На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

История Фейерверков

История фейерверков

Многие народы с глубокой древности украшали свои праздники огненно-световыми эффектами. Сначала были большие ярко горящие костры или множество мелких огоньков - иллюминация. Они зажигались во время торжеств и праздников. Постепенно огненно-световые представления совершенствовались и в конце концов стали тем, что мы сейчас называем фейерверками. Письменные источники прошлого сохранили мало сведений об огненно-световых зрелищах в культурной жизни народов. Но тем интереснее попытка, воспользовавшись имеющимися фактами, проследить историю развития фейерверочого искусства с глубокой древности до наших дней. Одно из первых письменных упоминаний о применении огня как зрелища датируется 568 годом до н.э. Именно тогда римский царь Сервий Туллий учредил в честь завершения посева для крестьян один день отдыха с тем, чтобы «они зажигали в каждой деревне большой костер и собирались вокруг него на праздник».

У древнегреческого историка Плутарха сохранилось описание празднования победы Павла Эмиля над македонянами при горе Олимп в 168 г. до н.э. Вот как оно выглядело: «После заключения мира предводитель воинства пригласил всех греческих князей и вельмож на великолепное празднование, приготовление к которому длилось около года, где угостил их и увеселил народ, составив большой костер, сделанный из остатков оружия и добычи от побежденных македонян, и подошел к костру с зажженным факелом, примеру его последовали и прочие военачальники, зажигая такие же костры перед собой».

В Древнем Риме в торжествах, празднуемых в честь богини Палы в память о том дне, когда был основан Рим, после угощения зажигали жниво и лавр, через которые прыгали люди.

Греки и римляне к празднику Лампадарио устраивали иллюминации со сжиганием множества светильников в честь богини Минервы и в знак благодарности богу Вулкану. Первой - за доставление елея, второму - за изобретение светильников. Прометея чествовали за то, что дал огонь людям. Такие же иллюминации устраивались каждые пять лет в день.

Фебры - матери Марса. Все граждане были обязаны иметь перед своими воротами зажженные восковые светильники, чтобы умилостивить богиню и просить у ее сына победу над врагами. А у древних египтян был даже праздник под названием «светильники». Он отмечался во всем Египте, а особенно в Тебаиде, где жители были обязаны сжигать как можно больше светильников и ставить их в окнах своих домов.

Достоверно известно, что уже во времена Александра Македонского индийцы владели искусством украшения своих праздников огненно-световыми эффектами.

У древних славян многие обряды были связаны с огнем, особенно поклонение богу-громовержцу Перуну. Вот как об этом сказано в летописи: «Перун у них старейший бог, созданный наподобие человека с камнем драгоценным в руках, сверкающим как огонь, ему же как богу в жертву приносят и огонь неугасающий с дубового дерева, который постоянно палят...» В своих обрядах славяне чествовали и солнце, которое на земле олицетворялось с огнем - «священный» дар небесного светила.

По мере роста культурного и технического уровня люди совершенствовали огненно-световые эффекты, и не всегда за счет чисто пиротехнических средств, но применяя технические новшества, различные механизмы. Латинский писатель Клодиан в 403 г. н.э., описывая проведенный фейерверк, сначала упоминает о машинах и декорациях, воздвигнутых в цирках, а уже затем о чисто пиротехнических элементах, бегущих огнях, которые извивались по расписным доскам, не сжигая их, притом быстро вращаясь, образовывая разные круги и огненные шары. Описание латинским поэтом Клавдианом, жившим при дворе императора Гонория, амфитеатральных игрищ, поставленных в первый день 399 года, дополняет картину фейерверка различными ракетами и огненными колесами.

Определенный скачок в развитии пиротехники в целом, и фейерверочного искусства в частности, произошел после изобретения Калини-ком Гелиопольским в 668 г. так называемого «греческого огня». Огонь этот был двух типов: метательный и палящий. Первый имел свойство пороха и выбрасывал каменные ядра из металлических труб. Второй, способный сильно гореть, греки выдували из длинных труб, под напором воздуха вылетали огненные шары, которые опаляли пехоту и кавалерию. Состав «греческого огня» хранился греками около 400 лет в секрете, и постоянно употреблялся ими в военном деле и фейерверках.

Развитие общества на рубеже VIII - XI веков вызвало к жизни такое явление, как алхимия. Алхимия, в свою очередь, явилась родоначальницей химии и одновременно дала толчок к развитию пиротехники, обогатив ее эмпирическими смесями, случайно полученными из различных опытов. Арабы, лучшие пиротехники своего времени, создали целый ряд пиротехнических составов, родственных пороху, и уже в XII веке применяли их для метания ядер.

Но все-таки коренной переворот в пиротехнике и фейерверочном искусстве безусловно произошел после открытия и широкого применения пороха, благодаря которому стало возможным регулировать скорость и силу горения составов посредством изменения их дозировки.

Предполагают, что порох существовал в Индии и Китае задолго до того, как появился в Европе. Точную дату его открытия и имя изобретателя установить практически невозможно. Долгое время им числился францисканский монах Бертольд Шварц из Фрайбурга. Считалось, что он изобрел порох в 1350 году.

Однако, не говоря уж о Востоке, но даже в трудах европейских ученых середины XIII века рецепт пороха был описан. Так, Альберт Великий епископ Швабский (1193 - 1282 гг.) в своем сочинении записал состав и пропорции летучего огня: «Возьми 1 фунт серы, 2 фунта ивовых углей, б фунтов селитры, все оное сотри мягко на мраморной плите, потом насыпь в свернутую бумагу и пр.».

О применении пороха в военном деле достоверно известно, что широкое распространение артиллерии в Китае относится к началу XIII века.

В 1232 году в войне между китайцами и монголами были использова-ны огнестрельные пушки. Когда монголы осадили город Кай-Фэнг-Фу, китайцы оборонялись пушками, стрелявшими каменными ядрами. Кроме того, были применены и разрывные бомбы, снаряженные порохом.

В Италии артиллерия была уже известна в 1326 году. Французы использовали пушки при осаде города Пюи-Гийома в 1338 году. В сражении при Кресси в 1346 году англичане применили' пушки против французов. В России первые артиллерийские орудия появились в 1389 году, во время княжения Дмитрия Донского. Вот как это событие отметил летописец: «Лета 6879 (1389) вывезли на Русь арматы и стрельбу огненную, и от того часу уразумели из них стреляти». Тем не менее следует отметить, что употребление пороха в России было тогда уже известно.

Практически одновременно с применением пороха в артиллерии он стал применяться и для устройства фейерверков.

Лучшими мастерами по устройству фейерверков в XIV - XV веках по праву считались итальянцы. Они устраивали свои феерверки на деревянных помостах, украшенных статуями и живописно, широко использовали иллюминацию. Статуи извергали языки пламени, а живописные полотна представляли собой транспаранты, подсвеченные огнем. Роскошные, дорогостоящие фейерверки устраивались, как правило, в особо торжественных случаях, таких, как коронация царствующих особ, их дни рождения, в дни главных религиозных праздников...

Таким образом, уже начиная с XIV века о фейерверках можно говорить, как о виде зрелищного искусства. В это время при проведении феерверков стали применяться различные дополнительные средства: скульптура, архитектурные сооружения. Строились специальные помосты для размещения фейерверочных фигур. Такие помосты назывались фейерверочным театром. Существенно расширился арсенал фейерверочных изделий, фейерверк стал отражать существо торжества.

В России систематическое проведение «огненных потех» началось с конца XIV века, когда стали применять порох в артиллерии. До этого, как и у многих других народов, огненно-световыми зрелищами были костры, но наши предки знавали и «огненные потехи», которые устраивались с применением плауна. Плаун, или ликоподий, - это стелющееся по земле вечнозеленое травянистое растение. Зрелые сухие его споры дают при зажжении мгновенную молниеобразную вспышку без дыма. В далеком прошлом плаун служил очень удобным и дешевым материалом для проведения огненно-световых эффектов. Адам Олеарий, известный ученый и путешественник, наблюдавший эти зрелища в России в первой половине XVII века, писал: «Плаун - это растение, которое бросает вверх парные шишечки, которые в августе, будучи спелыми, собираются русскими в большом количестве, сушатся в печи, толкутся и продаются на вес; порошок этот держат в пирамидальной формы жестянке, длиною с пол-локтя, иногда и короче: ее берут в руки и сверху у отверстия держат зажженную свечу или факел; снизу подталкивают ее немного кверху, в воздух, так что немного плауна вылетает из отверстия. Свеча его подхватывает, и он вспыхивает. Если подобное действие происходит непрерывно, так, что одно пламя следует за другим, или же если разбрасывают его вокруг себя, то получается зрелище изумительное. В обществах можно устраивать хорошее развлечение с помощью плауна, если тайком наполнить им трубку и поднести к огню и дунуть, то неожиданно для зрителей выбрасывается сильное пламя. Свойство порошка плауна такое, что он загорается, лишь будучи в воздухе рассеянным над пламенем; в иных случаях он не горит, даже если сунуть в него зажженную свечу или фитиль, или если насыпать на горящие угли. Пламя плауна изумительно, и очень весело смотреть на него, особенно когда его бросают ночью или впотьмах; им можно пользоваться для разных развлечений». Тот же автор свидетельствует о применении и других веществ при устройстве огненных зрелищ: «Если нет плауна, то используют благовонный гумм или тонко истолченную древесную смолу, которая, помимо развлечений, дает еще хороший запах».

Целенаправленно на государственном уровне устройством фейерверков в России стали заниматься при Иване Грозном. Тогда в стрелецком полку была введена должность «порохового заведующего», в чьи обязанности, помимо военных, входило также изготовление и запуск фейерверков.

На рубеже XVI - XVII веков правительственная власть наряду с духовенством начинает организовывать специальные зрелища с целью политического и религиозного влияния на народ. В одном из официальных документов начала XVII века приводится следующее сообщение о Лжедмитрии I: «Отеческие законы не во что не ставя, сотворил бесовские игралища по образу ада, и оттуда хитростью огонь изводил и невольно от дьявола всякому пророчествуя о себе, яко наследник тому хочет быть».

Это игралище представляло собой фейерверк с декоративным оформлением. В нем были использованы сложные фейерверочные изделия. В других источниках указывается, что Лжедмитрий I в ознаменование своего бракосочетания с Мариной Мнишек устроил большой фейерверк на Москве-реке против царских палат. При этом была показана, в частности, декорация в виде трехглавого змея (дракона), который «беспрестанно дышал огнем».

При дворе царя Михаила Федоровича (1596 - 1645 гг.) была учреждена особая «потешная палата», имевшая штат «потешников», исполнявших небольшие комедии и организовывавших разные развлечения, в том числе и «огненные потехи». В «Уставе ратных, пушечных и других дел, касающихся до военной науки», составленном в начале XVII века, приведены данные об изготовлении различных пиротехнических составов. В «Уставе...» упоминаются зажигательные, светящиеся в темноте, дымовые и другие ядра, рецепты составов, употребляемых для «огненных хитростей» и «потешных стрельб». Изготовление пиротехнических составов осуществлялось на специальных заводах - «зелейных мельницах». К концу XVII века со стороны наиболее культурной части феодальной знати и дворянства стал проявляться большой интерес к фейерверочным развлечениям. Сжиганием фейерверков увлекались князь Ф.Ю.Ромодановский, лично занимавшийся изготовлением и испытанием фейерверочных изделий, князь В.В.Голицын, боярин П.В.Шереметев и другие. В это время в искусстве главенствовал стиль барокко, которому были свойственны стремления к величию и пышности.

С конца XVIII века фейерверочное искусство в России тесно связано с именем Петра I. Еще в молодости, в 17-летнем возрасте, он интересовался фейерверками, лично изготовляя фейерверочные фигуры, и с участием окружавших его лиц сжигал их. Позднее сам Петр I свидетельствовал, что если любимым развлечением его отца, царя Алексея Михайловича, была охота, то он к этому интереса не имел, но с юности питал большую страсть к мореплаванию и фейерверкам.

Эффектные фейерверочные представления устраивались молодым царем на рождество, масленицу и т.п. В 1690 году по случаю масленицы в подмосковном селе Воскресенском, на реке Пресне, состоялось большое торжество, на котором присутствовали члены царской семьи, бояре, служилые люди и -простые горожане. Торжество началось пальбой из пушек и парадом войск, а закончилось фейерверком, состоявшим из двух отделений. Сначала зажгли фейерверк на переднем дворе Пресненского дворца. Он продолжался в течение двух часов. Во время этого фейерверка был убит один дворянин, на его голову упала неразорвавшаяся ракета весом в пять фунтов. Несчастные случаи при проведении фейерверков не были редкостью; устроители постоянно получали сильные ожоги или ушибы. В тот же день на внутреннем дворе дворца был сожжен приготовленный лично Петром другой фейерверк, который продолжался три часа. Расширению производства различных фейерверочных изделий способствовало создание в 1680 году в Москве специального ракетного заведения, которы м были определены точные величины наружных диаметров фейерверочных гильз - калибры по весу свинцовых шаров заданных размеров.

Петр I постоянно интересовался зарубежными достижениями в области пиротехники и фейерверочного искусства, выписывал из-за границы книги на эту тему. Для устройства фейерверочных представлении он иногда привлекал иностранных специалистов, проживавших в «немецкой слободе». Однако следует отметить, что русские пиротехники умели уже тогда не хуже своих иноземных коллег изготовлять фейерверочные изделия и устраивать фейерверки.

Во время пребывания за границей «великого посольства» (1697 -1698 гг.) Петр I и его помощники, выполняя важные государственные дела, имели возможность непосредственно ознакомиться с фейерверочным искусством Западной Европы. «Так, бранденбургский курфюрст Фридрих III устроил в честь Петра I и его посольства фейерверк, состоящий из трех отделений. В первом отделении были показаны восемь горящих пирамид с именем Петра, русским гербом и приветственной надписью. Во втором отделении, происходившем на дворцовом пруду, была показана декорация, представлявшая триумфальную арку с русским гербом и плавающими вокруг нее сиренами, лебедями, начиненными фейерверочными изделиями. В третьем отделении, состоявшемся также на пруду, была поставлена декорация, изображавшая русский флот перед г. Азовом. Содержание этого фейерверка говорило о том, что Фридрих III, установивший тогда с Петром I соглашение о дружбе, выразил признание большого значения победы русской армии и флота в Азовскую кампанию 1696 года».

Большие фейерверки были сожжены в честь «великого посольства» в Амстердаме и Вене. Находясь за границей, Петр I неоднократно сам устраивал фейерверки в ознаменование торжественных событий. Так, получив известие о победе русских войск над турками в Причерноморье, Петр I распорядился организовать в Амстердаме празднество с приглашением на него многочисленных гостей. В заключительной части торжества был сожжен фейерверк.

В «статейном списке» посольства была сделана следующая запись: «Ноября в 28 день был в Амстердаме у великих и полномочных послов для одержания побед над турецкими войсками и триумф, на котором были многие начальные люди и амстердамские бургомистры, и по обеде пусканы многие художественные огнестрельные гранаты и верховые и водяные ракеты, и была музыка». Судя по тому, что на проведение фейерверка израсходовали 400 ефимков, он был внушительных размеров и богато оформлен.

Следует отметить, что этот и другие фейерверки готовились и сжигались русскими мастерами-пиротехниками, находившимися в свите «великого посольства». В упомянутом «статейном списке» подчеркивалось: «...огненные потехи и верховые ракеты, которые устроены от московских бомбардиров, зело изрядные и удивления достойные».

Деятельность основанного Петром I ракетного заведения позволила существенно улучшить качество и разнообразие фейерверочных составов. При изготовлении фейерверочных изделий стали применяться: ис-кристые, искристо-форсовые, серные, селитросерные с добавлением окрашивающих солей составы, позволившие качественно улучшить зрелищный эффект фейерверочных изделий и увеличить их производство.

К началу XVIII века русские мастера-пиротехники изготовляли в больших количествах практически все виды фейерверочных изделий, известных в Европе.

«Верховые» фигуры были представлены различными типами ракет и шутих. «Срединные» - римскими свечами и бураками. «Низовые» - фонтанами, форсами, шлагами, марсовым огнем. Изготавливались фейерверочные изделия, горевшие на воде, - дукеры и квакари.

Основным бичом всех фейерверочных представлений по-прежнему оставалась их пожаро- и взрывоопасность. Известно, что когда летом 1699 года в связи с прибытием шведского посольства был устроен в Москве фейерверк, то от запускавшихся ракет возник пожар, продолжавшийся почти целые сутки. В результате пожара в столице сгорели сотни жилых домов и других построек.

В преддверии нового столетия Петр I стал осуществлять основные реформы, связанные с большими изменениями в области культуры и быта, что отразилось на характере публичных мероприятий того времени. Много новшеств было внесено в празднования государственных и общественных событий. В некоторых источниках сохранились сведения об организации правительством Петра I празднования нового 1700 года.

Петровским указом от 20 декабря 1699 года предписывалось горожанам, проживавшим на «больших и проезжих знатных улицах», украсить свои дома на время с 1 по 7 января ветвями сосновых, еловых и можжевеловых деревьев. Наступление нового года должно было отличаться совершением специальных богослужений в церквах и молитвами. В указе также говорилось: «Да января ж в 1 день, в знак веселия, друг друга поздравляя с новым годом и столетним веком, учинить сие: когда на Большой Красной площади огненныя потехи зажгут и стрельба будет, потом по знатным дворам Боярам и Окольничим и Думным и Ближним и знатным людям палатного, воинского и купецкого чина именитым людям, каждому на своем дворе из нескольких пушечек, буде у кого есть, и из нескольких мушкентов или много мелкого ружья учинить трижды стрельбу и выпустить несколько ракетов, сколько у кого случится, и по улицам большим, где есть пространство, января с 1 по 7 число по ночам огни зажигать из дров или хворосту или соломы, а где мелкие дворы, собрався пять или шесть дворов, такой огонь класть или кто похочет на столбах поставить по одной или по две или по три смоляные и худые бочки, и, наполняя соломою или хворостом, зажигать».

Действительно, празднование нового столетия проходило в Москве в соответствии с данным указом. В «Дворцовых разрядах» упоминаются торжественное богослужение, парад войск и салют, а в «Поденной записке» отмечаются факты устройств фейерверков и иллюминаций, сооружение триумфальных ворот и украшения многих домов «ветвями от разных деревьев». Один из современников писал, что в течение недели не умолкала пальба, производившаяся из 200 орудий на Красной площади и многих тысяч ружей на частных дворах. По словам того же очевидца, ночью везде горели огни и хлопали ракеты. Торжества закончились большой процессией, крестным ходом на Иордань. При Петре I огненно-световым зрелищам и эффектам отводилась большая роль в декоративном оформлении новогодних празднеств. Тот факт, что в указе сказано: чтобы все знатные люди, дворяне, служилые люди и купцы должны были выпустить «несколько ракетов, сколько у кого случится», свидетельствует о значительном производстве фейерверочных изделий. Кроме того, в новогодние тор жества большое значение придавалось широко распространенным в народном быту праздничным кострам.

В качестве примера организации и проведения «огненной потехи» той поры обратимся к описанию праздничных торжеств, посвященных встрече нового, 1704 года, которое состоялось в Москве.

«Фейерверочный театр занимал пространство шириной и глубиною около 80 метров и находился на возвышении со спуском в шесть ступеней. Фейерверочное представление началось с того, что был зажжен находившийся в центре задней стороны театра «государственный орел», символизировавший Россию. Его высота равнялась примерно 20 метрам. На распростертых крыльях орла были расположены панно с изображением Белого и Азовского морей, одной лапой он держал панно с изображением Каспийского моря.

Орел горел разноцветными огнями в течение получаса. За это время к нему приблизилась сбоку, ведомая двумя конями, ладья-колесница с находившимся в ней Нептуном. Он держал панно с изображением Бал-тийского моря, которое было им передано в свободную лапу орла. После этого ладья с Нептуном, также горевшая цветными огнями, удалилась. Вслед за тем загорелись «разными и удивительными» огнями два больших щита, выдвинутых сзади и поставленных по сторонам «государственного орла». На одном из них были изображены грабли, собирающие колосья, а над ними помещена надпись: «расточенное собирает». Эта аллегорическая картинка напоминала зрителям о том, что овладение русскими войсками Ижорской земли с городами Нотебургом, Канцами и другими является только возвратом исконно принадлежавших России территорий. Пояснительная надпись перекликалась с другой, имевшейся под изображением карты Ижорской земли на одной из трех триумфальных арок, воздвигнутых в Москве еще осенью 1703 года и стоявших во время описываемого фейе рверка. Эта надпись подчеркивала, что не «чуждая» земля завоевана, а «наследие отцов наших». На другом щите была изображена птичья клетка («птицеловка») с открытыми дверцами и над ней надпись: «Праздна будет егда прельщение не поможет». Данная аллегория говорила о необходимости применять в военном деле обман неприятеля, хитрость, подобную той, которую птицелов применяет, чтобы словить птиц.

Наконец оба щита были отодвинуты, и перед глазами зрителей предстали «три большие главные фонари». Центральный транспарант являлся живописным воспроизведением висевшего над ним «государственного орла» с четырьмя морями. Другой представлял собою панно, посвященное взятию Нотебурга с изображением его бомбардирования и увенчания лаврами Бертольда Шварца. На третьем транспаранте было дано топографическое изображение р.Невы и Ниеншанца, окруженное богами античного мира - Юпитером, Марсом и Палладой, олицетворявшими силу и мощь русского оружия. Вместе с тем другой боковой «фонарь» был увенчан атрибутами мирного труда - земледелия, рудного дела, торговли и прочее - того, к чему стремилась Россия на вновь обретенных землях. Помимо главных транспарантов, по сторонам театра фейерверка находилось двенадцать фонарей с изображениями символов эмблем и аллегорий, написанных на полотне «достойными красками». По словам современника, они «необыкновенно и изрядно нощию с задними свещами явилися». В связи с идеей данного фейерверочного представления нам нетрудно разгадать их смысловое значение, несомненно понятное также и современникам жителям столицы. На переднем плане фейерверочного театра возвышались фонари-транспаранты, увенчанные деревянными резными статуями Юпитера, Марса, Паллады и Виктории. Каждая из них была расписана «пристойною краскою, златом и серебром» и высотой равнялась девяти «пядям» (1 м 58 см).

Разнообразный комплекс специальных декораций (транспарантов, фитильных щитов, статуй и т.п.) определили богатые изобразительные возможности описанного сложного фейерверочного представления, устроенного 1 января 1704 года. В этом же зрелище были и чисто пиротехнические эффекты, составленные из множества фейерверочных изделий: фонтанов, «ящик с ракетами», изделия «иных всяких хитрых дел» и гранаты, «которые окружали всю огненную потеху яко стеною». Было множество «верховых», «низовых» фигур. В ряде случаев мелкие изделия присоединялись к более крупным, образуя сложные фейерверочные фигуры. Некоторые большие ракеты при разрыве выбрасывали мелкие изделия, создававшие впечатление ярко горевших и рассыпанных звезд или массы медленно падавших с высоты светящихся «серебряных» и «золотых» капель в виде «огненного дождя». Немало было также сложных наземных фейерверочных фигур. Простые и сложные фейерверочные изделия сжигались группами и в сочетаниях друг с другом, создавая красивое зрелище. Разнообразные с оединения «верховых» и «низовых» фейерверочных фигур и изделий создавали затейливые композиции. На значительной высоте раскрывались огромные огненные букеты, снопы, гирлянды, а на площадке - ряды блестящих фонтанов, огненные каскады, мозаики, солнца, огненные колеса, бриллиантовые пирамиды и т.д. Фейерверочное представление состояло из большого количества сменявших друг друга композиций такого рода».

Как видно из приведенного выше описания, наряду с чисто пиротехническими, огненными композициями в фейерверках начала XVIII века значительное место занимали специальные декорации, которые придавали определенное смысловое значение фейерверочному представлению. Среди них первое место занимали щиты, обведенные фитилями, пропитанными медленно горящими составами. Они давали сплошную огненную линию и использовались для выполнения крупным планом всевозможных контурных изображений, посвященных тем или иным событиям. В представлении большая роль отводилась различным транспарантам, наиболее пригодным для быстрого чередования тех или иных изображений. Эти изображения в основном помещались по обеим сторонам полупрозрачной материи транспаранта и были видны зрителям в зависимости от его освещения то с одной, то с другой стороны. Употреблялись и транспаранты с прорубленными отверстиями, сделанными в картоне, досках или ином плотном материале. Эти отверстия образовывали штриховой или сплошной линией контуры необходимого рисунка и освещались фейерверочными огнями с задней стороны транспаранта. Для фейерверочных представлений изготавливались и чисто театральные, объемные декорации в виде павильонов, беседок, галерей, террас, статуй и т.п., которые в свою очередь оснащались различными фейерверочными изделиями.

Процедура подготовки и проведения фейерверочных представлений в первой половине XVIII века была следующей. Сначала поступало официальное поручение Академии наук составить программу. Эту обязанность нередко выполняли видные ученые того времени М.В.Ломоносов, И.П.Кулибин и др. Они использовали свои знания в области геральдики, мифологии, истории, химии и, сообразуясь с поводом торжества, составляли подробную программу. Если программа писалась на немецком языке, то ее переводили на русский, в этом принимали участие такие известные литераторы, как В.К.Тредиаковский, М.В.Ломоносов и др. После программу отсылали в канцелярию Артиллерии и фортификации, где давали указания на изготовление пиротехнических изделий, необходимых для фейерверка. Затем строился «фейерверочный театр» - огромный помост, на котором размещались все перечисленные в программе фигуры, стеллажи, декорации и т.д. Иногда в фейерверочных представлениях принимали участие войска местных гарнизонов, которые производили пушечный салют. В v местах, где была опасность возгорания, дежурили сторожа, публика получала программу фейерверка.

Разнообразная практика по устройству фейерверочных представлений во время царствования Петра I оказала большое воздействие на дальнейшее развитие фейерверочного искусства. Конечно, проведение таких грандиозных представлений требовало больших материальных затрат и огромного количества людей, занятых в подготовке и проведении зрелища, что было под силу государству либо очень богатым вельможам.

На протяжении всего XVIII века фейерверочные представления занимали первостепенное место в программах различных праздников. В Петербурге, на стрелке Васильевского острова, в 1730 году соорудили особый открытый театр для показа фейерверков.

В 1809 году под руководством графа А.А.Аракчеева было разработано «Положение о фейерверках», которое систематизировало и поставило под контроль государства производство фейерверочных изделий и проведение фейерверков. Любой желающий мог заказать в военной лаборатории необходимое количество фейерверочных изделий и проведение фейерверка. Личный состав лаборатории был в состоянии провести фейерверк, если возникала такая необходимость.

В начале XIX века фейерверочное искусство в России было на вершине своего подъема. Как и прежде, в основном фейерверочные изделия изготавливались на основе искристых составов. Для цветных огней употреблялись селитро-серные составы с добавлением окрашивающих солей. Продолжали использовать фитильные щиты, изображающие основную декорацию фейерверка. Декорации достигали иногда огромных размеров, до 50 метров в высоту. Это были архитектурные постройки - храмы, арки, беседки и т.п. Над их созданием трудились известные архитекторы, художники, инженеры и сотни строителей.

В первой половине XIX века фейерверочное искусство обогатилось двумя новшествами: ракетами с парашютом и боевыми ракетами. Первые позволяли увеличить время горения в воздухе цветных огней за счет медленного спускания их на парашюте. Вторые дали возможность увеличить вес начинки (звездок, швермеров, огненного дождя) ракет. Это значительно усилило зрелищный эффект фейерверка. Открытие французским химиком К.Бертолле химического соединения хлората калия, названного позднее «бертолетовой солью», послужило основой для создания ярких цветных огней. Впоследствии открытие хлорноватых кислот, бариевой и стронциевой, позволило еще более повысить насыщенность и яркость цветного пламени. Создание цветных огней с использованием бертолетовой соли и хлорноватых кислот произвело переворот в фейерверочном искусстве. Новые фейерверочные составы, дающие чистое, насыщенное, яркое цветное пламя, и сделанные на их основе контурные свечи позже с успехом заменили дорогие и громоздкие фитильные щиты и декорации с тусклым цветным огнем фитилей. Постепенно фитильные щиты и декорации вышли из употребления. Огонь контурных свечей, яркий и чистый, позволял создавать впечатляющий зрелищный эффект и при относительно небольших фигурах и декорациях. Это позволяло устраивать более компактные и менее дорогостоящие фейерверочные представления. Проведение фейерверков становилось доступным частным лицам и небольшим общественным организациям. Увеличение спроса на фейерверочные представления и как следствие на фейерверочные изделия привело во второй половине XIX века к резкому увеличению числа частных фабрик, специализировавшихся на изготовлении и проведении фейерверков. Грандиозные по масштабу и пышности фейерверки, организуемые государством, стали проводиться реже. В основном они сопровождали особо торжественные общегосударственные праздники.

К концу XIX века специальные декорации феерверков создаются все реже, мельчают в масштабах, становятся менее интересными по содержанию и художественному исполнению. Зрелищный эффект в основном достигается за счет чисто пиротехнических и фейерверочных средств.

В начале XX века широкое распространение получили небольшие фейерверочные представления. Они устраивались на дачах, в городских парках и скверах как частными лицами, так и различными обществами и учреждениями.

В период с 1917-го по 1943 год изготовлением фейерверочных изделий и проведением фейерверков в основном занимались мастера-пиротехники, работавшие в парках культуры и отдыха и на киностудиях. Фейерверочные представления были такими же, как и в начале века, небольшими по масштабу, без пышных декораций, зрелищный эффект обеспечивался за счет новых фейерверочных составов. Мастера-пиротехники сохраняли прежние традиции русского фейерверочного искусства.

С 1943 года в СССР акцент в развитии фейерверочного искусства сместился к салютам - многократным залпам фейерверочными изделиями типа люсткугелей.

Первый военный салют был дан 5 августа 1943 года в ознаменование победы Красной Армии над немецко-фашистскими захватчиками и освобождения городов Орла и Белгорода. Салют был произведен из 96 орудий войск противовоздушной обороны и 24 орудиями гарнизона Московского Кремля.

В дальнейшем стало традицией отмечать салютными залпами победы Красной Армии. Самый большой салют был дан 9 мая 1945 года, в День Победы, в Москве.

После войны эта традиция укоренилась в культурной жизни советского общества, и салюты стали проводить регулярно в дни общегосударственных праздников. Отечественными предприятиями было разработано значительное количество салютных выстрелов калибров 310, 195, 105 мм, с огненно-световыми и звуковыми эффектами. Но все-таки салюты, олицетворявшие собой силу и мощь государства, не смогли полностью вытеснить собственно фейерверочные представления, которые, конечно, не обладают такими качествами, но более гармонично вписываются в композицию небольших праздников.

Так, в 1957 году отечественным предприятиям был дан заказ на разработку новых фейерверочных изделий паркового плана для подготовки к VI Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве. Грандиозные фейерверочные представления были устроены к 50-летию Советской власти (1967 год), к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина (1970 год), к 50-летию образования СССР (1972 год), для этих праздников также разрабатывались новые фейерверочные составы и изделия.

Необходимость развития серийных феерверочных изделий была вызвана еще и тем, что в мастерских, производящих фейерверочные изделия, часто возникали несчастные случаи, пожары, в связи с чем в 1968 году было запрещено их изготовление в условиях парковых мастерских. Новый качественный скачок в развитии отечественного фейерверочного искусства произошел в 1992 году, когда в сложившихся экономических условиях предприятия-изготовители фейерверочных изделий были вынуждены расширить ассортимент и получили возможность реализовывать свою продукцию не только государственным учреждениям, но и коммерческим организациям, имеющим в своем штате пиротехников. При предприятиях были открыты курсы, готовившие специалистов для проведения фейерверков.

Безусловно, это расширило круг потенциальных потребителей, что стимулировало предприятия увеличить объем выпускаемой продукции. В свою очередь изменение социально-политических ориентиров в обществе вызвало изменение в его культурной жизни, что выразилось в увеличении культурно-массовых зрелищ (фестивалей, презентаций, юбилеев и т.п.), непременным атрибутом которых стали фейерверки. Это привело к бурному росту количества организаций, занимающихся проведением огненно-световых зрелищ.

Большую роль в популяризации фейерверочных представлений играют различные фестивали, в частности проводимый в Москве в ЦПКиО им. Горького фестиваль фейерверков «Прометей». Большую роль в пропаганде и распространении фейерверков играют предприятия-изготовители пиротехники, которые постоянно рекламируют свою продукцию, и организации, занимающиеся ее реализацией, такие, как АО «Пиро-Росс», являющееся самым крупным поставщиком этой продукции.

Из приведенного выше исторического обзора можно сделать вывод, что развитие фейерверочного искусства неразрывно связано с социально-экономическими и культурно-эстетическими потребностями общества. Различные социальные эпохи накладывали свой неповторимый отпечаток на фейерверочное искусство, которое в свою очередь отражало культурно-эстетические потребности и научно-технический уровень своего времени.

Неоспоримо и то, что развитие фейерверочного искусства шло поступательно от простого к сложному и в данный момент находится на высокой ступени развития. Ныне в нашей стране сложились благоприятные предпосылки для очередного скачка в развитии отечественного фейерверочного искусства. С одной стороны, это обусловлено все возрастающим интересом к фейерверкам со стороны культурно-просветительских организаций, учреждений и частных лиц, а с другой - расширением количества и номенклатуры выпускаемых серийно фейерверочных изделий и ростом числа организаций, специализирующихся на проведении фейерверков.

 

Картина дня

наверх