Мир танков: от Средневековья до Первой Мировой.
Мир танков: от Средневековья до Первой Мировой. Систематизация самых мощных и разрушительных наземных машин войны – танковой артиллерии может показаться утомительной работой, однако летопись развития инженерной мысли в данном направлении полна весьма занимательных свидетельств и артефактов.
История накопила огромное количество провальных, безумных и совершенно не дееспособных моделей, однако без них были невозможны и потрясающие технологические прорывы. В нескольких ближайших статьях мы расскажем о самых странных танках, спроектированных или созданных на протяжении нескольких столетий.Несмотря на то, что танковая артиллерия представляется инструментом военной мощи двадцатого века, история, а точнее предыстория танка начинается еще в 14-м веке. В архивах сохранились чертежи инженера из Сиенны по имени Мариано до Джакопо (он же Мариано Таккола), на которых изображена конструкция под названием «Боевой единорог». Металлический купол, закрывающий тело «единорога», укрывал небольшое воинское формирование и приводился в движение их синхронным бегом. Голова и рог этого чудища предназначались для тарана вражеских войск.
Не остался в стороне от проблемы и инженерный гений Леонардо да Винчи: один из пятнадцати чертежей серии «Машины войны» содержит детализированную схему защищенного куполом передвижного артиллерийского орудия (вверху справа сам чертеж, далее – современная реконструкция этого чертежа). Корпус танка, по форме походивший на панцирь черепахи, по периметру был изрезан отверстиями бойниц, так что нападение или оборона осуществлялись с обзором в 360* без необходимости разворачиваться вокруг своей оси.
Примечательно, что подобная конструкция намного позже нашла реальное воплощение – в модели венесуэльского танка, стоявшей на вооружении у правительства в 30-х годах прошлого века.
Прослеживая концептуальное развитие танка в новой истории, мы должны упомянуть об изобретении в 1770-м году Ричардом Эдмонтом первых машин на гусеничном ходу. В летописях Крымской войны (1853-1856) есть свидетельство о «нескольких паровых тягачах на гусеничном ходу, легко маневрировавших на болотистой почве». Хронологически в то же самое время в Англии премьер-министру лорду Палмерстону была представлена укрепленная боевая машина на паровой тяге. Однако тот посчитал конструкцию «бестолковой и бесполезной» и отклонил ее принятие на вооружение британской армией.
В 1874-м году во Франции инженер Эдуард Бойен разработал проект гусеничного вагона, вмещавшего в себя команду численностью до двухсот человек и весившего 120 тонн.
А в Германии в 1885-м году был было спроектировано трехтонное артиллерийское орудие под куполом Gruson 5.3cm L/24 Fahrpanzer с пушкой 53 мм, стрелявшее снарядами весом около двух килограммов. К месту боя этот прообраз танка доставлялся по рельсам или на лошадиной тяге. В 1890-м году орудие было введено в массовое производство.
Англичане не сдавались: в 1902-м году Фредерик Симмс представил проект моторизованного колесного орудия, которое могло передвигаться с помощью колес или гусеничной ленты. Конструкция была оборудована двумя поворотными боевыми башнями.
Однако вплоть до начала Первой Мировой войны британское правительство не проявляло особого интереса к производству танков, полагаясь на силы кавалерии и пехоты. И только усилия нескольких ключевых политических фигур (в том числе, Уинстона Черчилля) сдвинули дело с мертвой точки: так появился «Малыш Вилли», а затем, в 1915-м году, и «Большой Вилли» тоже:
Главным недостатком «Малыша» была его неспособность преодолевать траншеи, и именно поэтому Черчилль сформулировал новый заказ, согласно которому новое самоходное орудие должно было «эффективно защищать бойцов от пуль и шрапнели, преодолевать окопы, свободно передвигаться по бездорожью и опрессовывать своим весом колючую проволоку».
«Железный конь» итальянской артиллерии (1914)
Итальянская армия во время Первой Мировой войны получила на вооружение странную, но достаточно эффективную машину, названную «Железным конем». Танк был оборудован 305-миллиметровой пушкой, с дальностью поражения цели до 1.8 километра. Предположительно эти танки использовались для обстрела австрийских укреплений в Альпах.
А в России в это время (в 1911-м году) был спроектирован «Супертяжелый танк Менделеева». Он имел вес 150 тонн и мощность в 256 лошадиных сил.
Брутальные рубленые формы были повторены и при производстве в 1916-м году Рыбинского танка. Его название произошло от названия Рыбинского тракторного завода, поскольку именно это предприятие поставляло гусеничные ленты для экипировки танков. По форме Рыбинский танк был точной копией французского среднего танка, например, танка Сент-Шамон (St. Chamond). Кстати говоря, общеупотребимое и интернациональное слово танк стало обозначением такого рода артиллерийских машин за их внешнее сходство с массивными резервуарами для воды и жидкого топлива – water tank, liquid tank.
В 1916-м году русские военные инженеры совершили очередной прорыв, создав концепт вседорожного универсального танка «Вездеход». Он имел выдающуюся вперед и вверх носовую часть, что существенно улучшало маневренность аппарата на пересеченной местности и возможности подъема на холмы и возвышенности. Предположительно, идею задранного носа русские подсмотрели у своих британских коллег, примерно в это же время создавших свой «ромбовидный танк». Примечательно, что первые прототипы «Вездехода» были нетипично обтекаемой формы, однако в производство пошла модель более традиционной рубленной формы корпуса с колесной и гусеничной базой.
Но даже обтекаемый болид первого «Вездехода» не может сравниться в своей нелепости с вот этим монстром:
Танк «Царь»
Эта фантастическая конструкция была спроектирована инженером Лебеденко в 1914-м году и могла бы стать самым большим танком в мире – если бы ее приняли на вооружение, конечно. Сегодня его можно смело назвать «иконой стим-панка»: махина весом сорок тонн была оснащена огромными колесами диаметром 9 метров. Официальное название аппарата было «Танк Царь» - в честь Николая Второго, участвовавшего в финансировании его разработки, однако среди военных он сразу получил менее презентабельное прозвище «Нетопырь».
Предполагалось, что такой диаметр колес поможет танку преодолевать любые препятствия, но, как говорится, «гладко было на бумаге, да забыли про овраги»: во время первого же испытания опытного образца маленькие задние колеса танка провалились в траншею и намертво там застряли – мощности двигателя не хватило на то, чтобы вытянуть их даже при таких огромных передних колесах. Танк был брошен в лесу и простоял там до середины двадцатых годов, пока его не растащили на металлолом.
Концептуальные и футуристические проекты танков времен Первой Мировой
Однако ошибочно думать, что только русские инженеры были увлечены гигантоманией. Накануне Первой Мировой в газетах и научно-популярных журналах то и дело появлялись статьи с чертежами и рисунками тяжелых танков на огромных колесах.
Иллюстрации из журнала Popular Science (декабрь 1916):
Чертеж и рисунок концептуального Мега-Танка германской армии из брошюры War Budget (1916):
Эта же машина появилась на страницах германского еженедельника Die Wochenschau в октябре 1916-го года:
http://www.podkofeek.ru/capuchino/1051-2012-05-12-06-59-51.html
Свежие комментарии