На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

В Татарстане сварили самую большую в России удмуртскую кашу с мясом гуся

Для приготовления этого вкусного блюда потребовалось 40 килограммов пшеничной крупы, 20 килограммов гусиного мяса, по 15 килограммов сливочного масла и лука. \x3c!--smi2.ru-->\x3c!--Площадка: Glagol.ru / Glagol.ru / Glagol_D_In-read-->\x3c!--Категория: \x3cне задана>-->\x3c!--Тип баннера: Перетяжка 100%-->\x3cdiv>\x3c/div>\n\x3cp>На празднике удмуртской культуры «Гырон быдтон», который прошёл в селе Нырья Кукморского района Татарстана, установлен рекорд России по приготовлению обрядовой удмуртской каши «Вось жук». «Гырон быдтон» является одним из любимых национальных праздников, отмечаемых в Татарстане. В нём приняли участие фольклорные коллективы из Татарстана, Удмуртии и других регионов России, передает корреспондент ГлагоL в Татарстане Ольга Сапожникова.\x3c/p>\n\n\n\n\x3cp>Для приготовления обрядовой каши на кулинарной площадке праздника потребовалось 40 килограммов пшеничной крупы, 20 килограммов гусиного мяса, по 15 килограммов сливочного масла и лука. Соль добавляли по вкусу. «Вось жук» варилась на костре в специально изготовленном котле. Трое поваров периодически помешивали кашу большими деревянными половниками, чтобы она лучше пропарилась и не пригорела.\x3c/p>\n\x3cdiv>\x3ca href=\"https://smi2.ru/\" target=\"_blank\">Новости СМИ2\x3c/a>\x3c/div>\n\x3cdiv>\x3ca href=\"https://smi2.ru/\" target=\"_blank\">Новости СМИ2\x3c/a>\x3c/div>\n\x3cp>Через два часа кушанье было готово. Котел приподняли при помощи специального устройства и взвесили. На табло высветились цифры — 290 килограммов. За вычетом веса котла с деревянной крышкой чистый вес каши составил 248 килограммов. Эта цифра и была зафиксирована как рекорд.\x3c/p>\n\n\n\n\x3cp>Местный священник отец Леонид освятил обрядовую кашу. Затем главный редактор книги рекордов России Станислав Коненко, под аплодисменты участников и гостей праздника, торжественно вручил сертификат «Самая большая удмуртская национальная каша с мясом гуся в России («Вось жук»)» председателю Госсовета Татарстана Фариду Мухаметшину, а тот передал его главе Кукморского района Сергею Димитриеву.\x3c/p>\n\n\n\n\x3cp>Старинную обрядовую кашу смогли попробовать все желающие, также как и шаньги, перепечи и другие блюда национальной удмуртской кухни.\x3c/p>\n\n\n\n\x3cfigure>\x3cimg width=\"1024\" height=\"768\" src=\"//mtdata.ru/u1/photoC4E7/20193268735-0/original.jpg#20193268735\" alt=\"\" />\x3cfigcaption>\x3cem>фото: Ольга Сапожникова/ГлагоL\x3c/em> \x3c/figcaption>\x3c/figure>\x3cp>Праздник «Гырон быдтон» традиционно проводится в последние дни летнего солнцестояния, перед сенокосом. По поверьям удмуртов их Бог «Вось» 1 июня из молитвенного храма «Куалы» улетает на луга и возвращается обратно в Петров день (12 июля). Поэтому в этот период они молятся не в храме, а на природе. И, чтобы Бога ненароком не обидеть, с 1 июня по 12 июля запрещено рвать цветы и луговые травы.\x3c/p>\n\n\n\n\x3cp>Как и в другие календарные праздники, сначала проходило общественное моление с чтением удмуртских молитв-заклинаний (куриськон) и жертвоприношением, затем проходило традиционное праздничное гостевание взрослых и гулянье молодежи. \x3c/p>\n\n\n\n\x3cblockquote>\n\x3cp>\x3cstrong>\x3cem>«Место проведения праздника «Гырон быдтон» выбрано не случайно. Большая часть удмуртов, а это 30 процентов от их общего числа в республике, проживает на территории Кукморского района, и более 1,5 тысячи — в селе Нырья».\x3c/em>\x3c/strong>\x3c/p>\n\x3ccite>Айгуль Ахметшина, заместитель руководителя исполкома по социальным вопросам Кукморского района\x3c/cite>\n\x3c/blockquote>\n\n\n\n\x3cp>Все участники праздника смогли окунуться в атмосферу удмуртской деревни. В подворьях были представлены интерьер и быт удмуртского дома. Здесь же можно было побывать на выставке традиционных костюмов кукморских удмуртов 19-20 веков и увидеть старинные образцы и современные стилизованные костюмы. Также можно было полюбоваться уникальной коллекцией старинных удмуртских украшений. Для всех желающих организовали мастер-классы по изготовлению монисто и поясов, изделий из лозы, резьбы по дереву.\x3c/p>\n\n\n\n\x3cp>Побывав в удмуртском амбаре, гости праздника увидели сусеки, в которых местные жители хранили зерно, крупы и другие сельхозпродукты. Вдоль стен под потолком развесили лекарственные растения, растущие на территории Кукморского района.\x3c/p>\n\n\n\n\x3cp>Впервые в этом году в рамках праздника прошел республиканский конкурс удмуртских семей «Шудо-буро удмурт семья». Хедлайнерами праздника стали удмуртский государственный театр фольклорной песни и танца «Айкай» и эстрадный ансамбль «Шулдыр ӝыт» («Весёлый вечер») имени Анатолия Ушакова.\x3c/p>\n\n\n\n\x3cp>В следующем году праздник «Гырон быдтон» пройдет в Менделеевском районе Татарстана.\x3c/p>","comments_count":0,"marks_count":0,"likes":{"count":0,"user_likes":0,"can_like":0,"marks_pluses":0,"marks_minuses":0,"user_like_attr":null,"like_attr_ids":[]},"fame_actions_positive_count":0,"fame_actions_negative_count":0,"fame_actions":[],"url":"https://glagol.mirtesen.ru/blog/43885861101","tags":["респ. Удмуртская [211522]","удмурты","книга рекордов гиннесса","праздник","Культура","Кукморский р-н [191907]","м.р-н. Кукморский [95234963]","каша","айгуль ахметшина","с. Нырья [189891]","кукмор","вось жук","с.п. Нырьинское [95234979]","Татарстан","гусиная каша","книга рекордов россии","респ. Татарстан [169363]","гырон быдтон"],"date":1687244333,"canEdit":false,"foreignPollId":null,"attachments":[{"photo":{"id":20970195886,"photo_original":"https://mtdata.ru/u1/photo1D50/20970195886-0/original.jpg","width":1024,"height":768}}],"group":{"display_name":"ГлагоL","url":"https://glagol.mirtesen.ru","photo_original":null,"id":30514791136,"canViewBlogPostCreator":false,"showSubscribersAmount":true,"is_subscribed":false,"is_member":false,"is_owner":false,"is_staff":false,"created":1562231338669},"canonical_url":"https://glagol.press/v-tatarstane-svarili-samuju-bolshuju-v-rossii-udmurtskuju-kashu-s-mjasom-gusja","topic":"society","title":"В Татарстане сварили самую большую в России удмуртскую кашу с мясом гуся","preview_text":"Для приготовления этого вкусного блюда потребовалось 40 килограммов пшеничной крупы, 20 килограммов гусиного мяса, по 15 килограммов сливочного масла и лука. \x3c!--AdFox START-->\x3c!--smi2.ru-->\x3c!--Площадка: Glagol.ru / Glagol.ru / Glagol_D_In-read-->\x3c!--Категория: \x3cне задана>-->\x3c!--Тип баннера:","post_type":"post","formattedDates":{"iso":"2023-06-20T06:58:53.000Z","ver1":"20 июня, 9:58","ver2":"20.06.2023 в 9:58","ver3":"20 июня, 9:58"},"images":[{"main":true,"url":"https://mtdata.ru/u1/photo1D50/20970195886-0/original.jpg","width":1024,"height":768}],"videos":[],"shared_post":null,"mentionedPersons":null},{"id":43746714776,"from_id":715240917,"from":{"id":715240917,"display_name":"Selena Parfenova","url":"https://mirtesen.ru/people/715240917","photo_original":null,"isAuthenticAccount":false,"sex":1},"owner_id":-30716864570,"text":"\x3cdiv class=\"ui-rss-img-first\">\x3cp>\x3cimg src=\"//mtdata.ru/u3/photo636A/20348135483-0/original.jpg#20348135483\" />\x3c/p>\x3c/div>\x3cdiv class=\"ui-rss-text\">\x3cp>\x3ca href=\"https://www.factroom.ru/life/i-fucking-hate-udmurts/attachment/old-woman-screaming\" rel=\"attachment wp-att-148837\" target=\"_blank\">\x3cimg src=\"//mtdata.ru/u3/photo8CA3/20571208332-0/original.jpg#20571208332\" alt=\"\" width=\"730\" height=\"487\" />\x3c/a>\n\nМоя тёща очень не любит удмуртов. Причина такой её ненависти неизвестна никому. Сама она родом из Сарапула. Когда дочь выросла, она тут же отослала её подальше от родных краёв, к тётке. Напоследок сказала:\n\n— Найди себе нормального жениха, русского! И не вздумай выходить за нашего!\n\nДочка послушалась мать, уехала и нашла жениха. Вот уже как 20 лет живём вместе. Тёща счастлива. Когда приезжает к нам, всегда повторяет доче:\n\n— Какая же я молодец, что тебя отправила! Гляди, какой муж у тебя хороший!\n\nВ возрасте она уже, не хочется волновать лишний раз. Давно как-то думали затеять этот разговор, но теперь незачем ей переживать. А ведь у меня вся родня по матери — удмурты…\n\x3ch3 style=\"text-align: center;\">***\x3c/h3>\nТакси, за рулём тётя лет под 40. Стоим на светофоре и наблюдаем следующую сцену: мужчина в килте меняет колесо. Мы внимательно следим за всеми его манипуляциями, но тут вдруг резкий порыв ветра задирает полы его килта. Мужик встаёт, и тётя разочарованно выдаёт: «Ну, я так не играю!»\n\nПод килтом у него были обычные шорты…\n\x3ch3 style=\"text-align: center;\">***\x3c/h3>\nУ меня есть соседка сверху — деловая такая цыпа. Вчера вечером на балконе дышу свежим воздухом. Вдруг слышу, что кто-то топает по балкону сверху. До меня доносится тихонький кашель — это она. А слышимость прекрасная — вечер, кругом жилые многоэтажки, тишина.\n\nИ тут на всю округу разлетается звук смачного пука!\n\nИ дёрнуло же меня ляпнуть:\n\n— О, приветик! Не спишь?\n\nЧувствую, гламура у неё поубавится…\x3c/p>\x3c/div>\x3cp> \x3c/p>","comments_count":0,"marks_count":0,"likes":{"count":0,"user_likes":0,"can_like":0,"marks_pluses":0,"marks_minuses":0,"user_like_attr":null,"like_attr_ids":[]},"fame_actions_positive_count":0,"fame_actions_negative_count":0,"fame_actions":[],"url":"https://factroom.mirtesen.ru/blog/43746714776","tags":["Забавные истории","удмурты","балкон","гламур","Соседка","килт","цыпа","тишина","Жизнь","такси","родня","г. Сарапул [211541]","Дочь","пук","жених","мама и дочь","Смешные истории","Шорты","Истории из жизни","Юмор","теща","кашель","Истории","таксист","русский парень"],"date":1524644640,"canEdit":false,"foreignPollId":null,"attachments":[{"photo":{"id":20348135483,"photo_original":"https://mtdata.ru/u3/photo636A/20348135483-0/original.jpg","width":1200,"height":800}}],"group":{"display_name":"Фактрум","url":"https://factroom.mirtesen.ru","photo_original":"//mtdata.ru/u30/group4D37/31b0170d5f1bcca0def89d36c56432c1-0/__logo.jpeg","id":30716864570,"canViewBlogPostCreator":false,"showSubscribersAmount":true,"is_subscribed":false,"is_member":false,"is_owner":false,"is_staff":false,"created":1458464865403},"canonical_url":"https://www.factroom.ru/life/i-fucking-hate-udmurts","topic":"family","title":"Ненавижу, блин, удмуртов","preview_text":"Моя тёща очень не любит удмуртов. Причина такой её ненависти неизвестна никому. Сама она родом из Сарапула. Когда дочь выросла, она тут же отослала её подальше от родных краёв, к тётке. Напоследок сказала:\n\n— Найди себе нормального жениха, русского! И не вздумай выходить за нашего!\n\nДочка","post_type":"post","formattedDates":{"iso":"2018-04-25T08:24:00.000Z","ver1":"25 апреля, 11:24","ver2":"25.04.2018 в 11:24","ver3":"25 апр., 11:24"},"images":[{"main":true,"url":"https://mtdata.ru/u3/photo636A/20348135483-0/original.jpg","width":1200,"height":800}],"videos":[],"shared_post":null,"mentionedPersons":null},{"id":43861373605,"from_id":715240917,"from":{"id":715240917,"display_name":"Selena Parfenova","url":"https://mirtesen.ru/people/715240917","photo_original":null,"isAuthenticAccount":false,"sex":1},"owner_id":-30716864570,"text":"\x3cdiv class=\"ui-rss-img-first\">\x3cp>\x3cimg src=\"//mtdata.ru/u29/photo6092/20648145016-0/original.jpg#20648145016\" />\x3c/p>\x3c/div>\x3cdiv class=\"ui-rss-text\">\x3cp>\x3ca href=\"https://www.factroom.ru/life/i-look-in-the-book-and-see-nothing/attachment/man-newspaper\" rel=\"attachment wp-att-131756\" target=\"_blank\">\x3cimg class=\"alignnone size-medium wp-image-131756\" src=\"//mtdata.ru/u29/photo4522/20209654959-0/original.jpg#20209654959\" alt=\"\" width=\"730\" height=\"382\">\x3c/a>\n\nДело было много лет назад. Однажды я решил разделить всю свою подписку на дефицитную и остальную. Тогда я был поклонником журнала «Радиоэлектроника», который как раз и попал в категорию дефицитных изданий, так как к нему требовалось выписывать ещё что-нибудь.\n\nВ то время я работал в милиции, с деньгами были постоянные напряги. Я изучил весь каталог и выбрал скромную газетёнку с заковыристым названием, которое уже и не вспомню. Оказалось, что это удмуртское издание. Судя по всему, у удмуртов нет своей письменности, поэтому они используют кириллицу. Вот и газета на первый взгляд показалось русской.\n\nВ общем, я не стал выписывать её на свой адрес, а оформил подписку на своего приятеля. Всё это я провернул в канун Нового года, а уже после праздников мой товарищ пришёл на работу в весьма расстроенных чувствах. Рассказал, что из-за чьей-то неудачной шутки чуть пить не бросил.\n\nА дело было так: Новый год, праздник в самом разгаре, приятель выходит на лестничную площадку, чтобы покурить, и краем глаза замечает в почтовом ящике любопытную газетку. Достаёт, начинает читать и ни слова не понимает! Тогда он твёрдо решил завязывать с алкоголем.\n\nОставшуюся часть праздника он просидел в отдельной комнате в своих размышлениях, пока кто-то из гостей не заглянул к нему и тоже не смог прочитать ни слова.\x3c/p>\x3c/div>\x3cp> \x3c/p>","comments_count":0,"marks_count":0,"likes":{"count":0,"user_likes":0,"can_like":0,"marks_pluses":0,"marks_minuses":0,"user_like_attr":null,"like_attr_ids":[]},"fame_actions_positive_count":0,"fame_actions_negative_count":0,"fame_actions":[],"url":"https://factroom.mirtesen.ru/blog/43861373605","tags":["Забавные истории","коллега","удмурты","гости","праздник","подписка","удмуртский язык","кириллица","знакомый","Жизнь","газетёнка","газетка","подписаться","Смешные истории","приятель","журнал","издание","Истории из жизни","Юмор","новый год","газета","Истории","поклонник","почтовый ящик"],"date":1517210162,"canEdit":false,"foreignPollId":null,"attachments":[{"photo":{"id":20648145016,"photo_original":"https://mtdata.ru/u29/photo6092/20648145016-0/original.jpg","width":1250,"height":654}}],"group":{"display_name":"Фактрум","url":"https://factroom.mirtesen.ru","photo_original":"//mtdata.ru/u30/group4D37/31b0170d5f1bcca0def89d36c56432c1-0/__logo.jpeg","id":30716864570,"canViewBlogPostCreator":false,"showSubscribersAmount":true,"is_subscribed":false,"is_member":false,"is_owner":false,"is_staff":false,"created":1458464865403},"canonical_url":"https://www.factroom.ru/life/i-look-in-the-book-and-see-nothing","topic":null,"title":"Смотрю в книгу — вижу фигу","preview_text":"Дело было много лет назад. Однажды я решил разделить всю свою подписку на дефицитную и остальную. Тогда я был поклонником журнала «Радиоэлектроника», который как раз и попал в категорию дефицитных изданий, так как к нему требовалось выписывать ещё что-нибудь.\n\nВ то время я работал в милиции,","post_type":"post","formattedDates":{"iso":"2018-01-29T07:16:02.000Z","ver1":"29 января, 10:16","ver2":"29.01.2018 в 10:16","ver3":"29 янв., 10:16"},"images":[{"main":true,"url":"https://mtdata.ru/u29/photo6092/20648145016-0/original.jpg","width":1250,"height":654}],"videos":[],"shared_post":null,"mentionedPersons":null},{"id":43580659381,"from_id":134027384,"from":{"id":134027384,"display_name":"mariazavelskaya mariazavelskaya","url":"https://mirtesen.ru/people/134027384","photo_original":null,"isAuthenticAccount":false,"sex":1},"owner_id":-30556663155,"text":"\x3cp>\x3cimg src=\"http://mtdata.ru/u23/photoFFE8/20562164175-0/big.jpeg#20562164175\" alt=\"\" width=\"480\" height=\"360\" />\x3c/p>\n\x3cp> \x3c/p>\n\x3cp>Обстоятельства дела:\x3c/p>\n\x3cp>Конец XIX столетия. Вятская губерния. 1890–1891 годы в этих местах выдались неурожайными. Летом 1891 года разразилась эпидемия тифа. В Петербурге, оценив ситуацию, распорядились взять всю губернию в карантин. На ее границах поставили «блокпосты». Ни один человек без документов, удостоверяющих личность, не мог ни попасть в регион, ни выйти из него. Власти опасались массового голода, поэтому распорядились выдавать крестьянам «хлебные ссуды» — казенное зерно, позволявшее сводить концы с концами. Священники с амвонов призывали народ покаяться. Конкуренты церкви — деревенские колдуны и шаманы — почти открыто молили древних языческих богов об урожае и избавлении от эпидемии.\x3c/p>\n\x3cp>Жители Старотрыкской волости Малмыжского уезда страдали от неурожая и эпидемии так же, как и их соседи по губернии. Но некоторые деревни беда обходила стороной. Два населенных пункта, где жили преимущественно удмурты (в губернии их называли вотяками) — Старый и Новый Мултан — эпидемия не затронула. Их ближайшими соседями были русские деревни — Анык и Чулья. Местность в округе была болотистой и лесистой.\x3c/p>\n\x3cp>\x3ca title=\"5 мая\" href=\"https://ru.wikipedia.org/wiki/5_%D0%BC%D0%B0%D1%8F\">5 мая\x3c/a> \x3ca title=\"1892 год\" href=\"https://ru.wikipedia.org/wiki/1892_%D0%B3%D0%BE%D0%B4\">1892 года\x3c/a> 16-летняя Марфа Головизнина, проживавшая в деревне \x3ca title=\"Анык (страница отсутствует)\" href=\"https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%90%D0%BD%D1%8B%D0%BA&action=edit&redlink=1\">Анык\x3c/a>, отправилась к своей бабушке в соседнюю деревню \x3ca title=\"Чулья (страница отсутствует)\" href=\"https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=%D0%A7%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%8F&action=edit&redlink=1\">Чулья\x3c/a>. Между этими населенными пунктами существовали две дороги: одна — широкая, в обход леса, по которой можно было проехать на повозке, вторая — узкая тропа по заболоченной низине через лес. Девушка отправилась прямиком.\x3c/p>\n\x3cp>В 400 метрах от окраины своей деревни она обнаружила человеческое тело, лежавшее ничком поперёк тропы. Лежавший был одет в мужскую одежду. Судя по одежде, это был мужчина, но лица лежавшего Головизнина не видела, поскольку на его голову была наброшена пола кафтана. Девушка решила, что мужчина напился, и ушла. На следующий день, 6 мая, возвращаясь домой, она увидела, что тело на месте. Лишь тогда она увидела, что у тела нет головы. Девушка побежала домой и всё рассказала. Полицию вызвал её отец.\x3c/p>\n\x3cp>Полиция на место преступления прибыла только 8 мая. И только 10 мая пристав Тимофеев возбудил уголовное дело об убийстве. Первичный медосмотр показал, что голову отрезали еще живому человеку — трахея была забита кровью, что могло произойти только при бьющемся сердце. Сама голова так и не была найдена.\x3c/p>\n\x3cp>В котомке у обезглавленного человека обнаружили справку из уездной больницы, удостоверяющей полное здоровье Конона Дмитриевича Матюнина, который проживал в Ныртовском уезде Казанской губернии. Такие справки были не редкость — без них во время эпидемии из Вятской губернии не выпускали.\x3c/p>\n\x3cp>Следователи установили, что убитым является местный крестьянин Конон Дмитриевич Матюнин\x3c/p>\n\x3cp>Во время первичного осмотра приставом Тимофеевым Сосипатр Кобылин, уроженец деревни Анык, шепнул на ухо представителю власти, что «вотяки замаливают людей», то есть делают человеческие жертвоприношения языческим богам. Он же в качестве понятого поставил свою подпись под актом осмотра. Присутствовавшие там же вотяки просили обратить внимание на найденные ими поблизости дощечки со следами крови. Но пристав отмахнулся от них. Вместо этого  он распорядился везти труп в Старый Мултан.\x3c/p>\n\x3cp>Пристава заинтересовала версия, на которую ему намекнул Кобылин. Ни для кого не было секретом, что вотяки, посещая православную церковь, продолжают исповедовать языческие культы. Их частью всегда были жертвоприношения животных с отрубанием у них головы и последующим извлечением сердца, легких и печени и их дальнейшим ритуальным поеданием. А в дни эпидемий и неурожая интенсивность жертвоприношений только возросла. А уж в округе никогда недостатка в легендах о человеческих жертвоприношениях не было.\x3c/p>\n\x3cp>Так следствие сделало главной версией ритуальное убийство.\x3c/p>\n\x3cp>В Старом Мултане проживали 117 семей, из которых 40 были русскими, а остальные — вотяцкими. Между собой они делились на два племени: учурки (13 семей) и будлуки (64 семьи). Каждое из племен поклонялось собственным родовым богам и имело собственные ритуальные шалаши, где проводили обряды. Посещение чужого шалаша религией вотяков запрещалось.\x3c/p>\n\x3cp>Приехавший в деревню помощник прокурора Раевский обратил внимание на шалаш, находившийся во дворе зажиточного вотяка Моисея Дмитриева. В шалаше была обнаружена посуда со следами крови и икона святого Николая Чудотворца. Дмитриев сказал прокурору, что не пользовался посудой с самой Пасхи, а кровь — куриная.\x3c/p>\n\x3cp>Только 4 июня в Старый Мултан приехал уездный врач Минкевич, чтобы произвести вскрытие. Он сделал открытие — у трупа были извлечены легкие и сердце. В полиции и прокуратуре в ритуальной версии убийства более не сомневались. Дмитриев был арестован.\x3c/p>\n\x3cp>Началось выявление других случаев совершения вотяками человеческих жертвоприношений. Так, урядник Рагозин, узнав, что в одном из соседних со Старым Мултаном сел 20 лет назад утонул мальчик. Представитель власти сделал логическое умозаключение, что утоплением замаскировали жертвоприношение. Когда он стал опрашивать мать утопленника, то его подозрения только укрепились: он заметил волнение во время ее сбивчивого рассказа. «Она боится расправы вотяков», — сделал еще одно логическое умозаключение урядник Рагозин.\x3c/p>\n\x3cp>Далее полицейские решили опросить местного «деревенского дурачка» Михаила Титова, который был племянником старейшего жителя деревни девяностолетнего Андрея Григория — по слухам, главного местного вотяцкого шамана. Дурачка бросили в погреб и, продержав там, стали допрашивать. Титов вспомнил, что местный глава крестьянской общины Семен Красный назначил в начале мая суточного дежурного с «казенной квартирой» (в деревенских общинах существовал обычай назначить суточного дежурного для приема возможных постояльцев). В ночь на 5 мая в Старом Мултане им оказался Василий Кондратьев, который и принял на постой какого-то захожего странника. Дурачок добавил, что «дедушка Акмар» (так он называл Андрея Григорьева) занимается знахарством. Так в деле появились еще три подозреваемых, которые были немедленно арестованы.\x3c/p>\n\x3cp>В ходе дальнейших допросов следователи выяснили, что 7 июня Моисей Дмитриев ходил в лес, а его сопровождал Кузьма Самсонов. Последний был очень уважаемым в местной общинной иерархии — он был забойщиком скота. После того как полицейские выяснили род деятельности Самсонова, вывод напрашивался сам собой: вот кто отрезал Матюнину голову и извлек органы!\x3c/p>\n\x3cp>Чтобы найти новые улики против вотяков, полиция наконец-то решила обыскать шалаш Дмитриева. И только теперь ритуальная посуда со следами крови была приобщена к делу. В конце XIX века судмедэкспертиза еще не умела определять, кому принадлежала кровь — человеку или животному. Было решено обратиться к древнему способу. Считалось, что миску со следами крови надо дать собаке. Если кровь окажется человеческой, то животное не станет ее лизать. Собака, участвовавшая в следственном эксперименте, лизать посуду отказалась. Потом, во время суда, выступавшие экспертами врачи и ветеринары заявили, что науке неизвестна брезгливость собак к человеческой крови, но этот аргумент не будет использован в разбирательстве дела.\x3c/p>\n\x3cp>После эксперимента с собаками перед следователями замаячила перспектива скорого суда над язычниками. Но они продолжили искать улики дальше.\x3c/p>\n\x3cp>\x3cstrong>Новые фигуранты «Мултанского дела»\x3c/strong>\x3c/p>\n\x3cp>Урядник Жуков, часто посещавший Старый Мултан, задолжал местному русскому кулаку Василию Кузнецову 10 червонцев. Когда Кузнецов решил напомнить о долге уряднику, то представитель власти поспешил вспомнить, что именно его кредитор в ночь на 5 мая был в Старом Мултане караульным (в крестьянских общинах также существовал обычай ночного дежурства для охраны порядка).\x3c/p>\n\x3cp>Жуков сообщил начальству о подозрительном поведении Кузнецова, который был тут же арестован, так как не смог внятно вспомнить события дежурства той ночи. Так в деле о жертвоприношении вотяков появился первый подозреваемый русский. И не просто русский, а истинный христианин — Кузнецов был церковным старостой.\x3c/p>\n\x3cp>За него вступился местный батюшка, утверждавший, что уже 40 лет все мултанские вотяки ходят в церковь, а языческие верования вытеснены на периферию. Священник не преминул указать, что человеческие жертвоприношения было бы невозможно скрыть, если бы они производились в селе, — следствие уже приняло за основную версию о ритуальном убийстве в шалаше.  Священника прогнали и вскоре сняли с должности. На его место был назначен священник Ергин, яро начавший искоренять остатки язычества среди жителей Старого Мултана и постоянно доносивший в полицию.\x3c/p>\n\x3cp>В скором времени у следствия появился и добровольный эксперт по местным языческим верованиям — Михаил Кобылин, брат упоминавшегося выше Сосипатра. Согласно его рассказам, вотяки каждые 40 дней сотворяют своему богу Курбону великую жертву — человека-инородца.  Этнографические открытия Кобылина были приобщены к делу, и дальше он продолжал консультировать прокуратуру в ходе следствия. В качестве источника своих знаний Кобылин называл нищего вотяка, с которым за десять лет до «Мултанского дела» пил водку в одном из придорожных кабаков.\x3c/p>\n\x3cp>Правда, его односельчане, в отличие от полицейских, знали о настоящих мотивах сотрудничества Кобылина с прокуратурой — вотяки год назад уличили его в воровстве, и ему с трудом удалось избежать тюрьмы.\x3c/p>\n\x3cp>Следователям удалось установить и подробности о личности убитого Конона Матюнина. Он был бедным крестьянином из Казанской губернии, который ушел из дома в поисках работы. Страдал «падучей болезнью» — эпилепсией.\x3c/p>\n\x3cp>Осенью 1892 года следователи сделали очередное открытие в «Мултанском деле». Крестьянин Дмитрий Мурин сообщил, что разговаривал с неким русским мальчиком (имя не разглашал, чтобы не подвергать его опасности), который провел пасхальную ночь (18 апреля) в избе, в которой ночевали вотяки Андриан Андреев, Андриан Александров и некоторые другие. Андрееву приснился страшный сон, и чтобы он не сбылся, нужно молиться черту. Благодаря показаниям Мурина со слов этого мальчика, в «Мултанском деле» появились новые фигуранты. Были выявлены все шесть человек, находившихся в ту пасхальную ночь в злополучной избе. Как выяснится во время суда, следователи так и не смогут обосновать, почему привлекли к ответственности именно 12 человек.\x3c/p>\n\x3cp>Итак, по подозрению в убийстве Матюнина была арестована группа вотяков (тогда так называли удмуртов). Их обвинили в ритуальном жертвоприношении. Согласно версии обвинения, они убили нищего Конона Матюнина, которого «\x3cem>напоили, подвесили пьяного и добыли из него внутренности и кровь для общей жертвы в тайном месте и, может быть, для принятия этой крови внутрь\x3c/em>».\x3c/p>\n\x3cp>Появлялись все новые и новые доказательства (из серии: «одна баба сказала»). Уже весной 1893 года «Мултатское дело» обогатилось показаниями 103-летнего Иванцова, который рассказал, как в 1842 году его с семьей вотяки хотели принести в жертву. Эта история была добавлена к документам следствия, и только во время суда выяснилось, за 51 год до этого между Иванцовым и вотяками произошел обычный бытовой спор, закончившийся дракой.\x3c/p>\n\x3cp>Через год после ритуального убийства полицейские обнаружили в шалаше окровавленный седой волос. Через некоторое время после этой находки в полицию пришла анонимка. В ней говорилось, что в одной из пересыльных тюрем, ожидая отправки в Сибирь, сидит дезертир Голова. Заключенный якобы рассказывает сокамерникам, что год назад стал свидетелем ритуального убийства в Старом Мултане. По словам дезертира, Матюнин был подвешен в шалаше за ноги, обезглавлен и у него было вырезаны сердце, легкие и печень. Вероятно, Голова знал, что вотяки во время жертвоприношений вырезают именно эти органы, а следствие предпочло забыть, что у погибшего печень осталась на месте. Заключенный от себя добавил, что еще живой жертве вскрыли живот, хотя осмотр трупа ранений в этой части тела не установил.\x3c/p>\n\x3cp>Суд с участием присяжных заседателей, состоявшийся в декабре 1894 г. в \x3ca title=\"Малмыж\" href=\"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BB%D0%BC%D1%8B%D0%B6\">Малмыже\x3c/a>, оправдал троих, признав виновными в ритуальном убийстве и осудив на каторгу 7 человек. На противоречия пытался обратить внимание суда защитник подсудимых присяжный поверенный Михаил Дрягин. Однако суд раз за разом отклонял его прошения и петиции. Но ему удалось убедить присяжных оправдать трех из двенадцати человек. Все остальные были отправлены на сибирскую каторгу.\x3c/p>\n\x3cp>Присяжный поверенный, видя фальсификационный характер дела, отправился в Санкт-Петербург подавать кассационную жалобу в Сенат.\x3c/p>\n\x3cp>Жалоба Дрягина попала на рассмотрение обер-прокурора уголовного кассационного департамента Правительствующего сената Анатолия Кони. Это был человек весьма либеральных взглядов. Широкой публике стал известен в 1878 году как судья, оправдавший террористку Веру Засулич. В годы контрреформ Александра III он, в отличие от многих либеральных деятелей, не попал в опалу. Благодаря высокому профессионализму Кони пользовался высоким доверием у царя, который поручил ему расследовать крушение императорского поезда в 1888 году.\x3c/p>\n\x3cp>Дрягину не пришлось долго убеждать Кони в том, что «Мултанское дело» сфабриковано. С подачи обер-прокурора Сенат издал специальный указ, отменяющий решение суда в Сарапуле, где проходил первый процесс. Был назначен новый в городе Елабуге. Сенат рекомендовал привлечь к нему профессиональных экспертов — этнографов и врачей.\x3c/p>\n\x3cp>Благодаря тому, что Сенат придал огласке «Мултанское дело», на второй процесс отправились многие известные журналисты и общественные деятели. События в глубокой провинции для русской интеллигенции стали зримым примером негативных последствий политики обращения иноверцев в православную веру, которая на протяжении более десяти лет проводилась обер-прокурором Святейшего синода Константином Победоносцевым.\x3c/p>\n\x3cp>Историки до сих спорят, насколько в «Мултанском деле» в реальности присутствовала политическая подоплека. Русская интеллигенция той эпохи не сомневалась в том, что кровавый навет на вотяков — дело рук сторонников Победоносцева. В целях обращения евреев и других инородцев в православие действительно использовались дискриминационные практики. Кровавый навет находился, скорее, в области легенд и местных сказаний, но власти никак не пресекали распространение подобных историй.\x3c/p>\n\x3cp>\x3cimg src=\"http://mtdata.ru/u23/photoE217/20177263605-0/big.jpeg#20177263605\" alt=\"\" width=\"365\" height=\"493\" />\x3c/p>\n\x3cp>.В.Г. Короленко.\x3c/p>\n\x3cp>Более всех раскручиванию «Мултанского дела» поспособствовал писатель Владимир Короленко — народник, политический активист, который годами находился под гласным надзором полиции. Он \x3ca href=\"http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0780-1.shtml\">написал\x3c/a> целую серию репортажных очерков по делу о жертвоприношении, которые в середине 1890-х стали вершиной журналистики.\x3c/p>\n\x3cp>Новый процесс начался в сентябре 1895 года. Теперь за ним следила вся читающая Россия.\x3c/p>\n\x3cp>В качестве эксперта-этнографа был приглашен 39-летний профессор Казанского университета Иван Смирнов, который был одним из первых в мире исследователей угро-финнов (его работы и сейчас считаются классическими). Он указывал, что да — вотяки еще несколько столетий назад практиковали человеческие жертвоприношения на постоянной основе, но сейчас не существует никаких свидетельств, что они у них полностью исчезли. Подтвердить или опровергнуть версию следствия этнограф не мог. Естественно, это играло на руку следствию.\x3c/p>\n\x3cp>Рассказ эксперта нанес неожиданный удар по результатам следствия с другой стороны. Смирнов указал, что бога Курбоны, которому, согласно показаниям Головы, приносили жертву жители Старого Мултана, в вотяцком пантеоне не существует. Именно Смирнов указал, что представители разных вотяцких племен не могут находиться в одном шалаше при совершении культа.\x3c/p>\n\x3cp>Но в итоге присяжные в очередной раз подтвердили виновность вотяков.\x3c/p>\n\x3cp>Защитник подсудимых вотяков вновь отправился в Сенат с новой кассационной жалобой. Обер-прокурор Кони, видя общественный ажиотаж, выступил по «Мултановскому делу» на заседании Сената. «Основания приговора, из которого вытекает, что теперь, на пороге XX столетия, существуют человеческие жертвоприношения среди народа, который более трех веков живет в пределах и под цивилизующим воздействием христианского государства, должны быть подвергнуты гораздо более строгому испытанию, чем те мотивы и данные, по которым выносится обвинение в заурядном убийстве», — писал он. Обер-прокурор указывал на политический характер дела о кровавом навете, которое подвергает риску международный престиж России. Сенат поспешил издать еще один указ для пересмотра дела вотяков.\x3c/p>\n\x3cp>Дело получило еще более широкий \x3ca title=\"Общественное мнение\" href=\"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%89%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BD%D0%BE%D0%B5_%D0%BC%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5\">общественный резонанс\x3c/a>, благодаря чему на третьем разбирательстве в мае — июне \x3ca title=\"1896 год\" href=\"https://ru.wikipedia.org/wiki/1896_%D0%B3%D0%BE%D0%B4\">1896 года\x3c/a> в \x3ca title=\"Мамадыш\" href=\"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B0%D0%BC%D0%B0%D0%B4%D1%8B%D1%88\">Мамадыше\x3c/a> обвиняемые были оправданы. Большую роль в оправдании обвиняемых по «Мултанскому делу» сыграло выступление в качестве защитника \x3ca title=\"Короленко, Владимир Галактионович\" href=\"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%BE,_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80_%D0%93%D0%B0%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87\">В. Г. Короленко\x3c/a>, а также заключение, данное по жалобе защиты АФ. Кони. \x3c/p>\n\x3cp>\x3cimg src=\"http://mtdata.ru/u23/photoED16/20207886169-0/big.jpeg#20207886169\" alt=\"\" width=\"455\" height=\"640\" />\x3c/p>\n\x3cp>А.Ф. Кони\x3c/p>\n\x3cp>В 1897 г. дело мултанских вотяков было раскрыто профессором А. Ф. Патенко\x3csup>\x3ca href=\"https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%BB%D1%82%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%BE%D0%B5_%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D0%BE#cite_note-1\">]\x3c/a>\x3c/sup>, который сообщил, что человеческое жертвоприношение было инсценировано из мести двумя крестьянами деревни Анык, но не назвал их имена, так как в то время они были ещё живы. Эти имена — Тимофей Васюкин и Яков Конешин, — были опубликованы историком и этнографом М. Г. Худяковым.\x3c/p>\n\x3cp>Для третьего процесса в 1896 году уже сам Короленко нанял адвоката Николая Карабчевского, который согласился защищать вотяков бесплатно. Он понимал, что «Мултанское дело» принесет ему известность, в которой, впрочем, он не особо нуждался. Карабчевский был известен как либеральный франт, который безвозмездно защищал народовольцев и террористов, в чем немало преуспел. Отдельным удовольствием для него было добиваться оправдания душегубов. Однажды в разговоре со Львом Толстым он хвастался количеством спасенных им от наказания убийц. Вместе с тем вряд ли в России можно было найти второго адвоката его уровня.\x3c/p>\n\x3cp>Карабчевский сразу пошел в наступление — обвинение рассыпалось на глазах. Но прокуратура не хотела так быстро сдаваться и пошла на хитрый ход. Был оправдан и выпущен русский подсудимый Василий Кузнецов. Однажды, напившись водки, он рассказал «всю правду» о том, как он убивал  Матюнина некому Богоспасаеву. Последний поспешил доложить в полицию. Казалось бы, теперь обвинение вновь вернуло утраченные позиции. Но Карабчевский не растерялся. Он указал, что еще 1892 году тот же Богоспасаев проходил по делу как единственный свидетель, видевший, как Матюнин отправился в Старый Мултан. Адвокат обосновано задавался вопросом: а может ли такое совпадение быть случайным? Теперь обвинение не только в очередной раз рассыпалось, но и его представители впервые оказались публично уличены в подтасовке фактов.\x3c/p>\n\x3cp>Одним из ключевых успехов Карабчевского было приглашение этнографической экспертизы со стороны защиты. Этнограф Григорий Верещагин доказал, что за 400 лет, в течение которых Россия владела этими землями, не накопилось достаточного материала о человеческих жертвоприношениях. Если бы они действительно происходили, то «Мултанское дело» не стало бы первым подобным процессом за несколько столетий. В конце своей речи эксперт неожиданно обратился к обычаям русского населения Прикамья и Приволжья. Верещагин напомнил, что этнографии давно известен местный русский обычай отрезать головы людям, страдающим падучей. По языческим поверьям, бытовавшим среди местных русских, считалось, что отрезанная голова в момент приступа эпилепсии гарантирует избавление от эпидемий. Свою речь Верещагин закончил предположением, что, вероятно, истинный убийца Матюнина специально вырезал внутренние органы, чтобы направить следствие по вотяцкому следу.\x3c/p>\n\x3cp>Кульминацией всего процесса стало обнародование информации, которую Карабчевский узнал в самом начале своего участия в процессе, но откладывал до самого конца. Лично приехав в Старый Мултан, он без труда выяснил, что тот самый пристав Тимофеев, который возбудил уголовное дело, сам ночевал в соседнем с двором Дмитриева доме в ночь предполагаемого убийства. Судья был вынужден допросить Тимофеева. Тот признал, что в ночь «кровавого навета» на дворе Дмитриева ничего не происходило.\x3c/p>\n\x3cp>Все подсудимые были оправданы.\x3c/p>\n\x3cp>\x3cimg src=\"http://mtdata.ru/u23/photo707A/20384495542-0/big.jpeg#20384495542\" alt=\"\" width=\"480\" height=\"320\" />\x3c/p>\n\x3cpre>Оправданные мултанцы и их защитники: Стоят слева направо: В.Г. Короленко, Н.П. Карабчевский, М.И. Дрягин, П.М. Красников, 4 июня 1896 года. Источник: \x3ca href=\"http://unatlib.org.ru/\">unatli\x3c/a>\x3c/pre>\n\x3cp> \x3c/p>\n\x3cp>«Мултанское дело» стало очередным личным триумфом адвоката Карабчевского.  Но куда как шире было общественное ликование — оправдание вотяков рассматривали как победу над государственной машиной русификации и крещения инородцев. Оправдание вотяков в либеральных и левых кругах считалось торжеством разума над мракобесием. Общим было мнение, что в XX век Россия вступит, забыв про кровавый навет. Но уже через 15 лет после окончания «Мултанского дела» разгорится прогремевшее на весь мир «Дело Бейлиса».\x3c/p>\n\x3cp>Позже Короленко на личные деньги проведет еще одно частное расследование убийства Матюнина. Согласно его результатам, убийцами стали крестьяне из деревни Анык, которые хотели отнять землю у вотяков. Официального подтверждения эта версия так и не получила.\x3c/p>\n\x3cp>Лишь в 1932 г.. Тимофей Васюкин перед смертью сознался в преступлении священнику отцу Петру Тукмачеву на исповеди. Он имел целью «выселить мултанцев с позьмов и поделить землю аныкцам». Тимофей Васюкин подкинул волос в шалаш Моисея Дмитриева, а Яков Конешин, науськивая полицию на Моисея Дмитриева, пустил слух о том, что убийство совершено в его шалаше и «нашел» подкинутый волос. Марфа Головизнина видела в первый день труп с головой, но чульинцы подговорили её показывать, что она видела и в первый раз труп без головы. Голову Матюнина нашли в Чульинском лесу летом 1896 г., вскоре после окончания Мултанского дела. «Лето было жаркое, болото высохло, и крестьяне д. Чульи Иван и Степан Антоновы во время дранья моха нашли голову Матюнина». Она была найдена всего в нескольких шагах от того места, до которого доходили во время её поисков. Отрубленная голова Матюнина была брошена в болото, и версия о виновности вотяков таким образом окончательно отпала. Заявления о находке головы становой пристав не принял, голову похоронили, а мултанцы не стали возбуждать нового дела.\x3c/p>\n\x3cp>Как всегда в подобных случах, общественное мннеие во время «Мултанского дела» сильно возбудилось и разделилось, появились разного рода «теории по поводу». Например, известный, но сильно предвзятый удмуртский просветитель о. Николай Блинов в своей книге «Языческий культ вотяков», которая увидела свет вскоре после завершения дела (1898), выдвинул предположение, что убийство Матюнина связано не с семейно-родовыми культами удмуртов, а могло иметь отношение к обряду очищения воды, в плохом качестве которой местное население увидело причину свирепствовавшей в то время холеры (согласно распространённым в мултанской округе поверьям, помещение в источник человеческой головы обеззараживало воду). Уже после суда и оправдательного приговора отрезанная голова действительно была обнаружена в роднике неподалёку от места обнаружения трупа. В переписке Блинова и Короленко имеется ещё одно известие об отрезанной голове, обнаруженной в той же местности в начала 20 в..При этом не следует забывать, что Блинов не был ученым, но был однако православным священником, по долгу службы боровшийся с остатками язычества среди удмуртов и поэтому склонный видеть эти языческие представления в самом черном свете.\x3c/p>\n\x3cp>Но и в то время многие специалисты выступали с опровержением этих «теорий» - своеобразного кровавого навета на удмуртов.\x3c/p>\n\x3cp>В советской историографии подоплёкой «Мултанского дела» считалась спровоцированная правительством акция по разжиганию межнациональной розни, которая явилась ответом на крестьянские волнения в Вятской губернии.\x3c/p>\n\x3cp>В конце 1930-х годов деревня Старый Мултан в Удмуртии была переименована в Короленко. \x3c/p>\n\x3cp>Очерк В.Г. Короленко «Мултанское жертвоприношение» см.здесь \x3ca href=\"http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0780-1.shtml\">http://az.lib.ru/k/korolenko_w_g/text_0780-1.shtml\x3c/a> \x3ca href=\"http://unatlib.org.ru/\">b.org.ru\x3c/a>\x3c/p>","comments_count":34,"marks_count":10,"likes":{"count":10,"user_likes":0,"can_like":0,"marks_pluses":10,"marks_minuses":0,"user_like_attr":null,"like_attr_ids":[{"id":100,"count":10}]},"fame_actions_positive_count":0,"fame_actions_negative_count":0,"fame_actions":[],"url":"https://etnoc.mirtesen.ru/blog/43580659381","tags":["антропология","удмурты","кровавый навет","история","этнография","этнология"],"date":1425589704,"canEdit":false,"foreignPollId":null,"attachments":[{"photo":{"id":20562164175,"photo_original":"https://mtdata.ru/u23/photoFFE8/20562164175-0/original.jpeg","width":638,"height":479}}],"group":{"display_name":"Этносы","url":"https://etnoc.mirtesen.ru","photo_original":"//mtdata.ru/u25/group994B/b8784bec3c7f0563d1eda5e267d70c7b-0/__logo.jpeg","id":30556663155,"canViewBlogPostCreator":false,"showSubscribersAmount":true,"is_subscribed":false,"is_member":false,"is_owner":false,"is_staff":false,"created":1203422868294},"canonical_url":"https://etnoc.mirtesen.ru/blog/43580659381","topic":"politics","title":"Мултанское дело","preview_text":"Обстоятельства дела: \nКонец XIX столетия. Вятская губерния. 1890–1891 годы в этих местах выдались неурожайными. Летом 1891 года разразилась эпидемия тифа. В Петербурге, оценив ситуацию, распорядились взять всю губернию в карантин. На ее границах поставили «блокпосты». Ни один человек без","post_type":"post","formattedDates":{"iso":"2015-03-05T21:08:24.000Z","ver1":"6 марта, 0:08","ver2":"06.03.2015 в 0:08","ver3":"6 мар., 0:08"},"images":[{"main":true,"url":"https://mtdata.ru/u23/photoFFE8/20562164175-0/original.jpeg","width":638,"height":479}],"videos":[],"shared_post":null,"mentionedPersons":null},{"id":43993611363,"from_id":927541909,"from":{"id":927541909,"display_name":"Михаил Данилов","url":"https://mirtesen.ru/people/927541909","photo_original":null,"isAuthenticAccount":false,"sex":2},"owner_id":-30804204651,"text":"\x3cp> \x3cspan> \x3c/span>\x3c/p>\n\x3cp> Св. Стефан Пермский (1345—96) первым из иереев принёс на Урал, в Прикамье слово Божье, ок. 1372 г. он составил пермскую азбуку. Свою миссию монах-просветитель осу­ществлял и среди зюздинских «сырьян» (на территории Глазовского уезда). В 1379 г. он возглавил соз­данную им Пермскую епархию, частично вобравшую восток соверменной Удмуртии.\x3c/p>\n\x3cp> \x3cimg title=\"Стефан Пермский\" src=\"http://mtdata.ru/u18/photo13D2/20680669867-0/big.jpeg#20680669867\" alt=\"Стефан Пермский в Прикамье\" width=\"480\" height=\"303\" />\x3c/p>\n\x3cp> Стефан Пермский на проповеди в Прикамье.\x3c/p>\n\x3cp> Главными магистралями проникновения христианствава на территорию Удмуртии служили реки Кама и Вят­ка. После взятия Казани (1552) и создания Казанской епархии (1555) этот процесс уско­рился. В 1557 г. Ивану Грозному били челом 17 удмуртских семей Слободского уезда, обещая кре­ститься и построить церковь. Подобные добровольные акции имели место и позже. С серединые XVI века по благослове­нию св. Гурия, архиепископа Ка­занского, формировались первые на территории Удмуртии православные сёла:   Крымская Слудка на р. Вятка и село Вознесенское (ныне г. Сарапул) на р. Кама.\x3c/p>\n\x3cp> Форпостами православного миссионерства в Прикамье становились так­же монастыри: в селе Усть-Сарапулка, в селе Елово Ярского района (1650), в селе Яромаска  (1682).    Основа­ние их связано с трудами соратников св. Трифона Вятского, лично им основаны монасты­ри на соседних с  Удмуртией землях — в г. Слободской (конец XYI в.) и в селе Елабуга (1606).\x3c/p>\n\x3cp> Утверждение христианства шло в основном через сёла, которые одновременно с правами центра прихо­да получали элементарный набор цивилизующих функций (торговля, просвещение, органы управления и т.д.). Старейшие на удмуртской земле православные сёла возникали по правобережью р.Камы, в междуречье рек Камы и Ижа: Колесниково (1686), Кулюшево (1706), Чеганда (1717). Организация в 1721г. Святейшего Синода активизировала процесс создания сёл: в 1722 г. — Вятское, Гольяны, Данилово, Кигбаево, Козлово, Нечкино; в 1723 г. — Мазунино.\x3c/p>\n\x3cp> \x3cimg title=\"храм в с.Данилово\" src=\"http://mtdata.ru/u29/photoF545/20549464710-0/big.jpeg#20549464710\" alt=\"храм в с.Данилово\" width=\"480\" height=\"458\" />\x3c/p>\n\x3cp> Свято-Никольский храм в селе Данилово (1811-1814г.г. О храме и о его реставрации можно прочитать\x3ca href=\"http://nedra.land.ru/index.html\" target=\"_blank\"> здесь\x3c/a>).\x3c/p>\n\x3cp> От русских сёл христианство продвигалось и в районы преимущественного проживания удмуртов. С 1740 г. приобщение восточно финно-угров к православию стало государственным делом — целью деятельности созданной ново­крещенской конторы. Уже в 1741 г. основано первое удмуртское село (черкогурт) Елово. Затем открыты приходы в с. Балезино, Понино (1746), Глазово (ныне г. Глазов) (1747), Укан (1748), Завьялово (1749). Основаны приходы в с. Алнаши (1751), Вавож (1751), Водзимонье, Дебёсы, Можга, Новый Мултан, Полом, Пуже-Уча (Ильинское).\x3c/p>\n\x3cp> Первые православные на территории Удмуртии не имели епископа и не входили в российские церковные структуры из-за некоторой самостоятельности Вятской земли. Но в 1489 г. она присоедини­лась к Московскому государству и Московской митрополии (с 1589 г. патриархии).\x3c/p>\n\x3cp> Крупнейшее и долгое время единственное в Вятской епархии Сарапульское викариатство учреждено в 1868 г., Глазовское в 1898 г. Они выходили за пределы современной Удмуртии, а её территория включала 21 благочиние (из 54 Вятской епархии), которые ведали делами 190 прихо­дов. К 1918 г. здесь действовали около 300 храмов и часовен, Благовещен­ский и Иоанно-Предтеченский монастыри в Сарапуле и мона­стырские общины в с. Шаркан, Каракулино, Забегалово. Функ­ционировали неск. братств и сестричеств.\x3c/p>\n\x3cp> Православие вызвало к жиз­ни новые для Удмуртии формы культуры. Письменность создава­лась для удмуртов служителями и членам церкви первоначально для надоб­ностей миссии. Иереи удмуртских прихо­дов (Ф.Ф. Ившин, И.З. Мышкин) нарабатывали с 1740-х гг. словарные и грамматич. материалы. Обобщив их, митропо­лит Казанский Вениамин издал в 1775 г. граммати­ку удмуртского языка. Церковь издавала удмуртские словари, учебни­ки, азбуки («Азбука» Н.Н. Блинова, 1867), создавала школы (новокрещенские, церковно-приходские, семинар­ские, воскресные, псалтирные, второклассные церковные учительские, крещёно-татарские, Карлыганская центральная удмуртская школа), учительские семинарии (Казанская инородческая, Глазовская, Кукар­екая), приходские училища. Действовал Вятский епар­хиальный училищный совет. Не только внутрицерковное, но и общенародное значение имели духовные училища (Вят­ское, Казанское, Глазовское, Сарапульское), семина­рии (Вятская, Казанская) и академии (Киевская, Ка­занская), а также вятские инородческие миссионерские курсы.\x3c/p>\n\x3cp> В 1921 г. Сарапульское викариатство преобразо­вано в епархию с Боткинским, Ижевским, Елабужским викариатствами. С конца 1926 г. они - самостоятельные епархии (Боткинская до 1931 г., Сарапульская до 1943 г.). Глазовское викариатство в 1921 г. также стало епархией, но в 1926 г. подчинилось Ижевской и Удмуртской епархии.\x3c/p>\n\x3cp> Из-за репрессий, провокаций и экономического давле­ния епархия долгие годы не могла функциониро­вать нормально, а в 1938—43 гг. и 1960—88 гг. остава­валась без архиерея. Репрессированы все епископы УАССР, более 200 служителей церкви и тысячи членов их семей и церковных активистов. Уничтожены многие храмы, большинство уцелевших изуродовано за счёт сноса купо­лов и колоколен. Храмы, часовни и монастыри раз­граблены.\x3c/p>\n\x3cp> Управление епархией возобновилось В 1943г., после реабилитации архиепископа Иоанна (Братолюбова). Но гонения на верующих продол­жались. Сов. Мин. УАССР 24 нояб. 1960 г. потребовал «считать нецелесообразным даль­нейшую деятельность епархиального управления».\x3c/p>\n\x3cp> \x3cimg title=\"Иоанн Братолюбов\" src=\"http://mtdata.ru/u4/photo5239/20041544254-0/big.jpeg#20041544254\" alt=\"Иоанн Братолюбов\" width=\"180\" height=\"284\" />\x3c/p>\n\x3cp> Иоанн Братолюбов, архиепископ Ижевский и Удмуртский в 1943-1945г.г. (\x3ca title=\"Иоанн Братолюбов\" href=\"http://www.pravoslavie.ru/sm/31380.htm\" target=\"_blank\">биография на сайте pravoslavie_ru\x3c/a>)\x3c/p>\n\x3cp> Духовенство УАССР единодушно поддержа­ло советскую власть в годы Великой Отечественной войны. Собрано пожертвований В ФОНД Победы более 5 МЛН. руб.    \x3c/p>\n\x3cp> Определением Священного Синода от 30.11.1988 г.  Ижевская и Удмуртская епархия была восстановлена. Её возглавил епископ Палладий (Шиман), а с 1993 г. архиепископ Николай (Шкрумко). Указом Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II от 25.2.2007 г. он возведён в сан митрополита.\x3c/p>\n\x3cp> \x3cimg title=\"митрополит Николай (Шкрумко)\" src=\"http://mtdata.ru/u1/photoFA08/20748511376-0/big.jpeg#20748511376\" alt=\" Николай (Шкрумко)\" width=\"300\" height=\"451\" />\x3c/p>\n\x3cp> \x3cspan> Митрополит Ижевский и Удмуртский Николай (Шкрумко)\x3c/span>\x3c/p>\n\x3cp> На 1.11.2007 г. в Удмуртской республике было зарегистрировано 130 православных объединений. В ведении Управления Ижевской и Удм.епархии РПЦ состоят 126 приходов по 8 благочиниям, име­ет 83 храма, 45 молитв, домов, 6 часовен. В Ижевске работу ведёт православное братство во имя Св. благоверного великого князя Александра Невского. Возрождение монаше­ских традиций идёт в двух женских обителях, имеющих статус юрид. лица: в Успенском монастыре (с. Перевозное, Боткинский р-н) и Мало-Дивеевском Серафимовском мона­стыре (с. Норья, Малопургинский р-н).\x3c/p>\n\x3cp> \x3cimg title=\"Мало-Дивеевский Серафимовсий мона­стырь\" src=\"http://mtdata.ru/u16/photo0EE9/20633676761-0/big.jpeg#20633676761\" alt=\"Мало-Дивеевский Серафимовсий мона­стырь\" width=\"480\" height=\"320\" />\x3c/p>\n\x3cp> Мало-Дивеевский Серафимовсий мона­стырь (с.Норья)\x3c/p>\n\x3cp> За 1987—2007 гг. в респ. построены новые храмы в Ижевске, Воткинске, Глазове, Можге, в Балезинском, Граховском, Завьяловском, Каракулинском, Кизнерском, Сарапульском, Увинском и Якшур-Бодьинском районах. 5 церк. зданий возведено на территории учреждений УФСИН (Управление федер. службы исполнения наказаний) России по УР. За 2004—07 гг. благодаря координирующей деятельности попечител. совета во главе с Президентом УР А.А.Волковым и Владыкой Николаем, всем миром в столице Удмуртии воз­рождён на своём историческом месте Свято-Михайловский собор. На торжества его освящения в Ижевск (4—5.8.2007 г.) приезжал Святейший Патриарх Алексий II, а также правящие ар­хиереи семи епархий Приволжского Федерального округа.\x3c/p>\n\x3cp> Строятся новые культовые здания в Глазове, Сарапуле, в Дебёсском, Завьяловском, Красногорском, Увинском районах. При поддержке гос-ва и производ. предприятий реставриру­ются храмы, большиство которых имеют статус памятников истории и культуры. При участии Ижевского Епархиального Управления издаются газеты «Православ­ные Вести. Ижица», «Сретенье», «Саиёеатиз».\x3c/p>\n\x3cp> Деятельности религиозных структур РПЦ помогают общественные организации «Православная мо­лодёжь Удмуртии», «Витязи», «Трезвение», а также объединения казачества.\x3c/p>","comments_count":0,"marks_count":0,"likes":{"count":0,"user_likes":0,"can_like":0,"marks_pluses":0,"marks_minuses":0,"user_like_attr":null,"like_attr_ids":[]},"fame_actions_positive_count":0,"fame_actions_negative_count":0,"fame_actions":[],"url":"https://pravs.mirtesen.ru/blog/43993611363","tags":["христианство","удмурты","вятская губерния","кама","миссионерство","г. Сарапул [211541]","г. Ижевск [211338]","г. Азов [1086102]","вятка","прикамье","епархия","удмуртия","православие"],"date":1367816965,"canEdit":false,"foreignPollId":null,"attachments":[{"photo":{"id":20680669867,"photo_original":"https://mtdata.ru/u18/photo13D2/20680669867-0/original.jpeg","width":777,"height":490}}],"group":{"display_name":"Православная история Прикамья","url":"https://pravs.mirtesen.ru","photo_original":"//mtdata.ru/u25/photoA9BF/20954806873-0/asis.jpeg","id":30804204651,"canViewBlogPostCreator":false,"showSubscribersAmount":true,"is_subscribed":false,"is_member":false,"is_owner":false,"is_staff":false,"created":1365317601891},"canonical_url":"https://pravs.mirtesen.ru/blog/43993611363","topic":"politics","title":"История православия в Удмуртии","preview_text":"Св. Стефан Пермский (1345—96) первым из иереев принёс на Урал, в Прикамье слово Божье, ок. 1372 г. он составил пермскую азбуку. Свою миссию монах-просветитель осу­ществлял и среди зюздинских «сырьян» (на территории Глазовского уезда). В 1379 г. он возглавил соз­данную им Пермскую епархию, частично","post_type":"post","formattedDates":{"iso":"2013-05-06T05:09:25.000Z","ver1":"6 мая, 9:09","ver2":"06.05.2013 в 9:09","ver3":"6 мая, 9:09"},"images":[{"main":true,"url":"https://mtdata.ru/u18/photo13D2/20680669867-0/original.jpeg","width":777,"height":490}],"videos":[],"shared_post":null,"mentionedPersons":null}],"tag":"удмурты","tagId":80048752390,"hasMore":true,"offset":1,"isGeo":false},"reasonsForShowing":{},"channelMain":{"items":[],"nextOffset":0,"hasMoreItems":true,"currentUserPostId":null,"page":0},"richPostEditor":{"id":null,"title":"","text":"","channel":null,"canSelectChannel":false,"canSubmit":false},"indexChannel":{"items":[],"nextOffset":0,"hasMoreItems":true},"videoList":{},"videoOne":{},"videoRecommendations":{},"channelActions":{},"testDraftJs":{},"channelEditor":{"tab":"info","key":0,"isOpen":false,"isReady":true,"inProcess":false,"channelId":null,"isDirty":false,"header":{"title":"","avatar":null},"info":{"id":null,"name":"","title":"","description":"","isNameAvailable":true,"errors":{}},"content":{"tags":[],"tagSuggestions":[],"geoTags":[],"geoTagSuggestions":[]},"telegramEdit":{"importKey":null,"name":"","tags":[],"tagSuggestions":[],"errors":{}},"telegramList":{"imports":[]}},"channelCoverEditor":{"isOpen":false,"mode":"add","imageSaved":false},"channelAvatarEditor":{"isOpen":false},"myChannels":{"channels":[],"subscriptions":{"items":[],"nextOffset":0,"hasMore":true,"subscriptionsNum":0}},"channelHeaderTags":{"isOpen":false,"searchResults":[],"geoTags":[],"tags":[],"searchInProccess":false,"geoPosition":null,"headerTags":[]},"searchResults":{"query":"","activeTab":"posts","isLoading":false,"posts":{"results":[],"page":0,"hasMore":true},"geo":{"results":[],"page":0,"hasMore":true},"channels":{"results":[],"page":0,"hasMore":true}}}