И.А.Гундаров
С 1992 г. здоровье населения России стало резко ухудшаться. Это привело к увеличению смертности в 1,5 раза по сравнению с серединой 80-х годов. Одновременно произошло двукратное падение рождаемости. Началась депопуляция, т.е. вымирание коренного населения. Наиболее сильно она поразила центральные и западные области, где величина ежегодных потерь достигает 1-1,5% от общего числа жителей.
Преодоление сверхсмертности требует выяснения ее основных причин. Доминирует мнение, что таковыми являются злоупотребление алкоголем, табакокурение, экологическое неблагополучие, ухудшение экономической ситуации и вызванный этим стресс. Насколько обоснованы обозначенные приоритеты?
В 1994 г., когда смертность в России достигла максимальных значений, потребление абсолютного алкоголя на душу населения у нас составило 6,8 литров, т.е. значительно меньше, чем во Франции (11,4 л), Португалии, Германии и многих других развитых государствах. В последующие годы уровень алкоголизация населения не превышал показателей 1984 г.
Что касается табакокурения, то в науке отсутствуют доказательства его вины в ухудшении здоровья населения с началом реформ. В 1996 г. россияне затрачивали на покупку табачных изделий 1% семейного бюджета, тогда как греки 3,5%, англичане 2,5%, шведы 2,0% и т.д. Относительно российских женщин, они были и остаются самыми малокурящими в сравнении с женщинами других развитых государств.
В экологическом аспекте Россия 90-х годов имела более благоприятные показатели, чем страны Западной Европы, В дальнейшем экологическая ситуация значительно улучшилась, что объясняется падением промышленного производства, уменьшением химизации сельского хозяйства, сокращением вырубки лесов.
К биологическим факторам риска относится повышенная концентрация холестерина в крови. Однако по сравнению с 1990 г. россияне стали потреблять меньше содержащих его продуктов: мяса на 31%, молока на 38%., яиц на 25%. Доля лиц с ожирением уменьшилась, т.к. суточная калорийность питания снизилась на треть. Повысился общий уровень двигательной активности населения, поскольку многие граждане стали работать на двух-трех работах.
Важное значение для здоровья имеет материальное благосостояние. С началом реформ по душевое потребление большинства россиян сократилось до показателей начала 60-х годов. Однако смертность в России 60-х была самой низкой среди цивилизованных государств мира. К тому же можно перечислить большое количество бедных государств, у которых смертность ниже, чем у богатых.
Разрушительное влияние на здоровье оказывает стресс. С началом реформ произошел резкий зигзаг в социально-экономическом положении большинства населения, к которому оно не успело адаптироваться. Насколько это потрясение повлияло на демографические процессы? Для ответа провели сравнение с Великой экономической депрессией 30-х годов. Тогда в США промышленное производство сократилось на 47%, численность безработных достигла трети трудоспособного населения. Заработная плата работающих упала на 33%. Вопреки этому смертность не выросла. В Западной Европе депрессия сопровождалась увеличением смертности в Англии всего на 5%, в Германии на 2%, в Швеции на 1%, у остальных государств ухудшения не наблюдалось.
Приведенные материалы убеждают в том, что жизнеспособность населения зависит не только и не столько от перечисленных материальных условий бытия, сколько от каких-то иных причин. Высказана гипотеза, что такими являются нравственная атмосфера и эмоциональное состояние общества, т.е. духовные и душевные факторы. Здесь «духовность» трактуется не в религиозном смысле, а в светском. Для доказательства ее влияния на физическое здоровье необходимы длительные наблюдения. Проведение такого рода исследований требует количественного измерения изучаемого параметра. Известно, чем более моральное состояние общества предрасположено к совершению дурных поступков, тем чаще они действительно случаются. Следовательно, по количеству нарушений общечеловеческих заповедей: «не убий», «не укради», «почитай родителей», «не отчаивайся», — можно ретроспективно судить об уровне повреждения духовной сферы. Единицами измерения служат данные официальной статистики о проступках, которые считаются «грехом» против перечисленных заповедей: убийства, грабежи, брошенные дети, самоубийства и др. Там, где социальные аномалии встречаются чаще, уровень духовного неблагополучия выше.
Исследования, проведенные на материалах официальной статистики СССР, стран СНГ, Прибалтики и Восточной Европы подтвердили правоту высказанной гипотезы. Обнаружено, что динамика смертности определяется в значительной мере состоянием духовной сферы. Наибольшее разрушительное влияние на организм, до 70% общего вклада, оказывает чувство агрессивности, озлобленности. До 10% приходится на безысходность, потерю смысла жизни. Экономические и другие факторы ответственны за рост смертности на 20%.
С началом реформ уровень агрессивности, оцененный по динамике убийств, вырос по России на 250%, по Москве — на 800%. Безысходность, определяемая по самоубийствам, увеличилась на 100%. В несколько раз подскочили другие социальные аномалии: грабежи, разбои и др. Эта трагичная динамика опровергает бытующее в церковных кругах мнение о духовном возрождении общества. Взлет «греховности» говорит, что страна идет в сторону «от Храма».
На Западе принято объяснять печальные экономические итоги и взлет преступности в России ошибками исполнения реформ и дефектами национального характера. Однако изучение ситуации на постсоветском пространстве показывает, что обнищание населения « это удел не одной России. Аналогичные результаты наблюдались во всех странах СНГ и Прибалтики, выбравших стратегию капиталистического развития. В странах бывшего СЭВ либерализация экономики тоже не дала обещанных результатов. Сокращение промышленного производства отмечается почти у всех. Исключение составили Польша и Венгрия, где были осуществлены большие инвестиции, однако промышленный рост оказался ниже, чем в успешные годы дореформенного периода.
Если сравнивать нравственные результаты, то наибольший рост преступности за первое пятилетие был не в России, а в Эстонии, Литве и Латвии. Именно эти страны являются наиболее активными поклонниками либерального образа жизни.
Характерной чертой капиталистической экономики является безработица. Ее уровень в России к концу 90-х годов достиг 13%. Многочисленными научными исследованиями доказано, что насильственное лишение работы ведет к разрушению сложившихся социальных связей, деформации нравственных отношений. Исчезают устойчивые жизненные цели, человек утрачивает ощущение принадлежности и значимости, нарастает чувство унижения. В результате прирост безработицы на 1%, сохраняющийся в течение пяти лет, приводит к росту самоубийств на 4%, обращений в психиатрические лечебницы на 3%, тюремных заключений на 4%, убийств на 6%, общей смертности на 1,9%.
В странах восточной Европы переход к капитализму также характеризовался выраженным разрушением духовной сферы. Например, в Венгрии за 1988-1995 гг. уровень социальной поддержки со стороны друзей и родственников упал на 60%, резко выросли показатели социальной подавленности, депрессий, потери контроля за ситуацией. В целом либеральный образ жизни оказался менее здоровым для всех выбравших его народов. «Кресты депопуляции», когда смертность превышает рождаемость, поднялись не только над Россией, но и Латвией, Литвой, Эстонией, Венгрией, Болгарией, Чехией и др. В новейшей истории можно привести много других примеров, когда прививка населению «рыночного характера» сопровождалась разрушительными психо-социальными последствиями. Происходит снижение порога чувствительности к жестокости, «когда на всех уровнях жизни заметны некрофильские тенденции: рост интереса ... ко всему мертвому, разложившемуся, механическому, автоматическому» (Э.Фромм). Программы всех российских телеканалов подтверждают правоту этой цитаты.
Проведенный анализ твердо убеждает: источником нравственного разложения и эпидемии сверхсмертности в России явился порочный дух проводимых реформ. Либеральный проект оказался неадекватным высокому уровню культурного развития, который народы социалистического содружества достигли к концу XX века. В документах ООН «Повестка дня XXI века» проводится по сути та же мысль, что современный западный мир со всеми его вариациями находится в глубоком общецивилизационном кризисе, чреватом эколого-экономической и социальной катастрофами.
Поэтому стремление жить в таком мире, где образ Бога ассоциируется с «золотым тельцом», и на долларовых банкнотах пишется «In God we trust» (В Бога мы верим), представляется тяжким грехом. Необходима выработка нового курса в виде постлиберального этапа реформ. Эта идея и ее широкое обсуждение в народе способны оказать выраженный оздоровительный эффект через формирование смысла жизни и осознание социально-экономических отношений, справедливых с позиций нравственности и исторических традиций российского народа.
http://www.larouchepub.com/russian/tvm/memor4.html
Свежие комментарии