- Владимир Дергачев, фотографии автора
Первое и самое яркое впечатление от осенней Венеции-2013 в контрасте между средневековой гармонии архитектуры и современной скульптурой с необычными, многих шокирующих, формами.
11-метровая скульптура (надувная конструкция) установлена вблизи; храма Сан-Джорджо Маджоре на острове напротив площади Святого Марка и приветствует посетителей выставка работ английского скульптура и художника Марка Куинна. Скульптура имеет несколько названий «Дыхание», «Трафапьгарская Венера», «Беременная».
Скульптура (надувная копия) была символом театрализованного открытия в Лондоне Параолимпийских игр 2012 года.
Для тех, кто был в Лондоне на Трафальгарской площади в 2005-2007 гг. или на открытии Параолимпийский игр в 2012 году не составляет труда ответить на вопрос, кого изваял скульптор.
Скульптура изображает реального человека нашего времени — английскую художницу Алисон Лаппер (род. 1965 г.). Она родилась с врождённой аномалией, у неё нет рук и атрофированы ноги. Но сила духа женщины совершила подвиг не на поле брани, а в повседневности, чтобы жить, а не существовать.
Скульптур Марк Куинн был покорен волей к жизни и женственностью Элисон Лаппер и изобразил её на восьмом месяце беременности, обнаженной и умиротворённой.
Фотографии из Интернета
Мраморная статуя высотой 3,6 метра и весом в 13 тонн была установлена в 2005 году на постаменте на Трафальгарской площади Лондона. В эпоху политкорректности скульптура разделила общественное мнение на Западе.
На так называемом Четвёртом постаменте Трафальгарской площади постоянно выставляют произведения современных художников и скульпторов. В 2010 году здесь была размещена работа художника нигерийского происхождения, изображающая модель английского военного корабля в бутылке с парусами. В 2013 году на постаменте был установлен гигантский петух немецкой художницы.
По теме: «Сердце Англии». Трафальгарская площадь
Элисон Лаппер стала символом невероятной жизненной силы духа и визитной карточкой 55-го Венецианского биеннале 2013 года. Это один из самых знаменитых форумов мирового искусства, приводящихся раз в два года на протяжении более столетия.
В начале 60-х годов многие беременные женщины на Западе принимали модное тогда снотворное лекарство «талидомид», которое как выяснилось позднее, вызывало деформацию младенцев в утробе. В результате родилось более 10 тыс. детей с врожденной аномалией и среди них была англичанка Элисон. Мать и родственики отказались от ребенка. Девочка росла в приюте и по воспоминаниям художницы, воспитатели кидали её как мячик на гору подушек. Красавица-мать впервые навестила ребенка через четыре года, изредка брала домой, но девочка так и осталась нежеланным уродом.
С трех лет Элисон начала рисовать с помощью рта. И после совершеннолетия решилась покинуть приют и снять комнату в Лондоне. Она окончила художественный колледж, университет и стала художницей. Вышла за муж, но брак распался. Через несколько лет забеременила от любимого мужчины, который её бросил. Родила сына Пэриса. Мальчику, которому уже за 12 лет, любит свою таланливую и независимую маму.
У Элисон Лаппер есть любимая работа и жизнь, вдохновляющая многих других людей. Она создала благотворительную международную организацию «Рот и нога», объединяющая художников-инвалидов. Она много путешествует и выступает на конференциях, автор мемуаров «Моя жизнь в моих руках». Элисон работает с компьютером, управляет автомобилем «Ягуар» (специальная серия для инвалидов), сама наносит макияж пальцами стопы ног. Как пишет Элисон в своей книге, впервые увидев изображение Венеры Милосской, она была протрясена красотой скульптуры, утратившей важные детали.
Можно сопереживать, восхищаться этой женщиной. Но повседневная жизнь большинства инвалидов пронизана неизвестными нам страданиями, невозможностью «нормальной» жизни, беспомощностью и ненужностью. И только сила воли и величие духа позволяет (увы) немногим подняться над всеми жизненными трудностями бытия.
Требуются неимоверные усилия и ежедневные обезболивающие лекарства (анальгетики), чтобы поддерживать власть духа над изувеченным телом, отстаивать свое жизненное пространство, быть заботливой матерью, оставаться красивой женщиной и занимать активные жизненные позиции.
Западноевропейская цивилизация — это не только богатое «пузо», к которому стремятся многие постсоветские страны. Это гражданское общество, создавшее социальные условия для полноценной жизни инвалидов. Один из символов этого общества — мраморный монумент рядовому инвалиду, установленный как национальному герою на центральной площади одной из мировых столиц.
Картина художницы Элисон Лаппер
Еще фотографии символа Венецианского биеннале 2013 года
Скульптура на фоне венецианского храма Сан-Джорджо Маджоре
P. S.В поездке по Италии меня сопровождала знаменитая мелодия «Con te partirò» или в английской версии «Time to Say Goodbye » (Время прощаться»), написанная специально для известного итальянского (слепого) певца Андреа Бочелли (36 млн. прослушиваний только одной копии в YouTube). Итальянская «Mediterranean Shipping Company» использует мелодию на своих круизных лайнерах по аналогии с «Прощанием славянки».
Трафальгарская Венера. Символ красоты и силы духа
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии