От инициатора поста. За хлопотами дня и суетой политической ситуации мы нередко забываем почтить память по-настоящему святых людей. Предлагаю отдать дань памяти мученику, отстаивавшему право человека на Веру в Господа.
Николай Васильевич Кротков, будущий священномученик, родился 29 ноября 1868 года в селе Погрешино Середского уезда Костромской губернии, в семье священника. Семья была настолько бедна, что в годы учения в духовном училище, а затем в семинарии родители отправляли Николая в Кострому без единой копейки. Но Господь не оставлял Своего избранника без помощи.
По окончании семинарии Николай Васильевич обвенчался с девицей Аполинарией Андреевной Успенской, а 25 февраля 1890 года был рукоположен во священника к Петро-Павловской церкви села Тезино Кинешемского уезда. Этот приход составляли рабочие трех больших фабрик, около десяти тысяч человек. Богослужение в храме совершалось ежедневно, а многочисленные требы занимали все свободное время. О. Николай завел в церкви духовные чтения с поучениями, перед которыми обыкновенно служил акафист.
Только семейная жизнь у о. Николая не сложилась: умер ребенок, а за ним — любимая жена. Из глубины переживаний, просветленных сердечной молитвой, родилось решение принять монашество и оставить приход. По совету епископа Уманского Сергия (Ланина) Кротков продолжил образование, поступив в Киевскую Духовную Академию. На четвертом курсе он принял монашество с наречением имени в честь праведного Никодима.
По окончании Академии в церковных послушаниях на ниве духовного просвещения и пастырства проявились административные способности и замечательные качества о. Никодима: тактичность, искренность и евангельская любовь к людям. В 1907 году указом Святейшего Синода архимандрит Никодим был определен для хиротонии во епископа Аккерманского, викария Кишиневской епархии. По совершении хиротонии преосвященный Владимир (Сеньковский), епископ Кишиневский и Хотинский вручил новопоставленному епископу Никодиму архиерейский жезл с пророческими словами:
«В настоящее неспокойное время — время шатания и колебания в мысли и в жизни, отрицания всего, что выше вещественной потребности, — епископское служение можно назвать по справедливости подвигом мученическим. Настоящая современность с каким-то особенным усердием готова вести — и ведет — епископа на Голгофу, чтобы распять там и сделать его мишенью для всяческих злословий, укоров, издевательств… Но да не смущается, при крепкой вере в Бога, сердце твое, возлюбленный о Христе брат… Паси жезлом сим словесное стадо Христово, помня глагол Господень: Пастырь добрый душу свою полагает за овцы (Ин. 10, 11)».
Именно таким восхождением на Голгофу и мученичеством за Христа и Его Церковь стало святительское служение владыки Никодима. И в Кишиневской епархии, и впоследствии в Киеве, куда он был определен Высочайшим повелением с титулом епископа Чигиринского, викария Киевской епархии, владыка неизменно ревностно трудился на благо Матери Церкви, как чадолюбивый отец и пастырь охраняя ее от разделений и соблазнов. Когда началась Первая мировая война, святитель пытался всеми доступными средствами помочь страдающему Отечеству: заботился о создании приютов для беженцев и для сирот убиенных воинов, посещал госпитали, беседовал с ранеными, руководил сбором пожертвований на подарки к Пасхе воинам действующей армии и сам отправлялся на фронт, чтобы ободрить защитников Отечества.
В декабре 1916 года епископ Никодим вместе со своими единомышленниками подал на Высочайшее имя докладную записку, в которой предлагались ряд мер для остановления в стране реваолюционного хаоса, в том числе роспуск Государственной Думы. Пришедшие три месяца спустя к власти мятежники припомнили святителю его резко правые взгляды, и 18 мая 1917 года по инициативе нового обер-прокурора Святейшего Синода князя В. Н. Львова святой Никодим был удален из Киевской епархии и переведен на место епископа Петровского, второго викария Саратовской епархии. В последних числах мая святитель прибыл в Саратов, где на волне революционных событий в стране разворачивалась и церковная смута: был смещен со своей кафедры правящий епископ Палладий (Добронравов), а епархиальный съезд духовенства и мирян встал в прямую оппозицию епископату. Одновременно с переводом Чигиринского епископа в Саратовскую епархию духовенство и миряне Киева предприняли активные хлопоты по возвращению полюбившегося пастве святителя обратно. Их ходатайство поддержал экзарх Грузии архиепископ Платон (Рождественский), и 22 июня 1917 года Преосвященный Никодим был возвращен на прежнюю кафедру.
14 декабря 1918 года Киев заняли петлюровские отряды. В предрождественские дни владыка Никодим был арестован и девять месяцев провел в плену сначала в Галиции, затем в Польше, разделяя тяготы изгнания с соузниками — митрополитом Антонием (Храповицким) и архиепископом Евлогием (Георгиевским). Получив свободу, митр. Антоний и еп. Никодим вернулись в Киев, занятый войсками Деникина. Владыка Никодим сразу же принялся за церковные дела. Несмотря на давление разных политических сил, он отстаивал только интересы Церкви. На последних допросах он так определил свою позицию во время Гражданской войны: «Я стоял за единую неделимую Церковь и Родину, невзирая на то, какая в ней будет власть».
Вместе с войсками Деникина митрополит Антоний покинул Киев. Но епископ Никодим по благословению митрополита остался, так как это совпадало с его внутренним убеждением: Церковь не должна оставаться без архипастыря. И киевская паства отвечала владыке любовью и признанием.
После шести месяцев пребывания в Киеве владыка Никодим получил указ Патриарха Тихона о возведении его в сан архиепископа с назнчением на Таврическую кафедру. Выполняя благословение Патриарха, с риском для жизни владыка пересек линию фронта и в июне 1920 года приехал в Симферополь. Через много лет этот подвиг послушания станет на предсмертных допросах обвинением в шпионаже в пользу Деникина, а благословение Святейшего Патриарха Тихона — отягчающим обстоятельством.
Вскоре армия Врангеля под давлением большевиков стала покидать Крым, а с нею — все желающие. Но и на этот раз архиепископ Никодим предпочел не оставлять страждущее Отечество и свою паству.
В 1922 году власти объявили об изъятии церковных ценностей. Голодающее Поволжье стало удобным поводом для нанесения смертельного удара по Православной Церкви. Вне зависимости от того, кто и насколько подчинился изъятию, все были обвинены в сопротивлении властям, в расхищении и небрежном хранении церковного имущества. Раскольническая группа «Живая церковь», поддерживаемая властями, захватила Таврическое епархиальное управление.
Вскоре архиепископы Никодим и Димитрий (Абашидзе) и многие представители духовенства были арестованы. На открытом судебном заседании Владыка Никодим держался бодро и независимо и в своих речах отклонял от себя и духовенства обвинения в сопротивлении изъятию ценностей. Однако приговор ему был вынесен со всей строгостью: восемь лет лишения свободы. На пути в Нижегородскую тюрьму владыка заболел тифом и оказался в тюремной больнице. Но Господь сохранил святителя для будущих трудов. Заключение длилось недолго. Уже в начале сентября 1923 года объявлена была амнистия. Однако на свою кафедру архиепископу Никодиму так и не пришлось вернуться. В Москве его вновь арестовали и выслали в Туркестанский край сроком на два года. После второй ссылки в Турткуль владыка был лишен права проживания в крупных городах, а также в УССР, и выбрал местом своего изгнания село Тезино Кинешемского района, где когда-то начинал свой путь служения Церкви.
10 июля 1932 года архиепископ Никодим получил назначение на Костромскую кафедру. Со временем восстановились прежние церковные связи: владыка материально поддерживал находящихся в ссылке иерархов и священников: Ивановского миртополита Павла (Гальковского), епископа Евгения (Кобранова), архимандрита Августина (Малашко) и других. Под его святительский омофор стали собираться возвращавшиеся из ссылки и заключения близкие по духу священники и миряне. На последнем следствии это будет фигурировать как «сколачивание контрреволюционной повстанческой группы реакционных церковников».
Костромские власти были раздражены церковной активностью архиерея, который не давал закрывать храмы, боролся за каждую возможность укрепить приходы и внутреннюю жизнь Церкви. В 1934 году безбожники взорвали Костромской Успенский кафедральный собор. Около восьми веков в этом храме пребывал чудотворный образ Феодоровской Божией Матери, пред которым молились благоверные князья Александр Невский и Димитрий Донской и многие поколения православных людей. Всероссийская святыня стараниями владыки была спасена.
В ночь на 4 декабря 1936 года, под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы владыку Никодима арестовали по доносу его секретаря и отправили в Ярославскую тюрьму, где он был приговорен к высылке в Красноярский край сроком на 5 лет. Владыке шел семидесятый год. Состояние его здоровья настолько ухудшилось, что он едва ли мог быть отправлен в ссылку. 3 сентября без возбуждения уголовного дела исповеднику было предъявлено новое обвинение. Начались новые ночные допросы и издевательства. Архиепископа Никодима оставили последние силы. 21 августа, в день обретения чудотворной Толгской иконы Пресвятой Богородицы, в ярославской тюремной больнице закончилась многострадальная жизнь мученика и исповедника, пронесшего с доблестью нелегкий крест архипастырского служения в наиболее страшные годы в истории Православной Церкви.
27 марта 1995 года, в день празднования в честь явления чудотворной Феодоровской иконы Божией Матери, некогда сохраненной святителем Никодимом от уничтожения, состоялось прославление страдальца в лике местночтимых святых Костромской епархии. 20 августа 2000 года Деянием Юбилейного Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви имя священномученика архиепископа Никодима (Кроткова) было внесено в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания. Акафист святому Никодиму составил Высокопреосвященнейший Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский, окормлявший Костромскую епархию в 60-х годах XX столетия.
Тропарь святому священномученнику Никодиму, глас 4:
Костромскаго края украшение, / новомучениче святителю Никодиме, / веру Православную твердо исповедуя, / от безбожных неправедно осужден быв, / в заточении многая страдания претерпев, / венец мученический восприял еси. / Ныне же предстоя Престолу Божию / со Пречистою Богородицею и всеми святыми / усердно Христу молися / даровати нам веры отеческия утверждение, // мир и велию милость.
Кондак святому священномученнику Никодиму, глас 2:
Мужественный Российский исповедниче, / истинный подвижниче благочестия / священномучениче Никодиме, / избранниче Божия Матере, / днесь память твоя светло прославляется. / Мы же дерзновенно тебе возопиим: // моли Христа Бога спасти души наша.
При подготовке материала были использованы:
- Прот. Николай Доненко. Наследники Царства. Симферополь: Таврида, 2000.
- Александр, архиеп. Костромской и Галичский. Священномученик Никодим: жизнь, отданная Богу и людям. Кострома, 2001.
Никодим, митрополит Харьковский и Богодуховский. Акафист священномученнику Никодиму, архиепископу Костромскому и Галичскому. Харьков, 1997.
Материал размещен на сайте Православие и современность. Ссылка
http://www.eparhia-saratov.ru/index.php?option=com_content&a...
Свежие комментарии