Карло Боссоли / Пейзажи и достопримечательности КрымаКарло Боссоли
Пейзажи и достопримечательности Крыма
Дворец князя Воронцова В Алупке
Боссоли. Южный фасад дворца.Более 200 лет отделяет нас от времени, когда Крым «вошел под Державу Российскую» и стал предметом пристального внимания иностранных и российских путешественников.
Увлечение Крымом, особенно в 20-30-е годы XIX века, в значительной мере связано с романтической идеализацией и совпадает с эпохой ретроспективных настроений в культуре. Романтический век пробудил интерес к далекому минувшему, к суровому средневековью с его идеалами рыцарства, к загадочному Востоку с живописной дикой природой, своеобразным бытом и жизнью, исполненной опасности и отваги. Эта духовная атмосфера проявляется в восприятии Крыма: осколок Древней Эллады, уголок экзотического Востока, первозданный рай, «terra incognita»...
Евпатория
Нужно ли удивляться, что романтическая Таврида оказалась столь привлекательной для художников, которые донесли до нас зрительные образы, созвучные, а подчас и более яркие, нежели литературные описания. Достойное место в блестящей плеяде прославленных имен занимает итальянец Карло Боссоли (1815—1884). Его творчество, пронизанное светом и праздничной атмосферой Юга, позволяет увидеть Крым глазами известных современников художника, ощутить себя первооткрывателем овеянной преданиями земли Тавриды.
Вход в Севастополь с моря
Талантливый рисовальщик, неутомимый путешественник, автор изумительных путевых зарисовок, один из основоположников традиции «изобразительной журналистики», Карло Боссоли еще при жизни познает громкую славу. Человеческая и творческая судьба его во многом определилась благодаря деятельному участию М.С.Воронцова, а также жизни художника в Одессе и Крыму. Это своего рода этапы становления мастера. Последовательно связанные между собою, они сформировали круг интересов художника, предвосхитили его творческие устремле¬ния и потому заслуживают внимания.
Река Альма
Михаил Семенович Воронцов — это поистине история в мемориальном пространстве. Как утверждали современники, «с него начинается та блистательная страница Юга России, которой может гордиться наше Отечество». Эпоха князя Воронцова, в 1823 году вошедшего в должность Генерал-губернатора Новороссии, полномочного наместника императора в Бессарабии (а с 1844 года и на Кавказе), знаменует подлинное экономическое и духовное освоение этих земель. Политик, администратор, талантливый предприниматель, общественный деятель, обладающий широкими либеральными воззрениями, он был одним из наиболее культурных людей своего времени. Сочетанием романтизма с трезвым и даже утилитарным взглядом на вещи, составляющим чисто родовую черту Воронцовых, он сумел достичь высот в свете и при дворе, скопить значи¬тельные земельные капиталы и при том прославиться как щедрый покровитель науки и культуры.
Михаил Семёнович Воронцов
За время правления М.С.Воронцова весь Новороссийский край, Крым, отчасти Бессарабия и труднодоступный Кавказ исследованы, описаны, иллюстрированы гораздо точнее и подробнее многих частей России. М.С.Воронцов лично содействовал экспедициям, изыскивал средства, предоставлял ученым свои библиотеки и даже фамильный архив. В результате появились ценные издания о природе, истории, экономике, географии края. В разное время при «безотказном содействии просвещенного правителя» путешествовали по Крыму и Кавказу академик П.Кеппен, К.Монтандон, Т.Ванцетти, археолог Н.Мурзакевич, историк и лингвист А.Фиркович, художники Г.Чернецов, К.Боссоли...
Остатки античного Херсонеса близ Севастополя
Карло Боссоли родился в швейцарском городе Лу¬гано. Спустя пять лет семейство переселяется в Одессу. Сей выбор не случаен. К тому времени Одесса была важнейшим русским торговым портом на Черном море, строительством которого руководил выходец из Италии де Рибас. К началу века итальянцы составляли 10% населения города». При¬влечение иностранцев в южные пределы России, придание им многочисленных льгот было частью политики в сфере развития торговли, внешних связей, культуры; политики, с блеском продолженной М.С.Воронцовым. Так в Одессе сложилась колония «русских итальянцев». На первых порах в ней, естественно, преобладали негоцианты и мореплаватели. За ними потянулись ремесленники, фармацевты, школьные учителя, люди искусства. В Одессе обосновались известные архитекторы, скульпторы, художники: Торричелли, Наннини, Фазарди, Бигатти...
Река Кача
Попав в артистическую среду, К.Боссоли рано обнаружил незаурядное художественное дарование, чему в немалой степени способствовала работа в антикварной лавке по продаже эстампов, где в свободное время он много рисовал и копировал. Первыми учителями были, вероятно, одесские художники его окружения. Известно, что с 1828 года он работает в мастерской Наннини — художника Одесской оперы. Вскоре успехи талантливого иллюстратора и пейзажиста были замечены графом Воронцовым, который заказывает ему работы с видами Одессы.
Вид форта Св. Николая
Фортуна явно благоволила к молодому итальянцу. Впрочем, как и Е.К.Воронцова, по совету и настоянию которой К.Боссоли отправляется в Италию. Он провел там немногим более года (весна 1839-лето 1840): углубленно изучал классическую и современную школу живописи. По возвращении художник принимает приглашение М.С.Воронцова и отправляется в Крым, в Алупку. Было ли это посещение первым. Таких свидетельств мы не имеем. Но то, что К.Боссоли жил здесь в 1840—1842 годах, известно до¬подлинно. Объездив весь полуостров как путешественник, исследователь, живописец, он выразил свои впечатления в серии прекрасных акварелей и гуашей (часть из них хранится в Эрмитаже). Работы 1840—1842 годов убеждают, что именно в Крыму окончательно сложилась творческая манера художника: виртуозное владение техникой рисунка, реализм, глубокое чувство натуры и перспективы.
Севастополь Вид с северной стороны города
В 1843 году по настоянию матери, мечтавшей вернуться на родину, К.Боссоли покидает Россию, где прожил 23 года. Он объездит полмира, обретет известность как изорепортер (его путевые заметки печатали во многих престижных изданиях, в частности в «Тайме»); некоторое время будет даже придворным английским живописцем. Но очарование благословенной Тавриды осталось в его сердце навсегда.
Общий вид Севастополя
Альбом цветных литографий «The Beautiful Scenery and Chief Places of Interest throughout the Crimea» увидел свет в 1856 году. Как известно, в то время Европа переживала Восточную (Крымскую) военную кампанию. Есть сведения, что в 1855 году К.Боссоли побывал в Крыму, запечатлел военные события в нескольких острых, исполненных драматизма работах. Они принципиально противостояли ложно-героическим откликам, столь распространенным в странах антироссийской военной коалиции. В том же году К.Боссоли получил заказ от крупного лондонского издательства «Day&Son» на большой альбом с видами Крыма. Но, вероятно, издатели не осмелились противоречить официальному курсу и предпочли рисунки крымского цикла 1840—1842 годов. Альбом явился своеобразным «гид де вуайяж» — путеводителем по Крыму для офицеров и солдат союзных армий. Учитывая особое чувство благоговения к крымской земле, а также антимилитаристские настроения К.Боссоли, можно предположить, что издание альбома было попыткой художника убедить, сколь прекрасна эта земля, уникальны ее памятники, которые необходимо сберечь даже в жестоких баталиях.
Арсенальная гавань, Военный порт. Севастополь
К настоящему времени издание стало редкостью чрезвычайной. Техника литографирования в цвете трудоемка, количество оттисков с одной матрицы ограниченно. Невозможно установить, сколько альбомов К.Боссоли 1856 года сохранилось. Достаточно сказать, что когда в 1974—1975 годах в Италии готовилась юбилейная выставка «50 лет европейской жизни в рисунках и картинах художника из Тичино», ни в музее города Лугано (кантон Тичино), где родился К.Боссоли, ни в музее г.Турина, с которым связаны последние годы его жизни, подобного издания не нашлось. Устроители выставки отыскали его в частном собрании.
Интерьер раннехристианской церкви
На самом деле альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» — произведение целостное. По замыслу автора, оно представляло бы собирательный образ Тавриды, образ Крыма, который «должен был в сцеплении земных происшествий претерпеть все бури и перемены, чтобы процветать под сенью мирной Державы». Готовя издание, К.Боссоли отбирал сюжеты, наиболее полно иллюстрирующие и разнообразие природных ландшафтов полуострова, и бо¬гатство его истории, где сменялись эпохи, народы, культуры... Оставленные ими памятники мастер ста¬рался не только достоверно зафиксировать, но и передать их подлинное очарование.
Устье реки Черной
Порядок расположения литографий также определен самим художником. Он помещался на отдельной странице, весьма интересной для исследователей. «Лист описаний» позволяет установить точное название каждого рисунка, ведь разрозненные литографии зачастую именовали произвольно, используя географические привязки. Особо ценны аннотации, коими К.Боссоли сопроводил рисунки. Это сведения о численности и характере населения, исторические факты и любопытные подробности, личные впечатления, даже лингвистические курьезы, когда одна и та же географическая местность именуется по-разному (вероятно, как слышал художник от местных жителей или проводников).
Остатки генуэзских укреплений в Инкермане
Альбом «Пейзажи и достопримечательности Крыма» являет развернутую панораму бытия по-среди роскошной природы: великолепные виды Южнобережья и морские перспективы, пейзажи Крымских гор и тихая прелесть уютных долин, романтические руины древнего Херсонеса и суровые стены генуэзских крепостей, таинственные «пещерные города», заброшенные старые кладбища и экзотика мусульманского Востока... Следы ушедших цивилизаций — от античности до нового времени.
Вид Инкерманской долины
В пейзажи включены очаровательные жанровые сцены: морские купания близ Евпатории, путешествие на верблюдах по степи, татарский праздник на Южном берегу... Удачное введение в интерьер, пейзаж человеческих фигур — достоинство авторской манеры К.Боссоли. Будь то крупные персонажи на переднем плане или миниатюрные фигурки в отдалении — композиция безупречна, позы естественны. Отчетливы не только детали костюма, но по¬рой и черты портретного сходства. Есть основание полагать, что на рисунке «Могила Митридата» изображена чета Воронцовых. За группой участников татарского праздника просматриваются мужские фигуры в европейском платье. Возможно, среди них — сам художник со своим высоким покровителем. На многих рисунках присутствует узнаваемая фигура путешественника. Быть может, так К.Боссоли выразил любовь к земле, в красоте которой желал бы пребывать всегда. Желание, впрочем, созвучно умонастроению его современников, которые посетили Крым: «Здесь просвещенному человеку можно найти спокойствие и мирное с самим собою и природою житие».
Монастырь Св. Георгия
Вкус мастера к журналистскому изорепортажу очевиден в изображении городов, портов, фортификационных сооружений. С присущей художнику детализацией запечатлены центральные улицы Симферополя, Севастополя, Керчи, набережная Ялты, военные корабли на севастопольском рейде. То были свидетельства бурного экономического и политического развития края, обусловленные его новым статусом.
Таким образом, литографии К.Боссоли являются уникальным источником, отражающим целую эпоху истории Тавриды первой половины XIX в. В этом мнении сходятся историки и краеведы, этнографы, художники, ландшафтные архитекторы.
Общий вид побережья, простирающегося от мыса Фиолент до Севастополя
Вход в гавань Балаклавы
:Карло Боссоли. Ханский дворец
Общий вид Балаклавы со стороны генуэзских укреплений
Балаклава, вид с берега
Татарский дом в деревне Алупка
Интерьер татарского дома
Татарская школа для детей
Вершины горы Св. Петра (Ай-Петри)
Мыс и маяк Св. Теодора (Ай-Тодор)
Вид Ялты
Татарский танец
Грот в Гурзуфе
Гора Чатыр-Даг
Алушта
Долина Демерджи
Татары, путешествующие по степи
Водопад Джу-Джур
Река Салгир
Долина реки Кокозка
Симферополь
Исток реки Биюк-Узенбаш
Остатки генуэзких укреплений на Чуфут-Кале
Бахчисарай
Караимское кладбище
Остатки большой генуэзской крепости в Судаке
Общий вид Карасубазара
Мыс Такыл в Керченском заливе
Могила Митридата, близ керченского лазарета
Керчь со стороны верхней дорогои в Ени-Кале
Общий вид Керченского залива с горы Митридат
Форт Арабат
Степь между Перекопом и Симферополем
Кафа (Феодосия)
Боспор
Перекоп
Русское кладбище
Остров Змеиный
http://territa.ru http://www.liveinternet.ru/users/4723908/post221780283
Художник Карло Болосси.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии