На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Украшения Марии Стюарт

История украшений и тайны гардероба Марии Стюарт

в разделе 

«Королевская мантия», «царский наряд», «сокровища Короны» - все эти выражения характеризуют материальные признаки власти. Роскошные одежды и ценные украшения были символами успеха и могущества с древних времен. В 16 веке количество драгоценностей, качество тканей и отделка одежды говорили о положении человека в обществе.

Мария Стюарт была всемирно знаменита своими украшениями, которые сопровождали каждое ее платье. В описи материального имущества Королевы Шотландской, изданной в 1843 году (Клубом Bannatyne) есть некоторые любопытные сведения о ее драгоценностях, которые вследствие исторических событий перешли в другие руки, при грустных или же романтичных обстоятельствах.

 

Как и королева Елизавета, Мария придавала огромное значение роскоши своего одеяния. Свадебный наряд, в котором она выходила замуж за дофина Франции в 1558 году, упомянут в Руанской описи церемониала как "настолько великолепный в стиле и художественном оформлении, что для любого пера невозможно отдать должное его деталям." Королева была одета в белое свадебное платье – новшество, которое ввела в мировую моду именно она. До момента исторического брака Марии Стюарт и Франциска II Валуа во Франции существовал обычай использовать в качестве свадебного красный цвет. Мария же предпочла облачиться в платье белого цвета, из атласной ткани, расшитой жемчугом. Ее плечи украшала мантия изумительной длины, сплошь покрытая драгоценными камнями. На голове Королевы была изящная золотая корона, украшенная алмазами, жемчугом, рубинами и изумрудами огромной ценности. Шею невесты украшал редкий драгоценный камень – огромный рубин, известный в истории как «Великий Гарри». Это была личная собственность Марии, полученная от ее прадеда – короля Англии Генриха VII. Во время своего правления на родине Королева установила его в центре шотландской короны.

Мария Стюарт и "Великий Гарри": Портрет Марии Стюарт. В руке у Королевы - кулон с рубином "Великий Гарри".

Мария Стюарт и "Великий Гарри":Портрет Марии Стюарт. В руке у Королевы - кулон с рубином "Великий Гарри".

 

После смерти Франциска II Мария Стюарт покинула Францию и прибыла в Шотландию. С собой Королева привезла множество роскошных платьев и украшений – «mony costlie jewells and goldin wark», как писал епископ Лесли. Среди украшений были золото и драгоценные камни, восточный жемчуг.

Почти все портреты Марии Шотландской представляют ее в блеске драгоценностей, столь же изобильном, как у ее исторической соперницы - королевы Елизаветы I. Платья, которые мы можем видеть на портретах Королевы Шотландской и Королевы Английской тоже очень похожи, только воротник последней имеет более внушительные размеры. В гардеробе Марии были наряды разных цветов - синего, серого, зеленого, желтого, черного, цвета гвоздики, цвета серебра и золота. В числе нарядов была мантия, отороченная горностаем, и халат каштанового бархата, отделанный серебряным шнуром. Мария имела и «горный костюм» - традиционную клетчатую одежду одного из горных кланов. К парадным платьям королевы прилагались наборы драгоценностей, которых у Марии было три: один из рубинов, алмазов и белого жемчуга; один из сапфиров; один из черного жемчуга.

Состав платяного шкафа Марии Стюарт, помимо большого количества дорогостоящих платьев, включал в себя большое разнообразие капотов, чепцов, шляп и бархатных «баретов». Ее вуали, сделанные главным образом из крепа, были украшены кружевом и жемчугом. Гардероб Марии включал пятьдесят элегантных и роскошных нарядов. Однако здесь Королеву Шотландскую удалось затмить Елизавете – она обладала двумя тысячами великолепных платьев.

В завещании, написанном Марией Стюарт перед рождением ее сына (по причине опасения гибели при родах) Королева оставила список даров, которые в случае смерти завещателя должны были перейти к родственникам и близким. Мужу - лорду Дарнли - Мария завещала крест «Saint Michael», сделанный из сорока алмазов; цепь из алмазов и жемчуга, состоявшую из двадцати четырех частей; двенадцать больших застежек, украшенных алмазными розами; двенадцать больших драгоценных камней и золотые часы, инкрустированные десятью алмазами и двумя рубинами. Мария также завещала мужу и своему будущему наследнику рубин «Великий Гарри» и семь самых крупных алмазов – с условием, что драгоценности будут всегда принадлежать короне. В том же списке были две рубиновых цепи, состоявшие из двенадцати частей - каждая из двух рубинов, двух алмазов и жемчуга. Одна цепь предназначалась для лорда Дарнли, другая - для крестника Королевы, Фрэнсиса Стюарта.

 

Кольцо с сапфиром, принадлежавшее Марии Стюарт: Hamilton Collection, Lennoxlove House

Кольцо с сапфиром, принадлежавшее Марии Стюарт:Hamilton Collection, Lennoxlove House

 

Другим близким людям Мария оставила часть не менее впечатляющих даров. Графине Леннокс, матери лорда Дарнли, был завещан роскошный алмаз, имевший необычную огранку. Босуэлл получил плоскогранный алмаз, оправленный в черную эмаль, и драгоценный штандарт, украшенный одиннадцатью алмазами и одним рубином. Жене графа - леди Джанет Босуэлл - предназначались чепец, воротник и пара рукавов, украшенных рубинами, жемчугом и гранатами.

Почти ничего из длинного списка этих сокровищ не дошло до наших дней. Утрата драгоценностей Королевы началась с ее сближения с Босуэллом. Существуют данные, что перед серединой июня 1567 года, когда Мария и Босуэлл расстались на холме Карберри, чтобы никогда не встретиться снова, Королева растратила на графа драгоценности, оцененные в шесть тысяч фунтов стерлингов.

Драгоценности, растраченные как подарки, при подсчете учитывались вместе с украшениями, проданными Королевой в период 1566 -1567 годов. Бедственное положение, в котором оказалась Мария Стюарт в этот период, иллюстрировала свадебная церемония бракосочетания Королевы и графа Босуэлла. Эта свадьба свершилась в Холируде 15 мая 1567 года. Брак был заключен по протестантскому обряду, который совершил епископ Оркнейский. В сравнении с двумя предыдущими свадьбами Марии Стюарт, праздник не был отмечен ни весельем, ни роскошью. Мария даже не имела возможности надеть новое платье, поэтому специально для церемонии перешили ее старый наряд. В этом облачении сочетались желтый и черный цвета. Лорду Босуэллу Королева не смогла поднести богатые дары, лишь предложила украсить костюм меховой накидкой, тоже перекроенной из старого плаща.

Щедрость Марии оказалась фатальна для ее материального состояния. Но основная утрата сокровищ была связана не с дарами Королевы, а с тем расхищением ее ценностей, которое состоялось после низложения Марии и ее заключения в замок Лох-Ливен. За несколько дней до того, как пленница бежала оттуда, граф Меррей тайно отослал на продажу в Лондон несколько отборных камней Марии и ее знаменитые жемчуга. Этот жемчуг Мария Стюарт получила в юности в дар от Екатерины Медичи. Украшение считалось самым великолепным в Европе и королева Елизавета хвалилась, что получила первое предложение о приобретении. «Она вчера видела их в присутствии Графов Пембрука и Лестера и объявила, что они беспрецедентной красоты» – писал Екатерине Медичи французский посол при английском дворе. Посол описал вожделенный предмет как шесть нитей крупного жемчуга, собранных в ожерелье, плюс несколько отдельных нитей, состоявших из еще более крупных и редких жемчужин. Цвет жемчуга был описан как «черный мускат» - очень редкий и ценный вид жемчужин, имеющий глубокий фиолетовый оттенок, подобный цветку винограда сорта Мускат. Эти жемчуга были оценены в Лондоне в огромную сумму. За обладание ими пыталась бороться Екатерина Медичи, но в итоге сокровища были проданы Елизавете.

 

Обручальное кольцо Марии Стюарт и Лорда Дарнли: Victoria & Albert Museum

Обручальное кольцо Марии Стюарт и Лорда Дарнли:Victoria & Albert Museum

 

После окончательного низложения Марии Стюарт и ее бегства в Англию большинство драгоценностей Королевы остались в Эдинбургском Замке. Они оставались там и после того, как крепость досталась регенту Меррею. В течение трех лет уцелевшие сокровища были главным источником средств для новой власти. В 1570 году некоторые из ценностей королевы, ее платья и ткани были посланы в Лондон для продажи. Но осторожные министры английской королевы не только остановили продажу под предлогом отсутствия согласия собственника, но и приказали задержать товары. Английский рынок был закрыт для сбыта этих вещей, и тогда ценности повезли в другие страны. Часть алмазов Королевы была продана тогда во Франции, часть тайно ушла к секретному агенту Елизаветы по цене 2 500 фунтов. Другие камни и ценности были, как говорят, в разное время отданы в залог Эдинбургским торговцам и ювелирам. После капитуляции королевского замка граф Мортон, ставший регентом, проявил отчаянную решимость захватить все ценности, чудом уцелевшие в крепости. Там были обнаружены символы государства - корона, скипетр и меч. Мортон при помощи Парламента пытался возвратить государственные сокровища из частных рук и отчасти преуспел в этом – он вернул шесть заложенных украшений и пятнадцать драгоценных камней - алмазов. Рубин "Великий Гарри" был с большими трудностями конфискован у вдовы графа Меррея. Этот драгоценный камень пережил вступление Иакова VI на английский трон.

Несмотря на свою сложную судьбу, некоторые из драгоценностей Марии Стюарт сохранились до наших дней, находясь во владении частных лиц. Среди них - часы французской работы, принадлежащие господину Торренсу, министру Гленкросс. Эта вещь, вместе с изящным небольшим драгоценным камнем, названным «пасьянсом», завещалась Марией в ночь перед ее казнью французской леди по имени Масси (Massie). Часы можно описать как маленькие и круглые, в черной шагрени, отделанной золотыми звездами, с крестовиной, сформированной из геральдических лилий. Поверхность циферблатного диска сделана из белой эмали, на которой видны старинные римские числа. Сохранилось имя производителя - Etienne Hubert, Руан.

Камень «пасьянс», который был завещан с часами - одно из тех легких изящных треугольных украшений, которое иногда можно увидеть на портретах Марии. Украшение представляет собой крошечного эмалированного Купидона в оправе из золота и драгоценных камней- плоскогранных алмазов, гранатов и подвесного жемчуга.

 

Ожерелье, подвеска и медальон

Ожерелье, подвеска и медальон

 

 

Ожерелье, подвеска и медальон. Крупный план.

Ожерелье, подвеска и медальон. Крупный план.

 

Среди других уцелевших украшений Марии Стюарт можно назвать золотое ожерелье, один фрагмент декоративной застежки и золотой медальон. Медальон был подарком преданного слуги Королевы Жиля Мобри (Giles Mowbray) и предположительно предназначался для хранения благовоний. Ныне эти вещи хранятся в одном из музеев Шотландии.

Холирудский замок представляет в экспозиции золотое украшение в виде круглого футлярчика, в котором хранили ароматический состав - «Mary's Pomander». Подобные вещи широко использовались в 16 столетии.

 

Футляр для благовоний - Mary's Pomander

Футляр для благовоний - Mary's Pomander

 

В Национальном музее Шотландии представлено украшение, известное как «Камея Марии Шотландской». Это золотой медальон в форме сердца, закрепленный на трех коротких цепочках. В центре украшения находится ониксовая камея с рельефным профилем Марии Стюарт.

 

Кулон «Камея Марии Шотландской»

Кулон «Камея Марии Шотландской»

 

Медальон изготовлен из золота и эмали, которая украшает металл рисунком в виде цветов и листьев нежно-зеленых, синих и белый тонов. Золотая оправа украшена бриллиантами и большим рубином. Камея имеет французское или итальянское происхождение, но кулон – работа шотландского мастера конца 16 века. История этого медальона не известна. Однако существуют доказательства того, что монархи шестнадцатого столетия дарили своим поданным в качестве награды или знака особой милости камеи с собственным изображением.

 

Медальон с распятием

Медальон с распятием

 

В ирландском городе Лимерик, в музее Хант хранится медальон с распятием, который тоже считается одной из уцелевших реликвий Марии Стюарт. Материалы этого изделия – золото и эмаль. Медальон имеет испанское или английское происхождение.

 

Корона, скипетр и меч, которые использовались на коронации Марии Стюарт

Корона, скипетр и меч, которые использовались на коронации Марии Стюарт

 

В Эдинбургском Замке можно увидеть корону, скипетр и меч, которые использовались на коронации Марии Стюарт. Корона является репликой более раннего царского венца. Это старейшая корона из всех, хранящихся в Британии.

 
© Maria-Stuart.ru

Картина дня

наверх