Продолжаем интервью с депутатом Государственной думы РФ, членом-корреспондентом Академии наук Татарстана Фатихом Сибагатуллиным. 22 февраля в Союзе писателей Татарстана состоится презентация его книг.
– Так можно назвать образно наши земли Израилем на Волге?
– Но сам Израиль – это «распределенное» в пространстве государство.
– Сегодня в татарской общине в Москве большой конфликт. К вам московские татары обращались с предложением возглавить национально-культурную автономию татар в Москве. Но вы отказались. По вашему мнению, что там происходит?
– Хотя Татарстан не самостоятельное государство, но все татары в мире ценят, любят Татарстан, я бы сказал, чуть ли не обожествляют. То, что происходит конфликт в Москве, – недоработка татарстанских властей. Подобные конфликты часто вспыхивают и по всей России. У нас 17 муфтиев, каждый считает себя чуть ли не самым главным. Мы должны этот вопрос урегулировать. Я думаю, вопросом должен конкретно заниматься Фарид Мухаметшин, председатель Госсовета РТ. Почему от этих важных вопросов самоустранился Минтимер Шаймиев – мне непонятно. Заниматься сложными вопросами урегулирования конфликта в Москве лично президенту республики, думаю, по рангу неудобно.
– Может, на Шаймиева надавили из Москвы, «посоветовали» не заниматься активно вопросами татар в Российской Федерации? Все-таки Шаймиев – довольно самостоятельная личность, за словом в карман не полезет, будет отстаивать собственное мнение.
– Такие конфликты ни к чему хорошему не приведут. Москва только выиграет, если татары будут объединены в России в сильную авторитетную организацию. Председателем Совета национально-культурных автономий народов в России является Путин. Он их собирает раз в два месяца. У татар национально-культурную всероссийскую автономию возглавляет Ильдар Гильмутдинов. У нас в Татарстане создан указом президента Татарстана Всемирный конгресс татар.
– Это же своеобразная борьба за влияние на татар в России. Либо этот центр влияния будет находиться в Москве, либо в Казани. Здесь татарам в Москве приходится выбирать, на кого им больше ориентироваться.
– Проблема еще в самих татарах. Нам нужно брать пример с евреев. У татар как 500 лет тому назад был раздрай между собой, так все и осталось. Мы все ругаем проклятого Ивана Грозного, хотя он наполовину татарин. План завоевания Казанского ханства придумал крещеный татарин Алексей Адашев. Ивану Грозному тогда было всего 15 лет. Когда Казань штурмовали, там и особого сражения не было. Вы это прочтете в будущей книге, какой был раздрай между татарами. Он идет и сегодня. А евреи – сплоченный народ. Нам, татарам, нужна еврейская сплоченность. Татары – народ способный. Но и уничтожать друг друга тоже есть такая способность у татар. Например, в Тюмени татар много. Само название татарское. Там и ханство татарское было. В Тюмени Зиганшин возглавляет национально-культурную автономию татар. Мудрый человек. Недавно создали отделение Всемирного конгресса татар, руководит Саттаров, молодой предприниматель, бизнесмен, торгует нефтью. Но живет этот Саттаров в Москве. Между ними раздрай. Нужно ли было это делать? Чтобы у татар в Тюмени было два руководителя? Или я три года всех спрашиваю, кто руководит по линии ВКТ татарами Набережных Челнов? А это более татарский город, чем Казань. Кто там, что он делает, когда он показывался по телевидению, где его статьи в газетах? Складывается впечатление, что Конгресс татар и делать ничего не делает, только мешает.
– Вам же Рустам Минниханов предлагал возглавить Всемирный конгресс татар.
– Я не могу возглавить Всемирный конгресс татар, потому что это не федеральная структура. Тогда нужно сдать мандат депутата Госдумы, вернуться в Казань, и тут выяснится, что ничего реально Конгресс татар сделать за пределами Татарстана не может. По российскому законодательству федеральный статус есть только у национально-культурной автономии. Насчет Москвы, все-таки там есть фигура – Расим Акчурин. Требования к преемнику: во-первых, нужно, чтобы эта кандидатура устраивала московских татар, во-вторых, эта кандидатура должна устраивать Татарстан, в-третьих, Акчурин работал долго, его нужно с почестями проводить, все согласовав внутри организации, а не как сейчас «выталкивать». Процедура смены лидера должна быть достойной. Это тоже показатель татарской народной культуры.
– Думаю, что кандидатура должна быть согласована и с мэром Москвы Собяниным, и с администрацией Путина, хотя, конечно, окончательное решение скорее всего за администрацией Путина. Кроме того, есть еще и позиция спецслужб, вряд ли они дадут согласие на назначение неуправляемого человека в автономию татар. Сейчас, говорят, вернулись к советской практике, когда и религиозных деятелей, и редакторов официальных газет назначают только по рекомендации спецслужб. Понятно, это крупные политические фигуры и власть хочет видеть в них союзников, а не радикальных оппозиционеров.
– Минтимер Шарипович самоустранился. Не думаю, что на него надавили, он не такой человек, на которого можно надавить. Мухаметшин у нас занимается Ассамблеей народов Татарстана, он много занимается различными народами, хотя ему положено по рангу заботиться и о татарах. Прекрасный Дом дружбы в Казани построили, но и Всемирный конгресс татар нужно расширять. У меня есть кандидатура на руководителя московской национально-культурной автономии татар.
– Кто это, назовите?
– Есть уважаемый академик Нигматуллин. Директор Института океанологии РАН. Институт находится в Москве. В свое время он был президентом Академии наук Башкортостана. Происходит из рода Терегуловых. Часто приезжает в Татарстан. Ему только 70 лет, и у Путина он в почете. Путин недавно под воду опускался, эта акция прошла под руководством Института океанологии. Сегодня это очень значимый институт. Там и шельф, природных ресурсов там множество.
– А он согласен?
– У меня же нет полномочий. Если бы Минниханов и Мухаметшин мне дали полномочия, я бы с ним поговорил.
– Сейчас идет дискуссия о переименовании Волгограда в Сталинград. 5 марта исполняется 60 лет со дня смерти Сталина. Как вы думаете, выгодно или невыгодно это Татарстану? Сталин и крымских татар выселил, и Султан-Галиева расстрелял, и всю татарскую интеллигенцию. Сталин придумал отдельные Татарскую и Башкирскую республики и настоял на передаче Уфимской губернии Башкирии, создал Оренбургский перешеек, искусственно отделив Башкортостан от Казахстана.
– Я считаю, в переименовании Волгограда в Сталинград нет необходимости. У нас кроме переименований есть куда тратить деньги и есть чем заниматься. Что это даст? Тогда давайте вернемся к названию Царицын. Старое историческое название.
– Можно и Сарай-бату назвать. Еще более древнее и красивое название.
– Это знаменитый город Царицын. Можно и по-татарски Идельград назвать. Как любил говорить Виктор Черномырдин, мы чешем не там, где чешется. Любил Виктор Степанович говорить татарскими пословицами. Сталина нужно оставить в покое. Прошло уже 70 лет после войны. В моем понятии эта личность в целом больше отрицательная. До сих пор мы не оправились от войны. Любой ценой, ценой огромной человеческой крови добиваться побед требовал Сталин. Если бы не Сталин, может, и не было бы нападения Гитлера на СССР, не было бы войны. Он договорился летом 1939 года с Гитлером о разделе Европы и Азии. России достались Прибалтика, Финляндия, треть Польши, Бессарабия, Иран, Индия, Китай. Африка, Европа, Латинская Америка отходили к Германии, Гитлеру. Поэтому Сталин не верил, что Гитлер нападет на СССР. Они же очень хорошо все поделили. Может, мы после войны и восстановили промышленность, но человеческие раны до сих пор не зажили. Родились дети во время войны – большинство из них жили без отцов. Перед смертью мы ветеранам войны немного стали помогать, а этих детей, которые никогда не смогли слово «папа» сказать в жизни, мы бросили, им ничего не даем. Вот этим мы должны заниматься, а не Волгоград переименовывать.
Беседовал
Рашит АХМЕТОВ.
Свежие комментарии