На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

ПРОБЛЕМА МНОГОЖЕНСТВА В ЧЕЧНЕ

--- / Проблемы многоженства в Чечне: история и современность (25-10-2011, 03:19)

В Чеченской Республике, как нигде более в России, проблема многоженства приобрела особую социальную остроту. Трагические события в Чечне 1994-2000 гг. осложнили и без того нерадужное положение чеченских женщин. Гибель значительной части представителей мужского пола привела к серьезной диспропорции в соотношении полов и огромная масса молодых детородных чеченских женщин оказалась не в состоянии обзавестись семьями и удовлетворить, таким образом, свое естественное, данное от рождения, право быть матерью и женой, т.е. полноценным членом современного демократического общества России.  Как решить данную проблему - об этом делится своими мыслями академик АН ЧР Кюри Ибрагимов.

Между прочим, именно этого и опасался покойный первый Президент Академии наук ЧР Х.И. Ибрагимов, когда в 1994 г. убедительно призывал лидера Ичкерии всеми силами не допустить войны, поскольку она приведет к образованию огромной массы детей-сирот, инвалидов и неустроенных и обделенных молодых женщин, которые в поисках семейной жизни будут блуждать по всему миру. На то ичкерийский лидер по ТВ ЧР сообщил: «Х.И. Ибрагимов – хороший ученый, но плохой политик». С тех пор больше они не виделись.В результате из-за гибели огромного множества мужского населения официальные власти ЧР и их лидер Герой России Р.А. Кадыров сталкиваются с большими проблемами по разрешению устроенности молодых женщин, которые систематически обращаются к нему с жалобами на свое бедственное положение, равно как с жалобами обращаются и «потерпевшие» от двоеженства женщины, считающие, что вторая жена разрушила их семью. Разрешить эту проблему препятствует российское законодательство, и в первую очередь, Семейный кодекс РФ, не допускающий в РФ многоженство.Вот почему именно Р.А. Кадыров, по свидетельству многих политиков России, стал первым официальным политиком, который еще в 2005 г., будучи первым вице-премьером, инициировал и остро поставил данную проблему перед публичными властями страны. Интернет-сайты до сих пор пестрят заголовками: «Кадыров требует многоженства», «Кадыров вновь выступил за многоженство»,  «Кадыров поднял «нравственный» вопрос многоженства», «Предложение Кадырова о многоженстве получает поддержку» и т.д.    Примечательным по этому поводу является мнение члена Общественной палаты РФ адвоката Анатолия Кучерены, заявленное «Интерфаксу»: "Глава Чечни как гражданин России имеет право высказывать свое мнение, и отрицать существование этой проблемы, особенно в северокавказских республиках, нет смысла. Но, в то же время, очевидно, что российское законодательство, в частности Семейный кодекс РФ, не разрешает многоженство". Поэтому, считает Кучерена, следует провести общественные слушания, в том числе с привлечением экспертного сообщества. "Эта тема регулярно всплывает на страницах СМИ, в свое время был нашумевший указ главы Ингушетии Руслана Аушева, который позже был отменен на федеральном уровне", — считает известный адвокат А. Кучерена /pravo.ru/review/view/10096/.7 апреля 2009 г.  "Российская газета" опубликовала интервью с Рамзаном Кадыровым. В нем Глава Чечни подчеркнул:  " У нас, в Чечне, женщин больше, чем мужчин. Но все они должны быть устроены в жизни. Многоженство разрешают наши обычаи, наша религия. С другой стороны, если молодая девушка или разведенная женщина гуляет, то ее брат убивает и ее, и того мужчину. У нас очень суровые обычаи. Лучше женщине быть второй или третьей женой, чем быть убитой. Так что уверен: сегодня нам необходимо многоженство. Закона нет такого, но я всем говорю: у кого есть желание и возможность, надо брать вторую жену».На вопрос корреспондента: «Реально ли добиться принятия закона?», Р.А. Кадыров отвечает: «Я просто предлагаю людям так поступать. А что касается закона... У нас закон не разрешает проституцию, а сколько женщин продается на улицах в Москве!» /http://www.rg.ru/2009/04/07/kadirov.html/.В свою очередь, агентство РОСБАЛТ сообщает следующее заявление Р.А. Кадырова: «У нас война, у нас по статистике женщин более чем на 10 % больше, чем мужчин». «Любой человек решает, как ему жить. Он хозяин, в его личную жизнь не будем вмешиваться», – сказал Кадыров. Абсолютно правильной назвал вице-спикер Госдумы Владимир Жириновский позицию Рамзана Кадырова, который полагает, что в России следует «снять ограничения на регистрацию брака, разрешить регистрацию второго и третьего брака, не расторгая первый». «Это надо приветствовать и распространить на всю Россию, так как у нас 10 миллионов одиноких женщин», – заявил лидер ЛДПР. «Обязательно внесем соответствующую поправку в Семейный кодекс и Конституцию РФ», – пообещал Жириновский. В свою очередь, и верховный муфтий Центрального духовного управления мусульман России Талгат Таджуддин заявил о полной поддержке предложения тогда ещё первого вице-премьера Чечни Рамзана Кадырова о введении многоженства. «Это помогло бы решить нам проблему стабилизации общества», – заявил муфтий. /http://www.islamnews.ru/news-1887.html/.Вместе с тем, нам хотелось бы оспорить статистические данные относительно разницы в численности мужчин и женщин в ЧР. Если учесть, что далеко не все мужчины то ли в силу военных увечий, или болезни, то ли из-за хронической безработицы, то ли из-за пребывания в местах лишения свободы, то ли из-за боязни иметь неприятности со стороны первой жены, её детей и родственников (ведь редко кто из мужчин в ЧР имеет охрану) в состоянии обзавестись второй женой, то станет очевидной куда более тяжелая ситуация, в которой не по своей воле, а по вине государства оказались десятки тысяч неустроенных молодых женщин. Поэтому государство обязано принять эффективные меры, облегчающие процесс многоженства. Но прежде, чем назвать эти меры, совершим краткий экскурс в историю многоженства в ЧР. Источников, проливающих свет на эту проблему в древности, крайне ограничено. До принятия чеченцами ислама на определенной части Чечни под влиянием Грузии господствовало христианство, которое, казалось бы, должно было ревностно ограждать верующих от многоженства. Однако так должно было быть в соответствии с христианским верованием. На самом же деле чеченцы никогда не были последовательными христианами и не соблюдали предписываемые религией каноны. Это с большой достоверностью в 1703 г. подтверждает Вахушти Багратиони в своем «Описании грузинского царства»: «Но эти ущелья… первоначально назывались Дзурдзукией (грузины издревле называют чеченцев дзурдзуками. Говорят, что в Грузии имеется картина, на которой стоит волчица, а под ней ее молоком вскармливаются три ребенка. Картина называется «Дзурдзуки». – Авт.) Эти ущелья крепки и недоступны врагам, гористые, скалистые, тесные, с реками и лесами, скудные и неурожайные, с малым количеством скота, какой мы описали и Осетию. Также людей верой, религией, нравом, повадками, обычаями считают подобными осетинам. Но имеют язык свой собственный, и женщины их одеты иначе. И не ведают убийств и мстительности между собой, кроме как случайной, вообще же мирятся по рассуждению дела их стариками. И также они совестливые в отличие от осетин. Но в обычае у них двое - и троеженство. … Умеют строить на извести и так строят дома, башни и укрепления».  (Чеченский архив. Вып. 1. – Грозный: ГУП «Книжное издательство», 2008. с. 33.). Многоженство, по нашему мнению, получило широкое распространение в период имамата Шамиля, который и сам имел 5 жен (Патимат,  Джавгарат, Шуайнат, Анна Долуханова, Аминат) /http://ru.wikipedia.org/wiki/ и был страстным поборником развития этого явления. Вообще следует отметить психологию мужчин-многоженцев: все они изъявляют неодолимое желание расширить когорту своих приверженцев. Таким образом, следует полагать, что рождение процесса многоженства в Чечне в новейшее время следует отнести именно ко второй половине XIX столетия. Об этом убедительно свидетельствуют  «Камеральные списки» по результатам переписи населения Ичкеринского и Аргунского округов, опубликованные по инициативе Архивного управления Правительства ЧР в 2009-2010 гг. В этих округах, охватывающих 240 аулов, проживало до 70% населения республики. Рассматриваемое время является репрезентативным и в том отношении, что весьма схоже с настоящим послевоенным состоянием чеченского общества. Списки тех лет после имамата также изобилуют именами вдов и сосланных в Сибирь,  женская половина населения также значительно преобладает над мужским. Завершение войны, как и сегодня, отличалось всплеском торговли и деловой жизни, что привело к росту материального состояния некоторой части активных чеченцев. А материальное благополучие – первый и главный элемент, способствующий многоженству.  Итак, анализ переписи населения Ичкерийского и Аргунского округов, проведенной царской Россией весной 1867 года, позволил прийти к следующим выводам. Поскольку каждый аул в основном был населен жителями одного тейпа (рода), что и явствует из названия аула, можно сделать заключение об их отношениях к проблеме многоженства. Вернее будет сказать – двоеженства, т.к. 3-4 жены были лишь в 4 семьях. Абсолютно моногамными (т.е. «чистыми» от двоеженства) были аулы: в Ичкерийском округе – Хаттуни (из 115 семей), Харачой (из  109 семей), Эльтыкаис (из 35 семей), Турти-Хутор (из 31), Аллерой (из 64), Шовхал-Берды (из 28), Сугунты (из 33 семей), Эльтыкале (из 35), Ялхой-Мохк (из 71). В Аргунском округе моногамными оказались села Чишки (из 28 семей), Басхой (из 30), Кеселой (из 34 семей), Садой (из 31). Следует отметить, что в маленьких аулах с числом семей меньше 25, каковых очень много в Аргунском округе, полностью отсутствуют двоеженцы, что свидетельствует о традиционном преобладании патриархальных форм управления тейпом (родом), в то время как в более крупных селах преобладает личное сознательное отношение мужчин к полигамии. Весьма близкими к моногамным можно отнести относительно крупные сёла, населенные всего лишь 1-3 двоеженцами. Мотивом к двоебрачию здесь является серьезная причина – неспособность жены к деторождению и отсутствие наследника. В таких случаях чаще всего сама жена является инициатором женитьбы мужа на другой женщине, которую, как правило, подбирает сама. К таким аулам можно отнести поселения: в Ичкерийском округе – Агишбатой (1 из 90 семей), Верхние, средние и Нижние Курчали – (по 1 на соответственно 56, 30 и 36 семей), Ножи (1 из 59), Большие Шуани (1 из 29),  Белгатой (2 на 135 семей),  Центорой (3 на 165 семей). Эти села, в которых один двоеженец приходится на 30 и более семей, можно условно назвать моногамными. В целом объективным будет показатель – сколько двоеженцев приходится в среднем на каждые 10 семей, проживающих в конкретном ауле. Тогда 6 двоеженцев, приходящихся на село Махкеты из 207 семей, в расчете на 10 семей покажут результат 0,3, а 7 двоеженцев из 86 семей с. Тевзан – 0,8 (т.е. на каждые 10 семей приходится почти по одному двоеженцу), 8 двоеженцев с. Эрсеной – 0,7.  При таком подходе не покажутся множеством и 12 двоеженцев из с. Дышне-Ведено, поскольку выборка произведена из 174 семей (показатель равен 0,7). Сравнение Ичкеринского и Аргунского округов показывает, что во втором округе число двоеженцев в селах с числом семей более 30 больше, чем в первом. Например, по одному двоеженцу в среднем на каждые 10 семей приходится в аулах: Хал-Келой (80 семей – 8 двоеженцев), Редухой (соответственно 95 и 9), Малые Варанды (57 и 6), Нижелой (108 и 10), Чобаьккхинче (35 и 3), Химой (60 и 10), Шарой (126 и 8).  Мало двоеженцев в селах Хуландой – 2 на 52 семьи, Шикарой – 2 на 36 семей, Хакмадой – 2 на 88 семей, Ачалой – 1 на 28 семей, Дачу-Борзой – 2 на 83 семьи, Шатой – 1 на 68 семей. Очень много, более 1 двоеженца на 10 семей отмечено в аулах: Памятой – 4 на 36 семьи, Хани-Кале – 4 на 27 семьи, Сатты – 4 на 37 семьи, Юкер-Келой – 5 на 34.Всего в двух рассматриваемых округах в 1867 г. зарегистрировано 219 двоеженцев, в том числе,  - 98 в Ичкеринском и 121 - в Аргунском округах.  Значительный прирост деторождения отмечен лишь в половине полигамных семей. Отцы, как правило, в таких семьях являются долгожителями по причине того, что оздоравливается образ их жизни, они мобилизуют себя и рационально устраивают свою жизнь, чувствуя свою повышенную ответственность за судьбы двух семей. С другой стороны и жены, соревнуясь между собой,  стремятся создать максимальный комфорт для мужа и в питании, и ином уходе за ним. Моногамные села можно разделить на два вида: по сознанию и по социальному положению. Сознательно сохраняют вековую традицию одноженства тайпы: Харачоевский, Агишбатоевский, Аллероевский,  Курчалоевский, Центароевский, Белгатоевский, Шатоевский. Можно с определенной уверенностью утверждать, что эту традицию они сохраняют и поныне. У этих тейпов, наследующих древние культуры, традиционно весьма высокий уровень уважительного отношения к женщине. Сравнительно более высокий уровень двоеженства в Аргунском округе можно также объяснить и тем, что его жители сравнительно недавно приняли ислам (в основном при имамате Шамиля), а достоверно известно, что свежие религиозные силы исповедуют новую религию с неистовым порывом. По социальному положению моногамный тип устройства семей в царское время отмечен, в частности, и в тех аулах, жители которых по разным причинам не являются аборигенами, т.е. коренными жителями (попавшие в рабство, в плен, или гастарбайтеры и т.д.), т.е. иметь две жены им не позволяет ни социальный статус, ни материальное положение. Таким образом, совершенный нами краткий экскурс в историю многоженства Чечни показал, что полигамия у чеченцев не являлась редким явлением и имела широкое распространение в народе при достаточно равнодушном отношении женщин к этому социальному явлению. Сегодня отношение к многоженству изменилось. Десятилетия правления Советской власти, не допускавшей даже мысли о полигамии, прошедший вслед за ним процесс демократизации российского общества, ориентированный на Запад, также не признающий саму возможность двоебрачия, сформировали в головах чеченских женщин стереотип неприкосновенности семейной жизни, в которой муж – это личная собственность, наподобие коровы, которая вечно должна давать молоко и только им одним. Они эгоистично не хотят ставить себя, своих сестер и дочерей на место тех тысяч неустроенных молодых женщин, которые имеют ровно такое же  право на устроенность своей жизни, право на святая святых, иметь хотя бы ребенка. Их позиция противоречит норме п. 1 ст. 7 Семейного кодекса РФ, устанавливающей: «Осуществление членами семьи своих прав и исполнение ими своих обязанностей не должны нарушать права, свободы и законные интересы других членов семьи и иных граждан.Вопрос о признании права мужчины на многоженство является вопросом о том, является ли данный гражданин патриотом своего народа, республики, страны. Глава ЧР Р.А. Кадыров, преодолевая огромные неудобства, впервые в России поднял эту проблему, поскольку это проблема огромного государственного масштаба, имеющая отзвуки как в ближней так и в отдаленной перспективе. В этом видится как высокий патриотизм, безграничный гуманизм, так и прозорливость не по годам мудрого политика, унаследовавшего эти выдающиеся качества от своего легендарного отца – Ахмат-Хаджи Кадырова (Дала декъалвойла иза!). Согласно п. 4 ст. 1 Семейного кодекса РФ «Права граждан в семье могут быть ограничены только на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов других членов семьи и иных граждан». Именно в этих целях, нам кажется, на законодательном уровне необходимо закрепить право мужчин России на многоженство. Для упорядочения процесса разрешения многоженства считаю необходимым осуществление следующих мероприятий:1. Поскольку в соответствии с Конституцией Российской Федерации семейное законодательство находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, Парламент ЧР должен обратиться в Госдуму с законодательной инициативой о внесении дополнений и изменений в Семейный кодекс РФ, предусматривающих: - исключение из п.3 ст. 1 нормы о равенстве прав супругов в семье;- внести изменение в ст. 14 СК «Допускается заключение брака между лицами, из которых муж  уже состоит в другом зарегистрированном браке (браках)».2. Создать при Муфтияте ЧР Центр оказания помощи многоженству и вменить ему в обязанность функции:- по оказанию консультаций в соответствии с нормами Семейного кодекса и шариата, по оказанию иной, кроме финансовой, помощи в заключении брака; по оказанию помощи в противодействии мстительным действиям первой жены и ее родственников, детей;- по выдаче разрешения на право многоженства с оценкой материального состояния мужа и при учете результата медицинского освидетельствования состояния его здоровья.3. Предоставлять многоженцам по льготным тарифам ипотечное кредитование жилья, а также бесплатные земельные участки для индивидуального жилищного строительства.4. Предоставлять дешевые кредиты для приобретения строительных материалов под строительство жилого дома.5.  Заключение браков должно происходить строго на основе брачного контракта и при предварительном медицинском освидетельствовании состояния здоровья вступающих в брак.6. Организовать Республиканское бюро знакомств, деятельность которого должна быть конфиденциальной. Горячая линия его связи должна быть доступной каждому

Картина дня

наверх