На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 448 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Симоненко
    Гнусный фильмКто говорит ложь ...
  • Татьяна Казакова
    А где же самый красивый итальянец, по мнению самих же итальянцев, Джанлука Гриньяни?САМЫЕ КРАСИВЫЕ ИТ...
  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...

Ришелье.Духовный лидер и власть

 

РишельеАрман Жан дю Плесси родился в 1585 г. в семье дворянина из Пуату. Детство он провел с матерью, которая была дочерью судьи парижского парламента, в родовом поместье Ришелье. Арман хотел стать военным, но, чтобы сохранить доходы семьи, принял сан, намереваясь занять должность епископа Люсона. Молодой священник получил неплохое образование, знал несколько языков, обладал прекрасной памятью.
Своими талантами он поразил даже Папу Римского и был назначен епископом раньше положенного возраста. Ришелье стал образцовым епископом, но управлял небогатым церковным округом (диоцезом), что явно не соответствовало его амбициям. Он попытался закрепиться при дворе, но, не получив должного признания, был вынужден в 1608 г. вернуться в Люсон. Там он активно занялся восстановлением материального положения диоцеза, дисциплины среди верующих. В своей деятельности Ришелье строго руководствовался постановлениями Тридентского собора (1545 – 1563 гг.), которые были призваны систематизировать и унифицировать католическое учение для эффективной борьбы с Реформацией.
 
Ришелье внимательно следил за политической ситуацией и всячески старался снискать расположение высокопоставленных лиц. После убийства Генриха IV в 1610 г. епископ заручился покровительством королевы-матери Марии Медичи и ее фаворита и вскоре стал государственным секретарем. Во время конфликта молодого короля Людовика XIII с матерью Ришелье с 1617 г. по 1624 г. попал в опалу, но тем не менее в 1622 г. стал кардиналом. После примирения короля и королевы-матери Ришелье был введен в Государственный совет и назначен премьер-министром.

К тому времени финансы страны были расстроены казнокрадством чиновников и подачками знати, периодически вспыхивали мятежи аристократии, провинции слабо контролировались правительством, гугеноты сохраняли значительные привилегии, международный престиж страны был полностью подорван. Ришелье сосредоточился на решении важнейших государственных дел и быстро завоевал расположение короля. В 1630 г. он добился изгнания королевы-матери и окончательно стал самостоятельной политической фигурой. Для упрочения своей политической власти Ришелье было необходимо встать на один уровень с высшей аристократией. С этой целью он приобрел большое количество земель, церковных бенефиций, должностей (15 губернаторств, стал королевским инспектором или сюринтендантом навигации и торговли и др.). Многие должности были розданы его родственникам и близким. Кардинал контролировал атлантическое побережье страны, многие крепости, весь флот. При этом он воспринимал свое собственное возвышение и обогащение как непременное условие величия Франции.
Ришелье стал одним из создателей абсолютистского государственного аппарата, опорой которого являлись провинциальные интенданты и госсекретари. Нетитулованные и безземельные, они верно служили королю и кардиналу. Среднее и мелкое дворянство он рассматривал как «нерв государства», основу армии. Он считал, что дворянство должно строго соблюдать лояльность короне, не вмешиваться в политику, а рисковать своей жизнью только на службе королю. Поэтому Ришелье запрещал дуэли, разрушал замки, провел серию кровавых расправ над заговорщиками. Тем не менее аристократы остались угрозой для монархии, а после смерти кардинала страна вновь была ввергнута в гражданские смуты.
Ришелье яростно боролся против гугенотов, добился разрушения их крепостей, ограничил богослужение, настаивал на обращении в католичество. После взятия Ла-Рошели в 1629 г. и издания «Эдикта милости» политическая сила гугенотов была сломлена.
Хотя Ришелье был истинным католиком, он считал, что религия и политика не всегда уживаются, и поэтому во внешней политике лавировал между католиками во главе с Испанией и антигабсбургской коалицией протестантских сил. В 1635 г. он настоял на открытом вступлении в Тридцатилетнюю войну на стороне последних. Ришелье старался заставить протестантских князей служить Франции. Ему удалось ликвидировать угрозу испано-австрийской гегемонии.
 
Оценки личности и политики кардинала крайне противоречивы, к тому же «литературный» Ришелье по-прежнему довлеет над «историческим». Его фигура полна лукавства и противоречий. Он обладал выдающимися качествами и огромными недостатками. Ришелье не был ни тираном, ни идеальным политиком. Многим внушал страх, его обожали и ненавидели, но всех поражал его ум. «Разум – писал он, – должен всем управлять и руководить». В своих докладных записках Ришелье представлял все «за» и «против», проникая в самую суть дела, но окончательное решение оставлял за королем. И если был уверен в правильности принятого решения, то не отступал от него любой ценой.
Были и ошибки: провал колониальной экспансии, безрезультатные церковные реформы, рост налогов и военных расходов вызвал народные выступления, власть осталась зависимой от несменяемых чиновников.
Ришелье был весьма неуравновешенным и нервным человеком, с довольно плохим здоровьем. Имел склонность к меланхолии, любил деревенскую жизнь и задушевные беседы. Кардинал жил экономно, хотя и был богатейшим человеком Франции. Вел вполне благопристойную личную жизнь. Все слухи о его развратном поведении были опровергнуты.
Ришелье умер в декабре 1642 г. от плеврита. Даже на смертном одре он продолжал работать, отдавая приказы и распоряжения. Кардинал был уверен, что «оставляет королевство на высшей ступени славы и небывалого величия». «У меня не было других врагов, кроме врагов государства», - заявил он. Ришелье считал французскую монархию избранной Богом, чтобы принести спокойствие христианскому миру.
 

Значение Ришелье во французской истории состоит в том, что он превратил абсолютную монархию в реально действующий политический институт. Был создан централизованный аппарат. Насаждаемый им институт провинциальных интендантов лишил власти губернаторов. Было ограничено право судебных палат (парламентов) на отказ в регистрации королевских актов. Огромен вклад Ришелье в развитие французской культуры. Он покровительствовал ее деятелям, создал Французскую академию, поддерживал периодическую печать, содействовал формированию стиля классицизма, но в то же время преследовал свободомыслие. В своем «Политическом завещании» он убеждал короля, что сумел выполнить обещание «сокрушить партию гугенотов, сломить спесь вельмож, привести подданных к исполнению своих обязанностей и возвысить имя ваше среди других наций».

наверх