Какие источники рассказывают о христианизации Аксумского царства в IV веке? Какие явления сформировали образ эфиопской цивилизации? С какими проблемами сталкивается современная эфиопистика? На эти и другие вопросы отвечает кандидат исторических наук Алексей Муравьёв.
Нынешнее государство Эфиопия — это, пожалуй, одно из немногих христианских царств, сохранившихся от средневековой христианской Африки, от больших культур и политических образований.
Конечно, когда мы сейчас смотрим на Эфиопию с ее территорией более 1 млн кв. км, с большим разнообразием с севера на юг и особенно с ее южными регионами, которые относятся уже практически к центральной Черной Африке, то у нас не возникает прямой связи с прошлым, о котором должны говорить, говоря о древней и средневековой Эфиопии.
Ядро эфиопской цивилизации возникло примерно в V веке до н. э., когда группа семитского населения мигрировала с территории Аравийского полуострова на территорию Африки, на Африканский Рог, колонизировала побережье и создала предпосылку для возникновения знаменитого Аксумского царства, просуществовавшего с VI по IX век, центром которого были город Аксум и портовый город Адулис.
Чрезвычайно важным для эфиопской культуры было обращение в христианство, произошедшее, по преданию, в IV веке. Об этом обращении у нас есть свидетельства писателя Руфина Аквилейского и внутриэфиопские свидетельства. Они рассказывают, что в IV веке в Эфиопию попадают два брата, Фрументий и Эдессий, которые, будучи христианами, обращают в христианство местного царя Эзану. В результате происходит христианизация страны. И на этом сведения Руфина кончаются. Фрументий известен в эфиопской литературе под именем Абба Салама («отец мира»), но точно верифицировать эту историю относительно IV века сложно.
С другой стороны, у нас есть некоторое количество археологического, нумизматического и другого материала, который позволяет сказать, что действительно в IV веке происходит христианизация Аксумского царства, и, что самое главное, одновременно с этим утверждается в качестве одного из языков христианского Востока классический эфиопский язык, так называемый геэз — его иногда называют гыыз, — который является семитским языком, родственным другим семитским языкам средневекового Востока: арабскому, южноаравийскому прежде всего, — и на этом языке появляются надписи, эпиграфические надписи, монетная чеканка и так далее. И появляются, вероятно, первые попытки переводов на эфиопский язык Библии, что чрезвычайно важно.
Более полной наша документация об Аксумском царстве становится с VI века, когда там появляются миссии так называемых «девяти преподобных». Это такие святые, почитаемые эфиопской церковью, как За-Микаэль Арагави, Афце и другие, которые создали широкую монашескую миссию, сформировавшую лицо эфиопского христианства. Миссия двигалась не путем миссионеров, а путем именно монахов, которые образовывали скиты, отдельные поселения, к ним тянулись люди, и авторитет эфиопского аскетического христианства, имеющий сирийский оттенок (по преданию, они были сирийцами), сформировал лицо этой цивилизации.
Другим важным событием VI века была наджранская экспедиция царя Калеба, который отрядил военный поход через Красное море на аравийский берег, где местный сабейский царек Зу Нувас убил некоторое количество христиан и стал давить христианство под знаменем иудаизма. Эфиопский царь его наказал и стал таким образом героем. В древней цивилизации «наказал» означало «убил».
Что важно знать про эфиопскую цивилизацию?
Сначала это была область Ласта, на севере, в районе озера Тана, откуда берет начало Голубой Нил, потом он сдвинулся на юг Шоа, и затем уже, после миграции племен оромо, Эфиопия возникла в современном виде, и в XIX веке была создана столица Эфиопии Аддис-Абеба, «город роз», как его называют, «цветок». И современная Эфиопия является уже не геэзоговорящей, а амхароговорящей — языком Эфиопии сейчас является амхарский.
Физиономию этой цивилизации, помимо христианства, заимствованного из Византии и сирийского региона с аскетическим оттенком, определяет еще богатейшая литература христианского направления на языке геэз, на котором писали до XIX века. Это монашеские жития, это знаменитая хроника «Слава Царей» («Кебра Негаст»), это исторические хроники, которые у нас издавал Севир Борисович Чернецов в русских переводах, и всевозможная другая литература.
Это жития святых в большом количестве и даже жизнеописания современных деятелей. Кроме этого, это монашество озера Тана с его знаменитыми отшельниками и подвижниками, которые до сих пор продолжают традиции древних эфиопских подвижников. И, конечно, если брать северную область, Ласту, то это знаменитые храмы Лалибэлы, которые до сих пор являются не просто памятником древней архитектуры — они встроены в землю, вырублены в цельной скале.
В эфиопской цивилизации очень важной является связь с другими цивилизациями христианского Востока, благодаря чему на эфиопский было переведено большое количество документов и текстов с греческого, сирийского и коптского, некоторые из которых потерялись на этих языках. И поэтому значение эфиопских переводов очень велико.
Что касается главных проблем эфиопистики (дисциплины, которая занимается Эфиопией) — это прежде всего сохранение рукописного фонда. Над этим сейчас работают несколько научных групп: дигитализация, консервация рукописей, которые писались до XX века, — что сдвинуло нижнюю границу сохранившихся рукописей, то есть они сохраняются у нас не с IV, а, к сожалению, века с XI–XII, а самые ранние рукописи находятся в очень плохом состоянии, как так называемые Евангелия Гаримы, либо исчезли вовсе.
Во-вторых, важным является публикация и перевод сохранившихся сочинений, которые позволяют нам реконструировать историю.
Большое значение имеет исследование истории Эфиопии в ее конфликте с исламской цивилизацией, когда был знаменитый харарский эмир Грань, который воевал с эфиопами. И эфиопские цари, которые с ним сражались, воспринимали свое государство в качестве последнего оплота христианства, которое сохранилось только у них. Поэтому эфиопский эсхатологизм и их особая уверенность в том, что именно Эфиопия является центром христианского мира, очень характерны до сих пор, играют определенную роль.
Важный момент — это исследование эфиопско-еврейской диаспоры. Это очень интересная область. Эфиопские евреи, так называемые фалаша, сохранили довольно любопытную литературу. Это не талмудический иудаизм, они не признают Талмуд, но у них есть много собственных сочинений. Частично фалаша репатриировались в Израиль и составляют в Израиле компактную группу, но при этом сохранили свои традиции, обычаи и язык.
Для эфиопистики чрезвычайно важным становится исследование археологических, нумизматических и прочих вспомогательных исторических областей исследований древней аксумской цивилизации. Потому что мы до сих пор очень слабо представляем раннюю историю этого периода, то есть историю вокруг VI века, до VI века — у нас есть определенное количество документов по VI веку, но до этого все туманно.
Отдельная область исследования связана с царскими хрониками, с царскими династиями Соломонидов, поскольку эфиопские цари возводят себя к царю Соломону, определенная связь с еврейской традицией здесь была еще помимо фалаша или одновременно с ним.
Исследование Эфиопии группируется вокруг этих тем. Сейчас это довольно большой кластер современной мировой ориенталистики. Эфиопский язык преподается во всех больших университетах Европы. В России он преподается в Санкт-Петербурге. И можно надеяться, что сейчас есть основания для оптимизма в отношении прогресса.
Свежие комментарии