На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 448 подписчиков

Свежие комментарии

  • Алексей Симоненко
    Гнусный фильмКто говорит ложь ...
  • Татьяна Казакова
    А где же самый красивый итальянец, по мнению самих же итальянцев, Джанлука Гриньяни?САМЫЕ КРАСИВЫЕ ИТ...
  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...

ИЗ ИСТОРИИ КОЛЛЕКЦИИ БРИТАНСКОЙ ГРАВЮРЫ

 

 

В Отделе гравюры и рисунка Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина хранится одна из крупнейших в России коллекций британской графики, насчитывающая более 10 тысяч произведений. Ее лучший раздел – собрание гравюр XVIII–XIX веков.

Начало графической коллекции положило собрание Московского публичного и Румянцевского музея, в 1924 году переданное в Музей изящных искусств1 постановлением Народного комиссариата просвещения РСФСР.

Оно включало в себя 20 170 листов, подаренных в 1861 году московскому музею Александром II. Среди гравюр, поступивших 
в Румянцевский музей из Императорского Эрмитажа, были произведения Альбрехта Дюрера, Луки Лейденского, Маркантонио Раймонди, Жака Калло, а также наследие выдающихся английских мастеров Уильяма ХогартаДжона Рафаэля СмитаУильяма ВуллеттаВалентина Грина.

С 1917 по 1924 год графическое собрание Музея изящных искусств регулярно пополнялось поступлениями 
из Государственного музейного фонда, временно хранившего и распределявшего реквизированные произведения искусства. В составе коллекций князей Барятинскихкнязей ВяземскихГенриха и Шарлотты Брокар в музей поступили пейзажные гравюры Ричарда ЭрломаПола Сэндби, анималистические композиции Джона Фредерика Херринга Старшего, знаменитые гравированные серии, в том числе издание «Шекспировской галереи» Джона Бойделла.

Значительную часть собрания британской гравюры сформировали эстампы, подаренные отечественными коллекционерами: Николаем Семеновичем МосоловымПавлом Давыдовичем ЭттингеромЛьвом Константиновичем Зубаловым. В 1918 году вдова иркутского купца и мецената Николая Васильевича Баснина передала музею 
около 8000 гравюр и рисунков.

Баснин интересовался английской сатирической графикой, в особенности бытовой карикатурой. Он в большом количестве покупал произведения Джеймса Гиллрея и Томаса Роулендсона
в его коллекции хорошо представлено творчество Уильяма Хогарта и мастеров техники меццо-тинто.

В 1928 году Музей изящных искусств получил книги и гравюры из библиотеки известного книготорговца Федора Григорьевича Шилова. После национализации магазина Шилова в Петрограде часть собранной им коллекции поступила в Книжный фонд Центрального комитета государственных библиотек2. Помимо книг из разоренных частных библиотек в складские помещения фонда свозились остатки нераспроданных изданий. На склад, расположенный 
в Петропавловской крепости, приходила литература на иностранных языках, альбомы и гравюры. Отсюда книги отправлялись почтой в различные государственные учреждения страны. Таким образом, вместе с несколькими справочными изданиями в Музей изящных искусств попали 57 офортов британских художников, в том числе батальные композиции Джеймса Фиттлера, работы граверов Джона МерфиФранческо БартолоцциЭдуарда Рукера и Генри Гиллбанка.

В период с 1925 по 1937 год музейные фонды значительно пополнились эстампами, приобретенными через Всесоюзное объединение «Антиквариат»  – Главную контору по закупке и реализации антикварно-художественных вещей Госторга РСФСР, а также через издательство «Изобразительное искусство», открывшееся в 1930 году. В общей сложности музей выкупил у частных лиц более 5000 произведений западноевропейской печатной графики, завершив начальный этап сложения коллекции британской гравюры, насчитывавшей к тому времени 6978 единиц хранения. Музейное собрание обогатилось пейзажными и видовыми композициями Франсуа ВиваресаУильяма Вуллетта,Джеймса Даффилда Хардинга, офортами Джеймса Уистлера, резцовыми гравюрами Уильяма Шарпа. Появился раздел, посвященный книжной иллюстрации, который начиная с 1927 года регулярно пополнялся произведениями, полученными из Всесоюзного общества культурной связи с заграницей.

После расформирования в 1948 году Государственного музея нового западного искусства в Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина попали наиболее ценные произведения западноевропейских мастеров XIX столетия. Коллекция британской графики пополнилась авторскими офортами Джона Фредерика ЛьюисаУильяма Странга, политической карикатурой Джона Дойла.

Важным для истории коллекции стало имя Алексея Алексеевича Сидорова – известного отечественного искусствоведа, профессора, заведующего Гравюрным кабинетом музея (1927–1936). Более полувека Сидоров собирал рисунки и гравюры. Большую часть своей коллекции ученый подарил Государственной Третьяковской галерее.

Среди произведений западноевропейских мастеров, переданных Сидоровым в дар Государственному музею изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, 112 офортов, созданных английскими граверами, в том числе альбомУильяма Николсона  «Алфавит» 1898 года издания. В него вошли 26 иллюстраций, представляющих буквы английской азбуки. Первоначально художник выполнил их в технике ксилографии, раскрасив оттиски вручную. Позднее воспроизвел гравюры в цветной литографии. Тираж литографированного альбома составил 
всего лишь 100 экземпляров, что сделало издание библиографической редкостью.

После 1948 года фонд комплектовался произведениями, приобретенными через Дирекцию художественных выставок и панорам Комитета по делам искусства при Совете Министров СССР 
и Всесоюзный производственно-художественный комбинат имени Е.В. Вучетича. Около 700 гравюр, созданных английскими, шотландскими и ирландскими художниками, приумножили коллекцию, расширив ее временные границы. Ранние меццо-тинто Исаака Бекетта, портреты Джона Смита, охоты Ричарда Рива и Джеймса Линча; аллегорические и мифологические композиции Уильяма Уинни Райленда заняли достойное место в музейном собрании, 
став его гордостью и украшением.

Несмотря на то что большая часть коллекции британской гравюры XVIII–XIX столетий сложилась 
в 20–30-е годы XX века, многочисленные дары и систематические закупки позволили пополнить ее ценными экспонатами. В наши дни собрание продолжает успешно расширяться, о чем свидетельствуют ежегодные выставки новых поступлений. Среди приобретений последних лет следует отметить замечательные работы Томаса Оулдэма БарлоуУильяма Барнарда и Уильяма Уорда.

Сейчас коллекция британской гравюры Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина включает в себя произведения всех известных жанров и направлений, хронологически охватывает период с середины XVII века до 70-х годов XX века. Знакомство с этим собранием позволяет составить представление о творчестве выдающихся мастеров британской гравюры.

Научный сотрудник ГМИИ им. А.С. Пушкина
Татьяна Александровна Тютвинова

наверх