На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 447 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Симоненко
    Гнусный фильмКто говорит ложь ...
  • Татьяна Казакова
    А где же самый красивый итальянец, по мнению самих же итальянцев, Джанлука Гриньяни?САМЫЕ КРАСИВЫЕ ИТ...
  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...

Как тестировать знания: Система императорских экзаменов в Китае

Кто хочет подробно-вот ссылка. 

http://www.portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id=1193921712&archive=1194448667&start_from=&ucat=&

 Действовавшая в Китае с VII в. система экзаменов на получение соответствующей ученой степени, без которой невозможно было занять даже низшую должность в государственном аппарате, распространилась и привилась в тех соседствующих с Китаем странах, где нашло свой второй дом конфуцианство.

Отзвук этой системы находят и в государствах, весьма далеко отстоящих от бывшей Срединной империи: до сих пор достаточно спорным остается вопрос о том, в какой мере она повлияла на утверждение формы экзаменов на получение ученых степеней в Европе и на связь этих степеней с "табелью о рангах" Еще в XVI в., когда Гонсалес Мендоза, Сэмуэль Перчас и Маттео Риччи впервые заглянули за китайскую стену, их восхищение вызвала просвещенность и ученость китайских сановников, которую те демонстрировали, пройдя через жесткий конкурс многоступенчатых письменных экзаменов. Как свидетельствуют китайские хроники, истоки подобного отбора наиболее способных и знающих людей для использования их на государственной службе восходят к древности. В 134 г. до н.э. в централизованной династии Хань по приказу императора по всем провинциям начали отбирать из числа чиновников высших рангов выдающихся молодых людей для того, чтобы они прошли обучение у ученых-сановников, специально занимавшихся штудированием конфуцианских сочинений. Через год после сдачи экзаменов обучающихся назначали на должности в соответствии с уровнем знаний. Эта практика "выдвижения талантов" зародилась как протест против господствовавшей традиции продвижения по службе в соответствии с заслугами предков (что давало преимущества родовой аристократии), а затем была забыта
почти на четыре столетия в период развала империи. В официальную систему общегосударственные экзамены (кэцзюй) оформились в середине VII в., параллельно с усилением единой централизованной империи, когда обрела силу административно-бюрократическая машина и отбор чиновников по знаниям окончательно отделился от практики рекомендаций по принципу знатности рода. А уже со второй половины X в. доступ ко всем высшим чиновничьим должностям в Китае открывался только через экзаменационную систему.

 Еще до создания централизованной империи Хань во II в. до н.э. в Китае уже существовало сословие служилых (ши), состоявшее из грамотных и мыслящих людей. В последующие века эти знатоки грамоты и конфуцианских канонов, сконцентрировавшие в своих руках монополию на образование, превратились в активную общественную силу и заняли позиции не менее высокие, чем каста жрецов в других древних обществах. Среди них выделялись три категории: ученые-философы (сюэши); сановники, занимавшиеся государственной политикой (цэши); специалисты отдельных областей знаний (фанши) - весьма развитых в то время в Китае астрологии и астрономии, математики, медицины и сельского хозяйства.

Во II в. до н.э. в Китае в своеобразном виде была учреждена высшая школа тайсюэ - прообраз университета для воспитания управленческих кадров. Первые подобные учебные заведения представляли собой систему ученичества при сановниках - знатоках конфуцианских канонов с конкретной целью передачи знаний и решения научных проблем. Численность учеников быстро росла - от 50 при основании первого тайсюэ до 30 тыс. в середине I в. н.э. (к 132 г. было построено 240 павильонов с 1850 залами для занятий) [2, с. 34]. А к VII в., периоду формирования системы императорских экзаменов, была создана уже сеть классических учебных заведений высшей ступени.

В целом содержание государственных экзаменов основывалось на тех же канонических конфуцианских текстах. В отдельные периоды истории в экзамены включалось и сочинение поэтических стихов, и написание эссе на современную политическую тематику.

Конкурсный отбор был трехступенчатым и проходил сначала на уровне области или уезда, затем - провинции, а завершающим был дворцовый экзамен. Добившийся низшей ученой степени - сюцай - удостаивался и формального права принадлежности к сословию ученых шэньши, и права сдавать экзамен на следующую ступень. Первую степень с VII по XIII вв. получали все, принимавшие участие в экзаменах, вне зависимости от показанных результатов. При последующих династиях Мин и Цин, т.е. с конца XIV в., она давалась лишь выдержавшим экзамен. Экзамены уездного значения проводились ежегодно, а на более высоких уровнях - раз в три года.

Чем же являлись по сути эти экзамены? В зарубежной китаеведческой литературе их, строго говоря, не называют
научной аттестацией, хотя в переводе китайские степени приравниваются к европейским - бакалавр, магистр и лиценциат. Успешная сдача экзаменов в Китае на любом из уровней сама по себе не обеспечивала получения чиновничьей должности. Для поступления на службу необходимо было пройти еще испытания в ведомстве чинов, а с середины VIII в. - в ведомстве обрядов, отвечавшем за всю процедуру экзаменов (однако назначение на должности оставалось за ведомством чинов). Другими словами, хотя конечной целью прохождения экзаменов было вступление в государственную должность (и в этом прослеживается четкое отличие от средневековой европейской системы научной аттестации), все же формально их результатом было лишь присуждение ученой степени. Удостоившихся высшей степени всегда было крайне мало (от 20 до 200 в год в разные периоды истории), причем лучшие пополняли ряды самых влиятельных организаций старого Китая, и прежде всего - академии "Ханьлинь" и цензората. Следовательно, по нашему мнению, правильнее говорить о феномене очень ранней ученой аттестации и системы ученых степеней в Китае, а также о сращивании процедуры получения ученой степени с последующим испытанием при поступлении на государственную службу.
Успех на императорских экзаменах обеспечивал высокий социальный статус и благосостояние.

Роль учебных заведений в получении ученых степеней на разных исторических этапах менялась. Среди допущенных к провинциальным экзаменам числились как лучшие из прошедших испытания в самих государственных высших учебных заведениях, так и победители императорских экзаменов в областных и уездных центрах. На более ранних исторических этапах были периоды, когда доля первых оказывалась ничтожна (из тысячи выпускников, ежегодно участвовавших в экзаменах, степень получали один-два десятка человек). Второй путь (в обход учебных заведений) формально давал возможность и простолюдинам вступить в государственную должность. В то лее время потомки аристократических родов на протяжении ряда веков все еще допускались к экзамену на высшую степень без участия в предварительных экзаменах - через не отмершую окончательно систему императорских милостей. В XI в. с этим яростно боролись реформаторы. Их усилия были направлены на то, чтобы дать выпускникам учебных заведений право на занятие должностей без последующего дополнительного участия в государственных экзаменах. Для этого требования выпускных экзаменов (которые стали принимать присланные двором чиновники) увязали с внешней экзаменационной системой. Получаемый ранг должен был соответствовать той из трех ступеней университета, которую закончил выпускник1 . Подобный порядок просуществовал недолго. Уже с середины XIV в. две экзаменационные системы - внутри высших учебных заведений и императорская - оказались практически неотделимы одна от другой: лица, не окончившие высшие учебные заведения, не допускались к участию в экзаменах на получение чиновничьей должности. С конца XV в. первым в системе императорских испытаний уже считался вступительный экзамен в уездное училище. Так учебные заведения превращались в трамплин к занятию должности в государственном аппарате. Весь учебный процесс был ориентирован на подготовку к государственным экзаменам. В последней четверти XV в. в число экзаменационных требований включили крайне схоластические "восьмичленные сочинения" (багувэнь)просуществовавшие пять столетий. Учебные заведения откликнулись на это новшество, сделав подготовку к ним основным содержанием учебных программ, что вело к еще большей формализации обучения и ограничивало развитие естественнонаучных дисциплин.
1 Лучшие из сдавших экзамены на высшей ступени обучения получали чиновничьи ранги, минуя дворцовые экзамены, а показавшие достаточно хорошие результаты допускались непосредственно к дворцовым экзаменам; и даже сдавшие хуже остальных получали право участия в провинциальных состязаниях.
Необходимость участия в экзаменах способствовала вовлечению в сферу школьного образования все большего количества людей из числа не только потомственной аристократии, но и средних и мелких помещиков. Конкурс на каждом из туров был жестокий. С конца X в. доля победителей на финальных экзаменах колебалась от 1 до 10% от количества соискателей (в зависимости от тура) [7, с. 198]. Экзамены были исключительно письменными и длились по нескольку дней, но для подготовки к ним требовались годы, а то и десятилетия упорного труда. Экзамен на получение первой степени обычно сдавали к 30 годам, второй - к 50, а высшей ступени иногда достигали после 70 лет.

Экзамены проводились в торжественной обстановке специально отобранными государственными сановниками и в специальных помещениях, вход куда был строго ограничен. Уже тогда претендентов проверяли на наличие посторонних предметов, метили экзаменационную бумагу, запрещали экзаменаторам покидать экзаменационные помещения, а до начала туров - общаться с претендентами. Результаты экзаменов вывешивались на всеобщее обозрение. Тем не менее коррупция приобретала такие масштабы, что уже в середине XVII в. прошли судебные процессы по этому поводу, а уж мелкие мошенничества (сдача экзаменов вместо другого, сокрытие социального положения экзаменующегося, взяточничество и пр.) неоднократно описаны в художественной литературе. Герои романов собирают рекомендации (без них не допускали к экзаменам) обманным путем и дают взятки. А с другой стороны, император и придворные проваливают соискателя только из-за его непрезентабельной внешности (это реальный исторический факт). Психологическая нагрузка экзаменующихся была столь велика, что у некоторых сдавали нервы, недаром одно из исследований по этой проблематике названо "Экзаменационный ад" [4].

Единообразие и формализм экзаменационных заданий, безусловно, имели и отрицательную сторону. Авторы китайских романов и повестей XVII-XIX вв. сетуют на то, что экзаменационная система отбрасывает "личностей выдающихся и героических" и закрепляет положение ординарных начетчиков (замечание, которое можно распространить и на экзаменационные испытания других эпох и других стран) [5]. В произведениях XVIII-XIX вв., например в переведенных в России "Сон в Красном Тереме" Цао Сюецина и "Неофициальная история конфуцианцев" У Цзинцзы, отношение авторов, которые сами так и не смогли получить ученую степень, к системе императорских экзаменов абсолютно отрицательное, что связывается и с неприятием ими государственной службы, и с превращением "ученья в средство сделать карьеру".

Оценка исторической и культурологической роли системы императорских экзаменов в Китае с позиций сегодняшнего дня - проблема не только прошедшей в Сямэньском университете конференции, ей посвящены и многочисленные тома исследований китайских и зарубежных ученых. Догматизм и формализм этой системы все отчетливей проявлялись на протяжении веков и с трудом поддавались совершенствованию (хотя такие попытки предпринимались в разные исторические периоды). Причина этого во многом связана с важнейшей ролью экзаменационной системы в утверждении конфуцианской идеологии как государственной доктрины. В частности, в программе реформатора XI в. "Совершенствовать порядок государственных экзаменов" звучало требование отказаться от механического зазубривания и постигать смысл трудов конфуцианских классиков [6, с. 132]. Наиболее решительные шаги в направлении модернизации экзаменационной системы предпринимались сразу после Опиумных войн в 60 - 70-е гг. XIX в. Но только в самом конце XIX в. буржуазным реформаторам удалось добиться значительных преобразований - замены вышеупомянутых схоластических сочинений по толкованию древних книг на ответы по поводу злободневных конкретных тем и проблем государственного управления, китайской истории и, что принципиально важно, достижений современных западноевропейских наук [7, с. 103, 202 - 203], прежде всего математики. Тем не менее ничто уже не в силах было реанимировать застывшую за многие века систему.

Российские ученые еще в 1970-е гг. отмечали недостатки этой системы, но в целом оценивали ее как "успешную и эффективную", ибо "сложный трехступенчатый барьер служил надежной гарантией того, чтобы на высшую ступень попадали лишь действительно хорошо поднаторевшие в своем ремесле конфуцианцы" [3, с. 200].

Вся Европа завидует китайской просвещенности. Думается, что приблизительно такой увидели эту систему и побывавшие в XVI-XVII вв. в Китае иноземцы. Для них это был уникальный феномен, подобного которому не было в Европе. И действительно, нет никаких свидетельств существования устных либо письменных испытаний в учебных заведениях древней Греции или Рима. Само появление университетов в Европе относится только к XII в., а степени доктора или бакалавра теологии были неизвестны до 1215 г. Самое раннее достоверное упоминание о проверке знаний по гражданскому и общему праву в университете Болоньи датируется 1219 г., а термин "экзамен" встречается лишь с 1612 г. [8, с. 271], что наводит на мысль, что он мог возникнуть под влиянием полученных через М. Риччи сведений о Китае. Вплоть до начала XVIII в. экзамены в европейских университетах проводились только устно - в форме либо вопросов-ответов, либо диспута или публичной лекции с защитой своих тезисов. Испытания вели к присуждению одной из трех по уровню важности ученых степеней: бакалавра, магистра (лица не моложе 21 года, проучившиеся не менее 5 - 7 лет) и лиценциата. Да и сами степени были скорее рекомендацией на право преподавания или ведения медицинской практики. Начало формирования универсальной системы государственных экзаменов, в частности в Германии, немецкие ученые относят к XVIII в., а ее официальное признание - к XIX в. До этого периода в Европе то, что сегодня называется "экзаменом", не носило состязательного характера: это было скорее праздничной демонстрацией успехов, необязательной для назначения на государственные посты. Необходимо подчеркнуть, что до конца XVIII в. все экзамены в Европе были внутриуниверситетскими, а не общегосударственными.

В таких условиях не удивителен интерес всех попадавших в Китай в XVII в. путешественников и миссионеров к системе государственных экзаменов, столь не похожей ни по форме (письменные сочинения состязательного характера), ни по целям на практику их стран. Наиболее ранние из подробных описаний этой системы на рубеже XVI-XVII вв. оставили португальцы С. Перчес и А. Семедо (их книга была переведена на английский язык в 1655 г.) и француз Н. Триголь (1616 г.).

 

наверх