Интересный материал с сайта http://teatime.msk.su/lib/001/03.html
По-моему автор все же недооценивает роль наследственности в формировании национальной психологии.А Вы как думаете?
Наука под названием «этнопсихология» возникла в 1860 г., когда М. Лацарус и Г. Штейнталь опубликовали новую научную работу под названием «Рассуждения о психологии народов» (10, с. 20; 40а, с. 485—486). Но вот сюрприз: спустя 130 лет после этого события глава отечественной этнографической школы Ю. В. Бромлей утверждает: «Как известно, вопросы этнической, национальной психологии, ее реальности и мифичности (выделено нами. — Авт.) до сих пор остаются в значительной мере дискуссионными» (5, с. 198).
Что же здесь дискуссионного и при чем тут «мифичность»? Ведь о существовании национальной психики вроде бы давно известно всем. Упоминавшийся выше Н. Я. Данилевский еще в середине прошлого века заявлял: «греки были народом по преимуществу художественным», «индийцы слывут за народ с особенно сильной фантазией», а «преобладающую черту в английском национальном характере составляет любовь к самодеятельности...» (14, с. 138-139). Да и сегодня некоторые исследователи уверенно пользуются такими характеристиками народов, как «энергичные и предприимчивые татары», «сообразительные и гордые черкесы», «музыкальные украинцы», «горячие и темпераментные молдаване», «великодушные и спокойные эстонцы», «скромные и добрые белорусы», «упорные и настойчивые якуты», «храбрые и самолюбивые осетины», «дружные и сплоченные киргизы» (8, с. 15). Другие столь же уверенно отмечают «французскую галантность», «американскую деловитость», «немецкую аккуратность», «английскую чопорность» и т. д. (20, с. 25).
Высказаны и гипотезы, призванные объяснить существование особого «национального характера». Одна из них, например, предполагает, что каждый этнос долгое время предпочитал какой-либо один определенный способ хозяйствования. В результате в течение столетий регулярно погибали носители генов, неблагоприятных для данного образа жизни, а благоприятные способствовали процветанию их носителей. Скажем, среди звероловов северных лесов не удавалось выживать шумным и говорливым, среди горцев, охотников и воинов — робким, неловким, смиренным. Для занятий сельским хозяйством на обширных равнинах нужны были сила, выносливость и смирение. Эти черты не смогли сохраниться у людей, которые волей истории в течение столетий были оторваны от земли и были вынуждены — как евреи или армяне — заниматься ремеслами и торговлей (16, с. 231).
Определенная доля истины в такого рода рассуждениях есть. Но формировали ли эти факторы только и исключительно «национальный характер», «этнические пристрастия и предпочтения»? И существуют ли они? Н. Я. Данилевский, например, без тени сомнения утверждал, что «...по любви, а следовательно, по способности к чистой и прикладной математике первое место принадлежит, без сомнения, французам...», немцы отдают предпочтение «лингвистике или сравнительной философии... И Англия имеет свою любимую науку — это геология».
В те времена подобные категоричные утверждения, что называется, «сходили с рук» их авторам, поскольку проверитьих было практически невозможно. Но сегодня автора таких заявлений ждал бы серьезный конфуз. Так, упомянутый опрос, проведенный в 1989 г. в европейских странах, показал, что ни одно из цитированных выше утверждений Данилевского не соответствует действительности: не французы, а англичане поставили на первое место математику; немцы отдали предпочтение не лингвистике, а экономике; тогда как французы выбрали не математику, а литературу (50, с. 16).
Можно, конечно, возразить, что высказывания Данилевского были верны для его времени, а национальная психология за прошедшее время сильно изменилась. Но какая же это «национальная психология», если она может разительно изменяться в столь короткие (для истории) сроки?
Таким образом, рассуждать о существовании какого-то определенного национального характера легко только до тех пор, пока такие утверждения не проходят проверку в эмпирических исследованиях. Между тем результаты психологического тестирования убедительно показывают, что практически любая этническая группа имеет в своем составе индивидов разных характеров и темпераментов, не говоря уже о типах личности (51). А то, что представители отдельных этносов действительно чаще других проявляют какие-то определенные эмоции, зависит отнюдь не от генетики, а от характера воспитания: в каждом конкретном этносе одни эмоции можно и даже следует проявлять, другие же, напротив, требуется тщательно подавлять.
В результате представители какого-то определенного этноса «привыкают» к тому, что быть, скажем, вспыльчивыми — плохо, а сдержанными и рассудительными — хорошо (прибалтийские этносы) или,напротив, что настоящий мужчина должен реагировать на несправедливость непосредственно и жестко, а всякое промедление или мягкость может быть расценена как трусость (кавказские этносы).
Таким образом, этническая принадлежность сама по себе порождает не те или иные эмоции, а лишь нормативные ситуации их проявления (43). Всемирную известность имеет, скажем, вежливость и даже изысканность японцев. Однако в обстановке, когда социальный контроль не действует, например в ситуации давки в общественном транспорте, японцы (по наблюдению европейцев) ведут себя просто грубо. Это означает, что спорить о том, какой из двух типов поведения — вежливость или грубость — обусловлен «национальным характером», просто бессмысленно. О степени влияния воспитания на так называемый национальный характер можно судить по фактам следующего порядка. Нейрофизиологами было установлено, например, что у японцев левое («логическое») полушарие мозга, в отличие от других этносов, реагирует на музыку (39, с. 21). И дело здесь не столько в генетике, сколько в национальных культурных традициях, в ведущих ориентирах национального воспитания, которые заключаются в формировании чувства соразмерности и красоты.
Обратный пример. Существует, как всем известно, язык жестов и телодвижений, более древний и универсальный, чем язык слов. Так вот, исследования показали, что непроизвольные жесты у всех народов и наций характеризуются значительным сходством. Например, способность глухих или слепых от рождения детей улыбаться проявляется без всякого обучения или подражания, что подтверждает гипотезу о том, что многие врожденные мышечные движения в разных культурах одинаковы. Другие ученые установили, что представители пяти различных культур использовали одинаковые выражения лица при проявлении определенных эмоций, что позволило заключить — все эти жесты врожденные (29, с. 16). На этой общей основе каждый как бы «вышивает» свой индивидуальный узор,- сохраняя общий рисунок до такой степени однородным, что даже грудные младенцы хорошо его понимают. Так, «радость всегда выражается в жесте раскрытия, а печаль в жесте сжатия, гордость всегда поднимает голову, а смирение ее опускает» (43, с. 171).
Чувства и эмоции вообще имеют под собой общий древний фундамент — общечеловеческие «типические чувства» людей любых наций и народов. Они, несомненно, лежат в фундаменте общечеловеческого «ядра культуры», составляют универсальную основу человеческого общения, позволяющую людям взаимодействовать вопреки любым региональным, этнокультурным границам. Что же составляет содержание ядра общечеловеческой культуры? В 1965 г. Д. Мердок выделил более шестидесяти входящих в него так называемых «культурных универсалий». К ним, по его мнению, относятся спорт, нательные украшения, кооперированный труд, танцы, образование, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, гостеприимство, запрет кровосмесительных браков, шутки, язык, религиозные обряды, сексуальные ограничения, изготовление орудий труда, попытки управлять погодой и т. д.
Почему культурные универсалии действительно существуют? Некоторые антропологи считают, что многие универсальные элементы культуры имеют биологическую природу. По мнению С. Клакхона, биологически обусловленными реалиями являются разделение двух полов, беспомощность младенцев, потребность в пище, тепле и сексе, наличие людей разного возраста и жизненного опыта. Эти реалии провоцируют определенные всеобщие проблемы, требующие, правда, решения исключительно на основе традиций соответствующей культуры.
С. Клакхон полагает, что некоторые ценности и образы мышления также являются универсальными. В каждом обществе, утверждает он, запрещены убийства и лжесвидетельства и нигде не одобряются человеческие страдания.
И только на основе этого общего ядра культуры возникают этнические различия. Каждый человек нуждается в пище, сексе и тепле, но люди разных этносов едят, зани-маются сексом и одеваются не только с целью удовлетворения потребностей чисто биологических. Человек может устроить званый обед, чтобы «обмыть» новую обстановку, добиться расположения начальника или увидеть у себя в доме приятных ему людей либо по другим, более сложным, чем первичные потребности, причинам. Более того, удовлетворение так называемых базовых потребностей, являются ли они биологическими, психологическими или социальными, опосредовано этническими ценностями и нормами, иногда не имеющими ничего общего с этими потребностями (34, с. 45-46).
Так или иначе, во всех уголках планеты, в иногда очень различающихся формах поведения различных этнических групп исследователи постоянно обнаруживают много общего. «Странные обычаи,— делает вывод Т. Шибутани,— оказываются только масками, и выясняется, что во многих отношениях все люди похожи независимо от их культурного наследия» (43, с. 321).
Кстати, сходство психологической основы человечества во многом объясняет то загадочное, на первый взгляд, обстоятельство, что в сказках, мифах, легендах, песнях самых разных народов мира, несмотря на различие языков, обычаев и религий, обнаруживается значительное сходство сюжетов; что переживания разных индивидов часто дублируются, а алгоритмы их действий хорошо понятны большинству людей других этносов.
Все эти факты и обстоятельства обусловили у части ученых полное отрицание феномена национального характера как такового. «Так называемый национальный характер,— писал Л. Н. Гумилев,— миф, ибо для каждой новой эпохи он будет другим...» (13, с. 358). «Национальный характер,— считает Т. Шибутани,— несмотря на наукообразные формы его изучения, во многом подобен респектабельному этническому стереотипу, приемлемому прежде всего для тех, кто недостаточно близко знаком с народом, о котором идет речь» (43, с. 447).
Свежие комментарии