На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Казак – означает демократ (О природе происхождения слова "казак")

Казак – означает демократ

 

Крайсветный М.И.

Войсковое казачье общество «Всевеликое Войско Донское»,
г. Новочеркасск

«Казаки от казаков ведутся»
М.А. Шолохов

 Это утверждение заключает в себе не только суть казачества как явления, но и является этимологическим значением самого термина – казак.

Крушение тоталитарной системы с ее псевдодемократическими принципами и становление новой демократической России требует тщательного изучения всех вопросов, связанных с данной общественно-политической формой власти. Это необходимо, прежде всего, из-за того, что самодержавная Российская империя, а потом и коммунистический СССР, всеми силами, вплоть до физического истребления, стремились уничтожить все проявления демократии. Но память, лежащая в основе менталитета демократических народов, сохранилась, о чем свидетельствует возрождение казачества и Народных собраний (Хасы) у народов Северо-Западного Кавказа.

Создавая новую демократическую Россию, не следует прибегать к изучению демократии на Западе или привлекать примеры из Древней Греции. Достаточно изучить свою собственную историю. В России имеются свои территории, способные служить эталонами демократии и существовавшие в относительно недалеком прошлом.

Изучение истории донских казаков показывает, что сущность казачества заключается не в его воинской доблести, что, конечно, является немаловажным фактором, а в общественно-политических отношениях в форме подлинного народоправления – демократии. Это, бесспорно, доказывается существованием института общественной власти в виде общенародного законодательного собрания – Круга. Круг являлся высшим законодательным органом власти со всеми присущими ему функциями. Войсковой Круг решал все жизненно важные вопросы: войны и мира, дипломатических отношений, социально-экономические вопросы (распределение земли и пастбищ, рыбных и охотничьих угодий, прием в гражданство и его лишение, отмечал за заслуги перед обществом, и т.д.), выполнял функции высшего судебного органа, избирал органы исполнительной власти. Все его решения имели силу закона и подлежали безусловному исполнению. Роль совещательного и контролирующего органа выполнял Совет стариков (старейшин).

Право участия в таком собрании имел каждый казак, при этом он обладал полноправным голосом. Каких-либо привилегий не имелось, все были равны. При избрании в органы исполнительной власти – атамана, есаулов, писарей и других должностных лиц – учитывались только личные качества и заслуги кандидата, но не его социально-экономическое положение. Кругом избирались и духовные лица – священники, дьяки и остальной причт. Вновь принятые Кругом в свое общество пришельцы имели все права казака, невзирая на национальность и вероисповедание. Четко сохранялась традиция, обеспечивающая защиту и покровительство своим гражданам, в том числе и вновь принятым беглым, что выражалось принципом «С Дона выдачи нет». Решения Круга принимались большинством голосов.

Избранные представители исполнительной власти (атаман и другие) несли полную ответственность перед Кругом. При злоупотреблении властью и нанесении ущерба обществу атаман любого уровня нес уголовное наказание, вплоть до смертной казни. Избрание на должность производилось на определенный срок или мероприятие (поход), по окончании которых все полномочия слагались и должностные лица возвращались в общество рядовыми гражданами. Точно такая же форма власти существовала и на местах в станицах и хуторах. Исполнительными органами местного самоуправления были избираемые на год атаман и есаул, но они не играли никакой роли в управлении данной общиной, а являлись лишь простыми исполнителями решений своего Круга.

Естественно, что такая форма демократии может существовать только при полной личной свободе и независимости граждан.

Такая форма прямой демократии (народоправления) существовала на Дону на протяжении многих веков и была вполне самодостаточна и не требовала изменений. Геополитические интересы Российской империи послужили причиной подчинения и вхождения Дона в ее состав. Демократические основы казачьего самоуправления уничтожаются империей, казачество становится военно-служилой категорией. Однако казачий менталитет уничтожить, полностью не удалось. Попытка казачества воссоздать традиционную демократическую форму правления в 1917-20-е годы захлебывается в крови Гражданской войны. Политика расказачивания, проводимая Советской властью и направленная на физическое уничтожение населения и казачьего духа, также не увенчалась успехом. Доказательством этому является современное возрождение казачества.

Откуда же могла взяться такая глубокая и неистребимая приверженность к демократии у казаков? Несомненно, что такая приверженность, прочно лежащая в основе менталитета, вырабатывается веками и ее корни следует искать, прежде всего, в происхождении самого казачества.

Все теории о происхождении казаков от тюркских народов или славян, в т.ч. и от бродников, требуют значительных допущений и домыслов. Большинство имеющихся у казаков традиций и обычаев не могут быть объяснены славяно-тюркскими гипотезами. Даже общепризнанная гипотеза об этимологии самого термина «казак» в значении с тюркского языка – «вольный, свободный», является большой натяжкой и элементарной выдумкой. В тюркских языках понятий «вольный или свободный» с корневой основой «каз/коз» не существует. Попытки привлечь с тюркских языков объяснения термина «казак» через просто гуся ( «каз – гусь» или «белого – ак» – «каз ак») ничего не дают для объяснения. Не имеет особого смысла и слово «гузак – легковооруженный воин, всадник», т.к. не объясняет, почему оно могло закрепиться на определенной территории и за конкретным определенным народом. Легковооруженные воины имелись на всех территориях и во всех государствах. Тюркский глагол «каз – бродить», якобы являющийся калькой слова «бродник», от которых и произошли казаки, не имеет смыслового значения, т.к. казаки не были бродячим населением. Вообще, все попытки произвести казаков от бродников являются весьма гипотетичными и не имеющими ни малейшего подтверждения. Не имеют отношения к казачеству и попытки привлечь в качестве объяснения и все азиатские варианты, такие как: «казах», «киргиз-кайсаки», «саки» или «великие саки» – «ко саки/кой саки». Монгольские слова «ко – броня» и «зах – граница» в смысле «защитник границы», также притянуты насильно. Ведь казаки только волею исторической судьбы оказались на границе Московского государства и вынуждены были его защищать. Другие варианты объяснения термина: «казак» – от козы (животного), тоже – от козла ( с латинского – гиркус). Не надо фаунистических изысков – казаки ни гуси, ни козлы, ни олени. С египетского языка – «ка – душа», что означает «ка за ка» или «душа за душу» (предлог «за» взят из русского языка). Являясь палиндромом, т.е. одинаковое чтение слова «казак» слева на право и наоборот, якобы свидетельствует об исключительной (божественной) миссии казачества. Попытка привлечь с латинского языка слова «каса – лачуга, ветхое жилье» как показатель оседлости в отличие от кочевников, также не является убедительной. Не убедительна и попытка перевода с адыгского языка – «ко – сын» и «зак – единственный». Трудно представить общество из одних единственных сыновей, тем более, что читать, вероятно, следует «закко».

Единственной гипотезой о происхождении донских казаков, не требующей каких-либо допущений и связывающей происхождение и смысл термина, является предположение, выдвинутое еще Г. Байером и В. Татищевым о кавказских (черкесских) корнях казачества. Единое происхождение донских казаков и Черкасов (адыгов) подтверждается и мнением самих казаков, приведенным А. Ригельманом, которые считали, что «...они от некоих вольных людей, а более от Черкес и Горских народов, взялися...». Изучение традиций и образа жизни донского казачества и адыгов (черкесов) дает полное основание говорить о единых корнях этих народов.

Демократическая форма правления, готовность принять в свое общество инородцев и гарантировать им защиту, мореходные навыки, опыт пиратства, особенно против турок, и тип кораблей, воинская доблесть и храбрость, народная мудрость и хитрость, наличие особого воинского языка, оборонительные сооружения и архитектура, условия проживания (хуторская система), символы власти, чести и достоинства, особенности погребального и поминального обрядов, христианская религия и выборность священнослужителей из своей среды (до исламизации адыгов) и многие другие моменты, вплоть до виноградарства и почитания груши-дички – свидетельствуют о едином происхождении.

Античный и раннесредневековый период донской истории нельзя рассматривать в отрыве от Северо-Западного Кавказа – это единая территория. Зарождение принципов демократии на Кавказе относится к глубокой древности, о чем свидетельствует нартский эпос и античные письменные источники. Различный уровень развития родоплеменных отношений и степень феодализации привели к появлению различных форм управления, в т.ч. и демократии. К народам, сохранившим демократию как форму общественного управления, относятся адыгские племена. Эти племена, в разные исторические периоды, были известны под общими названиями – меоты (протоадыги), касоги, черкасы, черкесы. Но все племена имеют и свои собственные названия. Восточные адыгские племена кабардинцев и черкесов имели сословно-представительскую форму (аристократическую), а западные – натухаевцы, шапсуги и абадзехи, сохранили общенародную форму власти. Именно эти племена (натухаевцев, шапсугов и абадзехов) получили в исторической литературе название «демократических племен».

Высшим органом законодательной власти у адыгов было народное собрание – Хаса. Вероятно, наличие этого органа народовластия у адыгских племен дало основание византийскому императору Константину Багрянородному назвать данную территорию «Касакией». В русских летописях население этого региона известно под именем «касоги», в восточных источниках – «кашаки».

Сравнение функций Х(к)асы и казачьего Круга показывает полную идентичность этих общественно-политических образований. Прежде всего, это общенародные высшие законодательные собрания со всей полнотой власти. Решение всех жизненно важных вопросов происходит всенародно, каждый участник имеет право голоса, каждый имеет право избирать и быть избранным в исполнительные органы, участвовать в решении судебных дел и т.д. Совещательным и контрольным органом является Совет старейшин (стариков). При избрании на высшие должности исполнительной власти – тамады/атамана, учитываются только личные качества и заслуги, происхождение, материальное положение и т.п. не принимаются во внимание. Распределение земли, пастбищ и других угодий – все происходит на этих собраниях. Абсолютно одинаков прием в свое гражданство беглых с гарантирующим безопасность принципом «От нас выдачи нет». Для проведения Собрания (Круга) у казаков и адыгов были определенные места – урочища. Естественно, что каждый участник таких Собраний является лично свободным, независимым гражданином. Местное самоуправление строилось на тех же принципах. Идентичность политической системы и большинства составляющих образа жизни донских казаков и адыгов, убедительно свидетельствует, что это не заимствования, а единое происхождение. Наличие на Дону русского языка является следствием постепенного накопления русскоязычного населения и результатом, в конечном итоге, его полного преобладания.

Такая демократическая система просуществовала у адыгов до середины 60-х годов XIX века и была уничтожена в результате вхождения в состав Российской империи.

Присутствие на Дону адыгского (меотского) населения археологически фиксируется с конца I века до н.э. Это подтверждается и письменными источниками. Этот момент, кстати, полностью объясняет, почему низовые казаки считают себя старше (древнее) верховых. Значительная волна переселенцев с Северо-Западного Кавказа на Дон приходится на раннесредневековый период, в VIII – X веках, когда они практически заселили весь Дои и его притоки. Возможно, что это были представители именно «демократических племен», впоследствии известных как натухаевцы, шапсуги и абадзехи. Разрыв связей Дона и Кавказа происходит в период татаро-монгольского нашествия. Но наиболее значимым отчуждением друг от друга является принятие адыгами мусульманской религии. Именно этот фактор сыграл основную роль в разделении родственных народов. Но, независимо от конфессиональной принадлежности, и казаки, и адыги остались приверженцами демократии. Если говорить о времени появления казаков на Дону, то вполне можно начинать историю казачества с конца I века до н.э., т.е. 2000 лет назад. Но, скорее всего, момент зарождения донского казачества относится на период VIII-X вв., или чуть позднее в ХI-ХII вв. на основе остаточного населения Хазарского каганата.

И именно через название адыгского общенародного собрания Хасы можно объяснить происхождения термина «казак». Не следует забывать, что буквы «к/x/г» и «с/з/ш» при транслитерации с адыгского языка на русский равнозначны. И термин «каса-к/хаса-к» на адыгском языке означает «член Касы» или по-русски – «казак – член Круга».

Возможен и другой вариант. Не исключено, что первоначально на адыгском языке этот термин звучал как «каса ко», что означало «сын Касы», или «сын народного законодательного собрания». Подчеркивая сыновнюю преданность данной общественно-политической системе, адыги на более высоком уровне закрепляли значение Народного собрания в жизни каждого его члена. Признавая себя сыновьями Касы, т.е, рожденными от нее как от матери, они показывали свою полную зависимость от общества. Роль и значимость матери у адыгов чрезвычайно высоки и свято почитаемы. Это влечет за собой исключительную преданность обществу, как «матери». Не случайно самым тяжким наказанием за проступок перед обществом было изгнание из него. Утрата конечной буквы «о» в термине «казак» ни в коей мере не умаляет значения и смысла сыновней преданности обществу. В этом случае первоначальное значение термина будет еще выше, «казак» – не просто член Касы, а ее сын. В любом варианте заложен глубочайший смысл полной и положительной зависимости личности от общества. Называя себя «сынами Дона», казаки наверняка имели в виду не просто географическое название реки, а общество, «породившее» их.

Казак – это лично свободный (вольный, независимый) человек, полноправный член всеобщего народного законодательного собрания (Круга, Хасы), имеющий право избирать и быть избранным в органы исполнительной власти различного уровня (атаман, тамада), имеющий право голоса при решении всех жизненно важных вопросов (войны и мира, распределения земли и различных угодий, судебных вопросов и т.д.). Только в таком контексте этот термин может означать «свободный, вольный», но более точным по смыслу будет значение – «демократ». И, самоидентифицируясь в современном социуме как «казак», не следует забывать о первичном значении данного термина. Данная трактовка термина «казак» находится в полном единении с вопросом о происхождении казачества и содержит смысловое значение не только самого слова, но и сущности явления.

Происхождение самоназвания и большинства сохранившихся традиций у казаков, бесспорно, указывает на основную и решающую роль адыгских народов в их происхождении, особенно низовых казаков. Вероятнее всего, адыгское население появляется на Дону вместе с тюркоязычньми болгарами, переселяясь на его берега с Западного Кавказа, в связи с вхождением Подонья в состав Хазарского каганата в VIII-Х вв. Тюркский язык становится господствующим на Дону, до постепенной смены его на русский, за счет накопления его носителей. Но в целом, казачество складывается на полиэтнической основе. Это признают и сами казаки, упоминая, что они от «... Горских народов...». К этим «народам», прежде всего, относятся аланы (предки современных осетин), сыгравшие значительную роль в формировании верхового казачества. Это подтверждается наличием археологических и письменных данных. Кроме алан, вероятно, имелись представители и других кавказских народов, т.к. этот этноним покрывал собой и иные народы (например, чеченцев и ингушей). Без сомнения, свой вклад в происхождение казачества внесли и более поздние представители тюркских народов (печенеги, половцы и др.). С VIII–X вв. на Дон начинают проникать славяне, ставшие в последствии основным миграционным потоком увеличения населения. Вероятно, уже в самом начале формирования казачества, при явном преобладании адыгов, население Дона было полиэтничным. Вливаясь в общины адыгов, инородцы, не являясь выходцами с Западного Кавказа, становились полноправными членами Хасы/Круга, т.е. «казаками». Многочисленные адыгские племена объединяются общим наименованием «черкасы», что означает жители «страны Касы» («чер» – на адыгском языке – страна). Донские казаки, сохраняя все черкаские (адыгские) традиции и обычаи, но, будучи полиэтничным обществом, остаются просто «казаками». Возможно, что «черкасами» назывались этнические адыги, а термином «казак» инородцы, являющиеся полноправными членами Касы. Интересно, что адыгское общественно-политическое устройство, их обычаи и традиции явились настолько привлекательными для «инородцев», что, заведомо, будучи в основном уже русскими, казаки говорят А. Ригельману о своем черкесском/адыгском происхождении, отказываясь от этнического родства. Профессор Н.А. Мининков считает, что причиной присвоения себе чужого этнонима казаками, является политической попыткой реабилитировать себя, отмежеваться от своего «неблагородного» происхождения, т.е. от беглых и холопов. Таким образом, он невольно подтверждает, что происхождение казаков от адыгов/черкесов вполне «благородно».

Основы менталитета адыгов заложены в глубокой древности и отражены в «адыгском этикете» – своде исключительно высоких общечеловеческих морально-нравственных норм формирования личности и взаимоотношений в обществе. Авторитет у окружающих народов и целый ряд других положительных качеств дают основание казакам гордиться родством с этим народом. Искренне жаль, что многие факторы, составляющие целостную сущность адыгского народа и, следовательно, казачества, в настоящее время во многом утрачены. И очень бы хотелось, чтобы современное возрождение казачества и адыгского общества, кроме внешних признаков возродило и основную морально-этическую составляющую. Это дало бы положительные результаты в улучшении решения проблемы толерантности не только на Северном Кавказе, но и целом в России. К сожалению, мало кто знает о существовании у адыгского народа уникальной системы – «Каса» плюс «этикет», которая основана на единстве общественно-политической системы и морально-этических норм, и способна с успехом решить проблемы не только толерантности, но и создания подлинно демократического общества. Раньше почти все народы Кавказа имели, по крайней мере, ростки или понимание этой системы, что вполне обеспечивало стабильность этнополитического сосуществования. Их утрата привела к явному ухудшению ситуации.

Если черкасами являются, по сути, все адыгские народы, включая черкесов и кабардинцев, то конкретный термин «черкес», в качестве этнонима относится только к населению Черкессии, когда князь Иная в качестве обоснования для заселения данной территории объявил, что эти земли принадлежали одному из родоначальников адыгских племен Кесу. И этноним «черкес» означает «житель страны Кеса – «чер Кеса». Впоследствии этот термин подменяет общеадыгское «чер Касы», т.е. житель «страны Касы/Круга» или «страны Демократии» и применяется для обозначения всего адыгского народа.

Запорожские казаки-черкасы также являются боковой ветвью, имеющей западнокавказские корни. Но их происхождение несколько иное, чем донских. Интересно, что, будучи переселенными на Западный Кавказ и Кубань, они возвращаются на свои исторические земли. Вообще, похоже на то. что роль северокавказских народов в формировании южнороссийского населения еще далеко не оценена и не осмыслена. Многие имеющиеся моменты и факты могут свидетельствовать об их весьма значительной, если не основной, роли в этом процессе.

Вероятно, именно с названием адыгского народного законодательного собрания – Хасы/Касы связано и название станицы Черкасской и города Черкассы (и, следовательно, Новочеркасска). Учитывая адыгское «чер – страна, территория», «чер Каса» можно перевести как «страна (территория) Касы», т.е. место, где проводится Законодательное собрание (Круг), а население этой территории – черкасы. В этом случае названия населенных пунктов можно перевести как «место проведения общего законодательного собрания, т.е. Кассы/Круга».

Сведение понимания казачества только как военно-служилой категории с его воинской доблестью и защитой Отечества вымывает и Умаляет саму сущность явления, заключающуюся, прежде всего, в общественно-политической системе. Проводимая в настоящий момент политика демократизации России может и должна учитывать многовековой исторический опыт регионов подлинной демократии – Дона и Северо-Западного Кавказа.

 Историко-культурные и природные исследования
на территории РЭМЗ. Сборник статей, выпуск 3, 2007 г.

http://www.razdory-museum.ru/c_democrat-3.html

Картина дня

наверх