На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 455 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

О старике Хаттабыче, праведном халифе ( текст из мусульманского источника)

 

Все религиозные высказывания, содержащиеся в этом тексте целиком и полностью принадлежат его неизвестным мне авторам и отражают их, а не мое мировоззрение. Материал размещен мной на сайте в связи с наличием в нем  историческиз сведений, касающихся

возникновения ислама и раннего периода существования арабского халифата.

Далее текст без каких- либо корректировок. Взят с двух мусульманских сайтов.

 

 

УМАР ИБН АЛЬ-ХАТТАБ

 

Если бы после меня и был бы пророк, то это им стал бы Умар.

Пророк Мухаммад

 

Умар ибн аль-Хаттаб (599 - 664), ближайший сподвижник Пророка Мухаммада, второй праведный халиф, ставший во главе мусульманского государства в 634 году после смерти халифа Абу Бакра. 

Его полное имя было Умар ибн аль Хаттаб ибн Нуфайль ибн Абд аль Узза ибн Кааб ибн Лува’и ибн Фихр. Его род пересекался в четвертом колене с родом пророка, а племя пользовалось большим авторитетом у арабов, так как исторически выполняло роль посредников в решении конфликтных вопросов между племенами и улаживании разногласий. Его мать звали Хинтама бинт Хашим.

Кунья Умара - Абу Хафс (отец Хафса), а прозвище, которое дал ему пророк - Фарук (различающий).

Передают, что был очень высоким, атлетического сложения, отличался светлой кожей и красивым лицом, имел большие усы. Походка его была быстрой, голос- очень громким. Омар был человеком необычайно энергичным, властным и очень вспыльчивым.

Умар ибн аль Хаттаб был младше пророка на 13 лет, принял ислам в 33 года, в 52 стал халифом, умер в 62 года. У него было несколько жен и много детей. Первые три жены были еще до принятия ислама; когда он узнал о ниспослании аята, указывающего, что не следует жениться на неверных, Умар собрал своих жен и предложил им принять ислам. Когда же те отказались, всем дал развод! С такой скоростью его сердце отзывалось на указания Аллаха и Его пророка. 

Из его сыновей наиболее выдающейся личностью был Абдуллах, принявший ислам на год раньше своего отца и ставший впоследствии известным ученым.

Передают также, что Абдуллах необычайно походил на пророка манерами, поведением и нравом. Других сыновей звали Асым, а трое носили одинаковые имена- Абдурахман (они были рождены от разных жен). Его дочери Хафсе суждено было стать женой посланника Аллаха и матерью правоверных, другую дочь звали Фатима. Последней женой Умара стала Умм Кульсум, дочь Али ибн Аби Талиба и Фатимы, внучка посланника Аллаха.

Умар был одним из тех, кто всеми силами боролся с исламом и жестоко преследовал мусульман. Однажды посланник Аллаха обратился к Аллаху с мольбой: «О, Аллах, укрепи Ислам тем из двоих, кого ты больше любишь: Умаром ибн аль Хаттабом или Абу Джахлем ибн Хашимом!»

Принятие ислама

Это произошло в шестом году от начала пророчества. Однажды он зашёл за покров Каабы. В это время пророк начал читать аяты суры "Судный день".
Умар, слушая, подумал: «Клянусь Аллахом, он - поэт, как и говорят курайшиты!» Когда пророк прочитал слова Аллаха: "...поистине, это - слова благородного посланника, а не слова поэта: мало вы веруете!"', и Умар сказал себе: «Он- прорицатель!», но после этого пророк прочитал: «И (это) не слова прорицателя: мало вы поучаетесь! Это- ниспослание от Господа миров, а если он приписал Нам что-нибудь несообразное, то Мы непременно схватили бы его за правую руку, после чего непременно перерезали бы ему аорту, и не нашлось бы из вас удерживающих! Поистине, он- наставление для богобоязненных, и, поистине, знаем Мы, что есть из вас отвергающие (его), и, поистине, (станет) он горем для неверных и, поистине, он- несомненная истина, так славь же имя твоего Великого Господа!» (69:42-52). Впоследствии Умар говорил: «И тогда ислам проник в моё сердце».

Однако невежество, слепая приверженность традициям и гордыня были пока сильнее истины, которая уже стучалась в его сердце, и он продолжал преследовать мусульман, не обращая внимания на те чувства, которые таились в глубине его души.

Умм Абдаллах бинт Абу Хасма рассказывала: «Клянусь Аллахом, мы собрались переехать на землю Эфиопии. Амир ушел за какими-то нашими вещами. И вот пришел Умар ибн аль-Хаттаб и встал надо мной. Он еще тогда был язычником. Мы встречали с его стороны самые сильные, самые мучительные испытания. Он спросил: «Уезжаете, Умм Абдаллах?» Я сказала: «Да, клянусь Аллахом! Мы отправляемся на землю Аллаха. Вы нас мучили, обижали, так что мы уезжаем, пока Аллах не облегчит наше положение». Сказал: «Да сопутствует вам Аллах!» Я увидела в нем такую жалость, которую я раньше не замечала за ним. Потом ушел. Он был огорчен, как я считаю, нашим отъездом. Пришел Амир с тем, за чем ходил. Я ему сказала: «О Абу Абдаллах! Если бы ты видел Омара, который был только что, его жалость и печаль из-за нас». Сказал: «Ты надеешься, что он примет ислам?» Я ответила: «Да». Он сказал: «Тот, кого ты видела, не примет ислам раньше, чем его осел!» Это он сказал в отчаянии, поскольку видел его грубость и жестокость по отношению к исламу».

В племени курейш Умар ибн аль Хаттаб занимал официальную должность переговорщика во времена воин, но так как войн в то время не было, то Умар ибн аль Хаттаб занимался тем, что устраивал бои на рынке. Однажы курейшиты сказали Умару ибн аль Хаттабу: «Мухаммад ругает наших отцов, ругает наших богов и разделяет наше племя и ты ибн аль-Хаттаб должен что-то предпринять против этого». Умар опоясавшись мечом, вышел из дома для того, чтобы убить пророка. Однако по пути встретил Саада ибн Аби Ваккаса, который спросил его: «Куда ты идёшь, о, Умар?» Он сказал: «Я хочу убить Мухаммада!» Желая задержать его, Саад сказал: «А не сообщить ли тебе нечто удивительное, о, Умар? Твоя сестра и твой зять - они тоже приняли эту религию!» Тогда Умар бросился к своей сестре и зятю. В это время у них находился Хаббаб бин аль-Аратт и читал им суру "Та ха". Услышав голос Умара, Хаббаб спрятался в доме, а Фатима, сестра Умара, прикрыла свиток. Умар спросил: «Что это за бормотание я у вас слышал?» Они ответили: «Мы просто разговаривали друг с другом». Он спросил: «Может быть, вы стали вероотступниками?» В ответ его зять сказал: «О, Умар, скажи, а что, если истина не в твоей религии?» Тогда Умар бросился на своего зятя и стал жестоко избивать его. Сестра оттащила его от своего мужа, но он ударил и её, отчего по лицу её потекла кровь. Тогда она воскликнула: «О, Умар, а что, если не в твоей религии истина?! Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммад — посланник Аллаха!»

Немного остыв и заметив, что по лицу сестры течёт кровь, Умар пожалел о содеянном, устыдился и сказал: «Дайте мне свиток, который у вас есть, чтобы я прочитал его». На это сестра сказала: «Поистине, ты нечист, а касаться его могут только чистые, так иди и омойся!» И Умар совершил полное омовение, а потом взял в руки свиток и прочёл: «С именем Аллаха Милостивого, Милосердного», после чего сказал: «Это благие и чистые имена». Затем он принялся читать суру "Та ха", читал, пока не дошёл до того аята, где сказано: «Поистине, Я — Аллах, нет бога, кроме Меня, так поклоняйся же Мне и твори молитву, чтобы помнить обо Мне!» — и воскликнул: «Какие прекрасные слова! Отведите меня к Мухаммаду!»

После этого Умар отправился к посланнику Аллаха и постучал в дверь. Один из находившихся там людей посмотрел в щёлку, увидел опоясанного мечом Умара, сообщил об этом посланнику Аллаха, а потом собрал людей. Хамза, спросил их: «Что с вами?» Они ответили: «Умар!» — и тогда он сказал: «А хоть бы и Умар! Откройте ему дверь, и если он пришёл, стремясь к благу, мы оделим его благом, если же он пришёл, стремясь к дурному, мы его убьём его же мечом!» Посланник Аллаха, вышел к Умару, взялся за края его одежды и перевязь меча, с силой притянул его к себе и сказал: «О, Умар, неужели ты не прекратишь (поступать так), пока Аллах не подвергнет тебя такому же позору и наказанию, как и аль-Валида бин аль-Мугиру?! О Аллах, вот Умар бин аль-Хаттаб! О Аллах, укрепи ислам Умаром бин аль-Хаттабом!» — после чего Умар сказал: «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и что ты — посланник Аллаха!»

Сообщается, что Абдуллах бин Мас‘уд сказал: «После того как ислам принял Умар, мы постоянно набирали силу». Он также сказал: «Прежде мы не могли молиться у Каабы, пока ислам не принял Умар бин аль-Хаттаб, а после того он сражался с многобожниками, пока те не оставили нас в покое». Он также сказал: «Принятие им ислама явилось для нас поддержкой».

Правление

Будучи халифом, Умар бин аль-Хаттаб следовал примеру своего предшественника Абу Бакра, да будет доволен Аллах ими обоими. Когда ему принесли присягу как халифу после кончины Абу Бакра, он поднялся на минбар, восславил Аллаха и возблагодарил его, а потом сказал: «О люди, я стану взывать к Аллаху, а вы говорите “Амин”. О
Аллах, поистине, я груб, сделай же так, чтобы с помощью следования истине ради Тебя и стремления к миру вечному я был мягок по отношению к тем, кто повинуется Тебе, и надели меня жёсткостью и суровостью по отношению к Твоим врагам, развратным людям и лицемерам, но не допусти, чтобы я притеснял их или преступал границы дозволенного! О Аллах, поистине, я скуп, сделай же так, чтобы во время испытаний я был щедрым без расточительства и излишеств и проявлял щедрость не напоказ и не ради доброй славы и чтобы я делал это ради Тебя и мира вечного! О Аллах, надели меня смирением и сговорчивостью по отношению к верующим!»

Умар основал различные государственные учреждения (диваны). Так, например, им был основан военный диван, что примерно соответствовало современному министерству обороны, и диван хараджа, функции которого были подобны функциям министерства финансов. Он учредил общественную казну (байт аль-маль), назначил судей и
писцов, ввёл летоисчисление по хиджре в качестве основы для календаря исламского государства и организовал почтовую службу.

За десятилетний период правления Умара Ислам распространился далеко за пределами Аравии. Египет, Киренаика (область Ливии), Сирия, Палестина и почти вся Персия были присоединены к халифату в течении нескольких лет. Местное население приветствовало завоевателей как освободителей от византийского и персидского господства. Приверженцам других религий мусульмане предоставляли полную свободу вероисповедования. Умар разделил завоёванные земли на провинции и назначил управлять каждой из них наместника, получавшего из общей казны установленное содержание. Наместников он выбирал из числа тех, кто был известен своим благочестием и административными способностями, не обращая внимания на происхождение этих людей. По его приказу в завоёванных странах было основано несколько городов, например, Басра и Куфа в Ираке, Фустат в Египте и ряд других городов, каждый из которых должен был стать центром исламского государства в данном регионе. Эпоха правления Умара отличалась справедливым правлением и законностью. Реальные факты его жизни ярко иллюстрируют слова Пророка, сказанные в его честь.

Осенью 636 года между мусульманами и персами у местечка Кадисия, близ Хиры, произошло решающее сражение. Главнокомандующим мусульманского войска был ближайший сподвижник Пророка Саад ибн Абу Ваккас. Через четыре дня упорных боев полководец персов Рустум пал, а его войско бежало. Вскоре покинутая шахиншахом Йездигердом III столица Персии Ктесифон, открыв городские ворота, встречала армию халифа как освободителей. Все дворцовые ценности, золото и драгоценности династии Сасанидов, накопленные за долгие века своего могущества, Саад отправил в казну халифата. Общая стоимость военной добычи составляла девятьсот миллионов дирхемов. Когда халиф Умар увидел прибывшее в казну богатство, он воскликнул: «Поистине, мусульмане проявили честность». Советник халифа Али ибн Абу Талиб стоявший рядом, сказал: «Ты воздерживался от плохого, и подданные воздержались, а, если бы ты жил привольно, то и они жили бы также!»

Во времена правления халифа Умара мусульман постигла засуха. Люди начали стекаться в Медину. В казне Халифата не осталось ничего, чем можно было прокормить людей. Тогда Умар написал письмо правителю Египта:«... когда ты получишь мое письмо, я хочу чтобы ты отправил караван с продовольствием, поспеши, иначе мусульмане умирают день ото дня» . Правитель Египта снарядил караван для голодающих мусульман. Часть продовольствия была доставлена по морю. Однажды, Умар сел обедать и с ним рядом оказался бедуин, когда на стол положили масло бедуин удивленно взглянул на него: «Чему ты удивляешься?» - спросил бедуина Умар:«Ты никогда не видел масло?». «Я уже два года не видел масла» - ответил бедуин. "Тогда это масло харам для меня, пока все его не будут есть» - сказал правитель правоверных. Халиф тот час же запретил для себя молоко, сливочное и растительное масло. Вскоре у изнуренного от недоедания Умара поменялся даже цвет лица. Впоследствии один из сподвижников рассказывал: «Если бы не исчезла засуха, то мы серьезно полагали, что Умар умрет из-за бремени заботы и тревоги за мусульман».

Однажды халиф Умар зашел в мечеть. При виде халифа сидящие встали, выказывая почтение халифу, а в мечети наступила тишина. Разгневанный оказанными ему знаками почитания, халиф немедленно поднялся на минбар и созвал людей. Когда мусульмане собрались, он горячо заговорил: «...Я обратился к своему прошлому и вспомнил, как будучи пастухом, пас овец племени Махзум за пригоршню фиников. А если хотя бы один день я отказывался пасти их, то мой отец гонялся за мной со своей клюкой,приговаривая:«Как я буду кормить твоих теток?»
Абдурахман ибн Авф обратился к нему: «О правитель верующих, ведь ты унижаешь себя». Умар ответил: «Вы заставили меня сделать это! Захотели посадить в моем сердце дерево гордыни, а я захотел вырвать его с корнем».

Если Умар издавал какой-либо указ, он не мешкая собирал всю свою родню и обращался к ним с речью: «Я издал указ. Знайте, что люди смотрят на вас, как смотрят хищные птицы на падаль. Если вы нарушите мой указ, то и они нарушат, а если будете благоговеть перед ним, то и они будут питать к нему почтение. Клянусь Аллахом, если ко мне приведут одного из вас, преступившего то, что я запрещаю другим людям, то я удвою ему наказание, потому что он мой родственник! Теперь же, кто хочет пусть осмелится, а кто хочет - да воздержится».

Умар аль-Хаттаб говорил: «Мое правление подобно трем путникам, которые вверили на хранение свои средства одному из них, поручив ему их расходование на свои нужды. Так имеет ли он право присвоить себе что-либо?», «я подобен опекуну сироты: если он богат, то из добра сироты награды за услуги не берет, а если беден - то берет только лишь в необходимой мере».

Умар отправил письмо Мусе аль-Ашари, наместнику Басры, следующего содержания: «...Поистине, самые счастливые «подданные Аллаха» - это те, кто осчастливил своих подданных. Не уклоняйся от истины, иначе впадешь в заблуждение и ты станешь пред Аллахом подобно животному, которое нашло сочное пастбище и стало привольно пастись, желая обрести тучность. Но, ведь именно тучность и стало причиной его погибели! Мир тебе».

Абу Убайда ибн аль-Джаррах, ближайший сподвижник Пророка, будучи предводителем мусульманской армии, находился в Шаме. На востоке мусульмане вышли к Ефрату, а на севере достигли Малой Азии. В это время Шам охватила невиданная доселе эпидемия чумы, ежедневно уносившая десятки жизней. Умар, высоко ценивший Убайду, решил спасти его от верной смерти и отправил ему такое письмо: «У меня есть к тебе срочное дело, относительно которого мне необходимо с тобой поговорить. Если прочтешь мое послание, то, не выпуская его из рук, немедленно отправляйся ко мне!» 

Как только Абу Убайда прочел письмо, он догадался о скрытном намерении халифа спасти его от чумы и в сердцах воскликнул: «Да простит Аллах повелителя верующих!» Не медля он составил ответное письмо: «Я понял твое срочное дело ко мне. Однако, я нахожусь в рядах армии мусульман и не испытываю малейшего желания покидать их. Я не хочу расставаться с ними до тех пор, пока Аллах не решит мою и их судьбу... Освободи меня от своего намерения и оставь меня с моими воинами». Когда Умар прочел ответ из Шама, по его лицу потекли слезы. Находившиеся рядом с халифом, люди спросили:
- Неужели Абу Убайда скончался?
- Нет, - ответил он. - Однако он близок к смерти.
Предчувствие не обмануло халифа. Спустя несколько дней Абу Убайда скончался от чумы.

Умар имел обыкновение, закрыв одеждой лицо, чтобы не быть узнанным, обходить в одиночку своих подданных, чтобы иметь объективное представление о состоянии их дел. В одном из таких обходов, халиф заметил дряхлую старуху и поздоровавшись спросил:
- Как правит Умар?
- Да не воздаст ему Аллах за меня добрым!
- Почему?! - воскликнул пораженный Умар.
- Да потому что, клянусь Аллахом, с тех пор как он стал править, мы не получили от него ни дирхема, ни динара.
- Но откуда знать Умару о твоем состоянии, - удивленно спросил халиф.
- Боже мой! - заворчала старушка, - клянусь Аллахом, я не полагала, что кто-то может править людьми и не знать, что творится с ними на востоке и западе.
При этих словах глаза халифа наполнились слезами и он произнес: «Все умнее тебя и даже старухи, о Умар!» Потом он обратился к ней:
- О раба Аллаха, почем ты продашь мне свою обиду на Умара? Я хочу избавить его от ада.
- Не издевайся надо мной, да смилуется над тобой Аллах, - запричитала старуха.
- Я и не издеваюсь, - возразил халиф. И он продолжал настойчиво уговаривать ее, пока все таки не купил у нее обиду за двадцать пять золотых динаров. В это время к ним подошли Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд и обратились с приветствием: «Мир тебе, о повелитель правоверных». Старушка ошарашено взглянула на Умара и, схватившись за голову, промолвила: «Какой позор! Неужели я бранила в лицо повелителя верующих?!» Халиф успокоил ее: «Не бойся! Да помилует тебя Аллах!» После этого халиф стал искать кусочек кожи, и не найдя, отрезал кусочек своей одежды, где начертал: «Во имя Аллаха Милостивого, Милосердного. Эту обиду купил Умар у сей женщины в день (такой-то) со времени его правления. В день Воскресенья, когда Умар предстанет пред Всевышним Аллахом, она обязуется не выступать с обвинениями, ибо Умар уже невиновен. Свидетелями выступили: Али ибн Абу Талиб и Абдуллах ибн Масуд».
Вернувшись домой, Умар вручил составленное письмо своему сыну, и промолвил: «Когда я умру, вложите его в мою руку. С ним я встречу моего Господа...».

Беседуя с Умаром, один человек воскликнул: побойся Аллаха! Один из присутствующих гневно обратился к нему: «Как ты смеешь говорить повелителю верующих: побойся Аллаха?!» Умар возразил ему: «Оставь его, пусть говорит. Нет в вас добра, если вы не говорите нам это, и нет в нас добра, если мы не воспринимаем это от вас».

Придя однажды домой, Умар попросил свою жену принести ему еду. Увидев, что жена поднесла ему тарелку со сладостями, он спросил:
- Откуда это тебе?
- Каждый день, - отвечала жена халифа, - из тех продуктов, что были у нас я откладывала про запас муку, масло и мед, пока не накопилось достаточно для того, чтобы я приготовила эти сладости.
- А уменьшилось, что-либо из наших продуктов, когда ты откладывала из них. 
- Нет, - ответила жена.
-Тогда, - сказал Умар, - это излишки. Мы не имеем право кушать это. Иди и верни эти излишки в Байту аль-Маль (казну халифата)».

Когда персидского полководца Хормазана, попавшего в плен, привели к Умару в Медину, халифа не застали дома. Мусульманин, на чье попечение был оставлен пленный полководец, отправился вместе с Хормазаном на поиски халифа. Вскоре они дошли до того места, где должен был находиться Умар и случайно наткнулись на человека, который мирно спал под деревом, подложив свой плащ под голову. Это был халиф. Ошеломленный перс не верил своим глазам: неужели это тот самый великий Умар, потрясший великую Персию и Византию. Придя в себя, он промолвил: «Вот он - счастливый правитель: ты был справедлив, а поэтому ты чувствуешь безопасность и поэтому ты заснул. Я служил четырем царям Персии, но ни к одному из них я не испытал подобного чувства почтения, которое я ощутил перед хозяином этого плаща».

В 644 году Умар был убит в мечети во время утренней молитвы рабом из Персии, который нанес отточенным кинжалом смертельные ранения халифу, а перед тем как покончить и с собой, он успел убить еще семерых и ранить шестерых молящихся. Победитель Византии и Персии, правитель огромной державы - он умер практически нищим, обремененный долгами. Перед смертью он прошептал: «...Клянусь Аллахом, я старался изо всех сил... Если я избавлюсь от ада, и не получу ни наказания, ни награды, то я уже буду счастлив». Его сын Абдуллах бин
Умар обмыл тело отца, завернул тело в саван и провёл заупокойную молитву, после чего Умар был похоронен рядом с пророком и Абу Бакром. Его правление продолжалось десять с половиной лет, и да воздаст ему Аллах благом.

 

 

Иерусалим и Умар ибн аль-Хаттаб
 

Иерусалим – священный город трех крупнейших монотеистических религий: ислама, иудаизма и христианства. Его история насчитывает тысячи лет, и в разное время он был известен под разными названиями: Иерусалим, аль-Кудс, Йерушалаим, Илия и другими, все они отражают его многообразное прошлое. Многие мусульманские пророки – начиная с Сулеймана и Дауда, и заканчивая Исой (да будет доволен ими Аллах) считали этот город своим домом. 

Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) в одну ночь совершил чудесное путешествие из Мекки в Иерусалим, и из Иерусалима на небеса. Это событие известно как Исра и Мирадж. Однако при его жизни Иерусалим никогда не был под политическим контролем мусульман. Это изменилось при втором халифе ислама - Умаре ибн аль-Хаттабе. 

В Сирию 

При жизни Мухаммада (мир ему и благословение) Византия решила ограничить распространение новой религии, пока мусульмане не пересекли ее южную границу. 

В связи с этим в октябре 630 года Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) предпринял поход на Табук, что на территории современной Саудовской Аравии, во главе армии численностью 30 тысяч человек. Византийская армия так и не вышла навстречу мусульманам, и эта экспедиция ознаменовала начало мусульманско-византийских войн, которые продлились несколько десятков лет. 

При халифе Абу Бакре (632-634 годы) мусульмане не предпринимали крупных походов на Византию. И только Умар ибн аль-Хаттаб начал делать серьезные попытки продвинуться на север, вглубь византийских территорий. Он отправил воевать с Византией несколько талантливых военачальников, в том числе Халида ибн аль-Валида и Амра ибн аль-Ааса. 

В 636 году состоялось решающее сражение при Ярмуке, оно существенно подорвало византийскую власть в этом регионе, и привело к падению множества сирийских городов, в том числе, Дамаска. 

Во многих случаях местное население – и евреи, и христиане – радушно встречало мусульман. Большинство христиан в этом регионе были последователями монофизитства, считая, что их понимание Бога ближе к Его пониманию исламом. Они предпочитали владычество мусульман, чем Византии, с которой у монофизитов были серьезные теологические разногласия. 

Взятие Иерусалима 

К 637 году армия мусульман приблизилась к Иерусалиму. Патриархом Иерусалима был Софроний, он был представителем византийского правителя и главой местной христианской Церкви. Многочисленная армия мусульман под командованием Халида ибн аль-Валида и Амра ибн аль-Ааса уже начала окружать город, но Софроний отказался сдаваться, если Умар сам не придет, чтобы принять город. 

Услышав об этом условии, Умар ибн аль-Хаттаб выехал из Медины. Он отправился в путь один, верхом на осле и в сопровождении одного слуги. 

Когда он прибыл в Иерусалим, Софроний приветствовал его, восхищенный тем, что халиф мусульман, на тот момент один из самых влиятельных людей мира, в своем простом платье неотличим от своего слуги. 

Умару показали город, в том числе Храм Гроба Господня. Когда подошло время молитвы, Софроний пригласил Умара помолиться в этом храме, но он отказался. 

Умар объяснил свой отказ опасением, что со временем мусульмане, зная о том, что он здесь молился, превратят храм в мечеть и лишат христианство одной из величайший святынь. Поэтому он помолился вне храма; со временем на этом месте построили мечеть, известную как мечеть Умара. 

Договор Умара 

Во всех завоеванных городах мусульмане составляли договор, в котором подробно оговаривали права и привилегии местного населения и мусульман. Так было и в Иерусалиме. Договор подписали Умар и патриарх Софроний, а также несколько мусульманских военачальников. Текст договора гласил: 

Это гарантия безопасности (аман), которую слуга Господа Умар, Предводитель Правоверных, предоставляет народу Иерусалима. Он дал им гарантию сохранности их жизней, больных и здоровых, имущества, церквей, крестов, религиозных ритуалов. Их церкви не будут заселены [мусульманами] и не будут разрушены. Ни самим церквям, ни землям, на которых они стоят, ни крестам на церквях не будет причинено никакого ущерба. Они не будут насильно обращены в мусульманство. И ни один еврей не будет жить рядом с ними в Иерусалиме. 

Жители Иерусалима должны платить подушный налог, как и жители других городов, а также должны изгнать византийцев и грабителей. Тому, из жителей Иерусалима, кто хочет уйти с византийцами, забрать свое имущество и оставить свои церкви и кресты, гарантирована неприкосновенность до тех пор, пока он не достигнет своего прибежища. Жители деревень могут остаться в городе, если хотят, но обязаны платить налоги, так же как граждане. Кто хочет, может уйти с византийцами, кто хочет, может вернуться к семьям. До времени сбора урожая у них ничего не возьмут. 

Если они будут платить налоги согласно своим обязательствам, то условия, изложенные в данном документе, являются клятвой перед Аллахом, и засвидетельствованы Его Посланником, калифами и правоверными. 

На то время это был один из самых прогрессивных договоров в истории. 

Для сравнения, всего 23 года до этого, когда Иерусалим захватили персы, они учинили всеобщее кровопролитие. Не менее жестоким кровопролитием сопровождалось завоевание Иерусалима крестоносцами в 1099 году. 

Договор Умара обеспечил христианскому населению Иерусалима свободу вероисповедания, в соответствии с Кораном и высказываниями Мухаммада (мир ему и благословение). В истории человечества это был один из первых и самых значительных документов, гарантирующих религиозные свободы. 

Хотя в договоре есть положение о том, что евреи не будут проживать в Иерусалиме, его достоверность ставится под сомнение. Одним из проводников Умара по Иерусалиму был еврей по имени Кааб аль-Ахбар. 

Позднее Умар разрешил евреям совершать свои богослужения на Храмовой горе и у Стены плача, тогда как при византийцах это было запрещено. Таким образом, достоверность этого положения договора действительно под вопросом. 

Однако нет сомнений в том, что этот прогрессивный и справедливый договор с покоренным народом имел огромное значение в плане защиты прав меньшинств. Этот договор задал тон мусульманско-христианских отношений по всей бывшей Византийской империи, при этом права побежденных защищались во всех ситуациях, а принудительные обращения никогда не расценивались как законные акты. 

Возрождение города 

Умар немедленно принялся за то, чтобы сделать город видной мусульманской достопримечательностью. Он расчистил Храмовую гору, с которой Мухаммад (мир ему и благословение) взошел на небо. В пику евреям христиане использовали это место под свалку, и Умар вместе со своими воинами и некоторыми евреями лично расчистили завалы и построили мечеть аль-Акса. 

За время правления Умара и Омейядов Иерусалим стал крупным центром паломничества и торговли. В 691 году в дополнение к аль-Аксе была построена мечеть Купол скалы. По всему городу появилось множество мечетей и учреждений. 

Очевидно, что завоевание Иерусалима халифом Умаром в 637 году было важным моментом в истории города. В следующие 462 года им правили мусульмане, и в городе царствовала свобода вероисповедания, в соответствии с договором Умара. 

Картина дня

наверх