Никакой другой дворец не связан так тесно с личностью Фридриха Великого как Сан-Суси. Идеи короля воплотил Георг Венцеслаус фон Кнобельсдорф, соорудив королевскую летнюю резиденцию, в которой Фридрих II вдали от официальной жизни намерен был проводить время в интимной обстановке, мог предаваться своему любимому времяпровождению.
Название "Сан-Суси", что означает "без забот", отражает суть желаний короля. Большую часть года король жил в Сан-Суси , выезжая в Берлин лишь по государственным делам исключительной важности; в основном же послов и министров принимали именно здесь.В 1744 году была сооружена верхняя терраса виноградника, на ней 14 апреля 1745 года был заложен фундамент небольшого дворца Люстшлосс. 1 мая 1747 года состоялась церемония открытия дворца. К началу 1748 года строительство его было окончательно завершено. Кнобельсдорф и скульпторы Иоганн Аугуст Наль, Бенкерт и Эбенхех, мастера по дереву Иоганн Христиан и Иоганн Михаэль Хоппенхаупт, а также мастера лепки Сартори и Мерк создали творение искусства, которое по своему художественному совершенству и взлету фантазии является непревзойденным образцом потсдамского рококо. Большой фонтан окружен полукруглыми скамьями и скульптурами французских мастеров. Четыре стихии Огонь, Вода, Земля, Воздух и античные боги обрамляют большой рондель. Здесь особенно ценны скульптуры Венеры и Меркурия Жана Батисты Пигаль (1714-1785).
Фасад дворца, обращенный к парку, украшен 36 фигурами скульптора Ф. X. Глуме (1714-1752). Вакхи и вакханки подчеркивают тему виноделия. Возвышающийся над дворцом купол разделяет длинное приземистое здание, к которому, кажется, совсем не подходит название "дворец". Архитектура со стороны парадного двора, напротив, сдержанна и выполнена в умеренном классическом стиле, так как официальные гости в XVIII столетии попадали во дворец через ворота посредине широкой полукруглой колоннады. Через ворота виден холм Руиненберг с большим бассейном для питания фонтанов.
Несколько сдвинутые назад прикрытые зелеными коридорами хозяйственные крылья только в XIX веке обрели нынешний вид. В оформлении внутренних помещений от зала к залу все больше и внушительнее проявляется характер потсдамского рококо, характеризующийся использованием сдержанного, тонкого и в то же время богатого художественным вымыслом натуралистического и стилизованного орнамента. Все виды искусства выступают в единой гармонии. Светлые тона стен, богатая фантазией отделка потолков, искрящаяся живость позолоченных орнаментов, красота картин и зеркальный блеск сливаются в симфонию веселья и жизнерадостности.
Длинная лестница из 132 ступеней пересекает 6 виноградных террас соединяет парк и дворец Сан-Суси.
Статуи возле дворца Сан-Суси. Подсдам.
Схема расположения залов
В одноэтажном здании дворца Сан-Суси расположены 12 роскошно оформленных залов, великолепных образцов интерьера XVIII века. В центре дворца находятся вестибюль и Мраморный зал. В западном крыле расположены пять гостевых комнат, а в восточном — королевские апартаменты, состоящие из приемной, концертнй комнаты, кабинета и алькова, библиотеки и малой галереи на северной стороне.
Вестибюль
Зал 1
Входящие во дворец сначала попадают в вестибюль. Комната, предназначенная для приема гостей выдержана в сдержанном стиле, как и фасад здания. Впечатление от прямоугольного, закругленного пространства подчеркивают десять пар коринфских колонн из гипса, имитирующих мрамор. Золоченые капители колонн, и архитектурные мотивы под потолком, повторяют украшения на фасаде здания. За колоннами просматриваются коринфские пилястры, не сильно выступающие из стен. На них опирается тяжелый, далеко выступающий карниз. Кажется, что потолок не опирается на колонны. Изогнутый вут обрамляет потолок, на котором изображена богиня Флора с амурами, бросающими цветы и фрукты с небес.
Трем высоким окнам снаружи, внутри соответствуют три декоративные плоские ниши. Уровень невысоких дверей визуально поднят на ту же высоту, что и окна. Над более узкими боковыми дверями в плоской поверхности ниши расположены круглые окошки, в золотистом орнаментальном обрамлении. Поверхность двустворчатой двери, ведущей в Мраморный зал, украшена золоченым рельефом – в светлом вестибюле этот выход должен привлекать особое внимание.
Над обоими дверьми на анфиладной оси помещен декоративные рельефы, изображающие Танец нимф, Триумф Бахуса, шествие опьяненного Силена, эти темы позаимствованы из мифов о Бахусе. На створках двери и в декоративной рельефе над дверью (десюдепорте) вырезаны вазы с виноградной лозой, которая стала своеобразным символическим мотивом всего декора замка, задуманного в стиле виноградника.
В свободных простенках между парами колонн на высоких пьедесталах расположились прекрасные изваяния. Статуя сидящего бога войны Аполлона, созданная (по примеру античного изваяния в римской Вилле Людовзи) французским скульптором Л.-С. Адамом, была преподнесена в дар королю от Людовика XV в 1752 г. Напротив античного Меркурия в XIX в. была установлена копия неаполитанской Агриппины. Пол покрыт плитами силезского мрамора.
Мраморный зал
Marmorsaal
Зал 2
После приглушенных тонов вестибюля, вступившего в Мраморный зал захватывает его великолепие. В своей прощальной речи на похоронах архитектора Георга Венцеслава Кнобсельдорфа, Фридрих II упоминает этот зал как «свободную вариацию на тему римского Пантеона».
Многие детали интерьера Марморного зала унаследованы у вестибюля – и парные колонны с золотыми капителями, стоящие перед коринфскими пилястрами, расчленяющие эллиптическое пространство зала, и опирающийся на них массивный карниз. В простенках между парами колонн в полукруглых нишах помещены двухстворчатые двери или статуи.
В декорировании зала использованы дорогие материалы изысканной цветовой гаммы - цельные колонны и пилястры из каррского мрамора, капители и основания колонн из позолоченной бронзы, ниши для дверей и статуй из силезского мрамора.
Над украшенным богатым орнаментом и статуями карнизом поднимается купол, декорированый позолоченными мотивами, в центре которого расположено овальное окно. По своду радиально проходят восемь утончающихся декорированных полос, продолжающих вертикальное членение пространства колонами. Между ними расположены кессонные плоскости, в нижней, широкой части которых помещены овальные медальоны, изображающие атрибуты разных видов искусства и науки.
Радиальное членение свода повторяется и в инкрустации мраморного пола. Овальная середина украшена ромбовидными узорами с четырехлистными розетками, по кругу чередуются абстрактные и натуралистические мотивы. В плоских полукруглых нишах расположены двери в вестибюль, в соседних с ними – статуи бога искусств Аполлона (в руке он держит раскрытую книгу «О природе вещей» Лукреция с золотыми буквами) и богини природы и жизни Венеры Урании, созданные французским скульптором Франсуа-Гаспардом Адамом.
В Мраморном зале Фридрих Великий встречался с дипломатами, беседовал с учеными, философами, художниками.
Приемная
Зал 3
К мраморному залу примыкает первая комната восточного крыла - королевская приемная, использовавшаяся как столовая. На стенах, оббитых бледно-лиловой камкой развешаны картины в золоченых рамах. Высокое заркало также прекрасно декорировано, на другой стене – камин. На сегодняшний день в зале выставляются проиведения французских мастеров XVIII в. Над дверями размещены прекрасные рельефы и стихи.
Потолочная картина, в обрамлении вута с растительными мотивами, кисти придворного художника Антуана Пэна, изображает в центре бога ветра Зефира, увенчивающего богиню цветов Флору. Вокруг них реют маленькие пути, высыпающие из корзинок цветочные лепестки, другие фигуры скрыты легкими облачками. Это одна из лучших работ Антони Пезнеса, отражающая легкомыслие и изящество стиля рококо.
Концертная комната
Зал 4
За небольшой приемной следует сияющая светом и золотом концертная комната в стиле рококо, творение немецкого гения. Резная позолоченая деревянная решетка искусно выполнена мастером Иоганном Михаэлем Хоппенхауптом Старшим. Своей прозрачной невесомостью, в стремлении к свету и природе, концертная комната замка Сан-Суси напоминает резную садовую беседку. Напротив двух высоких окон на другой узкой стене расположены плоские ниши с зеркалами, расширяющие пространство зала. По стенам зала также размещены картины, так, что пространство зала кажется бесконечным. Особенно явственно расширение пространства достигается иллюзорным декором свода.
Вся планировка зала тщательно продумана. У стены, под высоким зеркалом стоит рояль (Готфрид Зильберман, 1746 г.) и пюпитр для нот Фридриха Великого (Мельхиор Камбли, 1767 г.), напротив его расположен камин, над которым также помещено зеркало. В целом интерьер концертного зала в стиле рококо воспринимается как произведение искусства, включая и картины, и мебель, и пластику.
На картинах, соседствующих с дверью в приемную, изображен скульптор Пигмалион, создавший Галатею. Далее следует сюжет о Помоне, которую Вертумн, древнеримского бог осени и покровитель садов, принявший вид старухи, красноречивыми речами склоняет к любви. На картинах на противоположной стене изображены бог Пан с нимфой Сирингой, и Тесей и Ариадна. На большой картине показана богиня охоты Диана, со своими спутницами, во время купания.
Придворно-аристократический cтиль рококо черпает вдохновение из «Метаморфоз» римского поэта Овидия, предлагает его сюжеты в виде театрального действа. Не вдаваясь в глубокий психологический анализ мифа, он служили только для декоративных целей - изображались прекрасные тела, грациозные жесты, пышное убранство.
Еще сильнее это проявляется в оформлении потолка и широкого вута. Поверх белой отштукатуренной поверхности наложены золоченые объемные резные рельефы – фигурки детей, забрасывающих невод, играющих на трубах и рожках, подгоняющих охотничьих собак.
Натуралистические и растительные мотивы характерны для орнаментики прусского рококо. Концертная комната дворца Сан-Суси может служить прекрасным примером неиссякаемой фантазии, изобретательности и остроумной компоновки мотивов. В декоре залы использовано великое множество мотивов раковин, в основном в форме буквы С, пальм и крыльев.
В северную стену всторены потайные двери в шкафочики, которые вероятно служили для хранения нот и музыкальных инструментов.
Кабинет и альков
Зал 5 и 5а
Первоначално стены королевского кабинета с двумя окнами были обтянуты шелком оттенка «селадон» - светлым серо-зеленым, поверх – деревянная позолоченная решетка, с цветочными и птичьими мотивами. На сводах богатый золоченый декор из мотивов-рокайлей на светлой штукатурке, схожий с соседней концертной комнатой. Смежная комнатка, служившая опочивальней потсдамской резиденции, отделялась от кабинета роскошно украшенной балюстрадой с путти. С двух сторон от алькова размещались две зеркальные двери, правая – встроенный шкаф, левая – скрытый вход в библиотеку. В год смерти Фридриха II, в 1786 г., его преемник - император Вильгельм II (1859–1941), преобразил комнату в классический стиль, поручив перестройку Вильгельму фон Эрдманнсдорфу, проектировавшему замок Вёрли.
Позолоченная деревянная решетка была удалена, стены вновь перетянуты – в том же зеленом цвете, но уже без оживлявшей их золотой резьбы. С потолка удалили лепные позолоченные украшения, заменив их на живописный круг с животными - символами Зодиака. В отличие от остальных апартаментов с широким богато украшенным вутом, обеспечивающего плавный переход от стен к потолку, в кабинете после перестройки потолок и стены разграничены бордером из нескольких горизонтальных декоративных полос. Кардинально изменили облик комнаты разграничивающие пространство алькова и рабочего кабинета - две ионические колонны и два пилястра (украшены живописной гирляндой из плодов и фруктов), помещенные на высоком простом постаменте.
Над дверями расположены белые прямоугольные рельефы без рам, в романском стиле, напоминающие рельефы триумфальной арки Константина. От дверей их отделяют полосы декоративного бордера в том же стиле.
В декоре кабинета больше ничего не напоминает о стиле рококо, царящем в остальных апартаментах, все вычурные рокайли и золотая резьба уступили господство строгой прямой линии. В противоположность фантастическому роскошному оформлению в стиле рококо, гармонично сплавляющему в единое целое элементы интерьера, кабинет декорирован в строгом холодном стиле.
Мебель и произведения искусства, изначально размещавшиеся в этих смежных комнатах, после смерти Фридриха II убрали. Только в середине XIX в., когда вновь возобновился интерес к рококо, в комнату внесли недостающую мебель фридерицианской эпохи, в т.ч. французский письменный стол, кресло Фридриха (в котором он скончался), шкафчик для документов красного дерева с часами (Париж, ок. 1740 г.).
Библиотека
Зал 6
Приватная библиотека, в которую можно попасть из королевского кабинета через узкий коридорчик, крайняя круглая комната в восточном крыле замка Сан-Суси.
Четыре высокие арочные ниши ритмически чередуются с кедровыми панелями – ниша с зеркалом и письменным столом, камин с зеркалом напротив дверей, окно с великолепным видом на террасу.
Книжные шкафчики удобно расположены в пространствах между нишами, выпуклый волнообразный профиль на дверцах шкафчиков визуально отделяет их от панелей, богато украшенных золоченым растительным орнаментом, бюстами и овальными медальонами, содержащими позолоченные рельефы, посвященные скульптуре, живописи, музыке и астрономии.
В кедровых шкафах хранятся книги, переплетенные красной кожей с золотым тиснением, которые гармонируют с интерьером библиотеки. Собрание насчитывает ок. 2 200 томов, и включает труды греческих и римских поэтов, летописи (в французских переводах), французскую литературу XVII-XVIII вв., основную часть которой составляют произведения французского поэта и философа Вольтера, которого Фридрих высоко ценил. Но, к сожалению, король питал отвращение к родной немецкой литературе, по этой причине в библиотеке нет ни одной книги на немецком языке.
Маленькая галерея
Зал 7
На парковой стороне восточного крыла, вдоль королевских апартаментов, расположена длинная узкая комната, так называемая «Малая галерея», соединяющая вестибюль с прихожей библиотеки. Традиционно в подобных французских планировках в этом месте размещали комнаты прислуги. В замке Сан-Суси это место было отведено для великолепной коллекции произведений искусства – прекрасных картин и мраморных изваяний.
В узких простенках между 5 высокими окнами помещены зеркала в роскошных позолоченных рамах, украшенных гирляндами рокайльных мотивов, которые повторяются в декоре картинных рам, дверей, стен и свода галереи. По сторонам зеркал на высоких постаментах размещены беломраморные бюсты, отчасти унаследованные от первоначального интерьера комнат.
У противоположной стены в неглубоких арочных нишах распложены античные мраморные статуи древнегреческих и древнеримских божеств, большая часть которых были выставлены в XVIII в. Эти статуи (как и многие другие, украшающие дворцы и парк Сан-Суси) изначально находились в коллекции Полиньяка. Однако громоздкие постаменты, на которых они помещены наводят на мысль, что первоначально они были предназначены для других произведений.
Фридрих II поместил в «Малой галерее» приобретенные лично им произведения особо почитаемых им мастеров – Ватто, Ланкре и Патера, прекрасно иллюстрирующие галантный век рококо.
В скошенном углу расположен камин с зеркалом, рядом с ним узкая двустворчатая дверь, оформление которой вновь напоминает об основной тематике дворца-виноградника.
Широкий вут, гармонично связывающий потолочный декор с украшением стен, обрамлений картин и зеркал, украшен рельефной золоченой резьбой, изображающей цветочные гирлянды и пути в легких облаках рассыпающих цветы.
Вся меблировка создавалась немецкими мастерами. Первоначально под картинами были размещены узкие диванчики, а на месте консольных столиков, стоящими в простенках между первыми окнами, под зеркалами, стояли резные деревянные комоды.
Первая гостевая комната
Зал 8
К Мраморному залу примыкает западное крыло, в котором расположены комнаты для гостей. В замке Сан-Суси было всего 5 гостевых комнат, их явно было недостаточно для императорского двора, потому была начата постройка в 1763 г. Нового дворца и переоборудована оранжерея (построена в 1747 году фон Кнобельсдорфом) в 1771-1774 г. Георгом Христианом Унгером в здание для гостей, т.н. Новые палаты.
Как и в королевских покоях, окна гостевых комнат выходят на террасу. Все комнаты для гостей имели одинаковое архитектурное решение. Напротив окна (которое могло служить и выходом в парк) в нише расположен альков с кроватью. С двух сторон от алькова находятся потайные двери, правая открывается в маленький коридорчик, ведущий в комнату для прислуги, левая - в гардеробную.
В первой гостевой комнате стены оббиты деревянными панелями, которые расписаны в китайском стиле. Наряду с китайским чайным домиком в парке Сан-Суси, оформление этой комнаты прекрасно иллюстрирует тот интерес к восточноазиатской культуре, который возник в XVIII в.
Четвертая гостевая комната (комната Вольтера, или «цветочная комната»)
Зал 11
Четвертая гостевая комната названа именем французского писателя и философа Вольтера, который останавливался в ней в 1750-1753 гг.., когда гостил у короля в Потсдаме.
Первоначально стенные деревянные панели цвета слоновой кости были расписаны серо-лиловым орнаментом, с «тонким серебристым рельефом», который сохранился лишь в алькове. С росписью гармонировали все детали интерьера комнаты - обрамление зеркала и картины над входом, ножки мебели, серебристый консольный стол. Полог алькова, покрывало кровати и шелковая обивка мягкой мебели – желтого цвета сочетаются с стенными панелями. Впоследствии комната приобрела во многом благодаря работе художника Иоганна Христиана Хоппенхаупта Младшего совершенно новый, необычный декор. Стены и потолок украсили лакированные яркие объемные рельефы-картины – цветы, фрукты, собранные в вазы, перевитые в гирлянды, разные животные - обезьяны, белки, птицы - журавли, аисты, попугаи – придают комнате атмосферу праздника.
Дополняет ансамбль причудливая люстра, представляющая собой цветущий куст с фарфоровыми цветками, пышной гирляндой свисающая с потолка. Паркет состоит из квадратов клена и красного дерева, уложенных шахматкой.
Дворец «Новые палаты»
Neue Kammern
В противовес к Картинной галерее на той же высоте западнее дворцовых террас расположены Новые палаты. Это название они получили после того, как построенная в 1747 году Георгом Венцеслаусом фон Кнобельсдорфом по приказу Фридриха Великого оранжерея была переоборудована в 1771 до 1774 годах Георгом Христианом Унгером (1743-1812) в замок для гостей с роскошной обстановкой.
Внешнее оформление постройки Кнобельсдорфа было сохранено, был только добавлен купол. Средний зал и три помещения восточной части остались в основном нетронутыми и были переоборудованы в гостиные. Стоящие перед фасадом скульптуры из каррара соединяют строение с садом. Тем самым, подобно картинной галерее восточнее террас, было создано гармоническое обрамление стоящему на возвышении увеселительному дворцу. Западное крыло этого тоже одноэтажного здания имеет семь пышных комнат для гостей, две из которых отделаны деревом братьями Шпиндлер. В восточном крыле, которое служило вестибюлем, - небольшие парадные залы.
Среди них особенно выделяются Буфетный зал, в котором представлена коллекция фарфора, и галерея Овидия с ее позолоченными рельефами на темы элегий римского поэта Овидия (43 г. до н. э.-17 г. н. э.).
Перед Новыми палатами расположен розарий, а южнее от него большие боскеты - сооружения из живых изгородей.
Новые палаты. Парк Сан-Суси. Потсдам, Германия.
Галерея Овидия. Новые палаты. Парк Сан-Суси. Потсдам, Германия.
Яшмовый зал. Новые палаты. Парк Сан-Суси. Потсдам, Германия.
Жилые комнаты. Новые палаты. Парк Сан-Суси. Потсдам, Германия.
Свежие комментарии