Военная присяга - торжественное обещание, даваемое каждым военнослужащим (гражданином) при призыве или поступлении на военную службу; является важным правовым и морально-политическим актом, становясь для военнослужащего законом, подлежащим неукоснительному исполнению. Текст присяги обычно устанавливается в законодательном порядке, а само содержание и ритуал принятия присяги отражают исторические и национальные традиции страны и её вооружённых сил.
В Российской империи ритуал принятия военной присяги обставлялся как «торжественный обет», даваемый каждым воином при вступлении на службу в верности монарху и Отечеству, в беспрекословном «повиновении начальству и воинским законам и в точном исполнении всех своих обязанностей». Ритуал принятия присяги совершался обычно в церквях или на сборных местах в присутствии духовенства и военного начальства, при знамёнах или штандартах с целованием креста и святого Евангелия.
Присяга в русской императорской армии
"Я, нижеименованный, обещаюсь и клянусь Всемогущим Богом, пред Святым Его Евангелием, в том, что хочу и должен ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ, своему истинному и природному Всемилостивейшему Великому ГОСУДАРЮ ИМПЕРАТОРУ [Имя и отчество], Самодержцу Всероссийскому, и ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Всероссийского Престола НАСЛЕДНИКУ, верно и нелицемерно служить, не щадя живота своего, до последней капли крови, и все к Высокому ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА Самодержавству, силе и власти принадлежащие права и преимущества, узаконенные и впредь узаконяемые, по крайнему разумению, силе и возможности, исполнять ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА государства и земель Его врагов, телом и кровью, в поле и крепостях, водою и сухим путем, в баталиях, партиях, осадах и штурмах и в прочих воинских случаях храброе и сильное чинить сопротивление, и во всем стараться споспешествовать, что к ЕГО ИМПЕРАТОРСКОГО ВЕЛИЧЕСТВА верной службе и пользе государственной во всяких случаях касаться может. Об ущербе же ЕГО ВЕЛИЧЕСТВА интереса, вреде и убытке, как скоро о том уведаю, не токмо благовременно объявлять, но и всякими мерами отвращать и не допущать потщуся и всякую вверенную тайность крепко хранить буду, а предпоставленным надо мной начальникам во всем, что к пользе и службе Государства касаться будет, надлежащим образом чинить послушание, и всё по совести своей исправлять, и для своей корысти, свойства, дружбы и вражды против службы и присяги не поступать; от команды и знамя, где принадлежу, хотя в поле, обозе или гарнизоне, никогда не отлучаться, но за оным, пока жив, следовать буду, и во всем так себя вести и поступать, как честному, верному, послушному, храброму и расторопному (офицеру или солдату) надлежит. В чем да поможет мне Господь Бог Всемогущий. В заключение же сей моей клятвы, целую слова и крест Спасителя моего. Аминь."
В Рекрутском уставе 1831 года в ст. 396 отмечалось, что «рекруты, окончательно рекрутским присутствием принятые, немедленно по окончании каждого заседания приводятся к присяге духовными лицами того вероисповедования, к коему принадлежат, и на языке, который им известен»1. Таким образом, присягу молодые люди, поступавшие на военную службу, должны были принимать в тот же день, когда состоялось решение об их призыве, и в тех местах, где и шёл этот призыв. Однако из этого правила были исключения. В случае если рекрут отказывался по тем или иным причинам принимать присягу, его брали на службу и отправляли в воинскую часть без присяги, особо отмечая этот факт в формулярных списках.
1 Устав Рекрутский 1831 года. М., 1831. С. 19.
Впоследствии эти лица принимали торжественный обет, текст которого в основном повторял текст присяги, исключались лишь упоминания о Всемогущем Боге и Святом Евангелии, о целовании креста, т.е. слова, присущие православному вероисповеданию. По такому же принципу готовились тексты присяги для лиц других конфессий, при этом и ритуал принятия присяги (торжественного обета, клятвенного обещания) отличался от общепринятого.
В феврале 1904 года вышло высочайшее повеление о порядке приведения к присяге финских новобранцев «без содействия духовных лиц, непосредственно чрез подлежащее высшее начальство... при самом приёме их на службу в местах призыва...»4.
4 Полное собрание законов Российской империи. Собрание 3-е. Т. 24. СПИ., 1907. С. 127.
В фондах государственного архива Омской области хранится форма клятвенного обещания, которое давали поляки, участники восстания в Польше в 1830 году. В данном случае речь идёт о тексте присяги, которую должны были давать поляки, принявшие православие и взятые на службу в сибирские казаки в 1831 году.
Смысл этого «клятвенного обещания» заключался в том, что человек, принимавший его, обещался всемогущим Богом служить Всепресветлейшему нашему Государю Императору и Царю верно и послушно5.
5 Государственный архив Омской области (ГА ОО) Ф. 67. Оп. 1. Д. 252. П.548, 548 об.
Свои особенности принятия военной присяги были и у мусульман, или, как тогда было принято говорить, магометан. Так, в циркуляре Главного морского штаба № 27 от 27 января 1900 года указывалось, что при приведении к военной присяге мусульман следует руководствоваться Сводом военных постановлений от 23 ноября 1899 года № 11608 (книга 6, статья 34). В примечаниях к ст. 34 говорилось: «Поступающие в военную службу магометане приводятся к присяге по приложенной к сей статье особой форме на том из принятых в оной пяти языков6, какой известен присягающему.
6 В Своде военных постановлений 1869 года были представлены тексты присяги на пяти языках, которые предназначались для мусульман: на джагатайско-татарском наречии: на адербиджано-тюркском наречии; на персидском языке; натурецком языке; на арабском языке. Каждая из пяти названных присяг давалась в трёх вариантах: на национальном языке; русскими буквами на национальном языке; перевод текста присяги на русский язык. См.: Свод военных постановлений за 1869 год. Кн. 6. Комплектование войск и управлений, заведений и учреждений военного ведомства. 2-е изд. СПб., 1907. Приложение. С. 55-74.
Порядок приведения магометан к присяге следующий:
1) присягающий должен во время присяги держать два перста правой руки своей на раскрытом алкоране [Коране], повторяя слова присяги, которыя ему читает духовное лицо магометанское веры, и по окончании клятвы целовать слова алкорана;
2) лица, наряжаемые для присутствия при принятии присяги, обязаны:
а) поверять правильность выполнения оной по столбцу вышеупомянутой формы, в которой татарские или другого восточного языка слова присяги изображены русскими буквами и
б) наблюдать, чтобы духовные лица магометанской веры во время чтения присяги, а в особенности при окончании оной, отнюдь не произносили фразы на арабском инвша аллах, а по-татарски: аллах-тилясе (т.е. воли Богу угодно), а также не переменяли своего места и положения, и чтобы после каждого продолжительного с их стороны перерыва чтения, как то: кашля, обморока и прочее, они возобновляли чтение присяжного листа;
3) в тех местах, где не окажется духовного лица магометанской веры, приведение к присяге магометан должно быть возлагаемо на кого-либо из мусульман грамотных, а если присягающий сам грамотен, то ему самому предоставляется [право] читать слова присяги. За неимением же грамотных мусульман и за безграмотностью приводимого к присяге лицо, наряжаемое для привода его к оной, должно читать ему слова присяги, написанные русскими буквами» 7.
7 См.: Морской сборник. 1894. № 11. С. 15, 16, 18, 19.
В рассматриваемом документе обращают на себя внимание два важных, на наш взгляд, момента. Во-первых, текст присяги для магометан разрешается читать не только духовному лицу, но и просто грамотному человеку, знающему язык, в том числе и самому приносящему присягу; во-вторых, не требуется от лица, которое приводит новобранцев-магометан к присяге, самому давать какие-то подписки или заверения в правильности исполнения этого обряда, что, конечно же, свидетельствует об уровне доверия властей к тем, кто принимал эту присягу или приводил к ней своих соотечественников.
Читателю, видимо, интересно будет ознакомиться с выдержкой из текста присяги, разработанного для рекрутов еврейской национальности и опубликованного в 1838 году в Своде военных постановлений.
«Форма обряда присяги рекрут из евреев
Ст. 1. Для присяги еврейского рекрута назначаются свидетели:
а) со стороны гражданского начальства, стряпчий и член магистрата и ратуши,
6) со стороны евреев потребное число почётных... которое бывает не менее десяти. Сверх сего должны быть те люди и в том числе, как у них бывает при суде, называемом Бес-Дин.
Ст. 2. Присяга еврейских рекрутов должна быть совершаема в синагоге или школе, в которых отправляется еврейское богослужение, над священною книгою (Сефир Торою).
Ст. 3. Сия книга должна быть одна из тех, по которым читается священный закон во время еврейского богослужения.
Ст. 4. Если губернское правление не удостоверено, что будет употребляема для присяги книга, не имеющая никакого недостатка, то может, во время богослужения прежде присяги, приказать запечатать ту, по которой евреи читают закон.
Ст. 5. Присяга совершается в субботу и в другие еврейские праздничные дни.
Примечание: губернское правление имеет реестр праздничных дней, в которые присяга запрещается евреям.
Ст. 6. Рекрут приводится к присяге раввином, но не тем, который находится в числе свидетелей, а особенным, утверждённым от начальства и не дающим сомнения о повиновении законам государства.
Ст. 7. Раввин должен быть того же учения (секты), к которому принадлежит приводимый к присяге еврей.
Ст. 8. Прежде нежели раввин приступит к исполнению обрядов присяги, стряпчий делает приличное ему внушение о его обязанности в сем случае.
Ст. 9. Потом приводящий к присяге раввин читает и подписывает удостоверение по прилагаемой при сем форме, что он исполнит свою обязанность в точности.
Ст. 10. После сего раввин читает приводимому к присяге рекруту увещевание по прилагаемой форме. <...>
Ст. 17. Стряпчий и член магистрата или ратуши имеют форму присяги на еврейском языке, писанную русскими буквами, и поверяют каждое слово, произносимое раввином и рекрутом.
Примечание. Для наблюдения за точностью в обрядах, совершаемых на еврейском языке, употребляются сверх свидетелей благонадёжные крещёные евреи или знающие хорошо еврейский закон христиане, если губернское правление имеет в виду таковых людей.
Ст. 18. Присяжный лист подписывается раввином и всеми свидетелями, христианами и евреями, и представляется стряпчим в казённую палату.
Примечание. Присяжные листы должны быть печатными.
Ст. 19. В заключение обряда еврей, назначенный для сего особо, трубит в рог Шофер четырьмя разными тонами.
Ст. 20. После присяги рекрут отдаётся военному чиновнику под расписку. Стряпчий представляет оную казённой палате»2.
2 Свод военных постановлений. Ч. 2, Устав о службе по военному ведомству вообще. Изд. 2. СПб., 1907, Приложение IX. С. 10-12.
Среди священнослужителей разных конфессий, которые должны были приводить к присяге рекрутов, только от раввина требовали свидетельство о том, что свои обязанности при принятии присяги рекрутом-евреем он исполнит в полном соответствии с законом.
При этом раввин клялся, что «если с моей стороны что будет допущено с намерением для ослабления присяги, даваемой рекрутами-евреями, то, во-первых, проклятие Божие да постигнет меня с семейством моим и весь народ Израильский как клятвопреступников; во-вторых, сим изъявляю готовность подвергнуться наказанию по законам за таковое моё преступление»3.
3 Свод военных постановлений. Ч. 2, Устав о службе по военному ведомству вообще. Изд. 2. СПб., 1907, Приложение IX. С. 10-12.
Законом предусматривалось, что раввин обязательно должен поставить свою подпись под этим удостоверением, прежде чем он приступит к процедуре приведения рекрутов-евреев к присяге.
Интересно отметить, что в годы Русско-японской войны 1904-1905 гг. в военных действиях против неприятеля участвовали не только солдаты регулярной армии, но и отряды добровольцев, в том числе и дружины, сформированные на Сахалине из каторжан, которые сами, добровольно, выразили желание защищать свою страну от врага. Современники отмечали, что военную службу эти дружины несли мужественно и достойно, но при этом никакой присяги не принимали8.
8 П.В. Командировка на Сахалин в 1905 году // Военный сборник. 1907. № 4. С. 199.
В структуре Военного министерства имелись различные комиссии, комитеты, собрания, которые решали определённые задачи. Весьма важную роль играл Главный комитет по устройству и образованию войск, в компетенцию которого входили и вопросы, так или иначе относившиеся к принятию присяги. В 1882 году большинство членов этого комитета придерживались того мнения, что «было бы более целесообразным, чтобы молодые люди присягали уже в частях войск... Присяга в глазах того начальства, с которым молодой солдат должен проходить последующую службу, и под знаменем части, с которой ему, может, предстоит идти в бой, получит гораздо большее значение в глазах молодого солдата и побудит его отнестись к присяге сознательнее...»9.
9 Отчёт Главного Комитета по устройству и образованию войск с октября 1880 по 1 января 1883 г. СПб., 1883. С. 32.
В конечном итоге эта точка зрения победила, но принятие присяги в рекрутских или воинских присутствиях продолжало практиковаться, особенно на территориях слабо заселённых. Так, в мемуарах сибирских чиновников иногда можно найти описания того, как у них проходило принятие присяги. «Прошло несколько дней: с городом и двумя волостями мы покончили. Принятые приведены к присяге и все отпущены по домам с свидетельствами до 10 января. Порядок присяги, раздачи свидетельств и речи председателя к новобранцам, предупреждаемым вести себя хорошо, ибо за проступок они отвечают уже как солдаты, своей торжественностью производят сильное впечатление на молодых людей. У многих появляются ещё во время присяги слёзы умиления. Народ наш любит вообще торжественность и сильно электризуется ею»10.
10 Зинин Н. Воспоминания из сибирской жизни 1887-1892 гг. СПб., 1895. С. 61.
В целом получалось так, что в 80-х годах XIX века новобранцам приходилось принимать присягу дважды: первый раз в месте призыва, второй - в своей воинской части. Дважды приходилось присягать и лицам, дослужившимся до первого офицерского чина: второй раз уже в качестве офицера.
Вот как происходило принятие присяги в воинской части. «Новобранцы присягают... вторично при прибытии в части войск и усвоении понятий о значении солдата, значении присяги, знамени и воинской дисциплины; эта вторая присяга даётся при знамёнах... Для этого перед аналоем с крестом и Евангелием ставится знаменосец, приносящий [присягу], держась одной рукой за знамя и подняв другую кверху, произносит вслед за священником слова присяги, обет в верности государю и Отечеству и в непременном повиновении воинским законам, после чего целует крест и Евангелие и подписывает присяжный лист» 11. Для лиц других конфессий, как уже отмечалось, целование креста и Евангелия отменялось.
11 Энциклопедия военных и морских наук. СПб., 1893. Т. 6. С. 181.
Следует подчеркнуть, что принятие первой присяги многие считали весьма важной мерой, так как «люди слабохарактерные могут быть увлечены мыслею ускользнуть от повинности, выпадающей на их долю», поэтому незамедлительно, производя медицинский осмотр, годных зачисляли на военную службу и сразу же принимали от них присягу, чтобы «положить конец внутреннему колебанию в человеке»12.
12 Безбородое М. Несколько слов по поводу призыва новобранцев // Военный сборник. 1875. № 11. С. 122.
Принятию присяги в воинских частях обычно предшествовала беседа с молодыми солдатами, которую проводили или командир, или военный священник. Смысл такой беседы заключался в том, чтобы подготовить молодых солдат к столь важному моменту, как принятие второй присяги и их перевод в общий строй воинской части. В февральском номере «Вестника военного духовенства» за 1891 год объяснялось, о чём должна идти речь во время таких бесед: «Настоящими же воинами, то есть такими, которых Отечество может считать верной охраной и защитой родного царя нашего, а с ним и всего Его Государства, вы сделаетесь только завтра, когда при торжественной обстановке, в присутствии ваших начальников произнесёте присягу пред Снятым Евангелием, Крестом Господним и Знаменем... Покорность Государю и безропотное повиновение начальству - вот две главные и важнейшие ваши обязанности. Кто исполняет эти обязанности, тому легко исполнить и все остальные обязанности, касающиеся военной службы»13.
13 Внебогослужебная беседа с молодыми воинами накануне принятия ими присяги // Вестник военного духовенства. 1891. № 2. С. 35.
Правда, не все затем эту службу хотели нести. Побеги рекрутов, как и дезертирство, стали весьма распространённым явлением в армии в XIX веке. В Рекрутском уставе 1831 года в статье № 170 так предписывалось поступать с теми, кто бежал или пытался бежать: «Беглец, рекрут по наказании его [розгами до 100 ударов] приводится вновь к присяге и идёт в партии под особенным наблюдением». В следующей статье того же устава было сказано: «Если рекрут, учинивший побег в первый раз, явится из бегов обратно в партию сам, то он оставляется без всякого наказания, с приводом токмо вновь к присяге и с отметкой сего в списках»14. Таким образом, некоторые «отличившиеся» рекруты ещё до прибытия в воинские части уже могли несколько раз быть дважды, а то и несколько раз приведены к присяге.
14 Устав Рекрутский 1831 года. С. 34.
В памятной книжке, предназначенной для нижних чинов русской армии, составленной в виде вопросов и ответов в доступной для солдата форме, присяге отводилось весьма значимое место:
«Что такое присяга солдата?
- Присяга есть клятва, данная пред лицом Божием на кресте Спасителя и на Святом его Евангелии, служить Богу и Государю верою и правдою; беспрекословно повиноваться начальникам, терпеливо сносить труды, холод, голод и все нужды солдатские; не щадить и последней капли крови за Государя и Отечество, смело и весело идти в бой за царя, Русь Святую и Веру православную.
- Чем вознаграждается исполнение присяги?
- Кто верен святой присяге и положит живот свой на поле сражения, тому от Бога Царство Небесное, а кто воротился с войны жив, тому слава и милость Государева. Смелым владеет Бог, и от него ничего не скроешь, трусу и изменнику святой присяги грозный судия Бог. Нет пощады подлому беглецу ни на белом свете, ни на страшном суде Божием»15.
15 Памятная книжка для нижнего чина. О том, что каждому солдату надобно знать и в точности исполнять. Свод военных постановлений. Ч. 3. Кн. 1. Наказ войскам. Приложение 11. СПб., 1859. С. 495.
С учётом того, что при смене монарха на российском престоле необходимо было принимать присягу новому царю, этот ритуал соблюдался и в действующей армии. Именно такая ситуация сложилась во время Крымской войны. 18 февраля 1855 года скончался Николай I, на следующий день императором был объявлен его старший сын Александр II. Телеграфа в Севастополе ещё не было, поэтому войска о кончине императора узнали лишь 1 марта. По воспоминаниям одного из участников Севастопольской обороны, «войска тихо приняли это известие и сейчас присягнули законному наследнику царства. Во время панихиды и присяги неприятель выкинул белый флаг и не стрелял...»16. Это говорит о том, что в те времена противники с уважением относились к воинским традициям друг друга.
16 Степанов М. Севастопольские записки 1854, 1855 и 1856 годов // Военный сборник. 1905. № 6. С. 43.
Понимая, что присяга является серьёзным нормативно-правовым актом и играет огромную роль в жизни военнослужащих, именно на неё нацелили свою критику противники самодержавия в годы Первой русской революции 1905-1907 гг., стремясь привлечь солдат и матросов на свою сторону. При этом в ход были пущены разные формы и методы работы в военной среде. Большими тиражами печатались листовки революционных организаций, адресованные солдатам, казакам, матросам. В этих изданиях доступным языком излагалась мысль о том, что нижних чинов обманывают все: командиры, военные священники и, конечно же, правительство, требуя от них безусловного выполнения присяги, данной при поступлении на военную службу.
В свою очередь и проправительственные силы, встревоженные заметными колебаниями и участившимися случаями неповиновения нижних чинов армии и флота, а также участием военнослужащих в народных выступлениях, также активизировали свою деятельность, стремясь сохранить контроль над армией, без участия которой невозможно было бы остановить натиск революции. В «Вестнике военного духовенства» стали регулярно публиковаться статьи военных священников о необходимости борьбы с революционерами и разного рода агитаторами, стремившимися усилить своё влияние в армейской среде. Так, священник 83-го Самурского полка В. Пальмов говорил по поводу появившихся у солдат преступных прокламаций: «Возбуждая солдат не повиноваться своему начальству, агитаторы подводят их под суд здесь на земле и делают их клятвопреступниками пред Богом... Повинуйтесь же, воины, своему начальству... этим вы исполните священную присягу»17.
17 Внебогослужебная беседа, сказанная по поводу появившихся в полку разного рода прокламаций. Священник 83 Самурского полка В. Пальмой // Вестник военного духовенства. 1906. 1 сентября. № 17.
Следует сказать, что революционная пропаганда в ряде воинских частей находила благодатную почву. От военнослужащих, так или иначе проявивших симпатии к революционерам и тем самым нарушивших присягу, старались отделаться, переводя их на службу из европейской части России в сибирские гарнизоны. Естественно, воинских начальников это не радовало. Стремясь хоть как-то уменьшить негативные последствия от воздействия таких нижних чинов на основную массу сибирских солдат, командир Иркутской местной бригады предлагал следующий способ решения этого вопроса: «Сцелью уберечь войска от тлетворного влияния нижних чинов, переведённых из частей, нарушивших присягу, желательно не раскассировать их по полкам, а формировать из них особыя части, на которые возлагать службу в особо тяжёлых условиях»18.
18 Российский государственный военно-исторический архив. Ф. 1468. Оп. 3. Д. 4. Л. 4.
Впрочем, самодержавие уже ничто не могло спасти. В дни Февральской революции 1917 года династия Романовых рухнула. Николай II отрёкся от престола, и власть в стране перешла в руки Временного правительства. И уже через несколько дней был принят и опубликован для всеобщего сведения новый текст присяги для военнослужащих русской армии,
Присяга Временному правительству (1917)
«Клянусь честью офицера (солдата) и гражданина и обещаюсь перед Богом и своей совестью быть верным и неизменно преданным Российскому Государству как своему Отечеству. Клянусь служить ему до последней капли крови, всемерно способствовать славе и процветанию Русского Государства. Обязуюсь повиноваться Временному Правительству впредь до установления образа правления волею народа при посредстве Учредительного собрания.
Возложенный на меня долг службы буду выполнять с полным напряжением сил, имея в помыслах исключительно пользу Государства и не щадя жизни ради блага Отечества.
Клянусь повиноваться всем поставленным надо мною начальникам, чиня им послушание во всех случаях, когда этого требует мой долг офицера (солдата) и гражданина перед Отечеством.
Клянусь быть честным, добросовестным, храбрым офицером (солдатом) и не нарушать своей клятвы из-за корысти, родства, дружбы и вражды. В заключение данной мною клятвы осеняю себя крестным знамением и ниже подписываюсь»19.
19 Сборник указов и постановлений Временного Правительства. Вып. 1. 27 февраля - 5 мая 1917 года. Петроград, 1917. С, 269, 270.
Для лиц других вероисповеданий последняя фраза была иной.
Уже через неделю после утверждения текста новой присяги начался процесс её принятия военнослужащими русской армии. В одном из мартовских номеров газеты «Вестник Временного Правительства» читатели могли обратить внимание на небольшое сообщение о том, что офицеры штаба Петроградского военного округа во главе с генералом Корниловым принесли присягу на верность Временному правительству20. Впрочем, новому тексту присяги суждена была недолгая жизнь: уже осенью 1917 года с уходом с политической сцены Временного правительства исчезла и необходимость принесения этой присяги.
20 Вестник Временного Правительства. 1917. 16 марта. № 10.
В. И. БАЯНДИИ
Военная присяга Красной Армии (1939-47 гг.)
«Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Рабоче-Крестьянской Красной Армии, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным бойцом, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров, комиссаров и начальников.
Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему народу, своей Советской Родине и Рабоче-Крестьянскому Правительству.
Я всегда готов по приказу Рабоче-Крестьянского Правительства выступить на защиту моей Родины — Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Рабоче-Крестьянской Красной Армии, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами.
Если же по злому умыслу я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение трудящихся.»
ПРИСЯГА В СССР
"Я, гражданин Союза Советских Социалистических Республик, вступая в ряды Вооруженных Сил, принимаю присягу и торжественно клянусь быть честным, храбрым, дисциплинированным, бдительным воином, строго хранить военную и государственную тайну, беспрекословно выполнять все воинские уставы и приказы командиров и начальников. Я клянусь добросовестно изучать военное дело, всемерно беречь военное и народное имущество и до последнего дыхания быть преданным своему Народу, своей Советской Родине и Советскому Правительству. Я всегда готов по приказу Советского Правительства выступить на защиту моей Родины - Союза Советских Социалистических Республик и, как воин Вооруженных Сил, я клянусь защищать ее мужественно, умело, с достоинством и честью, не щадя своей крови и самой жизни для достижения полной победы над врагами. Если же я нарушу эту мою торжественную присягу, то пусть меня постигнет суровая кара советского закона, всеобщая ненависть и презрение товарищей"
ПРИСЯГА В РЕДАКЦИИ от 5 января 1992 года
«Я, (фамилия, имя, отчество), поступаю на военную службу и присягаю на верность Российской Федерации и ее народа. Клянусь соблюдать Конституцию и законы Российской Федерации, выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников, возложенные на меня законным образом обязанности. Клянусь, находясь на военной службе, быть честным, добросовестным, достойно переносить связанные с ней трудности. Мужественно, не щадя своей жизни, защищать народ и государственные интересы Российской Федерации. Клянусь не применять оружие против своего народа и законно избранных им органов власти. Обязуюсь проходить военную службу в любом месте на территории Российской Федерации и соблюдать законы того государства, на территории которого буду проходить военную службу.
Если же я нарушу принятую мною Военную присягу, то готов нести ответственность, установленную законами Российской Федерации.»
ПРИСЯГА В РФ ( тест последней редакции)(28 марта 1998 года)
«Я, (фамилия, имя, отчество), торжественно присягаю на верность своему Отечеству — Российской Федерации. Клянусь свято соблюдать Конституцию Российской Федерации, строго выполнять требования воинских уставов, приказы командиров и начальников.
Клянусь достойно исполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество!»
Свежие комментарии