На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Великий Тюркский Эль

 НАШЕЛ ЛЮБОПЫТНЫЙ МАТЕРИАЛ . ЗАВЕДОМО СПОРНЫЙ . ПО-МОЕМУ ИНТЕРЕСНЫЙ . КОТОРЫЙ И ПРЕДЛАГАЮ НА ВАШЕ ОБСУЖДЕНИЕ .

Часть I. Рассвет и закат

В официальной всемирной истории, современные учёные очень много внимания уделяют Европе и Китаю, причём очень подробно описывают свои исследования. Но я хотел бы вам показать иную, неизвестную историю – историю Древних тюрок или тюркютов, как принято называть этот этнос, дабы не путать его с современными тюрками, у которых наименование «тюрки» понимается, как лингвистическое.

Мой рассказ посвящён державе, созданной правителями династии Ашина, появившихся в Золотых Горах, в Центральном Алтае. Тюркюты выделились на фоне истории Азии. Но увы, о них забыли. А зря…

Два века засухи

Прежде чем повествовать о древних тюрках, давайте рассмотрим политическое положение на востоке Великой Cтепи. Здесь во второй половине IV в. н.э. уже прошла многолетняя засуха и на месте, где практически двести лет не было жизни, постепенно стали селиться племена, происходившие от осколков сяньбийцев (древних монголов) и хуннов-жужани. Они были грозой степи и постоянно терроризировали соседей. Началась их экспансия в 360 г.. В 411 г. они захватывают племена динлинов; в 424 г. вторгаются в китайскую империю Тоба-Вэй. Далее жужани берут крепость Гаочан на западе от своей державы (470). Как было отмечено выше, жужани были сбродом, в который входили не этносы, а только их осколки-разбойники и дезертиры. Если обращаться к естественным наукам, то жужаней можно назвать «паразитами», жившими за счёт других соседних народов. Они отличались особой жестокостью, что о которой узнаём и у киргизского писателя Чингиза Айтматова. Может он преувеличил, а может и нет… По его словам, жужани надевали на головы своих пленников чехол, сдавливающий череп во время обсыхания на солнце. От этого пленник терял разум, а следовательно беспрекословно подчинялся своему хозяину. Вероятно, что Айтматов взял эту легенду из китайских источников, которые наверняка могли отметить такое обращение жужаней к пленникам.

Рядом с жужанями жили племена теле. Их общественный строй – конфедерация из 12 племён. Они не хотели, чтобы жужани их эксплуатировали и действительно казалось, что жужаням не было противовеса. Однако, на Алтае, в горах Солнца, появился этнос, способный воевать и биться до последней капли крови… Это были тюркюты. Они подняли восстание против жужаней в 552-555 гг. и победили, а позже именно они обеспечили гегемонию в степи.

Жизнь в золотых горах

Алтай – родина тюркютов, был большой природной крепостью, которую взять было отнюдь не легко. Здесь сущестовали идеальные условия для жизни: девственные леса, речные долины, богатая фауна. На Алтае тюркюты добывали и обрабатывали железо, что является следствием создания тяжёлой латной кавалерии – основой тюркютского войска. Обработка железа и кочевой образ жизни вообще являлись отличительными чертами степной конно-железной цивилизации1. В такой крепости можно было не только сохранить свою жизнь, но и культуру своего этноса.

А теперь о самих тюркютах: Откуда они появились? Во II-IV вв. императору «Срединной Равнины», т. е. Китая, совместно служили хунны, сяньбийцы, тангуты. Одни из них легко восприняли иноземную культуру, бывшую чуждой укладу жизни кочевников; другие из них не смирились с гнетом со стороны «Сына Неба», т.е. императора, и бежали «куда подальше»; а третие служили последнему племени хуннов, отстаивавшим «Ордос» от китайцев. На службе у тех самых хуннов, в 439 г., был сяньбиец Ашина. Его имя нам рассказывает, что сам он не являлся этническим тюрком, т. к. «Ашина» переводится с монгольского, но отнюдь не тюркского, как «благородный волк». Приставка «А», у монгол – символ уважения, а слово «шино» или «чинно» – означает «волк». На тюркском же волк будет звучать не так, а по-другому – «бури» или «бюри», хотя гвардию тяжёлых всадников у кагана (правителя) позже назовут именно «бури», а не «шино». В расположение Ашины входило около 500 семейств. Все они ушли на Алтай.

10 волчьих колен

Тюркские руны

А легенда о происхождении всех тюрков (тюркютов) следующая: Один мальчик, отставший в живых от готами истреблённых гуннов, осеменил волчицу; молодой человек был убит германцами, а волчица ушла в горный Алтай, где и родила 10 сыновей – первых тюркютов. Легенда остаётся легендой, а тюркские каганы и ханы продолжали считать себя людьми, характером походящими на волков.

После победы тюркютов над жужанями, каган Бумын, потомок Ашины, стал проводить завоевательную политику, суть которой состояла в том, чтобы на юге своей державы была укреплена граница с Китаем. Там шла долгая война китайских княжеств Бэй-Ци и Бэй-Чжоу. В то же время, брат Бумына, Истеми-каган стремительно, подобно вихрю, продвигался на запад (554). Истеми, дойдя до Согдианы (междуречье Амударья и Сырдарья) столкнулся с войсками эфталитов (белые гунны). Персидский шах Хосрой Ануширван, в свою очередь, заключил с тюркютами военный союз, направленный против государства эфталитов. Пока шла эта продолжительная война, о которой речь пойдёт ниже, Истеми-каган наткнулся на сопротивление аваров в Приаралье и только через три года спустя (558), последние были разбиты и бежали за Волгу.

Теперь, ко второй половине VI века, Великий Тюркский Эль располагался на огромной территории, начинающейся от склонов Хингана до Волги. Правда, ещё позже, и народы Кавказа стали вассалами тюркютов.

Тураньская война

Давайте вернёмся к войне тюрок с эфталитами. Данное столкновение хорошо описал М. И. Артамонов: «Тюркюты прекратили преследование авар потому, что ввязались в длительную и тяжёлую войну с эфталитами, империя которых охватывала огромную территорию от Хотана на востоке до Каспийского моря на западе и до Инда на юге». Упомянутые выше хиониты были соседями эфталитов на севере. Первое столкновение между тюркютами и эфталитами произошло еще в 555 г., но активные военные действия между ними начались только с 562 г., когда иранский шах Хосрой Ануширван, заключив мир с Юстинианом, получил возможность вести согласованные с тюркютами военные действия против общего врага. Совершенно неизвестно, почему дружественные отношения между персами и эфталитами, столь важные для спокойствия восточной границы Ирана, сменились остро враждебными, приведшими к союзу персов с тюркютами. Возможно, что Хосрой Ануширван считал чрезмерной дань, которую Ирану приходилось выплачивать своим восточным соседям, или же он хотел присоединить к своим владениям находящиеся во власти эфталитов области, отторгнутые от Ирана. По данным Табари и Бал’ами, инициатива союза между персами и тюркютами исходила от Хосроя. Договор был скреплён браком Хосроя с дочерью тюркютского кагана Истеми. Этот факт и лёг в основу рассказа Балазури и Ибн Хордадбеха, в котором у последнего из этих авторов каган тюркютов заменён каганом хазар, а повествование уснащено рядом фантастических подробностей.

В 563 г. Хосрой нанёс тяжёлое поражение эфталитам, а в 565 г. и Истеми начал решительные операции против них, и, первым делом захватил Чач (Ташкент). Решающая битва между тюркютами и эфталитами состоялась у города Несефа (Карши). Длилась она целых 8 дней и закончилась полным разгромом последних. К 567 г. с эфталитами было покончено.

Но, как часто так бывает, между бывшими союзниками вспыхнула вражда. Тюркюты требовали, чтобы Иран выплачивал им ту дань, которую раньше давал эфталитам, и открыл дорогу через свою территорию для согдийских торговцев шёлком, которые теперь стали подданными тюркютского кагана. Так как Хосрой категорически отверг эти домогательства, тюркютское войско двинулось к иранским границам, но, встретив мощные укрепления, воздвигнутые персами в Джурджане (Гурган, Гиркания — юго-восточное побережье Каспийского моря), не решилось атаковать их. В 571 г. между тюркютами и Ираном был заключен мир. Границею между ними стала Амударья.2

Торговая Согдиана

Несмотря на крупные войны тюркютов, персов, аваров, эфталитов, Средняя Азия VI века стала территорией, где произошёл быстрый экономический и культурный подъём. Города процветали, развивалась торговля. Любой путешественник мог бы удивиться столь быстрому развитию торговли, ибо как вы сами знаете, что после крупных войн, экономика хоть и восстанавливается, но очень медленно! А в чём причина такого резкого подъёма? Торговая Согдиана!

тюркские воины

Известно, что Согдиана славилась своими ловкими торговцами, которые отнюдь по своему профессионализму не уступали иудеям, захватившим без силы оружия караванный путь в Месопотамии и быстро разбогатели. Конечно такие выгодные подданные, как согдийцы, были просто необходимы каганату. Но рост экономики и культуры приносил прибыль не народу, а, прежде всего, купцам и тюркским ханам.

10 стрела будущего Турана

Именно связи с этой проблемой, которая являлась очень серьезной, произошёл распад державы тюркютов на две части: Восточно-тюркский каганат (Современная Монголия) и Западно-тюркский каганат (Тарбагатай, Саур, Тянь-Шань). В двух государствах продолжали править каганы и рода Ашины, но в западном каганате население тюркютов было очень мелким и растворилось в среде местных жителей, коих потом назвали «десятистрельные тюрки» в честь 10 тюркских вождей, получившим в виде символа власти по одной стреле.

Антиперсидская коалиция

Мы подробно остановились на западном крае потому, что VI в. для Средней Азии был самым насыщенным и кровопролитным. Казалось, что недавние союзники — тюркюты и персы, навсегда остались в прежних «добрососедских» отношениях,… но всё произошло иначе. Персия активно вела войну с Византией, которая была нужна тюркютам, как источник богатства посредством торговых отношений с ней. Туда ведь шёл Великий Шёлковый путь, связывающий, Поднебесное (Китай), Великий эль и Византию. Однако, персы, воевавшие с романоями, стали препятствием и не пропускали караванные пути.

Так образовалась антиперсидская коалиция: В неё вошли, помимо визанитийцев и тюркютов, также давние враги персов — грузины и хазары. Персия была зажата в клещи. Хазары разграбили Северный Азербайджан, тогда принадлежавший Персии. С запада наступали византийцы. На востоке тюркюты нанесли поражение персидской 70-тысячной армии и подошли к Гератской долине. По сообщениям арабского историка IX в. Ат-Табари, численность армии тюркютов составила 300 тыс. человек! И Табари, и Фирдоуси отмечали, что поход на Персию был полностью подготовленным. В распоряжении тюркютского войска находились боевые слоны, нёсшие на себе профессиональных лучников и копьеметателей.

Персами руководил талантливый полководец Бахрам Чубин, и когда началась первая атака тюркютской железной латной кавалерии, вызывающей у врага ошеломляющую панику, он сдержал эту атаку. Сражение было тяжёлым, но персы победили, несмотря на всю мощь тюркского полковника Савэ-шаха, погибшего от стрелы Бахрама Чубина! Сражение поистине грандиозное. Оно произошло в 589 г. у города Герат (современный западный Афганистан) перед самым распадом Первого тюркского каганата. Странно, что об этом событии не найти ни в одном школьном учебнике Всемирной истории, чего не скажешь о сражениях, допустим при Фермопилах между спартанцами и персами или Каннах между карфагенянами и римлянами, несмотря на то, что она не менее значительно, если даже не больше.

Возвращение китайцев

Выше был подробно описан ход событий на западе державы. А теперь посмотрим на восток, где у юго-восточной границы каганата мы находим уже не те мелкие, неспособные китайские царства. А, напротив — здесь появляются новые китайские империи, названные позже самыми крупными и сильными государствами за всю историю Поднебесной.

Что же происходило в Китае? Здесь царство Бэй-Чжоу под руководством Ян Цзяня захватило царство Бэй-Ци и Северный Китай был объединён. Создалась держава Суй. Китай стал настолько могущественной империей, что два тюркских каганта, уже враждовавших между собой, стали его вассалами. Для простых тюркских воинов это стало позором.3 Их правители стали марионетками в руках китайских правителей-эксплуататоров, ибо стали зависимыми от китайской культуры и роскоши. Суй

могла бы начать агрессию на всю Азию, а затем и Европу…

Два китайских чуда

Но случилось чудо, которое остановило китайцев и стало спасением многих народов Евразии, не подвергшихся карательных армии «нового Китая». То самое чудо —бездарность китайского Сына Неба. Новый император, Ян Ди был человеком глупым, развратным, легкомысленным и трусливым. Он уменьшил земельные уделы крестьян, повышал налоги; вёл трудные войны с Кореей и Турфаном, потерпел поражение, вследствие чего и рухнула экономика страны. В результате восстало бедное население Китая и тюркских вассалов. Ян Ди бежал, но вскоре оно был убит от рук одного из его собственных придворных. Вот так прошли мечты китайских националистов о завоевании мира.4

Следующей династией, захватившей власть в Китае, была Тан. Её основатель —пограничный генерал Ли Юань, который одержал победу в гражданской войне, длившейся пять лет (614-619). Это был сильный духом человек и очень талантливый «вождь», хорошо знающий боевую тактику кочевников. Он создал обновлённую армию степного типа и теперь мог биться с кочевниками… и даже побеждать их, чего раньше китайцы никогда не делали, за исключением ловкости их дипломатов, умеющих сеять раздоры среди врагов.

Новый Китай

Л. Н. Гумилёв писал: «Фамилия “Ли” принадлежала к китайской служилой знати, но с 400 года оказалась в связи с хуннами, потом табгачами и, наконец, добилась власти, основав династию Тан. Опорой династии были не китайцы и тюркюты, а смешанное население северной границы Китая и южной окраины Великой степи. Эти люди уже говорили по-китайски, но сохранили стереотипы поведения табгачей. Ни китайцы, ни кочевники не считали их за своих. По сути дела, они были третьей вершиной треугольника, образовавшегося за счёт энергии пассионарного толчка».5

Как видно из цитаты, на фоне истории, и Китая, и Великой степи, образовался этнос «новых китайцев». И сколько бы историки не называли все народы «Срединной равнины» равно китайцами, по сути это были разные этносы, так как им были свойственны разные стереотипы поведения. Значит, мы вправе утверждать, что теперь старый китайский этнос был заменен новым, более энергичным и крепким. Этот новый народ стал союзерном тюркютов (630 — победа над Восточным каганатом, 658 — победа над Западным каганатом). Агрессия Китая вновь началась…

Да, тюркюты были побеждены китайцами, но пришло время, кода былая мощь снова должа была проявиться их жилах. И это произошла в 682 г., но об этом будет написано уже во второй части статьи, где я изложу о ярких подвигах, восставших против эксплуатации Китая тюрков. Там вы узнаете о героических тюркских пассионариях, отличившихся в истории Евразии: храбром Кюль-тегине, мудром Тоньюкуке, благородном и добром Бильге-хане.


Александр Беляев,

Клуб Евразийской интеграции МГИМО (У)

Список литературы:

Гумилёв Л. Н. «Древние тюрки». Москва. 2009 г.

Ганиев Р.Т. «Восточно-тюркское государство в VI – VIII веках». Екатеринбург. 2006 г.

Кусаинова М.А. «История Казахстана». Астана. 2006 г.

Бичурин Н. Я. «Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена». 1851 г. Санкт-Петербург.

1 Термин, впервые был введен евразийцем-географом П.Н. Савицким в своем труде «О задачах кочевниковедения». Прага. 1928 г.

2 М. И. Артамонов. «История хазар». Москва. 2006 г.

3 Заметьте, что сейчас я уже употребляю не слово «тюркюты», а слово «тюрки», по той причине, что в два каганата входили теперь не только сами малочисленные тюркюты, но и народы, связавшие свою судьбу с ними.

4 В государстве Суй, китайцы отличались этношовинизмом, т. е. ненавистью по отношению к другим народам, находившимся в составе Китая, и, особенно, к кочевникам.

5 Л. Н. Гумилёв. «Тысячелетие вокруг Каспия». Москва. 2010 г.

Картина дня

наверх