На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 450 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Иудея - Адиабена...

 

Иудея – Адиабена: двести лет вместе.Гидеон Винер

Приблизительно в 36-м году христианской эры произошло событие, равного которому нет в еврейской истории: правитель расположенного в Ассирии процветающего царства Адиабена Изат и его мать Елена приняли иудаизм и сделали его государственной религией, после чего около двух веков он оставался основной религией этого государства.

Почти двести лет параллельно с Иудейским царством существовало сильное и богатое государство, жители которого, в основном ассирийцы, надолго стали единоверцами и союзниками еврейского народа.
Помощь, оказанная правителями Адиабены постоянно воюющей с Римом Иудее, с которой они сразу же установили самые тесные дружественные отношения, просто поражает воображение.

Изат II

В 45-46 году совершившая паломничество в Иерусалим царица Елена спасла жителей Иудеи от голода, велев отправить караваны за зерном в Александрию и корабли на Кипр за финиками. Если бы не она, разорённая засухой страна, осталась бы без большей части своего населения. Изат, узнав об этом, также послал в Иудею огромные суммы денег, которые были розданы всем нуждавшимся. Пять (из 24-х) сыновей Изата были посланы им в Иерусалим в обучение, его многочисленные родственники, приближённые и многие знатные адиабениты принимали участие в боевых действиях против римлян, и историк Иосиф Флавий часто упоминает их среди особо отличившихся в битвах. Подаренный царицей Храму огромный золотой светильник, укреплённый над Святая Святых, был в те времена одной из главных достопримечательностей Иерусалима. Его блеск в лучах восходящего солнца, видный из любой части Города, служил сигналом к началу утренней молитвы. Кроме того, царица и её родственница Гратта возвели в Иерусалиме множество прекрасных зданий. А её старший сын, Монобаз II, сменивший на троне Изата, по утверждению Флавия истратил на помощь Иудее и подношения Храму всё огромное состояние, скопленное его царственными предками. За всю историю у евреев не было, пожалуй, столь верных союзников. Тем более обидно, что название иудейского царства Адиабена и имена его правителей ничего не говорят большинству современных евреев.
Так что же это были за люди, где находилась их страна, что за народом они правили и что привело их к иудаизму?

Карта Малой Азии
Адиабеной в древности называли крупную область Ассирии, расположенную в верхнем течении реки Тигр и занимавшую почти всю территорию страны (современный Ирак: здесь, между Тигром и Евфратом, в так называемой Месопотамии, располагались древнейшие государства Аккад, Элам, Ассирия, Мидия, Великая Армения и Вавилония). Царство Адиабена возникло в 3-ем веке до новой эры и было вассально подчинено Парфянскому царству, просуществовавшему с 250 г. до н. э. до 220 г. н. э.
Первоначально Парфия располагалась на территории современного Туркменистана, но постепенно парфяне расширили границы своего государства от Месопотамии до Индии. С середины I века до н. эры до начала III веха н. эры Парфия постоянно воевала с Римом.

Эрбиль
Столица Адиабены Эрбиль (или «Арбела», в переводе – «четыре бога») – один из древнейших городов района. Также на территории царства находились такие легендарные ассирийские города, как Гавгамелы и Ниневия. В начале христианской эры в Ассирии, как и в Вавилонии, жило и огромное количество евреев, особенно в городах. Евреи занимали солидное положение в торговле и управлении, в армии и землевладении, были состоятельными гражданами, их политический и культурный вес был весьма значительным. Обращение в иудаизм среди местного населения было очень распространено, иудаизм был здесь весьма популярен. Так что принявшим эту религию правителям было на кого опереться.

Ниневия
Согласно Иосифу Флавию, первыми иудаизм приняли жёны к тому времени покойного отца Изата, Монобаза, и его мать Елена, а уж затем, через женщин, эта религия была воспринята Изатом и другими мужскими представителями царского рода и знати. Царских жён и Изата, якобы, обратил некий купец Анания. Надо сказать, что в такой форме эта история перекликается с упоминаемым тем же Флавием (и не только им) фактом, что иудаизмом интересовалась жена императора Нерона Поппея и многие знатные римлянки (Талмуд утверждает, что и сам безумный император под влиянием жены склонялся к иудейской вере). Рассчитывал ли Флавий вызвать этим рассказом реакцию узнавания у римской публики или описывал реальные события – мы не знаем. Впрочем, и из истории христианства, и из Танаха известно, что религии, как правило, пробивали себе путь через женщин.

Царь и двор
Однако здравый смысл подсказывает, что все истории о царях, обращённых в новую веру некими мудрецами, тогда как элита страны и простой народ придерживаются веры отцов – это фольклор. Любой правитель, особенно – наследственный, прежде всего был озабочен своим выживанием (политическим и физическим) и ни из каких религиозно-романтических соображений на подобный риск не пошёл бы. Везде и всегда обращение царя следовало за обращением сильных кланов и семей, которые становились оплотом его власти. Наверняка, Адиабена не была исключением.
По словам Флавия, перемена религии Изатом, уже занимавшим трон Адиабены, ничуть не покоробила народ, но вызвала возмущение среди некоторых сановников, тут же составивших заговор против него. Бунтовщики подкупили бедуинского царя Авию, попросив его напасть на Адиабену и поклявшись покинуть своего повелителя в первом же бою. План они свой осуществили, но неудачно: Изат смог отступить к своему лагерю и быстро провести расследование. Казнив виновных, он вступил в бой и наголову разбил захватчиков. Войска Изата преследовали бедуинского царя до его крепости Арсама, которую затем и взяли. Авия, не желая сдаваться, покончил с собой.
Иудейская Адиабена крепла и приобретала все больший вес. Авторитет Изата был настолько высок, что, когда парфянский царь Артабан узнал о заговоре своих сатрапов (правителей провинций) против него, он бежал в Адиабену и попросил покровительства Изата. Изат принял его с почестями и способствовал возврату трона Артабану, чем заслужил его благодарность до конца жизни последнего, а также различные почётные регалии (вроде права спать на золотом ложе, что было привилегией парфянских царей) и богатую область с городом Нирсибин (Нарсибис).
Впрочем, сыновья Артабана, сменившие его на парфянском троне, оказались неблагодарными. Первый из них, Вардан, призвал Изата присоединиться к нему в открытой войне с римлянами, а когда тот не пожелал этого делать, хотел объявить войну самому Изату, но не успел – был убит заговорщиками. Другой взошедший на трон сын Артабана, Вологез, объявил войну царю Адиабены, получив от очередных заговорщиков просьбу сместить с трона царя, предавшего веру отцов. Формальным поводом к войне послужило нежелание Изата отказаться от пожалованных Артабаном регалий, преимуществ и богатых областей (Изат отлично понимал, что требования к нему формальны, и не захотел понапрасну «терять лицо» перед своими подданными).
Во главе шести тысяч всадников он вышел навстречу большому войску парфян, отклоняя все призывы к покорности. И случилось чудо: в ночь перед битвой Вологез получил послание, что огромное войско персов-кочевников разоряет Парфию, и был вынужден вернуть войска домой.

Воины
При царях-иудеях Адиабена достигла расцвета, настолько, что Изат и его мать, царица Елена, участвовали в династическом соперничестве за трон Парфянского царства. Если бы они победили, возможно, мы говорили бы сейчас об иудейской империи Парфия. Вообще, Адиабена играла заметную роль в местной политике: так в 49-50 годах при содействии Изата была устранена угроза передачи парфянского трона римскому ставленнику Мехердату.
Царь Изат правил 24 года и умер в возрасте 55 лет. Елена ненамного пережила младшего сына, и вскоре занявший трон Монобаз распорядился отправить их прах в Иерусалим, похоронив их в заранее отстроенных усыпальницах. В современном Иерусалиме это захоронение хорошо известно, его называют «Гробница Царей».

Гробница Царей, Уильям Генри Берлет
По мнению многих историков к концу II века иудаизм в Адиабене исповедовала основная масса населения. Этому процессу не помешали даже три временных захвата Адиабены римлянами в 116, 193 и 216 гг.
В конце II века в Адиабену стало проникать христианство, его сторонниками были, в основном, те, кто ранее принял иудаизм. Однако по-настоящему распространённой эта религия стала лишь в III веке.
Когда в 226 году пала Парфия и её место заняла Персия Сасанидов, Адиабена утратила свою независимость и стала сатрапией (провинцией). К концу века христианство стало в Адиабене господствующей религией, что, в отличие от иудаизма, не пошло ассирийцам впрок: персы видели в них союзников христианского Рима и начали всячески преследовать.
Однако адиабениты-иудеи не исчезли бесследно, они влили поток свежей крови в еврейский народ, смешались с ним. По мнению некоторых историков, часть их могла бежать на побережье Каспия и стать закваской для того, что позже станет иудейской империей, известной под именем «Хазарский Каганат». А многие не бежали. Это их потомки принимали участие в иудейском восстании в конце XII века, известном как восстание лже-Мессии Давида Альрои.

Вспоминая былую славу

Источник: Иосиф Флавий, Иудейские древности, книга 20, главы 2-4

В статье использованы фотографии со следующих сайтов:

 

Картина дня

наверх