На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 454 подписчика

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Хаджимукан ушел непобежденным

 

 

Как гаснут звезды...

Хаджимукан ушел из жизни непобежденным. Он проиграл только одну, последнюю схватку - отечественной бюрократии и нашему беспамятству...

Из Википедии:

Хаджимукан (Кажымукан) Мунайтпасов (1871(1871), аул Караоткель Акмолинской области, — 12 августа 1948) — казахский борец. Неоднократно выигрывал «чемпионаты мира» по классической борьбе среди профессионалов.

Первый казах, ставший чемпионом мира по французской борьбе, многократный победитель мировых, региональных, российских, а позже всесоюзных чемпионатов по классической борьбе среди супертяжеловесов.

Выступал в 54 странах мира, завоевал 48 медалей. «Батыр казахского народа» — это официальное почетное звание, присвоенное в 1927 году ЦИК Казахстана Кажымукану Мунайтпасову — первому казаху, ставшему чемпионом мира по борьбе.

Последнее своё выступление провёл в 1944 году в районах Южно-Казахстанской области и собранные деньги в сумме 100 тыс. руб. сдал в Фонд обороны.

Умер 12 августа 1948 года в колхозе «Ленинское знамя» Темирлановского сельсовета Арысского района, не оставив после себя учеников.

В поселке Темирлановка в начале 1980-х был открыт музей знаменитого борца.

Имя Мунайтпасова носят улицы в Алма-Ате, Семипалатинске, Астане; в его честь назван центральный стадион Астаны, рядом с которым 15 июня 2005 года был открыт футбольный сквер. О нём были сняты фильмы «Хаджи-Мукан» (1978) и «Знай наших!» (1985) с участием Бахытжана Есжанова, Георгия Мартиросяна, Александра Панкратова-Чёрного.

 

Марат Хасанаев, "Новости недели", 22 мая

 Спортивные достижения соотечественников на мировой арене рождают у каждого казахстанца чувство гордости за свою страну. Но, к сожалению, иногда бывает так, что наше общество платит своему недавнему кумиру неблагодарностью и забвением. Не избежал этой горькой участи и легендарный казахский борец, чемпион мира и России по французской борьбе Хаджимукан Мунайтпасов. Случилось это после памятного мая 1945 года, когда понемногу улеглись восторги и торжества по поводу Великой Победы и вслед им пришла тоскливая неудовлетворенность бытием, помноженная на горечь памяти о погибших и пропавших без вести.

 26 июня 1945 года старый мастер единоборств пишет заявление на имя председателя Президиума Верховного Совета республики А. Казакпаева, которое помощники последнего так перевели на русский язык:

 

"Старосте Казахского государства товарищу Казакпаеву А.

 

55 лет своей жизни я посвятил искусству борьбы, спасаясь от многих случаев смерти. Объездил почти все иностранные государства, кроме Америки. Сейчас мне 75 лет. Мое экономическое положение неважное. Сейчас помогаю 10-15 семьям военнослужащих. Помощи, оказываемой мне районными организациями Шаульдерского района, недостаточно. Гарантийного снабжения не имею, иногда райторготдел отпускает 1-2 пуда зерна. Помогают мне также ближайшие колхозы, совхозы и соседний Чаяновский район.

 

В прошлом году в фонд обороны я внес 100 тысяч рублей деньгами. В марте этого года в фонд обороны я засеял 3-4 гектара кукурузы, которую сейчас вместе с пятилетним сыном Айдаром обрабатываю.

 

В ходе подготовки к предстоящему юбилею 25-летия Казахской республики мое имя не упоминается. Я прихожу к мысли переехать в соседний Узбекистан, где, может быть, моим именем назовут хотя бы одну улицу. Поэтому прошу Вас разрешить мне переезд из Казахстана в Узбекистан".

 

Даже в этих коротких строчках проглядывает вся бесхитростная натура старого палуана: великий борец не может скрыть своей обиды на невнимание властей.

 

Дальнейший ход рассмотрения заявления Хаджимукана Мунайтпасова нетрудно представить - бюрократический аппарат различных законодательных, правительственных и прочих административных учреждений получил и еще один очередной повод для обильной взаимной переписки. 26 июля 1945 года председатель Президиума Верховного Совета Казахской ССР А. Казакпаев направляет письмо председателю Совнаркома республики Н. Ундасынову.

 

В середине сентября 1945 года ответственным работником Косубаевым была подготовлена служебная записка на имя зампреда СНК республики А. Заговельева для принятия конкретных мер по делу Хаджимукана Мунайтпасова. Непосредственно за подписью Н. Ундасынова в ЦК Компартии (большевиков) Казахстана на имя секретаря ЦК Г. Боркова в сентябре того же года поступило письмо следующего содержания:

 

"В Шаульдерском районе Южно-Казахстанской области проживает выдающийся казахский борец Хаджимукан Мунайтпасов. Сейчас ему 75 лет. С ним жена и пятилетний сын Айдар.

 

Хаджимукан происходит из бедняцкой семьи. До 20 лет работал батраком у баев и кулаков. К этому времени он, обладая богатырской силой, становится непобедимым степным борцом. 20-ти лет он попадает в Казань, оттуда в Петербург, Одессу, Гамбург, обучаясь искусству борьбы. Примерно через 1,5-2 года учебы Хаджимукан впервые выступает на арене Киевского цирка, с этих пор становится профессиональным борцом - чемпионом России. Это было в 90-х годах прошлого столетия.

 

Вместе с группой русских борцов Хаджимукан изъездил почти все страны мира, кроме Америки, отстаивая честь России. Имеет много наград. Фактически он был абсолютным чемпионом мира, так как в борьбе никто его не мог победить.

 

Имя Хаджимукана в свое время было широко известно среди работников цирка России и за границей.

 

Свыше 45 лет своей жизни он посвятил искусству борьбы. С арены цирка он сошел только в последнее десятилетие ввиду преклонного возраста.

 

Последнее свое выступление он организовал в 1944 году в районах Южно-Казахстанской области и собранные деньги в сумме 100 тыс. руб. сдал в фонд обороны, за что получил от товарища Сталина благодарность.

 

Хаджимукан не имеет звания, хотя он заслужил это своей долголетней деятельностью на цирковой арене, где показал выдающееся мастерство борьбы.

 

В настоящее время он не имеет определенного источника существования.

 

Надо признаться, что мы до сих пор не обращали должного внимания на бытовое положение Хаджимукана.

 

Считаю необходимым:

 

В связи с исполнением 75 лет со дня рождения представить Хаджимукана к присвоению звания народного артиста Казахской ССР. Указом Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 2 июня 1940 г. "О почетных званиях Казахской ССР" предусмотрено присвоение работникам цирка такого звания за выдающееся мастерство.

 

В связи с 25-летним юбилеем республики представить Хаджимукана к соответствующей Союзной награде.

 

Назначить Хаджимукану единовременное денежное пособие и промтовары для улучшения его бытового положения.

 

Устроить сына Хаджимукана, по достижении школьного возраста, в интернат для обучения, с тем чтобы одновременно дать ему надлежащее физическое воспитание.

 

Поручить Южно-Казахстанскому облисполкому построить для Хаджимукана домик.

 

Прошу Вашего согласия на проведение в жизнь намеченных мероприятий.

 

Н. Ундасынов"

 

Казалось бы, наконец-то удовлетворены, в общем-то, весьма скромные просьбы всемирно известного борца. Однако документы поступили в ЦК КП(б) Казахстана только в начале марта следующего, 1946 года, когда улеглись юбилейные страсти, связанные с 25-летием образования республики. Просьба старого борца начала, видимо, раздражать руководящих работников.

 

3 марта 1946 года секретарь ЦК Г. Борков наложил графитовым карандашом на служебной записке председателя Совмина республики Н. Ундасынова следующую небрежную резолюцию: "т. Аубекерову, подготовьте окончательный проект постановления Совмина, срок 12/III". Затем слово "окончательный" жирно перечеркнули. Это была реальность административно-командного сталинского социализма. Высшие законодательные и исполнительные органы власти оказались бессильны перед партийным секретарем - секретарем ЦК партии, которому была, видимо, глубоко безразлична судьба чемпиона мира. Чтобы обеспечить сносные жизненные условия Хаджимукану, не было сделано ничего.

 

А ведь он искренне надеялся на удовлетворение своей просьбы и, в частности, на обещание руководителей республики "построить ему домик". Заметьте, даже не дом, а домик. Каково было старому мастеру на склоне лет оказаться без крыши над головой с малолетними детьми на руках?! Ему, вкусившему мировой славы и почестей, полвека появлявшемуся на лучших цирковых аренах Азии и Европы. Ему, год назад отдавшему два мешка денег в фонд обороны, остаться без средств к существованию.

 

Через два года, в январскую стужу 1947 года, Хаджимукан пишет второе и последнее заявление на имя Казакпаева и Ундасынова:

 

"ПРОСЬБА

 

Аксакал, разрешите изложить просьбу о моих невзгодах.

 

Сегодняшнее мое положение весьма плохое. Прошу взглянуть на меня милосердным взглядом - нет у меня ни пищи, ни одежды. В возрасте, когда мне исполнилось семьдесят шесть и пошел семьдесят седьмой год, впал я в подобное положение. В семье нет человека, пригодного для работы. Есть у меня трое малолетних детей. 1 июня 1946 года я переехал в колхоз "Ленинское знамя" Темирлановского сельсовета Арысского района, однако никакой помощи районные организации Арыси не оказывают.

 

У меня нет дома, хотя обещали построить дом, но не построили. Живу в хлеву, помещении для скота. Помимо сказанного выше, очень прошу Вас создать для Хаджимукана условия, приличествующие Хаджимукану. Дайте мне прочувствовать мой 75-летний юбилей.

 

Предел моих желаний - это 1-2 коровы с телятами, чтобы было молоко, да кобыла с жеребенком. Других просьб у меня нет. Привет от меня!

 

Ежемесячную пенсию в размере 500 рублей, обещанную Вами, мне так и не выдали. Жду известий. Прощайте, с просьбой Хаджимукан.

 

10 января 1947г."

 

Поступившее заявление Хаджимукана вновь было аккуратно зарегистрировано и с приложением "бегунков" отослано для рассмотрения в два адреса: председателю Южно-Казахстанского облисполкома Дауленову и зампреду Совмина Шарипову. Аппаратные игры начались по новой спирали. Но старому мастеру уже было не до игр. Родная советская бюрократия положила непобедимого чемпиона на обе лопатки.

 

Проживание с маленькими детьми в зимнюю стужу в хлеву не прошло бесследно: богатырское здоровье Хаджимукана было окончательно подорвано. Не было сил, не было крова и пищи, чтобы сохранить силы, не было надежды поставить детей на ноги. Непобедимый мастер французской борьбы умер теплым летним днем 12 августа 1948 года в колхозе "Ленинское знамя", не оставив после себя ни учеников - мастеров борьбы, ни богатства, ни имущества для своих малолетних детей, не дождавшись при жизни официального признания своих уникальных заслуг перед народом.

 

Сбылся "мудрый" сталинский афоризм: "Нет человека - нет проблемы". Аппаратные чиновники облегченно вздохнули, с легким сердцем отправив в архив "дело Хаджимукана Мунайтпасова". Ушли в небытие неиспользованный уникальный опыт Хаджимукана, фантастические, неразгаданные приемы бросков и подсечек великого мастера.

 

По иронии судьбы в архиве в деле Хаджимукана сохранилось письмо председателя Комитета физкультуры и спорта Мухамеджанова в адрес все того же зампреда Совмина Заговельева от 6 декабря 1949 года, где говорится:

 

"Борьба как вид спорта и без того крайне слабо развивается в Казахстане. Достаточно сказать, что на Среднеазиатской спартакиаде наша республика по борьбе заняла последнее место, проиграв даже команде Киргизии".

 

Говорят, как-то известный поэт Султанмахмут Торайгыров спросил Хаджимукана, в чем суть борьбы, на что тот ответил: "Цель борьбы - не в победе или поражении. Она в том, чтобы, стоя в тесном пространстве арены, на глазах тысячной публики бороться за свое счастье. Движение - это внешний рисунок борьбы, а главное содержание в том, чтобы не дать трудностям одолеть себя. Процесс познания борьбы - в самой борьбе".

 

Хаджимукан ушел из жизни непобежденным. Он проиграл только одну, последнюю схватку - отечественной бюрократии и нашему беспамятству...

 

Картина дня

наверх