золотых волос Афродита - олицетворение красоты и вечной юности. Нимфа спешит накинуть на нее пурпурное, развевающееся от дуновения ветра, покрывало. Вышедшую из воды богиню любви окружили юные Оры и отвели ее на Олимп. С тех пор всегда живет среди богов Олимпа златая Афродита, вечно юная, прекраснейшая из богинь. Афродита будит любовь в сердцах богов и смертных. Благодаря этому она царит над всем миром. Никто не может избежать ее власти, даже сами боги. Интересно сделать небольшой экскурс в историю и проследить, например, по энциклопедическому словарю (Брокгауз и Ефрон. Энциклопедический словарь. СПб, 1880) как менялось восприятие Венеры с течением времени. По мере того, как искусство греков становилось менее религиозным, иконографический тип богини утрачивал свою строгость, делался более соблазнительным, более чувственным. Самая личность ее, так сказать, раздвоилась: рядом с прежней Афродитой-Уранией, явилась другая, Афродита-Пандемос (всенародная), олицетворявшая собою идею плотской любви и сладострастия. Постепенные видоизменения, испытанные при этом иконографическим типом Венеры, можно проследить по значительному количеству ее статуй, относящихся к разным эпохам: мало помалу она освобождается от одежды; сначала легкий хитон еще облекает ее тело, обрисовывая его молодые и стройные формы и оставляя открытыми только правое плечо и правую грудь; нередко богиня одною рукою надевает себе на плечо развевающийся сзади плащ, а в другой держит яблоко (одна из статуй музея Киарамонти, в Ватикане). Это - тип покровительницы преимущественно брачных союзов. Те же черты впоследствии получает у римлян Венера-Родительница (Venus Genetrix), лучшие статуи которой хранятся в галерее виллы Боргезе, в Риме, и в неаполитанском музее. Если судить по значительному числу вариаций этого типа, повторяющегося и в статуях, и в других памятниках, - он был в большом распространении. Из таких вариаций, особенно интересна, так называемая, Капуанская Венера, статуя неаполитанского музея, изображающая богиню также обнаженною до бедер и попирающую шлем левою ногою. В IV столетии великий скульптор новоаттической школы решается на еще более смелое видоизменение типа богини и снимает с нее всяческие покровы. Жители острова Коса заказали Праксителю изваять для них Афродиту. Вместо одной ее статуи, он исполнил две - одну одетую, другую совсем нагую. Заказчики выбрали первую, как более согласную с религиозным преданием. Вторуюстатую приобрели книдяне и поставили ее в небольшом храме, открытом со всех сторон, для того, чтобы было удобнее любоваться ею. Книдская статуя (см. статью С. Рейнаха: "Книдская Венера", в "Вестнике изящ. иск. ", 1888 г., стр. 189), красоте которой древние писатели расточают восторженные похвалы, изображала богиню в тот момент, когда она, скинув с себя последнее покрывало, кладет его на близстоящую вазу и входит в воду для купанья. Ни подлинное произведение Праксителя, ни непосредственные копии с него, к сожалению, не уцелели, и мы можем судить об общем виде книдской Афродиты только по ее изображениям на некоторых монетах. Но созданный Праксителем тип как нельзя более соответствовал чувственному вкусу тогдашних греков и следовавших за ними поколений, а потому повторялся, можно сказать, в несчетных вариациях. В позднейшее время подражатели Праксителя стараются придать этому типу еще более чувственный характер, видоизменяя на разный лад тему Венеры, выходящей из морских волн, или идущей купаться. Наибольшей известностью пользуетсяВенера Медицейская в музее Уффици во Флоренции. Богине приданы в ней черты весьма молодой, только что расцветшей красавицы, стыдливо прикрывающей одной рукою свою грудь, а другой - лоно. Очень похоже на нее по позе и жесту Венера Капитолийского музея в Риме, изображающая богиню в виде женщины с вполне развитыми формами. Повторения обеих этих статуй встречаются во многих музеях, между прочим, и в Питерском Эрмитаже, где Венера Таврическая составляет дубликат Венеры Медицейской, а извлеченная недавно из забвения Гатчинская Венера - дубликат Капитолийской. Тот же мотив купания, но в другой композиции, мы увидели на острове Ведо в скульптуре Венеры, выходящей из моря.
Это копия известной скульптуры "Купальщица" Аллегрэна (The "Bather" by Allegrain (1710-1795) - The Louvre, Paris). (Не путать с Купальщицей Фальконе). В своей скульптуре Аллегрэн изобразил идеал француженки 18 века - прекрасно сложенное тело с поэтическим шармом и гармоничной элегантностью! Образ богини перешел в новое искусство, которое с эпохи Возрождения и до наших дней передает в ее лице идеал женской красоты и грации. Венера в образе купальщицы ассоциируется прежде всего с чувственной любовью, она считается покровительницей удовольствий, сексуальности, роскоши и красоты т.е. всего, что связано с романтическими чувствами и отношениями. Итальянский идеал женщины лучше всего передал Антония Канова в своем видении Венеры - "Венера Итальянская" (оригинал - Venus Italica by Canova - Pitti Palace, Florence). А копия этой скульптуры прекрасно вписалась в корейский пейзаж райского острова. Стройная, с нежными чертами лицами и мягкой волной золотых волос, как венец лежащих на ее прекрасной голове, Афродита - олицетворение красоты и вечной юности. У Кановы в облике Венеры сочетается чувственная красота и возвышенная одухотворенность. Ее облик - достижение великой гармонии, он считается одним из самых прекрасных поэтичных женских образов в мировом искусстве.
Не удивительно, что Венере многие известные поэты посвящали свои стихи. Афанасий Фет написал такие строки:
И целомудренно и смело До чресл сияя наготой, Цветет божественное тело Неувядающей красой. |
А это стихи Марка Лисянского:
Она стоит открыто, Не таится, А молодая мраморная грудь Вздымается, волнуется, теснится, Высокая и теплая чуть-чуть. |
У Антонио Кановы есть еще один шедевр - "Три грации", который смотрится и воспринимается среди тропической зелени и океана совсем не так как в петербургском Эрмитаже. Как известно из греческой и римской мифологии, Венеру сопровождали три грации (рим.), или хариты (греч.), бывшие богинями прелести, веселья и радости. Имена харит, их число и просхождение в различных мифах различны. По наиболее распространенной версии их три - Эвфросина ("благомыслящая"), Аглая ("сияющая") и Талия ("цветущая"). Хариты сопровождали Аполлона, Гермеса, Афродиту, Диониса и других богов, и принимали участие в их увеселениях. Сплетенные фигуры харит были популярны в скульптуре и живописи с эллинских времен. Однако, мне кажется, лучше всего изобразить фигуры молодых женщин удалось именно Канове. В его грациях мы видим удачное сочетание чувственного и сентиментального оттенка, кокетливую грациозность и женское совершенство. И если Афродита прославлялась, как дарующая земле изобилие, вершинная "богиня гор", спутница и добрая помощница в плавании "богиня моря", т.е. земля, море и горы были объяты силой Афродиты, то и ее грации на фоне цветов, пальм, моря и гор, как нельзя лучше, соответствуют этому образу.
"Три грации" на острове Ведо. (Оригинал Антонио Канова (1757-1822) в Санкт-Петербурге, Эрмитаж)
Афродита всегда в окружении роз, миртов, анемонов, фиалок, нарциссов, лилий и в сопровождении харит и нимф. Они приносят радость всему живому своей цветущей красотой. Часто Венера изображается прекрасной молодой женщиной в венке, с цветами или фруктами в руках.
Афродита в садах
Венера в двух своих аспектах - символ небесной и земной любви. Олицетворение любви и женской красоты. Венера связывается и с положительными, и с отрицательными аспектами женского начала - как покровительница целомудрия и как божество гетер. Согласно мифологии Юпитер-громовержец выдал Венеру замуж за вулкана в благодарность за выкованные богом-кузнецом молнии. Ног тот был хромым и самым некрасивым из римских богов. Непостоянная Венера, склонная скорее к удовольствиям, чем к исполнению долга, изменила ему с Марсом, а после - со многими иными любовниками. В качестве олицетворения любви Венера воплощает и духовную любовь, и физическое влечение.
Крылатая Ника Самофракийская на острове Ведо в саду Венеры.
Оригинал был найден в 1863 г. лично французским консулом и археологом-любителем Шарлем Шампуазо (Charles Champoiseau) на острове Самофракия. Статуя была найдена без головы и разбита на множество частей, из которых впоследствии была восстановлена и хранится сейчас в Париже в Лувре. Ника - крылатая богиня победы в греческой мифологии. Первоначально она символизировала морские победы. Статуя богини победы Ники была воздвигнута на маленьком острове Самофракия около 190 г. до н.э. жителями Радоса в память о победе, одержанной ими над флотом сирийского царя. Высеченная из мрамора, фигура богини стояла на высокой отвесной скале над морем, ее пьедестал изображал нос боевого корабля. Яростные волны разбившись о скалу у ног богини, ветер стремился прижать ее расправленные крылья... Впоследствии, Ника стала не только богиней побед в сражениях, но также она символизировала победы в артистических и спортивных состязаниях. Помогает она и богам, и людям. В римской мифологии греческая Ника соответствует богине победы Виктории (Victoria, "победа"). В надписях и на монетах эпохи римскойимперии Виктория изображалась обычно как олицетворение победы того или иного императора в войне. А в заключение несколько фотографий из серии "Приобщение к прекрасному"
P.S. Взгляд автора не всегда совпадает со взглядом жены
Свежие комментарии