На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Панагия: история развития

Панагия: история развития


  • Панагия – один из эпитетов Богородицы
  • , который часто используется во время
  • восточного христианского обряда;
  • Панагия – тип икон Пресвятой Богородицы;
  • Панагия – в православии - это небольшая
  • икона, на которой изображена Богоматерь.

Это знак архиерейского достоинства.

Панагия (от греч. panagia – всесвятая) –

нагрудный отличительный епископский знак. 

В русских и греческих монастырях, а также в миру, во времена Средневековья на груди было принято носить энколпионы. Это были небольшие ковчежцы с изображениями креста, святых и Богородицы, которые носили на цепочках или шнурках. 

Энколпионы также бывают крестообразными или округлыми. В

них хранили часть служебной просфоры, в честь

Богоматери, или мощи святых. Они охраняли человека

от разных жизненных напастей, особенно в походах

или дальних странствиях.

Обычай возлагать при посвящении на

епископа энколпион перешёл в

Русскую Церковь от Православного

Востока. Однако на Руси уже

широко применялись

панагиары, носимые в

виде прямоугольных

ковчежцев с изображениями 

святых, Богородицы и

Иисуса Христа. Иногда

один ковчежец с мощами

содержал в себе изображения 

Христа Вседержителя,

святых, Богородицы

и Святой Троицы. 

Иногда создавались украшенные позолотой 

иконы лишь с изображениями Богоматери.

Подобные иконы носили в шестнадцатом

веке архимандриты и епископы.

Поэтому при архиерейской хиротонии

с семнадцатого века в России стали

возлагать крест. 

Так как в обычае у русских архиереев

было носить энколпион (ковчежец с

мощами) или икону Божьей Матери

поверх одеяний, то в 1674 году

Московский Собор разрешил

русским митрополитам одевать «

егколпий и крест» поверх саккоса,

однако лишь в пределах

собственной епархии. Исключение

было сделано лишь для митрополита

Новгородского – он в присутствии

патриарха имел право носить

и энколпион и крест.

Русские патриархи, так же,

как и Киевские митрополиты,

с середины семнадцатого века

носят крест и двепанагии

С течением времени мощи святых

перестали быть обязательным

атрибутом панагий. На сегодняшний

день панагия – это образ

Богоматери овальной или

круглой формы, без мощей,

декорированный украшениями.

Епископские кресты также

теперь бывают без мощей.

С 1742 года панагиями

награждались архимандриты

отдельных монастырей.

Чтобы отличить архимандритов

от епископов, с середины восемнадцатого века

епископы начали с момента посвящения

носить и панагию, и крест. Этот порядок

действует и в наше время.

Право ношения двух панагий

награда архиереям – право ношения двух панагий.

Панагия в переводе с греческого означает Всесвятая,

Всех святых большая, Которая есть Матерь Божия.

Но панагия как принадлежность архиерейского сана представляет

собою медальон диаметром пять – восемь сантиметров,

на котором, как правило, изображается Божия Матерь.

В древности вовнутрь панагии полагали частицу,

вынутую из богородичного хлебца – просфоры

– во время литургии. Одна панагия – принадлежность

всех архиереев, две же присваиваются главам

автокефальных (самостоятельных) или

автономных православных

церквей. Теперь же как

награду ее со временем

получают некоторые

митрополиты Русской

православной церкви.

Второй панагии были

удостоены в 1970

году митрополит

Крутицкий

и Коломенский Пимен, а также митрополит Ленинградский и

Новгородский Никодима. Когда в 1978 году на Ленинградскую

кафедру назначили владыку Антония (ранее архиепископа

Минского и Белорусского), то Святейший

патриарх Пимен одновременно

удостоил его и права постоянного

ношения второй панагии.

 

Панагия Распятие. XVI в.
Панагия. XVI в.
Панагия. XVI в.

Примерно в середине 1980-х годов появилась еще одна разновидность

наград – вручение

так называемой именной панагии,

которой удостаивали и митрополитов,

имевших право на ношение двух

панагий, и епархиальных архиереев.

По всей видимости, она заменила

собою награду, существовавшую

до Октябрьской революции – панагию

с драгоценными украшениями,

которую до 1917 года жаловал государь.

До революции был случай,

когда вручили как награду

панагию без украшений,

но на Георгиевской ленте.

Ею был удостоен в 1915 году

первый викарий

Московской епархии

преосвященный Трифон

(Туркестанов), епископ

Дмитровский. С началом

Первой мировой войны

он пошел на фронт

священником 163-го пехотного Миргородского

полка 42-й дивизии.

Самоотверженный владыка

работал на передовых позициях,

 

 

укрепляя и ободряя воинов; несколько раз он был контужен,

но возвращался в строй, продолжая свое архипастырское служение.

  Назад    Оглавление    Вперед  

 приведу целиком интересную статью

 о панагиях

 

 
 
 
 

Панагия - иконка, носимая на груди, часть архиерейского облачения

Что такое панагия? Как и когда она стала частью архиерейского облачения? Как выглядели панагии тысячу лет назад?

Панагиар, нанедренник, энколпион...

 

Панагия - иконка, носимая на груди, часть архиерейского облачения. Панагии выполняют из золота и серебра, кости, перламутра, поделочных камней и даже дерева, украшают драгоценными камнями и эмалями. Исторически образ панагии эволюционировал на протяжении столетий. В древние времена панагия, или, как ее еще именовали, панагиар, всегда имела внутри себя емкость для ношения святыни.

Применялись и панагиары в виде крестов. Эта практика существовала и в Русской, и в Греческой Православной Церкви. Панагиар именовали также энколпионом, а по-русски - нанедренником, наперсником, воротной иконой. Энколпион, как неотъемлемая принадлежность архиерейского облачения, упоминается уже в творениях святого Симеона, архиепископа Солунского, жившего в XV столетии. Писатель XVII века Иаков Герр сообщает, что в Греции посвящаемому во епископа вручался энколпион - драгоценный крест с частицами мощей святых.

На Руси чаще употреблялись панагиары в виде ковчежцев, описанные выше. Форма их из прямоугольной постепенно трансформировалась в округлую. В XV-XVI столетиях были распространены панагии, состоявшие из двух круглых или овальных створок, украшенных священными изображениями не только снаружи, но и изнутри. В то же время до XVIII века наперсные кресты (энколпионы) и панагии употреблялись в равном значении. Эта практика изменилась после указа 1741-1742 годов императрицы Елисаветы Петровны, дозволившей носить наперсные кресты и архимандритам. После этого епископы стали по преимуществу возлагать на себя панагии, которые к этому времени уже украшались самыми разными образами: иконами Пресвятой Богородицы и Спасителя, сюжетами из Священной истории (Распятие, Воскресение, Вознесение Христово и т.п.), ликами святых.

Духовное значение панагии очевидно - она напоминает о Спасителе, благодатью Которого осуществляется жизнь Церкви, совершаются таинства, образом Которого является во времябогослужения архиерей, либо о Пресвятой Богородице и угодниках Божиих как заступниках пред Господом за земное колено Церкви.

Драгоценные каменья, украшающие архиерейскую панагию, напоминают нам о камнях, украшавших облачение ветхозаветного первосвященника и символизировавших двенадцать колен Израиля. Перечень их таков: сардий, топаз, смарагд, анфракс, сапфир, яспис, лигирий, агат, аметист, хризолит, бериллий и оникс. Из подобных камней, согласно Откровениюапостола Иоанна Богослова, будут составлены стены Небесного Иерусалима.

Символический смысл имеет не только панагия, но и цепь, на которой ее носят. Составленная из достаточно крупных плоских звеньев, эта цепь имеет перемычку, так что конец ее спускается на спину. Так же выглядит и цепь для ношения наперсного креста. Такая форма цепи, как и архиерейский омофор, и епитрахиль священника, указывает на «заблудшую овцу», которую Добрый Пастырь берет на Свои рамена и несет ко спасению.

Наградные панагии

 

Как и наперсный крест у священников, панагия может иметь значение награды. В Российской империи Государь жаловал архиереям панагии с украшениями. На оборотной стороне таких панагий обычно помещали портрет Императора, выполненный в технике горячей эмали. Епископы, отличившиеся в деле служения Отечеству на поле брани, награждались панагиями на георгиевской ленте. В 1915 году этой награды был удостоен преосвященный Трифон (Туркестанов), епископ Дмитровский.

Во время Первой мировой войны владыка Трифон, как простой полковой священник, отправился на фронт, где окормлял 163-й пехотный Миргородский полк 42-й дивизии. Он бесстрашно находился на передовой позиции, укрепляя и наставляя воинов, был контужен, но не оставил своего служения и в результате лишился зрения на одном глазу. За мужество и самоотверженность Государь Николай Александрович пожаловал Преосвященного Трифона панагией на георгиевской ленте из кабинета Его Императорского Величества.

Исторические образцы

 

Сохранились панагии, принадлежавшие древним патриархам Русской Православной Церкви. Среди них панагия Патриарха Филарета Никитича, отца первого Государя из рода Романовых, Михаила Феодоровича. На коричневом агате вырезан образ Пресвятой Богородицы «Оранта». Золотое обрамление украшают две нити крупного белого жемчуга, символизирующего чистоту и святость, и голубые яхонты (голубой цвет - Богородичный, также указывает на небесную чистоту и непорочность). На обратной стороне панагии по золоту искусно вырезан образ Богоявления (Крещения Господня).

Трагична судьба панагии святителя Иова, Патриарха Московского. Эта панагия представляла собой замечательный образец древнерусского церковного искусства: образ Божией Матери, вырезанный на цельном куске сандалового дерева, обрамлялся богатым окладом из червонного золота, который украшали крупные рубины, сапфиры и жемчуга. Император Петр I снял панагию с мощей святителя Иова и, по свидетельству историков, намеревался обратить ее в деньги, в которых государство нуждалось для ведения войны со Швецией. До этого не дошло, но святыня не была возвращена на место, а оказалась в запасниках Грановитой палаты, откуда ее и похитили в годы революции 1917 года. Реликвия сменила несколько владельцев. Последний из них в 1988 году передал святыню одному из храмов Тверской епархии, расположенному неподалеку от Старицы - города, откуда происходил святитель Иов. Но вскоре драгоценная панагия была вновь украдена - уже современными кощунниками, и след ее потерялся.

Как мы видим, древние панагии чаще всего выполнялись в технике рельефной резьбы по камню или дереву, употреблялась и гравюра по драгоценным металлам. В синодальный период были более распространены панагии, созданные эмальерами. Драгоценные камни, украшавшие панагии, в эту эпоху подбирались не столько по символическому значению, сколько в соответствии с модными веяниями, господствовавшими в искусстве. Так, в XVIII веке предпочитали контрастные драгоценные камни: сапфиры, изумруды, рубины. Кстати, эзотерика определяет рубин как камень, символизирующий истину, небесные доблести и непорочность.

На рубеже XVIII - XIX веков, когда воцарился строгий стиль классицизма, панагии стали обрамлять по преимуществу бриллиантами. В XIX столетии ювелиры выбирали для своих работ драгоценные камни нежных и светлых тонов.

Современные мастера используют самые разные техники, вбирая в свою работу опыт различных эпох, так что, оказавшись на торжественном богослужении, совершаемом сонмом архиереев, мы можем увидеть самые разные панагии - от созданных по древнерусским и византийским образцам до выполненных в стиле модерна XIX века и даже несущих в себе лучшие тенденции современного искусства.

Алина Сергейчук

 

Журнал «Церковный ювелир» № 36 (зима 2012 г.) издательского дома «Русиздат».

В начало 

Яндекс.ДиректИндивидуальное создание сайтов.Создание сайтов. Красивый дизайн. Продуманная структура. От 70 000 рублей.Адрес и телефон bel-kot.com МоскваАвиабилеты Air Malta! Авиабилеты Air Malta по низким ценам! Бронирование онлайн!Авиабилеты дешево·Ж/Д билеты·Бронирование отелейsvyaznoy.travel Рейтинг@Mail.ru


Панагия.

 


Панагия наперсная.


Панагия.




А  |  Б  |  В  |  Г  |  Д  |  Е  |  Ж  |  З  |  И  |  К  |  Л  |  М  |  Н  |  О  |  П  |  Р  |  С  |  Т  |  У  |  Ф  |  Х  |  Ц  |  Ч  |  Ш  |  Щ  |  Э  |  Ю  |  Я

 
Сохранить
 
   
 
 
 
 
 

 

дарсонваль сд-199 отзывы магазины горнолыжные ботинки

 

 
     
 

При перепечатке материалов сайта необходимо размещение ссылки «Айвазовский Иван Константинович. Сайт художника»

 

 

 

Картина дня

наверх