На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Несториане

ВЕЛИКАЯ ЦЕРКОВЬ ВОСТОКА. Несториане Знаменитый среднеазиатский ученый Абурейхан Бируни, живший в конце Х - первой половине XI в., писал о своем времени: "...а большинство жителей Сирии, Ирана и Хорасана - несториане". Для понимания этого сообщения напомним: Хорасан - область, в эпоху средневековья занимавшая Северо-Восточный Иран, часть Южного Туркменистана (главным образом, Мервский оазис) и северо-западную часть современного Афганистана.

А несторианами называют христиан - последователей константинопольского патриарха Нестория (428-431 гг.), которые по- иному, нежели приверженцы ортодоксального учения, понимали природу Христа. Впрочем, нас, исследователей, интересовали не тонкости догматики, а то, что несторианство - одно из пяти основных направлений христианства, распространилось далеко на Восток.

Сообщение Бируни заставляет коренным образом пересмотреть обычные представления о культуре народов, населявших в раннесредневековое время огромные пространства Переднего и Среднего Востока: от Средиземного моря до глубинных районов Центральной Азии. К сожалению, история восточного христианства изучена далеко не полностью. Причин тому несколько.
Во-первых, в силу различных обстоятельств христианство на этих просторах в XIII в. почти полностью исчезло. Небольшие несторианские общины сохранились только в Восточной Сирии, Северном Ираке и на Малабарском побережье Индии. Естественно, что тогда погибла основная часть литературы, созданной их единоверцами. Большинство из сохранившихся произведений (написанных на сирийском языке) оказалось в книгохранилищах Ватикана. В XVIII в. они были изданы сотрудником папской библиотеки Ассемани. Позднее совершенно неожиданно для исследователей главное пополнение источников пришло из Восточного Туркестана (ныне - Уйгуро-Синьцзянский автономный район КНР). Работавшие там в конце XIX - начале XX в. европейские археологические экспедиции нашли фрагменты довольно многочисленных христианских произведений на парфянском, сирийском, согдийском и других языках (впрочем, это капля в море литературы, которая когда-то существовала). Открытия тех лет доказали: христианство проникло не только сюда, но и в Китай.
Не меньшее значение имеет и то обстоятельство, что археологические памятники христианства на Востоке почти неизвестны, если, конечно, не считать дома христианской общины в городе Дура-Европос на Евфрате, открытого в начале 30-х годов экспедицией нашего выдающегося соотечественника (тогда - эмигранта) М. И. Ростовцева; две последовательно существовавшие церкви в Ктесифоне (территория современного Ирака); памятники острова Харк в Персидском заливе; церковь в Мервском оазисе; надгробные надписи в восточной части Средней Азии; древности Восточного Туркестана - вот почти и все.
Две другие причины носят не объективный, а, скорее, идеологический характер. Прежде всего, как справедливо сказал современный сирийский ученый Айтия, европейские ученые, будь то католики или протестанты, не могут освободиться от внутреннего убеждения в том, что восточное христианство - нечто второсортное по сравнению с западным. Практические следствия такого отношения достаточно многообразны. При сопоставлении высказываний восточных и западных раннехристианских авторов в случае их расхождения предпочтение всегда отдается последним. Свидетельства несториан очень часто рассматривают как малодостоверные или легендарные. К тому же специалисты из Европы, как правило, недостаточно осведомлены об археологических открытиях в Средней Азии.
Важно и другое - речь идет о подходе к данной проблеме в научной литературе советского времени. Разумеется, никакого прямого запрещения заниматься изучением восточного христианства тогда не существовало. Однако присутствовали скрытые препятствия. В библиотеках, даже центральных, не говоря уже о находящихся в среднеазиатских республиках СССР, почти полностью отсутствовала новая литература на эту тему. В результате образовался разрыв между знанием специалистов о конкретном археологическом памятнике и их же знанием проблемы в целом. Для огромного большинства наших ученых наиболее авторитетными долгое время оставались работы академика В. В. Бартольда, последняя из которых была опубликована в 1916 г.
Перечисленные обстоятельства затрудняют создание надежной истории восточного христианства. Конечно, авторы данной статьи не претендуют на то, чтобы решить или даже поднять все или хотя бы большинство из требующих решения вопросов. Мы надеемся лишь пунктирно обозначить некоторые из них и современные методы подхода к ним. Для этого необходимо указать на некоторые общеисторические рамки.
Распространение христианства на Восток в I - самом начале III в. означает проникновение его в пределы Парфянской державы - главного соперника Римской империи. В 20-е годы III в. на смену Парфии приходит Сасанидское государство - на протяжении ряда веков главный соперник Византийской империи.
Наконец, последнее замечание. Христианская церковь, возникшая и развивавшаяся здесь не называла себя несторианской. Ее официальное название - Великая церковь Востока.
МИССИЯ АПОСТОЛА ФОМЫОдно из важнейших событий истории, надолго определившее пути развития мировой цивилизации, - распространение христианского вероучения, начавшееся в 30-е годы I в. Ранний его этап на Западе, в пределах Римской империи, хорошо документирован "Деяниями апостолов", произведением, которое, по практически единодушному мнению исследователей, написано апостолом Лукой. К сожалению, одновременно начавшаяся миссия на Восток была лишена такого летописца. Разрозненные и разновременные сведения о событиях тех лет гораздо сложнее объединить в единую непротиворечивую картину.
Однако сам факт этой миссии не подлежит сомнению. "Деяния апостолов" ясно показывают: проповедь христианства велась тогда исключительно среди еврейского населения Империи - в синагогах. В пределах же Парфянского государства, особенно в Месопотамии, оно было весьма многочисленным, активным, хорошо организованным и пользовалось значительной внутренней автономией. Кроме того, поддерживало самые тесные контакты с Палестиной. Как свидетельствуют "Деяния", в праздник Пятидесятницы в Иерусалиме находились иудеи из 16 стран. В их числе
обитатели Парфии: собственно парфяне, мидийцы, эламиты и жители Месопотамии. Таким образом, ранняя миссия на Восток, в пределы Парфянского царства, исходя хотя бы из этих соображений, была неизбежной.
Главным проповедником христианства на Востоке считается апостол Фома. Хотя в христианской традиции назывались и иные имена, несторианская церковь рассматривала именно его как своего апостола. При встрече с римскими кардиналами (в конце XIII в.) раббанн
Саума (великий периодевт несторианской церкви) так отвечал на вопрос, кто проповедовал там, откуда он пришел: "Map Фома, Map Аддай и Map Мари проповедовали в нашей стране". Порядок перечисления не случаен: он отражает хронологическую последовательность, признававшуюся несторианской церковной традицией. В "Хронографии" Ильи бар Шиная (жившего примерно в 975- 1008 гг.) также утверждается приоритет апостола Фомы в распространении христианства на Востоке.
Существуют, однако, значительные расхождения относительно того, где конкретно проповедовал Фома. Обычно исследователи указывают два варианта. По одному, когда апостолы по жребию распределяли страны, где они будут проповедовать, Фоме выпала Парфия. Согласно другому - Индия. Первую версию развивали такие раннехристианские писатели, как Ориген, Псевдо-Климент, Евсевий Кесарийский, Руфин изАквилеи и Сократ Схоластик. Индия же названа в трудах Ефрема Низибинского, Григория Низианзина, святых Амвросия и Иеронима.
Но существует еще одна версия, на которую обычно не обращают достаточного внимания. В произведении "О двенадцати апостолах", созданном, как считается, в IV в. и приписываемом Ипполиту, сказано: "Фома же по четвертому жребию должен был благовестие возгласить парфянам, мидийцам, персам, гирканцам, бактрийцам и маргианцам. В индийском городе Каламен он умер и был погребен". Практически те же сведения мы находим у богословов Псевдо-Дорофея, Бар Эбреуса и в Римском мартирологе (под 21 декабря - дне святого Фомы), почти буквально воспроизводит их и Исидор Севильский. В более поздней несторианской традиции (представленной, в частности, у митрополита Басры Map Соломона) говорится, что Фома распространял христианство у парфян, мидийцев и индийцев. Индийский царь убил его за то, что он окрестил его дочь.
В этом варианте объединены два других: парфянский и индийский. Для понимания его значения необходимо обратиться к "Деяниям Иуды Фомы апостола" - апокрифическому сочинению, известному в ряде версий на различных языках. Древнейшая из них - сирийская. Она приобрела окончательную форму в самом конце II или начале III вв. в Эдессе (современная Урфа на юго-востоке Турции) под пером великого ученого, поэта и церков
ного деятеля Бар Дайсана (Бардесана) или его учеников.
Не входя в рассмотрение всех сложных вопросов, связанных с этим произведением, порожденных как его жанровой спецификой, так и длительным существованием перед приобретением окончательной формы, отметим только два обстоятельства: действие происходит в Индии и одним из главных героев его является царь по имени Гундофар. Эти сведения хорошо согласуются с данными нумизматики и эпиграфики. А они свидетельствуют: примерно в то время, когда апостол Фома должен был совершить путешествие на Восток, на юге современного Афганистана и северо-запада Индостана существовала парфянская по своему происхождению династия, которую в Индии называли Пахлавами, а современные нам исследователи - Индо- Парфянской. Ее правители захватили значительную часть Гандхары и Пенджаба, иногда их контроль распространялся далее на восток - вплоть до Матхуры. Таким образом, историческая реальность полностью согласуется с третьей из перечисленных выше версий, где органически соединены парфянская и индийская темы. Но поразительнее другое. Основателем этой династии был царь Гондофар, правивший с 20 по 46 гг. Память о его деяниях надолго сохранилась в иранской эпической традиции вплоть до "Шахнаме" Фирдоуси (около 940-1020 или 1030).
В результате мы достаточно смело можем констатировать: местный материал подтверждает христианскую традицию о раннем проникновении новой религии (в форме иудео-христианства) на территории Центральной Азии и северо-западной части полуострова Индостан.
Надо сказать, что в Индии и в настоящее время есть церковь, определяющая себя как "Христиане апостола Фомы" и твердо придерживающаяся тезиса преемственности от крещенных апостолом. Следует также подчеркнуть: к ней восходят и некоторые другие (Сирийская православная церковь, Сиро-Малабарская католическая церковь, Сиро-Маланкарская католическая церковь), охватывающие основную часть христиан Индии.
СТАНОВЛЕНИЕ ЦЕРКВИ ВОСТОКАМиссия апостола Фомы только посеяла зерна христианства на Востоке. Дальнейшая его судьба определялась деятельностью упомянутых нами Map Аддая и Map Мари - несторианская традиция ставила их вслед за Фомой. Согласно ей, Аддай проповедовал в Эдес-се, а Мари стал первым епископом в столице Парфянского царства - Ктесифоне.
Эдесса была столицей небольшого государства Осроены, расположенного между парфянским и римскими владениями. Этот по культуре чисто парфянский город на протяжении многих веков оставался одним из основных центров сирийского христианства. Его ранняя история отражена в благочестивой легенде, наиболее подробно рассказанной в "Учении Аддаи апостола". Ядро легенды - "переписка" Христа и царя Осроены Абгара и принятие последним христианства в качестве государственной религии. В действительности же упомянутое событие происходило в конце II в. при царе Абгаре VIII. Важным элементом легенды является преемственность Аддаи от Фомы и более высокое место второго по сравнению с первым. Фома - один из 12 апостолов, Аддаи - его ученик, один из 72.
При всей мифичности многих элементов данного повествования, в нем есть и рациональное зерно. Осроена действительно была первым царством, где христианство приобрело государственный статус. Правда, всего на несколько лет, так как вскоре его поглотила Римская империя.
Хотя ранняя история христианства в Парфянском царстве известна мало, можно не сомневаться, что распространение его не встречало того противодействия со стороны власти, какое было в Римской империи. Многократные гонения на христиан, тысячи мучеников за веру - ничего подобного в Парфии, в отличие от Рима, не было, поскольку она отличалась веротерпимостью. Во всяком случае, к моменту, когда Парфия погибла и к власти пришла династия Сасанидов, на ее территории уже насчитывалось более 30 епископских кафедр. 
Основатель новой династии Ардашир I был жрецом богини Анахиты и ревностным зороастрийцем. Сасаниды придерживались теократической модели правления, и постепенно с помощью зороастрийского клира стала вырабатываться жесткая формула: "Алтарь - опора трона, трон - опора алтаря". Естественный результат - давление на христиан. Особенно оно усилилось после того, как император Константин сделал христианство государственной религией в Римской империи (313 г.). Сасанидские власти видели в ее приверженцах прямых агентов своих врагов внутри государства. Римские (а позднее - византийские) императоры подливали масла в огонь, используя вопрос о положении христиан в качестве предлога для вмешательства во внутрииранские дела. Вследствие этого усилились гонения, неоднократно обрушивавшиеся и на церковь. Особенно тяжкое наказание предусматривалось для тех, кто способствовал обращению в новую веру мага (служителя зороастрийского культа).
Однако рассматривать положение христиан в Сасанидском государстве только в негативной перспективе неправильно. Несколько обстоятельств смягчали ситуацию. Прежде всего основная часть христианского населения жила в пограничных провинциях, а непрерывные войны между двумя государствами делали опасными любые конфликты. Кроме того, это были главным образом ремесленники и купцы, т.е. люди, дававшие значительные поступления в царскую казну. Значительный процент составляли бывшие жители сирийских городов, переселенные в различные районы Сасанидского государства после победоносных по
ходов царя Шапура II (в середине III в.) специально, чтобы содействовать повышению там уровня ремесла и искусства. Правительство создавало особые условия для этих переселенцев, хотя среди них было много представителей духовенства, включая епископа Антиохийского. Наконец, в V в. христиане Сасанидского царства приняли несторианскую трактовку природы Христа, которую осудил Эфесский собор.
Итак, на политику по отношению к христианам влияли разные факторы и различные силы, делая ее достаточно противоречивой. Гонения сменялись длительными периодами мира. Несторианство постепенно завоевывало государство Сасанидов. Целый ряд царей относился к нему достаточно толерантно, новую веру принимали высокопоставленные придворные и даже члены царского рода. Постепенно укреплялась структура этой церкви. Епископ Ктесифона занял первенствующее место и стал ее главой с титулом патриарх и католикос. Существовало 96 епископских и 10 митрополичьих кафедр. Достаточно регулярно собирались
Синоды, обсуждавшие важнейшие вопросы жизни церкви. Имелась своя духовная высшая школа - сначала в Низибине (Месопотамия), затем - Эдессе.
К концу существования Сасанидского государства (середина VII в.) несторианство на огромных пространствах от Евфрата до Амударьи превратилось в могучую силу. Некоторые исследователи даже считают, что в то время большинство населения региона составляли приверженцы этого учения.
МИТРОПОЛИЯ МЕРВАОсобое место среди митрополичьих кафедр несторианской церкви занимала мервская.
Мерв - крупный город на восточной окраине царства Сасанидов. По масштабам того времени он имел огромные размеры (4 км) и был центром большого оазиса в дельте реки Мургаб. Именно отсюда шла проповедь христианства среди кочевых и оседлых народов Средней Азии, Восточного Туркестана и даже Китая.
Руины Мерва находятся рядом с маленьким современным городом Байрам-Али (Туркменистан). В состав памятника входят два городища: Эрк-кала и Гяур-кала. Первое - цитадель, второе - собственно город. В сасанидскую эпоху в его окрестностях располагалось несколько десятков деревень и даже маленьких городков.
В нашем распоряжении есть источник, содержащий описание первых шагов христианства в Мерве. Это "Хроника Сеерта" - арабский текст, явно переведенный с сирийского и представляющий собой нечто вроде официальной истории несторианской церкви.
Один из важных ее эпизодов - деятельность Бар Шабы, первого миссионера в Мерве. Согласно преданию, он был из числа жителей Сирии, переселенных в Ктесифон после походов Шапура I. По всей видимости, грек по происхождению, поскольку в тексте говорится о том, что в Ктесифоне выучил сирийский и персидский языки. Будучи врачом. Бар Шаба излечил жену (она же - согласно тогдашнему обычаю - сестра) царя Ширарин и убедил ее в необходимости принять крещение. Царица после этого получила развод, стала женой родственника Шапура марзбана (наместника) Мерва. Перед тем как покинуть столицу, Ширарин потребовала возвести в епископское достоинство Бар Шабы. Она проповедовала христианство, которое с восторгом воспринималось населением. После рождения у нее сына Ширарин получила у царя Шапура разрешение на прибытие Бар Шабы в Мерв, и он в сопровождении священников и дьяков с литургическими книгами триумфально вошел в город. Затем рассказывается об успехах евангелизации, строительстве церквей и т.д. Завершается этот апологетический очерк сценой смерти Бар Шабы, воскресением его после мольбы всех горожан и еще многолетним служением на посту первого мервского епископа.
Предание о деятельности Бар Шабы, подобно многим таким произведениям, представляет смесь реальных фактов и канонов, обязательных для агиографического сочинения.
В современной литературе нет расхождения относительно именно такого понимания данного текста. Они касаются только того, на какое время приходится деятельность Бар Шабы. Большинство авторов относят ее не к периоду царствования Шапура I (240?-272 гг.), а Шапура II (309-379 гг.). Однако вряд ли можно согласиться с подобной трактовкой. Прежде всего в самой "Хронике" исторический материал расположен по достаточно строго выдержанному хронологическому принципу и рассказ о Бар Шабе помещен в контекст царствования именно Шапура I. Вся собственно историческая информация (пленные из Сирии, имя разбитого римского императора и т.д.) полностью соотносятся со временем правления именно этого сасанидского царя. Еще одно доказательство - сохраненное несторианской традицией упоминание, что католикос Пап (последняя четверть III - начало IV вв.) назначает епископа в Мерв.
По всей видимости, предание о Бар Шабе пользовалось популярностью у несториан. Археологические исследования в Восточном Туркестане дали еще две версии его жизнеописания: сирийскую и согдийскую. Необходимо подчеркнуть: среди многочисленных текстов христианского содержания, найденных здесь, только эти два можно считать церковно- историческими. Создается впечатление, что несториане полагали, будто деятельность Бар Шабы дала начало христианству не только в Мерве, но и во всех районах к востоку от него. 
Письменные источники свидетельствуют об укоренении христианства в этом регионе. Епископы, а затем митрополиты Мерва принимают участие в большинстве Соборов несторианской церкви (в 424, 486,497, 554, 585 гг.), в выборах патриарха-католикоса, их голос оказывается иногда решающим во внутрицерковных конфликтах, как, например, в 20- х годах VI в., после смерти патриарха-католикоса Ши-лы. Некоторые их них пользовались огромной славой (скажем, Илья, прозванный "апостолом тюрок").
В окрестностях создаются монастыри, приобретающие всеобщую известность (Егалгал св. Map Георгиев Марвазайя, Map Давида Бар Наутара). Кроме того, несториане, выходцы из Мерва, основывают обители на Западе (например, монастырь Самаруна в Палестине, учрежденный св. Map Иосифом Марвазайя). И несторианские, и арабские авторы рассказывают о том, что последний сасанидский царь Иездигерд III, погибший в Мерве, был похоронен христианами (по некоторым свидетельствам - в саду митрополита).
Помимо письменных источников, о распространении христианства в этом регионе свидетельствуют также и археологические данные. К северу от Мерва советские ученые в 60-е годы XX в. исследовали руины церкви (местные жители называют ее Хароба-Кошук). В пределах самого города найдена форма для отливки бронзовых крестов. Наконец, среди монет, выпускавшихся тут в V-VI вв., попадаются совершенно нетрадиционные: на оборотной стороне у них изображение креста, что служит ярчайшим свидетельством популярности несторианства в Мерве.
Сейчас трудно объяснить причины полной гибели Великой церкви Востока. Первые удары ей нанесло арабское завоевание, однако она выстояла. Гораздо более тяжелыми оказались последствия монгольского. Вроде бы положение несториан в первые десятилетия господства кочевников было достаточно хорошим, о чем свидетельствуют рассказы путешественников итальянца Марко Поло и фламандца Виллема Рубрука. Можно только предполагать, что причиной упадка, а затем и полной гибели несторианства в Восточном Туркестане, Центральной Азии и Иране была чрезмерная близость иерархов церкви к власти. Вначале власть помогала, но когда началось изгнание кочевников, она, погибая сама, утащила с собой в небытие и несторианскую церковь.

Доктор исторических наук Г. А. КОШЕЛЕНКО, кандидат исторических наук В. А. ГАИБОВ, Институт археологии РАН  http://kocmi.ru/velikaya-cerkov-vostoka.html 

Картина дня

наверх