БИТВА ЗА ИЕРУСАЛИМ: ОТ ЦАРЯ ДАВИДА ДО ЭХУДА ОЛЬМЕРТА
ВПК №40(206) 17 - 23 октября 2007 года
Впервые с Семидневной войны 1967 г. израильтяне выразили готовность передать Восточный Иерусалим под полный контроль палестинцев. По словам вице-премьера Хаима Рамона, Израиль готов отдать будущей независимой Палестине весь "арабский квартал" Старого города, но не может поступиться священной для иудеев Храмовой горой.
Еврейское слово "Иерушалаим" (Иерусалим) переводится как "место мира". Но именно мира в этом городе за три тысячи лет его существования больше всего и не хватало. История эпицентра трех мировых религий наполнена звоном мечей и грохотом пушек. Следы многовековых распрей и упорной борьбы за обладание святым городом бросаются в глаза уже при осмотре внешней крепостной стены, окружающей Старый город Иерусалим. Ведущие в арабский квартал древние Золотые ворота замурованы камнями. Через них когда-то в Иерусалим въехал на ослике в сопровождении восторженных толп народа Христос. И через них же, согласно иудейскому преданию, придет Мессия в последние времена. Чтобы не пропустить сюда "еврейского пророка", турки-османы, считавшие иудеев и христиан "неверными", после завоевания Палестины в XVI веке заложили камнями самые высокие ворота Аль Кудса (Иерусалима). Мусульмане и иудеи по сей день не поделят город, священный для трех мировых религий.
Хотя не так давно с помпой было отмечено 3000-летие столицы Израиля, приуроченное к возведению ее Давидом, в действительности Иерусалим, как утверждают археологи, гораздо древнее, по крайней мере на тысячу лет. И это звучит весьма правдоподобно: ведь, по преданию, в этих местах после изгнания из рая обосновался еще Адам, самый первый человек. После смерти царя Давида его владения были разделены на Израильское и Иудейское царство. А, как известно, "дом, разделившийся сам в себе, рухнет". И правда: вскоре вавилонский царь Навуходоносор захватил Иерусалим, разрушил Первый храм и увел евреев в плен. Но уже полвека спустя сюда пришел властелин Кир, который был большим другом иудеев и позволил им частично восстановить главную иудейскую святыню. Позднее по библейским холмам маршировали фаланги непобедимого Александра Македонского. В I веке до н.э. их сменили когорты римлян.
При царе Ироде, который за свою деятельность, жестокость и хитрость был назван Великим, хотя на деле и зависел от воли Рима, Святая земля достигла большого расцвета. На развалинах Первого храма был воздвигнут Второй, руины которого сохранились до наших дней. Были построены крепости и дворцы в Иерихоне, Масаде и других местах. В годы правления Ирода родился Христос. Евреи увидели в Нем только Мессию, который освободит их родину от ненавистных римлян. Когда же эти надежды не оправдались, Иисус был предан на распятие, а непокорное племя взялось за оружие. В 66 г. вспыхнуло восстание. Оно было подавлено римлянами с большой жестокостью и сопровождалось предсказанным Иисусом разрушением Второго храма. Иерусалим на несколько веков стал глухой провинцией:
После катастрофы город пребывал в запустении до тех пор, пока в годы царствования императора Константина (306-337) христианство не стало официальной религией Римской империи. Когда в VII веке к зубчатым крепостным стенам Иерусалима приблизилась армия новых завоевателей - арабов, большая часть Святой земли уже находилась под их контролем. Рассчитывать на победу Византии, ослабленной борьбой с внутренними ересями и войной с Персией, не приходилось. В 638 г. после двухлетней осады патриарх Софроний сдал Иерусалим халифу Омару ибн аль-Хаттабу. Так закончилась первая эпоха христианского Иерусалима. Омар велел очистить Храмовую гору и построить там мечеть, которая до сих пор служит визитной карточкой Иерусалима. Тем не менее, хотя в Иерусалиме поселилось много арабов, большинство населения по-прежнему составляли православные греки, сирийцы, армяне.
Так было, пока за дело с деликатностью слона в посудной лавке не взялся латинский Запад. В итоге кровопролитных крестовых походов в Святую землю христиане навсегда стали здесь незначительным, приниженным меньшинством. В 1095 г. Папа Римский Урбан Второй призвал католиков Европы освободить из рук неверных главную святыню христианского мира - Гроб Господень. На его призыв быстро откликнулись правители разных стран Западной Европы, и четыре года спустя объединенная армия рыцарей, их слуг, порой просто авантюристов, но гордо называвших себя крестоносцами, окружила Иерусалим.
Осада города продолжалась девять дней; ворвавшиеся в город через пролом в Северной стене крестоносцы устроили там массовую резню. Во время штурма Святого города были убиты тысячи мусульман, евреев и "схизматиков" - православных, коптов, армян. Но именно в эпоху крестовых походов, сопровождавшихся массовой гибелью мирного населения и ответной местью им магометан, этнографический баланс в Святой земле изменился в пользу мусульман. В годы же своего могущества рыцари превратили Иерусалим в столицу основанного ими Иерусалимского королевства и пытались проводить насильственную христианизацию. При этом многие мусульманские святыни были превращены в церкви. Так, Купол Скалы стал храмом Господа (Темплус Домини), мечеть Аль-Акса - храмом Соломона (Темплус Соломонис). Поэтому удивляться тому, что, отвоевав свои святыни, мусульмане аналогично поступили и с христианскими, не приходится.
После кровавого вторжения европейцев Иерусалим оказался почти безлюдным. Поэтому для заселения города крестоносцы стали привлекать сюда христиан из Заиорданья и Сирии, отведя им квартал между Дамасскими и Львиными воротами, понизили налоги на сельскохозяйственные продукты и сосредоточили в Иерусалиме все правительственные и церковные учреждения. Благодаря этим усилиям в середине XII века начался расцвет города. В этническом плане большинство населения Иерусалима тогда состояло из европейцев, по большей части французов, и основным языком общения был французский. В городе по-прежнему проживали и так называемые восточные христиане - армяне, греки, копты и сирийцы. А вот мусульманам и евреям находиться в городе не разрешалось. Однако те и другие могли посещать город по деловым нуждам, а некоторое число иудеев поселилось поблизости от города. Поскольку арабам-христианам доступ в торговлю не ограничивался, так и получилось, что за полтора столетия, пока здесь железной рукой правили крестоносцы, в христианство перешло много смуглых сынов Измаила. Их потомки сейчас живут в христианском квартале Иерусалима и рассеяны по Палестинской автономии. В память о рыцарских временах крещеные палестинские юноши-скауты на Пасху маршируют по Иерусалиму в форме под воинственную барабанную дробь. Оружия у них, к счастью, нет.
Но слишком неравны были силы. Против немногочисленных рыцарей с Запада ополчился весь мусульманский Восток. В ноябре 1187 г. после длительной осады арабские войска под командованием правителя Египта Салах ад-Дина (Саладина) овладели Иерусалимом. Христианам, за исключением принадлежащих к восточным Церквам - Православной, Коптской, Армянской, было запрещено проживать в городе. Многие церкви были превращены в мечети, религиозные и благотворительные учреждения мусульман. Началась эпоха тотального господства ислама. За арабским владычеством в Святой земле наступило четырехсотлетнее правление турок-османов. Только потерпев поражение в Первой мировой войне, они вынуждены были уступить Палестину "владычице морей" Англии. А вот колониальный период оказался совсем недолгим. Уже в 1948 г. ООН провозгласила создание на этой земле двух суверенных государств - Израиля и Палестины. Если первое уже состоялось, то Палестинское государство до сих пор существует лишь на бумаге.
10 декабря 1949 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, согласно которой весь Иерусалим и его окрестности должны были быть переданы под международное управление. В ответ на это правительство Израиля официально провозгласило Иерусалим столицей государства и распорядилось о переводе Кнессета (парламента) и правительственных учреждений из Тель-Авива в Иерусалим. Палестинцы также отвергли резолюцию ООН. Это стало причиной нескольких арабо-израильских войн.
По условиям первого Соглашения о прекращении огня, заключенного при посредничестве ООН 11 июня 1948 г., Восточный Иерусалим, включая весь Старый город, оказался под контролем Трансиордании, а Западный Иерусалим - Израиля. Но при этом евреи не имели права приближаться к Стене плача. Синагоги в древнем еврейском квартале - некоторым из них много веков - были осквернены и уничтожены. Часть культовых зданий иорданцы приспособили в качестве конюшен и курятников. Иорданский "Арабский легион" осквернил еврейское кладбище на близлежащей Оливковой горе, насчитывающее больше двух тысяч лет. Через кладбище была проложена дорога. Надгробные камни с могил раввинов были использованы для строительства мостовых. Несмотря на условие, оговоренное в мирном договоре между Израилем и Иорданией, гарантировавшее евреям допуск к их священным местам, фактически арабы запретили им посещать Стену плача в Старом городе и древнее еврейское кладбище на Оливковой горе. Так продолжалось до 1967 г., когда в течение недели евреи стремительным ударом нанесли сокрушительное поражение арабским государствам.
При входе в еврейский квартал через Сионские ворота до сих пор можно видеть следы пуль и осколков на древних камнях - это следы Семидневной войны. Через них-то, преодолевая отчаянное сопротивление арабских войск, и ворвались в Старый город подразделения израильской армии. Завязался бой у Стены плача - последнего остатка Соломонова храма. Захватив город, евреи не стали мстить арабам. Они просто аннексировали весь Иерусалим, провозгласив его своей столицей. Этот шаг до сих пор не признан большинством государств, включая Россию, поскольку идет вразрез с резолюцией ООН, провозглашающей Иерусалим открытым городом. Арабы же были потеснены до нынешних границ мусульманского квартала, который все равно продолжает занимать большую часть Старого города.
На протяжении 40 лет израильтяне отказывались идти на уступки в вопросе о статусе Иерусалима. Если евреи провозгласили его своей "единой и неделимой" столицей, то палестинцы претендуют на придание суверенитета всей "своей" восточной части города. Однако предложение вице-премьера Израиля Хаима Рамона передать Восточный Иерусалим в состав будущего Палестинского государства может по-новому расставить акценты в этом важнейшем пункте палестино-израильского мирного урегулирования. Тем не менее не следует ожидать слишком многого от инициативы Рамона. Ведь сохраняется одна из главных причин спора - кто будет хозяином Храмовой горы, священной как для иудеев, так и для мусульман. Когда-то там был легендарный Соломонов храм. А сейчас находятся святыни ислама: сияет золотом Купол на Скале и белеет мечеть Аль-Акса. Хаим Рамон заявил, что хотя он и за передачу арабских кварталов, но категорически против отчуждения от Израиля территории Храмовой горы после образования Палестинского государства. Взрывоопасные вопросы о статусе Иерусалима и об управлении Храмовой горой станут одними из главных на международной конференции, которая состоится в ноябре в США.
Сергей ПУТИЛОВ
Иерусалим - Москва
http://www.archive.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2...
Свежие комментарии