На форуме периодически возникают споры, связанные с этносами и их ролью в современном мире.
Мне кажется, что для правильных суждений имеет смысл понять, а как вообще можно смотреть на историю. Собственно, эта тема об этом.
На историю можно смотреть очень по-разному. Самый простой и привычный многим со школьной скамьи взгляд – это то, что история представляет собой некий набор дат, событий и имен великих деятелей, привязанный к определенным эпохам.
Например, император Тит родился в … году, правил Римом в эпоху его заката и был тираном. А первая пуническая война состоялась в … году и продлилась … . Те, кто хорошо учил историю в школе, могут вспомнить, что Тит был последним императором Римской империи, под конец своей карьеры удалился от дел и с удовольствием занялся огородничеством. И, собственно, все. Такой взгляд, безусловно, имеет право на существование, но является довольно дискретным и только базовым набором сведений, не позволяющим понять всевозможные взаимосвязи.
Более сложный подход – это детализация. Берется отдельная эпоха, отдельное государство или территория, отдельный представитель эпохи. Перерывается огромное количество разнообразных источников с тем, чтобы узнать как можно больше мельчайших подробностей об избранном объекте изучения. И на основе множества деталей делаются выводы.
Более правильным можно назвать подход, когда рассматривается, что происходило в одно и то же время в разных местах, в разных государствах и с разными известными деятелями. Такой взгляд у историков иногда называют «параллельным мышлением».
Например, возьмем три общеизвестные исторические личности – Ричард Львиное Сердце, Фридрих Барбаросса и Всеволод Большое Гнездо. Английские школьники хорошо знают, кто такой был Ричард I Плантагенет, немецкие неплохо представляют себе неукротимого «рыжебородого карлика», а российские – князя Всеволода Большое Гнездо. Но при этом английские школьники, зная многое о великом короле Ричарде, в лучшем случае имеют довольно слабое представление о двух других великих деятелях. То же самое можно сказать и о немецких, и о русских школьниках. А между тем, эти трое не просто жили в одну эпоху, но и лично знали друг друга. Более того, Фридрих, погостив у Всеволода, в 1190 году отправился на встречу с Ричардом, чтобы принять участие в третьем крестовом походе. Но к несчастью, встреча не состоялась, так как Фридрих погиб – утонул, переправляясь через реку Салеф. Вот такая вот связь!
И только зная происходившее одновременно в разных местах и понимая существовавшие взаимосвязи, можно установить зависимости в развитии человечества. Не будем далеко ходить, возьмем того же Фридриха. Покопавшись в деталях, можно узнать, что оказывается Фридрих Барбаросса очень дружил еще с отцом Всеволода, Андреем Боголюбским, отцом Ричарда Генрихом II, французским королем Людовиком VII и византийским Мануилом I. А все эти пятеро правителей вдруг одновременно начали проводить одинаковую политику, что коренным образом повернуло всю историю Европы.
Дело в том, что те времена все люди на обширной территории от Испании и Греции до Норвегии и северных земель России жили как в одном большом общем доме - по очень похожим законам, с одинаковым социальным укладом и сходными обычаями, с небольшими местными различиями, – и довольно свободно перемещались по этому дому. Правители практически все являлись друг другу родственниками – например, королева Франции Анна, жена Генриха I, приходилась двоюродной прабабушкой нашему Андрею Боголюбскому, бабушкой жене Балдуина I иерусалимского, бабушкой законной супруге Боэмонда Антиохийского, и так далее. Но вот как раз в этом всеобщем родстве и крылась проблема, которая подспудно зрела и подтачивала фундамент дома. Все монархи того времени женились рано, иногда по нескольку раз, а умирать старались попозже, и в результате потомство у них получалось весьма многочисленным. А так как это потомство было не менее воинственным, чем родители, то общий дом чем дальше, тем больше сотрясался конфликтами, в основном между дядьями и племянниками. Но при этом реальных победителей в локальных войнах не было, так как проигравший тут же бежал к родне за помощью, и конфликт продолжался до бесконечности. И все это усугублялось постоянно растущим количеством так называемых изгоев – младших сыновей, которые по тогдашним законам, определявшим наследство, оказывались ни с чем. Согласно этим законам, четвертый и более сын не имел права на наследство, но мог идти служить, прежде всего в лоно церкви или армию какого-нибудь правителя – чтобы, с одной стороны, не дробить династические капиталы, а с другой не плодить нищенство. Сказку про Кота В Сапогах как раз об этом - очень наглядная иллюстрация!
Намучившись жить в котле постоянных междинастических склок, церковь решила найти способ «выпустить пар». И в 1095г. во французском городе Клермоне был созван Церковный собор, который положил начало крестовым походам. Пламенная речь Папы Урбана на этом Соборе завершилась тем, что грабить в Европе уже, в общем-то, некого и нечего, а в восточных землях текут молочные реки, и надо забыть про неурядицы и всем миром пойти и помочь угнетенным мусульманами христианам, а заодно освободить Гроб Господень и построить на Святой Земле Царство Божьей Справедливости. Ну, а армию крестоносцев набрали практически полностью из этих изгоев, тем самым перенеся вектор напряженности вовне. Год спустя в городе Любече состоялось похожее совещание русских князей, на котором были осуждены межхристианские конфликты и было принято аналогичное решение – воевать только с иноверцами.
В результате первого же крестового похода в Палестине появилось первое наиболее обустроенное христианское государство. Которое в силу враждебного окружения и невозможности выжить, используя европейские обычаи, ограничило власть короля и произвол знати, обеспечило мирное сосуществование всех сословий, а главные решения принимало на основе общих собраний, в которых могли участвовать даже паломники – тем самым установив новые законы государственного развития и положив основу современной европейской демократии. А когда подросло второе поколение переселенцев в Святую Землю, решило и проблему изгоев, создав рыцарские Ордена.
Но в Европе, несмотря на выпущенный пар, дела шли все хуже. Власть королей становилась все более номинальной, даже отнять земли у нерадивого барона становилось почти невозможным, уж не говоря о более радикальных решениях, а на ближнюю и дальнюю родню вообще не находилось никакой управы. И тогда наиболее активные и сильные правители, а именно упомянутая пятерка, договорились положить конец беспределу и все силы бросить на укрепление центральной власти. Действуя сообща, они немало в этом преуспели и в конечном итоге заложили основы современной европейской государственности.
А опыт «выпускания пара» путем отправки энергичных, но оказавшихся не у дел сограждан на освоение новых земель позднее с большим успехом был использован в эпоху колонизации. И, скажем, история США является прямым результатом применения этой политики.
Вот так, только выяснив взаимосвязи, можно и определить какие-то исторические закономерности.
К чему это все собственно? К тому, что на историю можно смотреть с совершенно разных позиций. Например, максимально обобщенный взгляд совершенно иной.
Представим, что мы прибыли из иной вселенной, живущей по совершенно другим законам. Что мы прежде всего видим? Три пространственных измерения и одно время. Неравномерно распределенное по пространству вещество, сконцентрированное в звездах, планетах и газовых облаках, собранных в галактики. Четыре основных взаимодействия – сильное, слабое, электромагнитное и гравитационное. Благодаря взаимодействиям энергия перетекает оттуда, где вещества больше туда, где его меньше, неравномерность уменьшается, хаос растет. То есть повсеместное увеличение энтропии. Но нет правил без исключений, и на одной из планеток возле ничем не примечательного светила есть некая тонкая пленочка, которая эту самую энтропию уменьшает и с нею борется. Это наша Земля с биосферой. Биосфера представляет собой сонмище взаимодействующих организмов, состоящих из очень сложных молекул, и энергия от светила концентрируется в них в виде энергии, связывающей атомы в молекулы. И даже отмирая, организмы эту энергию продолжают накапливать, создавая осадочные породы – тот же известняк, состоящий из гораздо более сложных молекул, чем граниты и базальты. Таким образом, можно сказать, что основная сверхзадача биосферы – копить энергию и бороться с энтропией.
И в биосфере с энтропией наиболее успешно борются люди - концентрируя рассеянные в природе вещества, накапливая информацию и создавая сложные структуры, в том числе и общественные.
Так что с такой точки зрения вся история - это просто борьба с энтропией, стремление к которой заложено в человеке изначально.
А о любых процессах, происходящих в современном мире, лучше всего судить с обобщенных точек зрения: мысля не только сегодняшним днем, находя взаимосвязи, стараясь увидеть динамику и направление этих процессов, к чему они могут привести.
И не забывая об исторических параллелях.
И даже энтропию учитывая.:)
Дмитрий Ридигер
Свежие комментарии