На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

У кого "списывал" Гоголь?

Нарежный Василий Трофимович

 
Нарежный Василий Трофимович - русский писатель (1780 - 1826), родоначальник реалистической школы, предшественник Гоголя.

Происходил из мелкой шляхты Миргородской сотни, Гадячского повета. Первоначальную школьную подготовку получил, по всей вероятности, в черниговской семинарии, которая дала ему ряд впечатлений, переданных потом в его романах; затем учился в дворянской гимназии при Московском университете и в самом университете.
Служил в Грузии, затем в Петербурге, в министерствах внутренних дел и военном. Несмотря на значительный успех в современной ему литературе, Нарежный прожил всю жизнь в стороне от литературного мира, не участвуя в борьбе карамзинистов с Шишковым и его друзьями. Мелкий чиновник, не имевший доступа в высшие круги общества, где сосредоточивалась тогда, главным образом, литературная жизнь, Нарежный писал, не угождая современности, но невольно отражал наиболее характерные черты своей эпохи.
Еще студентом он помещает повести и поэмы, написанные под сильным влиянием Державина , в ""Приятном и полезном препровождении времени"" Подшивалова и Сохацкого (1798) и в ""Ипокрене"" Сохацкого (1799 - 1800).
Относящаяся к этому же приблизительно времени, трагедия его: ""Кровавая ночь, или Конечное падение дома Кадмова"" не выделяется из ряда ей современных. Служебные столкновения с новыми людьми дали Нарежному возможность многое увидеть и на многое негодовать: злоупотребления чиновников, бесправие, общее невежество, жадность к наживе - все это изображено им в сатирическом романе ""Черный год, или Горские князья"", наполненном, по образцу модных тогда romans d'aventures, массой самых невероятных приключений; но эти приключения служат лишь фоном, на котором нарисован ряд типов кавказских администраторов. Роман появился в печати лишь в 1829 г., по смерти автора; в это время грузинские дела были забыты, а вкусы публики и критики настолько развились, что роман оказался устарелым.
В 1804 г. Нарежный напечатал трагедию ""Дмитрий Самозванец"" - неудачный сколок с ""Разбойников"" Шиллера. Открытие ""Слова о Полку Игореве"", переводы песен Оссиана, вообще оживление интереса к родной старине и народности отразилось и на Нарежном; он выпускает в свет первую часть ""Славенских вечеров"" (1809). Повести, вошедшие сюда, не выше многих других тогдашних повестей; но критика отнеслась к ним довольно благосклонно. В 1810 г. Нарежный печатает в журнале ""Цветник"" еще две повести, несколько более удобочитаемые.
В 1814 г. появились первые три части романа Нарежного: ""Российский Жильблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова"". Здесь, на канве, взятой у Лесажа, Нарежный дал несколько картин из русской жизни. Роман, разрешенный цензурой, был, однако, отобран и уничтожен по распоряжению министра народного просвещения, графа Разумовского, за безнравственность и за ""предосудительные и соблазнительные места"". Настоящей причиной запрещения были обличения масонов, изображенных Нарежным в крайне непривлекательном, карикатурном виде (они в это время пользовались покровительством властей); был затронут и вопрос о нормальности крепостного права, приведены примеры вопиющего злоупотребления помещичьей властью.
Это - настоящий русский бытовой роман, отразивший наиболее выдающиеся черты русской литературы и общественной жизни той эпохи: славянофильство шишковистов, хищничество чиновников, скудость умственных интересов высшего класса, бесхарактерность представителей образованного общества. Все это, несмотря на длинноты, растрепанный стиль и неуклюжее построение романа, очерчено живо, характерно и выпукло.
Гораздо слабее нравоучительная повесть Нарежного: ""Аристион, или Перевоспитание"" (1822). Талантливо начертан только тип скупца - пана Тараха, предшественника гоголевского Плюшкина.
В 1824 г. Нарежный издал ""Новые повести"", часть в сентиментальном роде (""Мария""), часть в восточном, поучительном (""Турецкий суд""), главным же образом, в том направлении, которому он следовал в ""Жильблазе"". Повести ""Богатый бедняк"", ""Запорожец"", ""Заморский принц"" являются чисто реальными, нравоописательными: последняя, представляет собой скорее комедию и имеет некоторое сходство с ""Ревизором"". Наиболее известное и до сих пор читаемое произведение Нарежного, ""Бурсак"", вышло в свет в 1824 г. Оно вполне самостоятельно как в сюжете, так и в деталях. Типы, не шаржированные, а нарисованные прямо с натуры, отличаются жизненностью. Герой, Неон, проходящий многотрудную стезю бурсацкого воспитания, - совершенно живое лицо, приключения его вполне возможны и вытекают одно из другого; характер героя обусловлен обстановкой его жизни. Лишь в конце романа заметны неправдоподобие в действии и уступки требованиям сентиментальной школы.
Повесть ""Два Ивана, или Страсть к тяжбам"" вышла через две недели по смерти автора. Здесь изображено сутяжничество малороссов; два соседа заводят тяжбу, которая разоряет их обоих (сюжет, позже послуживший Гоголю для его ""Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем""). Критика не раз упрекала Нарежного за отсутствие ""образованного вкуса"", за необработанность языка, за стремление изображать отрицательные, грязные стороны жизни, пьянство, пошлость и грязь серого обыденного быта. Современники называли Нарежного ""Теньером русской литературы"", но признавали за ним и достоинства, например, умение сохранить в рассказе характер ""местности и народности"". По мнению князя П.А. Вяземского , Нарежному ""одному и первому"" из современных ему писателей удалось победить величайшую трудность - схватить подробности русской жизни для составления русского романа. Историческое значение Нарежного велико; он может быть назван предшественником Гоголя. Он первый дал образцы русского романа, свободного от подражательности сентиментальным, нравоучительно-отвлеченным переводным романам, которыми зачитывалась русская публика конца прошлого и начала нынешнего века.



См. Н.А. Белозерская ""Василий Трофимович Нарежный"" (2-е изд., 1896);
Академик К.Н. Бестужев-Рюмин , в ""Отчете о 35-м присуждении наград графа Уварова"" (1895). Романы и повести Нарежного изданы Смирдиным в 1835 - 1836 годы; позже отдельно издан А. Сувориным ""Бурсак"".

Книги В.Нарежного можно прочитать и скачать здесь http://www.naregniy.net.ru/lib/al/book/2518/


От инициатора поста:  

Безусловно, Василию Трофимовичу Нарежному никогда не сравняться с Николаем Васильевичем Гоголем ни в живости "штиля", ни в умении выстраивать интригу... И все же, читая книги гоголевского предшественника, невольно испытываешь некое "дежа вю". Берешь "Запорожца" и перед глазами встает почти былинная фигура Тараса Бульбы. Читаешь "Бурсака" и невольно вспоминаешь философа Хому Брута и его злополучную панночку. Нет, я весьма далек от того, чтобы обвинять великого классика в плагиате. И наверное, нет ничего зазорного в том, чтобы воспользоваться произведениями своего менее удачливого коллеги. Но... Нимб вокруг создателя "Мертвых душ" невольно меркнет, когда понимаешь, что Чичиков - это во многом Чистяков из "Русского Жильбласа", и что литературное отображение аферы с торговлей душами умерших крепостных вторично по отношению к Гоголю.

Увы, книги Василия Нарежного оказались почти неизвестны широкой публике. Что толку сейчас оспаривать "пальму первенства" у признанного классика русской литературы.

Картина дня

наверх