На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 452 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Искусство этрусков как фундамент становления культуры Рима.( дискуссионный материал)

 

 

Постановщик поста выражает признательность блогеру Сергею Гончарову, чей комментарий подтолкнул его к поискам данного материала.

07-06-2013 21:22 к комментариям - к полной версии - понравилось! - в evernote



 Римское искусство складывалось на основе достижений различных народов - этрусков и греков, а также самих италиков.

Италиками называли племена, объединившиеся в две ветви - латинов (это собственно римляне, латины и сабиняне) и остальных италиков (пицены, луканы, оски, умбры, самниты, вольски и мессалы). Италики создавали своеобразные памятники искусства, отличавшиеся на рубеже  2-1 тыс. до н.э. некоторым примитивизмом (декоративные вещи и керамика, бронзовые статуэтки, не редко с подвесными конечностями). Пицены тяготели к лаконизму и обобщенности, предпочитали сюжеты из военной и охотничьей жизни. Выполняя фигурки людей, сразу намечали бицепсы и объемные бедра, подчеркивая характерность лиц. Особенно развито было у них ювелирное искусство - бронзовые фибулы дошли до наших дней. Пицены и массаны оставили немало керамических сосудов с геометрическим орнаментом. Оски и самниты творили с большей эмоциональностью, экспрессивно, они контактировали с греками, живя в Кампанье (г. Капуя). Их мастера научились высекать из камня большие статуи - зачастую это была Матер матута (Мать Жизни), сидящая на троне с младенцем на руках, величественная и женственная одновременно. Самниты в свое время немало воевали с римлянами, а потому их искусство было полно суровой мощи и грубоватости (фигурки воинов и гладиаторов). Наиболее часто они изображали бога марса и героя Геракла.Более изучено искусство луканов из города Пестума - мощная армия позволяла им чувствовать себя уверенно и себя луканы изображали в доспехах, или гарцующими на лошадях, охотящимися на зверей, скачущими в колесницах. Погребальная живопись (фрески) позволяет представить себе эстетику и художественные вкусы этого племени, типы оружия и одежды. Художники нередко изображали сцены банкета, передавая эмоции праздника.Они писали яркими и чистыми красками, без полутонов. Луканскую живопись отличает непосредственность персонажей, имеющих широко раскрытые глаза, румянец на щеках, красивую внешность. Сиканы и сикулы обитали вместе с греками на юге Италии - на Сицилии. Италики создавали там бронзовые фигурки воинов со щитами, сценки мужской борьбы. Тела были геометризированны, с нарочитой удлиненностью тонких конечностей.Италики стремились в своем творчестве к точности и детализированности, суховатой трактовке форм. Со временем искусство италиков слилось с римским и растворилось в нем как более совершенном. Римляне постепенно подчинили себе италиков в борьбе за власть на Апеннинском полуострове. Но и искусство римлян тоже имело истоки в чужих для них традициях - этрусков.

Задолго до рождения античной римской культуры на Апеннинском полуострове расселялись различные племена т.н. италиков (через Альпы в 20 веке до н.э. пришли латины). В центральной части страны жили сабины, а наряду с ними оско-самнитские племена. В 14 веке до н.э. в районе будущего Рима стали появляться этрусские племена, а после троянской войны на севере территории - венеты. Этруски колонизовали Апеннины в 9-8 вв. до н.э. и становление Рима происходило с их непосредственным участием.  Этруски не были автохтонным, т.е. исконным населением страны. Никто не знал, откуда они пришли. Уже Геродот был вынужден искать их корни в Малой Азии, заметив, что Лидию после 18-летнего голода покинуло немало племен и этруски были среди них, но другой античный историк Дионисий из Галикарнаса усомнился в этом, ибо хорошо знал лидийскую культуру и историю. Он лишь уточнил, что египтяне звали этот народ «турша», латины - «туски» (отсюда Тоскана - Этрурия), греки - «тиррены». Самоназвание же этрусков было «расены».  Этруски заселили Тоскану от реки Арно на севере до реки Тибр на юге в 9-8 вв. до н.э. Первые поселения в Риме этрусского племени датированы нынче 14 веком до н.э. С тех пор не прекращаются споры по поводу генезиса народа, самобытности его культуры, дешифровки надписей, маршрутов миграции и т.д.

           Происхождение их не выяснено до сих пор. Римляне называли их туски, египтяне турша, греки тирренами, самоназвание народа - расены. Античные авторы полагали, что они принадлежали к лидийцам из Анатолии, переселившимся из-за неурожая в более благодатные места. Чеканка металлов и выпуск монеты, строительство ирригационных сооружений, применение якорей и таранов в судоходстве, установление законов (Этрусская дисциплина впоследствии прилежно самими римлянами изучалась), наличие письменности, наподобие пеласгийской руники с левосторонним написанием, развитое искусство и мифология вывели этрусков в первый ряд среди полуцивилизованных италиков.

         Тин, Уни и Менрва были триадой высших богов в этрусском пантеоне и римляне соотнесли их со временем со своими богами - Юпитером, Юноной и Минервой. В честь их этруски в Риме возвели Капитолийский храм, возле которого известный скульптор Вулка на рубеже 6-5 вв. до н.э. поставил бронзовое изваяние волчицы, со временем «модернизированное» римлянами. Храмы этруски строили из кирпича, выводя деревянный каркас на каменном фундаменте с высоким подиумом. В храме они совершали торжественные обряды. Терракотовые рельефы повествовали о создании Вселенной и её мирах. Многочисленные духи-лазы помогали этрускам во всех делах, словно ангелы.

   Города обносились высокими каменными стенами из блоков. Поскольку у этрусков была монархия-федерация, они построили 12 главных городов-полисов, объединившихся в союз. Это Вейи, Тарквинии, Вульчи, Ветулония, Фезулы,Аретий, Цере, затем Клузий, Перузия, Палестрина, Марцаботто и Рим.

Так появились знаменитые итальянские города - Перуджа, Тренесте, Фьезоле, Кьюзи, Ареццо, Больсена, Черветере…

Следы от этрусков остались на всей территории Италии - Медиолан (Милан), Писы (Пиза), Фельзина-Бонония (Болонья), а также Европы - Лютеция (Париж), Колония (Кёльн)…

     Наиболее интересными с позиций архитектуры и мифологии являются прекрасно сохранившиеся этрусские некрополи в виде курганов (тумулусов) с шахтовыми гробницами в 2  этажа. Внутри был зал саркофагов с фресками на различные темы. Скульпторы передавали не только анатомию тела, но и эмоции. Статуи всегда раскрашивались, как у греков. До нас дошли Аполлон из Вей работы Вулки, торс Геракла, многочисленные изображения супругов для крышек саркофагов.

           В 8 веке до н.э. этруски начинают первый период в искусстве, характеризующийся деревянным зодчеством с постепенным переходом на кирпич. Керамику поначалу отличает строгий схематизм изображения с использованием восточной орнаментики - спиралей, свастики, квадратов и кругов, Андреевского креста. Для каноп - погребальных сосудов - выполняются статуэтки в жанрово-бытовом стиле с долей фантазии и юмора. Урны помещаются в скальные гробницы. Этруски рано проявляют свою изобретательность и своеобразие в искусстве.

    Второй период (7-6 века до н.э. - дифференциация видов искусства. Ювелирное искусство и импорт керамики с имитацией металла в стиле «букконеро», градостроительство, сложение тосканского ордера (деревянная колонна на каменной базе с фустом без каннелюр). Фамильные гробницы украшаются фресками. Художники вырабатывают канон портрета - миндалевидный разрез глаз, улыбка, аккуратная остроконечная бородка, выдающаяся чуть вперед, монументальная поза полулежа на боку («обеденная»), едва намеченная портретность.

          Зрелая архаика (6-5 века до н.э.) - расцвет полисов и республик с басилевсами, конфедерации, фамильные гробницы с росписями на темы из Илиады Гомера, танец, полет, духи, охота и рыбалка, пейзаж, жестикуляция героев, изображение ягуаров и грифонов, горгон и химер, яркая наблюдательность художников, ассиметричная композиция, полихромность. Оптимистичное отношение к смерти демонстрирует веру в бессмертие души - отсюда частые изображения веселых поминальных пиров с участием самих покойников. Ощутимы 2 линии - фольклорная с примитивизмом и утонченная светская.

  Период этрусской классики наступает между 470 и 430 годами до н.э. Складывается скульптурный канон (Матер Матута) с естественностью движений, без греческого пафоса. Чернофигурная вазопись уступает место краснофигурной.

Поздний период характеризуется упадком этрусской цивилизации. Войны с галатами (кельтами), суверенитет римлян, пессимизм в мировоззрении, вызванный предсказанием авгуров о падении страны и исчезновении народа с лица земли. Кратковременная экспрессия и драматизм в искусстве приводит к рождению индивидуализированного портрета. Мастер Новий Плавтий из Лация становится знаменитым, благодаря трагизму в живописи, теме «тоскующей души» и включению образов демонов из мира иного - Тухулки и Хару. Из кирпича этруски научились выводить арки, а соединение местных мотивов с дорическим ордером породило ордер тосканский, то есть этрусский. Соединение арки с колонной породило тип аркады. С помощью аркадных мостов в Рим, страдавший от нехватки питьевой воды издалека проводились источники по керамическим трубам - акведуки. Изобилие скульптурного убранства в храмах и стилистика эллинизма, многофигурные композиции в вазописи, гротеск и комизм, интерес к духовному миру, создание жанра натюрморта, эстетизация рисунка на бронзовых зеркалах достойно завершают историю этрусского искусства.

Римляне в период своего возвышения весьма ценили наследие этрусков - акведуки и дороги, клоаки и триумфальные арки, форумы и амфитеатры, агрономию (трактаты отца и сына Сазернов), ирригацию болотистой местности, законодательство, каноны в архитектуре и скульптурном портрете, политические достижения (потомок жрецов-лукумонов Секст Меценат стал правой рукой Августа Октавиана  не только в политике, но и в литературе, а в историю вошел как спонсор; дипломат и оратор Авл Метелла удостоился бронзовой статуи ещё при жизни; столь же известен был и другой оратор Авл Персий, поэт Публий Вергилий тоже был близок к политике, объясняя шаги правителей с помощью поэзии). Этрусские скульпторы выполняли по заказам римлян скульптурные портреты - республиканца Публия Корнелия Сципиона, Брута. Всё созданное этрусками, римляне сопроводили эпитетами «величайший» - цирк на 60 000 человек в долине Мурини под Римом значительно превосходил своими размерами Колизей, а система из 4 клоак под Римом работает до сих пор! Сейчас ведутся раскопки построенной царем Сервием Туллием (Тарквинием) в середине 6 века до н.э. крепостной стены вокруг Рима протяженностью более 11 км.

  Со временем этрускам пришлось пережить настоящий геноцид от рук своих недавних рабов - римлян, бороться за свои права и гражданство - оно было даровано в 89 году до н.э., когда этнос уже растворился среди римского народа. Спустя столетие после финала этрусской цивилизации среди римлян просыпается интерес ко всему этрусскому - системе образования, аристократическому поведению, музыке и искусству (рождением пантомимы с танцами и музыкой в 364 году до н.э. Италия тоже обязана этрускам), мифологии и законодательству, парламентской деятельности. Супруга римского императора Клавдия - Плавтия Уркуганилла - была этрусской принцессой, и на основе её сведений император написал 20-томную энциклопедию об этрусках. В этрусском обществе, оказывается, царил матриархат, сильна была власть жриц (верховная жрица-лукумон Танаквиль была соправительницей при трех знаменитых этрусских царях Рима из династии Тарквиниев).

 Удивительно, но ничего из написанного об этрусках в античные времена, до нас не дошло. Италия в конце 15 века начинала исследование этой культуры с чистого листа. Кардинал Эдиджо из Витербо ведет раскопки гробниц, исследует скульптуру и фрески, а священник Марио Гварначчи из Вольтерры не только пишет трехтомный труд об этрусках, но и создает музей для найденных в земле крестьянами предметов этрусского искусства, которыми восхищается даже Микельанджело. В 1619 году шотландский барон Томас Демпстер обобщает исследованное в «Семи книгах о царской Этрурии», а в 1726 году открывается в города Кортона Академия Круска, действующая до сих пор. На рубеже 19-20 веков в литературе появляется мода на исследование этрусской цивилизации («этрусская загадка») и появляются романы и трактаты об этрусках (Д. Лоуренс, Г. дАнуннцо). 1828 год - появление обобщающего труда по этрускологии Карла Готфрида Мюллера «История этрусков».

  Главное, что этруски оставили римлянам - хорошо обустроенный город Рим. За несколько веков он разросся, начиная со священного холма Капитолий.

  Рим расположился на 7 холмах - Капитолий, Целий, Палатин, Авентин, Эсквилин, Квиринал, Виминал.

 Между холмами Капитолий и Палатин было болото, которое этруски осушили с помощью системы стоков-клоак,  и устроили Форум. На этой площади сосредоточилась торговая и политическая жизнь горожан. На Капитолии в 509 году построили храм триаде богов, украсив его квадригой Аполлона. Крылатые кони работы Вулки сохранились до наших дней. В том же 509 году последний этрусский царь был изгнан из Регии (Царского дома), а затем и из Рима. Монархия сменилась республиканской формой правления, ознаменовавшейся переписыванием истории на римский лад, то есть без упоминания об этрусках. Римляне считали своих 7 царей, начиная с Ромула и Тация, Нумы Помпилия (религиозного реформатора и учредителя календаря), Тула Гостилия (возведшего Курию для заседаний Сената). Внук Нумы Анк Марций построил мост через Тибр и основал город Остию - порт. Остальные цпри едва упоминались, ибо они были этрусками по происхождению.  Но при них и началось процветание Рима.  В 500 году римляне взяли власть в Италии в свои руки, но в 474 году Комиссия децемвиров постановила сохранить этрусское законодательство. 

 Так рядом в капитолийской волчицей появилось изображение двух младенцев - Ромула и Рема. Их история началась после троянской войны, когда Эней с семьей бежал в Италию к местному царю Латину и его дочери принцессе Лавинии с просьбой о дозволении поселиться  в лесах под Лацией. Был построен город Лавиниум. Эней и Лавиния положили начало династии Сильвией (Лесных). Их сын Асканий - династии Юлов, он основал Альба-Лонгу под Римом. Дочь 14 царя Нумитора по имени Рея Сильвия была насильно сделана весталкой, что лишило её прав на корону. Но от бога Марса в храме она родила двух близнецов Ромула и Рема. Убоявшись наказания за нарушение обета девственности, она положила младенцев в корзину (по другой версии это сделал дядя-царь) и корзина была отправлена по водам Тибра. На холме Капитолий младенцев вскормила волчица, а затем подобрал, воспитал и вернул царские права пастух Фаустул. На Палатинском холме они решили строить город, прежде пропахав оборонительную борозду, но в ссоре Ромул убил брата Рема. Вместе с сабинянином Титом Тацием он стал правителем.  Основание Рима датировано по этой истории 21 апреля 753 годом до н .э. Саркофаг Ромула найден. Это реальное историческое лицо. На самом деле Рим уже давно построили этруски, жившие среди латинов и самнитов, которых они заставили платить себе дань. Римляне переписали некоторые события, но в дальнейшем история на них обиделась. В 387 году до н.э. кельты-галаты во главе с Бренной сожгли Рим дочиста, в огне погибли многие деревянные этрусские постройки, восстанавливать пришлось даже каменные крепостные стены города! Благодаря раскопкам открылись слои не только этрусской эпохи, но и ещё более древние, из чего следовало, что Риму 130 000 лет, а Эсквилин и Капитолий приняли первых поселенцев-пастухов из-под Трои

Картина дня

наверх