На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Он был стратег и финансист, и драматург, и заговорщик

 

БИОГРАФИЯ СОФОКЛА (497/6—406гг. до н.э.). РАСЦВЕТ АФИНСКОЙ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ В ЭПОХУ ПЕРИКЛ

СОФОКЛ

  • Биография Софокла (49716—406 гг. до н. э.). Расцвет афинской рабовладельческой демократии в эпоху Перикла.
  • Драматургия Софокла и усовершенствование им театральной техники.
  • «Антигона».
  • «Электра».
  • «Эдип-царь».
  • «Эдип в Колоне».
  • Значение драматургической деятельности Софокла

БИОГРАФИЯ СОФОКЛА (497/6—406гг. до н.э.). РАСЦВЕТ АФИНСКОЙ РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ В ЭПОХУ ПЕРИКЛА

 

Софокл родился в 497 (или 496) г. до н. э. в Колоне, предместье Афин. Отец его — владелец оружейной мастерской, в которой работали, по всей вероятности, рабы. Он дал сыну хорошее образование. Софокл изучал Гомера и лирических поэтов, посещал палестру 1 и получил награду на гимнастических состязаниях. По своим способностям и внешности Софокл выделялся среди афинских юношей; именно поэтому в 480 г. на празднестве в честь Саламин-ской победы шестнадцатилетнего Софокла избрали запевалой юношеского праздничного хора. Позже разносторонняя художественная одаренность Софокла проявилась уже в театре. В одной из своих ныне утраченных трагедий он очаровал зрителей своим изяществом, исполняя роль царевны Навсикаи, играющей в мяч с прислужницами 2; в другой своей трагедии, также до нас не дошедшей, он прекрасно играл на кифаре 3. Однако впоследствии из-за слабости голоса Софокл вынужден был отказаться от выступлений в театре в качестве актера и поручал исполнение ролей в своих трагедиях другим лицам.

Годы зрелости Софокла падают на эпоху расцвета афинской демократии, во главе которой стоял Перикл. Маркс характеризовал этот период как «высочайший внутренний расцвет Греции» 4.

Действительно, Афины достигли к этому времени вершины экономического, политического и культурного развития, за которым вскоре последовал кризис афинской рабовладельческой демократии. Чтобы уяснить причины этого расцвета, надо обратиться к событиям, отстоявшим лет на двадцать от того времени, когда Перикл сделался руководителем афинской демократии. В 478 г. до н. э. под гегемонией Афин образовался морской союз, преследовавший цели борьбы с персами. Основанный вначале на свободном соглашении отдельных государств, союз этот скоро охватил почти все города северного побережья Эгейского моря, почти все побережье Малой Азии и, за немногими исключениями, острова Эгейского моря до Родоса. Однако уже

 

1 Палестра — место для физических упражнений юношей.

2 Мотив был взят из VI песни «Одиссеи».

3 Кифара — струнный музыкальный инструмент.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 1, стр. 98.

109

Софокл. Статуя. Латеран

Софокл. Статуя. Латеран

в 60-х гг. V в. до н. э. Афинский морской союз превратился в Афинскую державу («архэ»), а союзники — в афинских подданных. Взносы, которые афиняне получали от союзников на снаряжение кораблей, они стали тратить по своему усмотрению (с 454 г. союзная казна была перенесена с острова Делоса в Афины). В пору своего расцвета Союз включал свыше двухсот полисов и охватывал большую территорию с населением до двух миллионов человек. Сумма взносов в первые годы существования союза равнялась 460 талантам 1. Накануне Пелопоннесской войны она достигала уже 600 талантов. Решающие победы над персами, в результате которых Афины стали гегемоном на Эгейском море, и огромные средства, притекавшие из союзнической казны, чрезвычайно ускорили экономическое и политическое развитие Афин. Перикл, бессменно руководивший афинской демократией с 457 г., а с 444 г. до своей смерти (429) бывший фактическим правителем Афин, принимает меры к тому, чтобы дать возможность и неимущим гражданам принять участие в управлении государством. Он вводит оплату за участие в суде присяжных, а затем за отправление и других общественных обязанностей, в том числе и за несение службы в войске. Кроме того, неимущие граждане получали и так называемый «теорикон». Однако, как теперь установлено, эта плата за отправление общественных должностей была скромной, а для граждан, имеющих семьи, она была достаточной лишь в том случае, если помимо личного труда, которым они не могли заниматься во время несения выборной должности, у них были иные доходы. Поэтому руководство государственными делами находилось в Афинах в руках средних слоев свободных граждан, и немалую роль играли богатые семейства.

1 Талант — самая крупная в древности денежная единица.
110

 

Перикл предпринял в Афинах большое строительство, на котором беднейшие граждане получали заработок в течение ряда лет: сооружение Парфенона, например, продолжалось с 447 по 338 г., Пропилей — с 437 по 432 г. Большое значение для обеспечения землей нуждающихся граждан имел вывод колоний за пределы Аттики, обычно в города, входившие в Афинскую державу.

Все эти мероприятия Перикла способствовали укреплению афинской рабовладельческой демократии, противоречия же, заложенные в ней, проявились несколько позже, уже после его смерти, в ходе Пелопоннесской войны.

При Перикле Афины становятся культурным центром Греции. Писатели, художники и философы съезжаются в Афины со всех концов тогдашнего греческого мира. Афины живут в атмосфере напряженной материальной и духовной деятельности. Грандиозное по масштабам того времени строительство помимо социальных задач — дать работу населению — бесспорно ставило перед собой и определенные художественные задачи: выразить в архитектурных произведениях идеалы афинской демократии. Проведенная по плану Перикла застройка Акрополя, завершенная сооружением в 421—406 гг. Эрехтейона — храма в честь мифического царя Афин Эрехтея, представляет собой один из самых прославленных архитектурных ансамблей мирового искусства. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие и скульпторы той эпохи: Парфенон был построен архитекторами Иктином и Калликратом, Пропилеи —Мнесиклом. Скульптурные работы созданы Фидием и его учениками. Стоявшая внутри Парфенона громадная статуя Афины-девы, изваянная Фидием из золота и слоновой кости, олицетворяла силу и мощь афинского государства. Еще несколько столетий спустя все эти постройки производили неизгладимое впечатление на современников, свидетельством чего является следующая оценка Плутарха: «По красоте своей они с самого начала были старинными, а по блестящей сохранности они доныне свежи, как будто недавно окончены: до такой степени они всегда блещут каким-то цветом новизны и сохраняют свой вид не тронутым рукою времени, как будто эти произведения проникнуты дыханием вечной юности, имеют не стареющую душу» 1.

Высокого развития достигла в V в. и философия. По-видимому, в окружении Перикла не чуждались новых учений, бросавших вызов старым, привычным взглядам; философ Анаксагор (ок. 500—428) был другом и советником Перикла. Близость к Периклу не избавила его, однако, от привлечения к суду по обвинению в безбожии, и он вынужден был бежать из Афин.

Смелыми критиками привычных религиозных верований и моральных норм были и так называемые софисты, появившиеся в Афинах в середине V в. до н. э. Слово «софист» в дословном переводе с греческого означает мудрец. С течением времени слово это получило специфический смысл для обозначения философа-профессионала, за деньги обучающего всех желающих философии и красноречию, в том числе искусству спора и доказательствам положений, иногда прямо противоречащих одно другому. Однако первоначально это слово никакого порочащего смысла в себе

 

1 Плутарх, Сравнительные жизнеописания в 3-х томах, т. 1, М., Изд-во АН СССР, 1961, стр. 206.
111

 

не заключало. В своих беседах со слушателями софисты поднимали вопросы права и государства, религии, морали, природы человеческого познания. Философия софистов отвечала настоятельной потребности в получении знаний афинским обществом, живущим напряженной политической жизнью. Она давала необходимые сведения по правоведческим вопросам, учила искусству спора, прививала умение выступать в Народном собрании. Некоторые из софистов в своих воззрениях на общественную жизнь выходили за рамки обычных представлений рабовладельческого общества. Софист Гиппий, например, высказывал мнение, что все люди — братья, дети одной матери-природы, и поэтому нет различия между свободными и рабами.

Самой крупной фигурой среди софистов был Протагор, родом из фракийского города Абдеры. Позже он жил в Афинах и пользовался большим уважением Перикла, который направил его вместе с другими гражданами в афинскую колонию Фурии (на юге Италии), чтобы пересмотреть в демократическом духе законы этого города. За свое сочинение о богах Протагор впоследствии был обвинен в атеизме, бежал из Афин, спасаясь от смертной казни, и погиб при кораблекрушении (в 410 г. до н. э.). Хотя Протагор и признавал существование независимой от человека реальности, однако выставил положение о том, что «человек есть мера всех вещей существующих, как они существуют, и несуществующих, как они не существуют». Тем самым была открыта возможность для учения о полнейшей относительности человеческих ценностей. Истина является такой, какой она представляется отдельному человеку, и то, что кажется истинным одному, может совсем не казаться истинным другому. Утверждения подобного рода давали возможность оправдывать в области этических отношений самые безнравственные поступки. Сам Протагор едва ли доходил до таких выводов из своего положения, они были сделаны измельчавшими представителями софистики конца V в. до н. э., превратившими его в произвольную игру понятиями.

Софокл был современником и свидетелем этого громадного духовного подъема, охватившего Афины времени Перикла. По своим политическим симпатиям он вначале примыкал к вождю аристократической партии Кимону. Несколько позже он сблизился с Периклом, и их дружба продолжалась до самой смерти последнего. Софокл общался и с тем кругом художников, которые были привлечены Периклом для осуществления его строительства. При нем на Акрополе воздвигались Пропилеи и Парфенон, чудесные произведения Фидия и его учеников. Софокл лично знал Эсхила, Еврипида, а также историка Геродота, с которым у него были дружеские отношения.

Известность Софокла как драматурга начинается с 468 г., когда он одержал победу над Эсхилом, который до того времени сохранял первенство на трагической сцене. Вслед за тем следует ряд непрерывных успехов Софокла. Он одержал двадцать четыре победы и ни разу не оказался в состязаниях на третьем месте. Занятия драматургией и театром не мешали Софоклу отдавать часть своего времени государственной деятельности. В 443 г. сограждане избрали его на ответственную должность казначея Делосского союза. Надо думать, что Софокл хорошо справился с порученной ему задачей, так как вскоре после этого афиняне поручили ему еще более важную должность —

 

112

 

стратега 1. Вместе с Периклом он выступил в поход против острова Самоса, отделившегося в 440 г. от афинян.

В 431 г. началась Пелопоннесская война, порожденная экономическим я политическим соперничеством демократических Афин и аристократической Спарты и группировавшихся вокруг них городов и островов. Спарта поддерживала во всех греческих городах, в том числе и союзных с Афинами, сторонников олигархии, Афины всюду поддерживали демократов.

Начало войны было неудачным для афинян. Спартанцы вторглись в Аттику и стали опустошать ее поля. Еще до вторжения пелопоннесцев Перикл советовал афинянам снести недвижимость с полей в город, не вступать в сражение с врагом, а укрыться в стенах города и охранять его.

Летом 430 г. в Афинах разразилась эпидемия чумы. Болезнь появилась внезапно, занесенная, быть может, из Египта или Ливии, и унесла много человеческих жизней. Фукидид, сам перенесший эту болезнь, рассказывает о ней в своей «Истории». Он сообщает, что наряду со страхом и отчаянием β иных пробуждалось желание взять от жизни все, что возможно... «Людей нисколько не удерживал ни страх перед богами, ни человеческие законы, так как они видели, что все гибнут одинаково, и потому считали безразличным, будут ли они чтить богов или не будут; с другой стороны, никто не надеялся дожить до той поры, когда понесет по суду наказание за свои преступления. Гораздо более тяжким приговором считался тот, который висел уже над головою, а потому казалось естественным прежде, чем он настигнет, насладиться хоть чем-нибудь от жизни» 2.

Под гнетом двойного бедствия — чумы и опустошения полей врагами — в народе возникло недовольство. Во всем обвиняли Перикла. В 430 г. после пятнадцатилетнего бессменного исполнения должности первого стратега он избран не был. Правда, вскоре Периклу удалось восстановить свой авторитет, и в 429 г. он был снова первым стратегом, но в том же году умер от чумы. Напряженная обстановка военного времени привела к усилению радикальной демократии, вождем которой был Клеон. Софокл, бывший по своим политическим симпатиям человеком умеренных взглядов, сближается теперь с вождем правого крыла афинской демократии — Никием.

В ходе Пелопоннесской войны очень быстро стали вскрываться противоречия, заложенные в античной рабовладельческой демократии. От Афин стали отпадать союзные города, возмущенные увеличением во время войны взносов в союзническую казну. Афинские ремесленники разорялись, и часть их находилась в положении, близком к положению люмпен-пролетариата. Плохим было и положение мелких земледельцев. Под влиянием проникновения в деревню товарных отношений они во множестве разорялись. К тому же поля аттических земледельцев неоднократно опустошались в военное время спартанцами.

 

1 Коллегия из девяти стратегов ведала военными делами. В обязанность стратегов входило проведение всех мероприятий, связанных с обороной страны, ведением войны и приготовлением к ней. Но стратеги занимались также и внешней политикой, и таким образом в их руках сосредоточилась, в сущности, высшая исполнительная власть в республике. Ввиду того что должность стратега имела такое значение, она замещалась не путем жеребьевки, как подавляющее число должностей в Афинах, а путем избрания в Народном собрании.

2 Фукидид, История, II, 53, М., изд. Сабашниковых, 1915.

113

 

В ходе войны обостряется борьба между демократией и аристократией, усиливается движение среди рабов. В 427 г. до н. э. во время гражданской войны между аристократами и демократами на острове Керкире обе стороны обращались к рабам с призывом оказать им помощь; большинство рабов, по словам Фукидида, примкнуло к демократам. Сицилийская катастрофа 413 г. 1 еще более обостряет политическую борьбу в Афинах. Сильная неудача постигает афинян в том же году и в самой Аттике. Спартанцы заняли городок Декелею на северо-востоке Аттики и отсюда стали систематически опустошать ее территорию. Двадцать тысяч афинских рабов перебежали к спартанцам в Декелею, причинив тем самым серьезный ущерб афинскому хозяйству.

Воспользовавшись тяжелым положением государства, сторонники аристократии подняли голову; они составляли тайные объединения (гетерии), члены которых давали клятву бороться за свержение афинского демократического строя. В 411 г. аристократам удалось произвести олигархический переворот, в котором принял участие и Софокл.

Однако спустя четыре месяца олигархия была свергнута, а в 410 г. пало и установившееся после нее правление умеренных. Были восстановлены прежние демократические порядки.

За участие в перевороте Софокл наряду с другими виновными предстал перед судом. Суд оправдал восьмидесятипятилетнего поэта, и он спокойно прожил в Афинах до своей смерти в 406 г. до н. э. За свою долгую жизнь Софокл был свидетелем расцвета афинской рабовладельческой демократии и ее кризиса в последней четверти V в. до н. э. Лишь немного не дожил поэт до страшного поражения Афин в Пелопоннесской войне.

 

А

 

Софокл родился в 497 (или 496) г. до н. э. в Колоне, предместье Афин. Отец его — владелец оружейной мастерской, в которой работали, по всей вероятности, рабы. Он дал сыну хорошее образование. Софокл изучал Гомера и лирических поэтов, посещал палестру 1 и получил награду на гимнастических состязаниях. По своим способностям и внешности Софокл выделялся среди афинских юношей; именно поэтому в 480 г. на празднестве в честь Саламин-ской победы шестнадцатилетнего Софокла избрали запевалой юношеского праздничного хора. Позже разносторонняя художественная одаренность Софокла проявилась уже в театре. В одной из своих ныне утраченных трагедий он очаровал зрителей своим изяществом, исполняя роль царевны Навсикаи, играющей в мяч с прислужницами 2; в другой своей трагедии, также до нас не дошедшей, он прекрасно играл на кифаре 3. Однако впоследствии из-за слабости голоса Софокл вынужден был отказаться от выступлений в театре в качестве актера и поручал исполнение ролей в своих трагедиях другим лицам.

Годы зрелости Софокла падают на эпоху расцвета афинской демократии, во главе которой стоял Перикл. Маркс характеризовал этот период как «высочайший внутренний расцвет Греции» 4.

Действительно, Афины достигли к этому времени вершины экономического, политического и культурного развития, за которым вскоре последовал кризис афинской рабовладельческой демократии. Чтобы уяснить причины этого расцвета, надо обратиться к событиям, отстоявшим лет на двадцать от того времени, когда Перикл сделался руководителем афинской демократии. В 478 г. до н. э. под гегемонией Афин образовался морской союз, преследовавший цели борьбы с персами. Основанный вначале на свободном соглашении отдельных государств, союз этот скоро охватил почти все города северного побережья Эгейского моря, почти все побережье Малой Азии и, за немногими исключениями, острова Эгейского моря до Родоса. Однако уже

 

1 Палестра — место для физических упражнений юношей.

2 Мотив был взят из VI песни «Одиссеи».

3 Кифара — струнный музыкальный инструмент.

4 К. Маркс и Ф. Энгельс, Сочинения, т. 1, стр. 98.

109

Софокл. Статуя. Латеран

Софокл. Статуя. Латеран

в 60-х гг. V в. до н. э. Афинский морской союз превратился в Афинскую державу («архэ»), а союзники — в афинских подданных. Взносы, которые афиняне получали от союзников на снаряжение кораблей, они стали тратить по своему усмотрению (с 454 г. союзная казна была перенесена с острова Делоса в Афины). В пору своего расцвета Союз включал свыше двухсот полисов и охватывал большую территорию с населением до двух миллионов человек. Сумма взносов в первые годы существования союза равнялась 460 талантам 1. Накануне Пелопоннесской войны она достигала уже 600 талантов. Решающие победы над персами, в результате которых Афины стали гегемоном на Эгейском море, и огромные средства, притекавшие из союзнической казны, чрезвычайно ускорили экономическое и политическое развитие Афин. Перикл, бессменно руководивший афинской демократией с 457 г., а с 444 г. до своей смерти (429) бывший фактическим правителем Афин, принимает меры к тому, чтобы дать возможность и неимущим гражданам принять участие в управлении государством. Он вводит оплату за участие в суде присяжных, а затем за отправление и других общественных обязанностей, в том числе и за несение службы в войске. Кроме того, неимущие граждане получали и так называемый «теорикон». Однако, как теперь установлено, эта плата за отправление общественных должностей была скромной, а для граждан, имеющих семьи, она была достаточной лишь в том случае, если помимо личного труда, которым они не могли заниматься во время несения выборной должности, у них были иные доходы. Поэтому руководство государственными делами находилось в Афинах в руках средних слоев свободных граждан, и немалую роль играли богатые семейства.

1 Талант — самая крупная в древности денежная единица.
110

 

Перикл предпринял в Афинах большое строительство, на котором беднейшие граждане получали заработок в течение ряда лет: сооружение Парфенона, например, продолжалось с 447 по 338 г., Пропилей — с 437 по 432 г. Большое значение для обеспечения землей нуждающихся граждан имел вывод колоний за пределы Аттики, обычно в города, входившие в Афинскую державу.

Все эти мероприятия Перикла способствовали укреплению афинской рабовладельческой демократии, противоречия же, заложенные в ней, проявились несколько позже, уже после его смерти, в ходе Пелопоннесской войны.

При Перикле Афины становятся культурным центром Греции. Писатели, художники и философы съезжаются в Афины со всех концов тогдашнего греческого мира. Афины живут в атмосфере напряженной материальной и духовной деятельности. Грандиозное по масштабам того времени строительство помимо социальных задач — дать работу населению — бесспорно ставило перед собой и определенные художественные задачи: выразить в архитектурных произведениях идеалы афинской демократии. Проведенная по плану Перикла застройка Акрополя, завершенная сооружением в 421—406 гг. Эрехтейона — храма в честь мифического царя Афин Эрехтея, представляет собой один из самых прославленных архитектурных ансамблей мирового искусства. В строительстве принимали участие выдающиеся зодчие и скульпторы той эпохи: Парфенон был построен архитекторами Иктином и Калликратом, Пропилеи —Мнесиклом. Скульптурные работы созданы Фидием и его учениками. Стоявшая внутри Парфенона громадная статуя Афины-девы, изваянная Фидием из золота и слоновой кости, олицетворяла силу и мощь афинского государства. Еще несколько столетий спустя все эти постройки производили неизгладимое впечатление на современников, свидетельством чего является следующая оценка Плутарха: «По красоте своей они с самого начала были старинными, а по блестящей сохранности они доныне свежи, как будто недавно окончены: до такой степени они всегда блещут каким-то цветом новизны и сохраняют свой вид не тронутым рукою времени, как будто эти произведения проникнуты дыханием вечной юности, имеют не стареющую душу» 1.

Высокого развития достигла в V в. и философия. По-видимому, в окружении Перикла не чуждались новых учений, бросавших вызов старым, привычным взглядам; философ Анаксагор (ок. 500—428) был другом и советником Перикла. Близость к Периклу не избавила его, однако, от привлечения к суду по обвинению в безбожии, и он вынужден был бежать из Афин.

Смелыми критиками привычных религиозных верований и моральных норм были и так называемые софисты, появившиеся в Афинах в середине V в. до н. э. Слово «софист» в дословном переводе с греческого означает мудрец. С течением времени слово это получило специфический смысл для обозначения философа-профессионала, за деньги обучающего всех желающих философии и красноречию, в том числе искусству спора и доказательствам положений, иногда прямо противоречащих одно другому. Однако первоначально это слово никакого порочащего смысла в себе

 

1 Плутарх, Сравнительные жизнеописания в 3-х томах, т. 1, М., Изд-во АН СССР, 1961, стр. 206.
111

 

не заключало. В своих беседах со слушателями софисты поднимали вопросы права и государства, религии, морали, природы человеческого познания. Философия софистов отвечала настоятельной потребности в получении знаний афинским обществом, живущим напряженной политической жизнью. Она давала необходимые сведения по правоведческим вопросам, учила искусству спора, прививала умение выступать в Народном собрании. Некоторые из софистов в своих воззрениях на общественную жизнь выходили за рамки обычных представлений рабовладельческого общества. Софист Гиппий, например, высказывал мнение, что все люди — братья, дети одной матери-природы, и поэтому нет различия между свободными и рабами.

Самой крупной фигурой среди софистов был Протагор, родом из фракийского города Абдеры. Позже он жил в Афинах и пользовался большим уважением Перикла, который направил его вместе с другими гражданами в афинскую колонию Фурии (на юге Италии), чтобы пересмотреть в демократическом духе законы этого города. За свое сочинение о богах Протагор впоследствии был обвинен в атеизме, бежал из Афин, спасаясь от смертной казни, и погиб при кораблекрушении (в 410 г. до н. э.). Хотя Протагор и признавал существование независимой от человека реальности, однако выставил положение о том, что «человек есть мера всех вещей существующих, как они существуют, и несуществующих, как они не существуют». Тем самым была открыта возможность для учения о полнейшей относительности человеческих ценностей. Истина является такой, какой она представляется отдельному человеку, и то, что кажется истинным одному, может совсем не казаться истинным другому. Утверждения подобного рода давали возможность оправдывать в области этических отношений самые безнравственные поступки. Сам Протагор едва ли доходил до таких выводов из своего положения, они были сделаны измельчавшими представителями софистики конца V в. до н. э., превратившими его в произвольную игру понятиями.

Софокл был современником и свидетелем этого громадного духовного подъема, охватившего Афины времени Перикла. По своим политическим симпатиям он вначале примыкал к вождю аристократической партии Кимону. Несколько позже он сблизился с Периклом, и их дружба продолжалась до самой смерти последнего. Софокл общался и с тем кругом художников, которые были привлечены Периклом для осуществления его строительства. При нем на Акрополе воздвигались Пропилеи и Парфенон, чудесные произведения Фидия и его учеников. Софокл лично знал Эсхила, Еврипида, а также историка Геродота, с которым у него были дружеские отношения.

Известность Софокла как драматурга начинается с 468 г., когда он одержал победу над Эсхилом, который до того времени сохранял первенство на трагической сцене. Вслед за тем следует ряд непрерывных успехов Софокла. Он одержал двадцать четыре победы и ни разу не оказался в состязаниях на третьем месте. Занятия драматургией и театром не мешали Софоклу отдавать часть своего времени государственной деятельности. В 443 г. сограждане избрали его на ответственную должность казначея Делосского союза. Надо думать, что Софокл хорошо справился с порученной ему задачей, так как вскоре после этого афиняне поручили ему еще более важную должность —

 

112

 

стратега 1. Вместе с Периклом он выступил в поход против острова Самоса, отделившегося в 440 г. от афинян.

В 431 г. началась Пелопоннесская война, порожденная экономическим я политическим соперничеством демократических Афин и аристократической Спарты и группировавшихся вокруг них городов и островов. Спарта поддерживала во всех греческих городах, в том числе и союзных с Афинами, сторонников олигархии, Афины всюду поддерживали демократов.

Начало войны было неудачным для афинян. Спартанцы вторглись в Аттику и стали опустошать ее поля. Еще до вторжения пелопоннесцев Перикл советовал афинянам снести недвижимость с полей в город, не вступать в сражение с врагом, а укрыться в стенах города и охранять его.

Летом 430 г. в Афинах разразилась эпидемия чумы. Болезнь появилась внезапно, занесенная, быть может, из Египта или Ливии, и унесла много человеческих жизней. Фукидид, сам перенесший эту болезнь, рассказывает о ней в своей «Истории». Он сообщает, что наряду со страхом и отчаянием β иных пробуждалось желание взять от жизни все, что возможно... «Людей нисколько не удерживал ни страх перед богами, ни человеческие законы, так как они видели, что все гибнут одинаково, и потому считали безразличным, будут ли они чтить богов или не будут; с другой стороны, никто не надеялся дожить до той поры, когда понесет по суду наказание за свои преступления. Гораздо более тяжким приговором считался тот, который висел уже над головою, а потому казалось естественным прежде, чем он настигнет, насладиться хоть чем-нибудь от жизни» 2.

Под гнетом двойного бедствия — чумы и опустошения полей врагами — в народе возникло недовольство. Во всем обвиняли Перикла. В 430 г. после пятнадцатилетнего бессменного исполнения должности первого стратега он избран не был. Правда, вскоре Периклу удалось восстановить свой авторитет, и в 429 г. он был снова первым стратегом, но в том же году умер от чумы. Напряженная обстановка военного времени привела к усилению радикальной демократии, вождем которой был Клеон. Софокл, бывший по своим политическим симпатиям человеком умеренных взглядов, сближается теперь с вождем правого крыла афинской демократии — Никием.

В ходе Пелопоннесской войны очень быстро стали вскрываться противоречия, заложенные в античной рабовладельческой демократии. От Афин стали отпадать союзные города, возмущенные увеличением во время войны взносов в союзническую казну. Афинские ремесленники разорялись, и часть их находилась в положении, близком к положению люмпен-пролетариата. Плохим было и положение мелких земледельцев. Под влиянием проникновения в деревню товарных отношений они во множестве разорялись. К тому же поля аттических земледельцев неоднократно опустошались в военное время спартанцами.

 

1 Коллегия из девяти стратегов ведала военными делами. В обязанность стратегов входило проведение всех мероприятий, связанных с обороной страны, ведением войны и приготовлением к ней. Но стратеги занимались также и внешней политикой, и таким образом в их руках сосредоточилась, в сущности, высшая исполнительная власть в республике. Ввиду того что должность стратега имела такое значение, она замещалась не путем жеребьевки, как подавляющее число должностей в Афинах, а путем избрания в Народном собрании.

2 Фукидид, История, II, 53, М., изд. Сабашниковых, 1915.

113

 

В ходе войны обостряется борьба между демократией и аристократией, усиливается движение среди рабов. В 427 г. до н. э. во время гражданской войны между аристократами и демократами на острове Керкире обе стороны обращались к рабам с призывом оказать им помощь; большинство рабов, по словам Фукидида, примкнуло к демократам. Сицилийская катастрофа 413 г. 1 еще более обостряет политическую борьбу в Афинах. Сильная неудача постигает афинян в том же году и в самой Аттике. Спартанцы заняли городок Декелею на северо-востоке Аттики и отсюда стали систематически опустошать ее территорию. Двадцать тысяч афинских рабов перебежали к спартанцам в Декелею, причинив тем самым серьезный ущерб афинскому хозяйству.

Воспользовавшись тяжелым положением государства, сторонники аристократии подняли голову; они составляли тайные объединения (гетерии), члены которых давали клятву бороться за свержение афинского демократического строя. В 411 г. аристократам удалось произвести олигархический переворот, в котором принял участие и Софокл.

Однако спустя четыре месяца олигархия была свергнута, а в 410 г. пало и установившееся после нее правление умеренных. Были восстановлены прежние демократические порядки.

За участие в перевороте Софокл наряду с другими виновными предстал перед судом. Суд оправдал восьмидесятипятилетнего поэта, и он спокойно прожил в Афинах до своей смерти в 406 г. до н. э. За свою долгую жизнь Софокл был свидетелем расцвета афинской рабовладельческой демократии и ее кризиса в последней четверти V в. до н. э. Лишь немного не дожил поэт до страшного поражения Афин в Пелопоннесской войне.

 

Картина дня

наверх