На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Византийское искусство ... в Италии

В периоды упадка древнего Рима и раннего средневековья маленький итальянский городок Равенна постоянно находился в центре событий. Римлян сменили византийцы, затем пришли остготы во главе с королем Теодорихом, император византийский Юстиниан изгнал остготов и вновь на некоторое время присоединил Италию и т.

д.. К чести завоевателей надо сказать, что все они старались ознаменовать свои победы постройкой новых зданий и культовых сооружений, украсить и благоустроить город. Теперь Равенна является уникальным памятником римской, византийской, варварской и католической культур (См. также церковь Сан-Витале)

Мавзолей Галлы и церковь Сан-Аполинаре - древнейшие дошедшие до наших дней византийские культовые постройки. Византийская архитектура унаследовала от античной два типа зданий - центрические и базиликальные. Мавзолей является примером первого типа, церковь - второго.

Мавзолей Галлы Плацидии (первая половина V века) получил свое название в честь безвременно умершей дочери императора Феодосия Великого. На самом деле он не является мавзолеем, поскольку Галла Плацидия похоронена в Риме. Видимо, это была молельня, посвященная особо почитаемому в роду мученику Лаврентию - по крайней мере, именно его изображение находится прямо напротив входа.

Мавзолей Галлы Плацидии

Это центрическое здание, крестообразное в плане, является типичным примером внутренней архитектуры, столь характерной для ранних христианских храмов: ее аскетичный, неприхотливый внешний вид резко контрастирует с богатством внутреннего интерьера. Внешнюю кирпичную поверхность стен "украшают" только плоские вертикальные выступы - лопатки, соединенные со столь же плоскими арками ("глухая аркада").

Внутри мавзолея стены на половину высоты облицованы полированным мрамором. Остальные поверхности стен, купол и люнеты арок сплошь покрыты великолепной мозаикой, в которой еще очень сильны античные мотивы. Под куполом в ярко-синем небе сияют звезды, голуби пьют из чаши, олени пасутся у озера, золоченые виноградные лозы вьются по аркам.

Фрагмент мозаики мавзолея Галлы Плацидии

Церковь Сан-Аполинаре (начало VI века) выла построена королем остготов Теодорихом, который сделал Равенну своей столицей (493 г.). Видимо, многие ее мозаики были сделаны уже в IX веке (во времена "золотого века" века Византии), когда церковь добавила к своему названию эпитет "Нуово" (новая).

Интерьер церкви С.Аполинаре

Церковь Сан-Аполинаре - большая трехнефная базилика. 24 колонны двумя стройными рядами ограждают центральный неф. Все поле стен над их неклассическими "расплющенными" капителями занято мозаикой: слева - процессия мучениц, справа - мучеников (крупные надписи сообщают их имена).. Все они идут к алтарю, держа в руках свои мученические венцы.

Это очень интересные изображения, сильно отличающиеся от тех, которые можно видеть на более поздних византийских иконах и мозаиках. Мученики отличаются возрастом и формой бороды, но все они одного роста и все одинаково мужественны. Все мученицы похожи, как сестры: одинаково молоды, хороши собой, красиво причесаны и изысканно одеты. Девушки так грациозны, что создается впечатление, будто они готовы пуститься в пляс.

Интересно, что и в мавзолее, и в церкви присутствуют изображения Христа в образе Доброго пастыря - образ, явно пришедший из античности и редко встречающийся в более поздней византийской иконописи. "Аз есмь пастырь добрый, пастырь добрый полагает жизнь свою за овец", - сказано в Евангелие от Иоанна. Две приведенных иллюстрации показывают, как со временем все более аллегорически воспринимались эти слова.

Фрагмент мозаики мавзолея Галлы Плацидии Фрагмент мозаики церкви С.Аполинаре

В мавзолее Галлы молодой Христос в простых одеждах скромно восседает на пригорке. Вокруг него по зеленой траве гуляют овечки, к одной из них он ласково прикасается. Живость позы, как и вся композиция, явно унаследованы из античности. Однако, Добрый Пастырь опирается не на пастушеский посох, а на крест, как бы утверждая его над миром в знак триумфального шествия христианства.

 

Добрый пастырь из церкви Сан-Аполинаре уже мало интересуется своими овцами (они и так совершенно послушны, построены в шеренгу и глаз не сводят с Пастыря). Христос одет в роскошные одежды, а взгляд его устремлен вдаль, так как он видит совсем другие стада "овец Христовых", жаждущих прикоснуться к его учению.

 

 

 

Во время славного правления императора Юстиниана I Италия была временно отвоевана у варваров. В ознаменование этого события, в бывшей столице короля остготов Теодориха городе Равенне была построена церковь, посвященная святому мученику Виталию (Сан-Витале).

Это одна из самых древних византийских церквей, построенная в то время, когда еще не сложились ни крестово-купольный архитектурный канон, ни иконографический, поэтому и архитектура храма, и мозаичная отделка его стен индивидуальны и этим особенно интересны.

Церковь Сан-Витале - пример центрического здания, в плане - восьмигранник с граненым алтарем. Основу конструкции составляют 8 опор, несущих купол. Опоры соединяются полукруглыми двухэтажными арками.

Как все раннехристианские церкви, она удивляет прежде всего контрастом между богатым внутренним убранством и аскетичным до бедности внешним. Однообразие ее фасадов нарушают только мощные контрафорсы.

Цекровь Сан-Витале (Равенна, 9 век) Интерьер

Это типичный пример внутренней архитектуры, как бы подчеркивающий, что важна не внешняя оболочка, но только внутренняя сущность, что это место для сбора верующих, молитв и церковных служб. Не стой на пороге, зайди и помолись. Интерьер церкви великолепен: кружевные капители колонн, бесчисленные арки, сплошная мозаика стен, преобладающий цвет - золотой.

На мозаике алтаря парит юный Христос, протягивая мученический венок святому Виталию. Справа святой Экклесий, строитель первой церкви, стоящей на этом месте, протягивает Христу модель храма. Святые не видят друг друга. Они никогда не встречались при жизни, время разъединило их, но Вечность соединила.

Мозаика Юстиниан со свитой, церковь С.Витале, Ровенна

Особый интерес представляют две мозаики на боковых стенах алтаря - две процессии, приносящие дары храму. Одну возглавляет император Юстиниан собственной персоной, другую - его супруга императрица Феодора.

Их изображения еще очень далеки от канонизированных, однако в них уже нет никакого намека на незаурядные личные качества оригиналов. Лица застывшие, позы однообразные, фигуры скрыты складками парадной одежды - идеальные образы правителей в блеске Божественной славы. Но нет еще на лицах и той суровой отрешенности, которая позже станет общим правилом для византийской живописи. Лица приближенных явно несут отпечаток портретного сходства, глаза смотрят с интересом. На мозаиках еще много бытовых деталей: есть и фонтанчик, и разноцветные занавеси - нечего этого позднее уже не будет.

 

 

1 | 2 | 3 | 4

Картина дня

наверх