На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Легенды Самарканда. Мавзолей Святого Даниила в Самарканде

Легенды Самарканда. Мавзолей Святого Даниила в Самарканде

 

   Между холмами городища Афросиаб в современном Самарканде, на берегу у небольшого притока Зерафшана - Сиёб, есть удивительное место, благословенность которого ощущается почти физически, а царящий покой, казалось, оберегают даже птицы.

 

 

 

   

   Хранители Мавзолея и местные жители расскажут Вам о том, что здесь захоронены мощи Даниила - ветхозаветного библейского пророка. Другие скажут, что здесь лежит Даниял - сподвижник арабского проповедника Куссама ибн Аббаса. Третьи предложат версию о том, что Даниёр - местный святой, заслуживший себе особое уважение среди горожан, но и те, и другие, и третьи сходятся в одном - здесь лежит святой, поклониться которому приходят представители всех трёх мировых религий.

 

 

   Патриарх Алексий II, посетивший Самарканд в 1996 году во время празднования 125-летия Ташкентской Православной Епархии, отметил необычность этого места и даже позволил себе задержаться в нём больше времени, отведённого на Мавзолей Святого Даниила по протоколу. "Очень благостное место" повторял православный владыка, отмеривая шагами древнюю святыню.

 

 

 

   Он обратил внимание на старое высохшее миндальное дерево, освятил его, а на следующий год сухостой вдруг снова дал побеги. Об этом рассказывают, как о чуде, хотя и добавляют, что подобное среди деревьев встречается.

 

 

 

   Считается, что дух захороненного здесь Святого покровительствует Самарканду, защищает его, приносит благосостояние и процветание. Самаркандцы и не только - множество приезжающих сюда людей верят, что молебен у Мавзолея поможет им справиться с болезнями, трудностями и принесёт удачу.

 

 

   Особый почёт паломники воздают роднику, который бьёт у подножия Мавзолея. Сладковатая минерализованная вода не только вкусна, но и полезна. Ею напиваются, умываются и забирают с собой в пластиковых бутылках - добавлять в питьё, воду для купания и стирки. Исторически воспитанные в духе толерантности и практичные самаркандцы отдают дань уважения всем своим святыням и пользуются их благами.

 

 

 

    Меж тем, историки, исследователи и туристы вспоминают о том, что в мире существует несколько Мавзолеев Святого Даниила, претендующих на официальность (в Израиле, в Иране, в Ираке, в Турции) и вновь задаются вопросом - так кто же захоронен в самаркандском мавзолее?

   Версия Первая - Мощи Святого Даниила привезены в Самарканд Амиром Тимуром.

   Легенда гласит, что на рубеже XIV и XV столетий, Великий Тимур предпринял военную кампанию в Малую Азию, в ходе которой был осаждён один из маленьких городов в Иране - Сузы. Город, однако, не сдавался. Это было невероятно - профессиональная армия великого полководца пыталась, но не могла сломить сопротивление небольшого городка. Анализируя ситуацию, Амир Тимур обратился к местным жителям и своему духовному учителю и получил ответ, что город охраняется духом самого Даниила, ветхозаветного еврейского пророка.

   Тимур объявил о прекращении осады, продолжает легенда, и обратился к горожанам с просьбой провести его к захоронению Святого. Он провёл у мощей некоторое время, убедил властей предать их земле (как того требуют религии Единого Бога), а утром следующего дня выслал в Самарканд караван с прахом с могилы Святого.

   Согласно другой легенде, когда караван достиг Самарканда, верблюды внезапно остановились у места, напоминающего Сузы, и знак был понят. Здесь прах Святого был предан земле, а на его месте воздвигнут Мавзолей.

   Иногда можно услышать версию, что под прахом должна пониматься часть мощей Святого, что вряд ли… Исламская традиция запрещает беспокоить останки умерших и требует их немедленного захоронения. Прекрасно об этом зная, Тимур мог выслать в Самарканд землю (тоже именуемую "прахом") с захоронения Святого.

   Именно этим обстоятельством может объясняться длина надгробия 18 метров - логика строивших Мавзолей могла опираться на то, что прах из Суз, смешанный с самаркандской землёй, уже не сможет быть изъят или украден.



 

 

В самом конце зала лежит камень. Считается, что если трижды его поднять и загадать желание, то оно исполнится:

 

 

    Однако, ряд византийских источников утверждает, что на момент похода Тимура в Малую Азию, мощи Святого Даниила уже были вывезены в Константинополь (хотя Мавзолей в Сузах остался). Историки также констатируют, что исследованные источники пока не смогли дать однозначную ссылку на события, описанные в этой легенде.

   Есть также версия, что прах с могилы Святого Даниила привезли в Самарканд ещё в V-VI вв. переселенцы из Мосула (современного Ирака), где находится одно из официальных мест захоронения пророка Даниила. Теоретически, они могли это сделать, но снова - этому нет подтверждений в известных исторических источниках.

 

   Версия Вторая - библейский Пророк Даниил… жил и умер в Самарканде.

   Приверженцы этой версии отмечают, что пророк Даниил, переживший всех вавилонских царей, мог служить у персов, которые освободили иудеев из вавилонского плена. Версия гласит, что Великий Дарий мог пойти на исключение и назначить Даниила своим сатрапом в Согдиане, столицей которой был Самарканд. Однако, данная версия также не подкреплена историческими источниками.

 

   Версия Третья - в Мавзолее лежат останки пророка Табба.

   Эта версия упоминается в "Кандии Малой" (литературно-историческом произведении XVII века), которое ссылается на слова самаркандского шейха Ходжи Абду-Даруна о том, что "… пророк Божий перешел реку Джейхун (Амударья) и достиг Самарканда. Он был искусный гадальщик. Население города оказывало ему уважение. Он поселился здесь и умер в Самарканде. По-арабски его называли Табба наби (пророк Табба). Пророк сказал: "Я Мухаммад, сын Абдуллы, совершенство познания мира сокровенного обрел у его могилы". И каждый, кто желает сделаться одаренным откровением, тому следует каждую пятницу, после пятничного намаза прислуживать на мазаре того пророка…"

   Интересно, что Ходжи Абду-Дарун проживал в Самарканде в IX веке. Если цитирующие его не ошибаются, то Мавзолей Святого появился на берегу самаркандской речушки за 4-5 веков до Тимура.

 

   Версия Четвёртая - в Мавзолее лежат останки Даниёла, сподвижника Кусама ибн Аббаса.

   О данной версии сообщает арабский историк Абу-Тохир Ходжа в своём произведении "Самария" (конец XIX века). Он пишет, что многие путают Даниила с арабским праведником Ходжа Даниёлом, прибывшим в Самарканд для распространения ислама вместе с самим Кусам ибн Аббасом, двоюродным братом пророка Мухаммеда. Согласно этой версии, Ходжа Даниёл пользовался особым уважением у самаркандцев.

   Эти и другие версии отрабатываются историками и археологами и, возможно, вскоре мир познает историю загадочного Мавзолея. Но пока самаркандская земля хранит свои тайны, у Мавзолея звучат мусульманские, иудейские и христианские молитвы людей, прибывших в Самарканд наполнить свои сердца и души светом святости.

 

 

 

http://e-samarkand.narod.ru/Daniil_legend.htm

Картина дня

наверх