15/01/2011
Страстные репортажи о кровожадных московских скинхедах затмевают собой ту обеспокоенность, которая существует у русских по поводу национализма иного рода.
Я вырос в тихом подмосковном поселке, похожем на любое другое место за исключением того, что в нем размещались студенческие городки трех вузов и академий, один из которых был особенно популярен среди иностранных студентов.
Московский технологический институт в Тарасовке был особенно популярен среди африканских студентов. Выйдя из электрички и направляясь к своей даче, вы могли встретить скорее группу высоченных баскетболистов из Ганы, чем классическую русскую бабушку с шалью на голове и с палочкой в руках. Я до сих пор помню одну совершенно удивительную сцену. Я пошел как-то купаться на Клязьму. И там я увидел просто идеальную репродукцию картины Васнецова «Аленушка» - деревья, камни, тростник и девушка, сидящая в печальной и задумчивой позе. Единственное отличие от этого шедевра мистического реализма передвижников состояло в том, что героиня была чернокожая, а волосы у нее были заплетены в сотню тонких косичек. Возникало какое-то идеальное впечатление смешения культур, в котором я, как и другие обитатели этого тихого российского поселка, жили на протяжении десятилетий.
Я вырос, веря в то, что живу в подлинно интернациональной и гостеприимной стране.
Меня трясет от злости, когда читаю «мнения экспертов», как доморощенных, так и зарубежных, о том, что Россия - это от природы расистская страна, преследуемая призраками ксенофобии. Почти в каждом сообщении из Москвы с рассказом о волнениях на этнической почве звучат заявления о том, что городские улицы кишат кровожадными скинхедами, ищущими очередную жертву неславянской внешности, а газетные полосы квадратными метрами отдают под материалы, которые я называю «нацистской порнухой»: снимки крупным планом молодых людей в вязаных шапочках, тянущих руки в римском приветствии.
Но у меня на сей счет совершенно иное представление. За последние месяцы несколько моих друзей подверглись в Москве нападению; в них стреляли, их били, им наносили удары ножами. В каждом случае нападавшими оказывались группы молодых людей из разных кавказских республик, в основном из Дагестана. И в большинстве случаев их в отделении милиции отпускали, даже ни о чем не предупреждая. Большая часть кавказских республик имеет своих «спецпредставителей» в других регионах России, которые готовы прийти на помощь землякам, оказавшимся в беде. Чаще всего это означает вытаскивание их из милиции. Журналист из газеты «Известия» Дмитрий Соколов-Митрич утверждает, что вмешательство этих самых «спецпредставителей» мешает кавказской молодежи по-настоящему интегрироваться в российском обществе и создает «культуру безнаказанности». Другой журналист Александр Митяев, которого вместе с друзьями избила в кафе группа кавказцев, говорит, что милиция делает все возможное – чтобы не начать уголовное расследование. Жертвам часто советуют забрать свои заявления со словами: «Вы же знаете, что это ничего не даст, поэтому давайте не будет терять и ваше, и наше время попусту».
Я не говорю, что опасности русского правого экстремизма не существует. Но существует и национализм совершенно иного рода, который действует в прямо противоположном направлении. Многие русские хорошо знают, что это такое – стать жертвой этнических преследований. Тому масса примеров: и унижающие достоинство «паспорта чужих» в прибалтийских государствах, и издевательства в студенческих общежитиях и казармах (достаточно вспомнить дело Максима Сычева, который погиб в Ростове после конфликта со своим сокурсником-ингушем). Немногочисленные православные храмы, оставшиеся на Северном Кавказе, существуют в условиях постоянной угрозы осквернения – потому что это храмы РПЦ. Но фактически никто из представителей российской власти, западных СМИ и активистов-правозащитников не признает существование этих проблем.
Западные журналисты, пишущие об этнических проблемах в России, не просто несправедливы, недобросовестны и пристрастны. Они своими статьями усугубляют эти проблемы. Российские власти, озабоченные репутацией и имиджем страны в преддверии чемпионата мира 2018 года, реагируют на подобные истории-страшилки ужесточением мер против весьма умеренных правых организаций, обеспечивая дальнейшую радикализацию их и без того опасных собратьев экстремистского толка. При этом они полностью игнорируют причины беспорядков, боясь, что на них наклеят ярлык расистов.
Именно это заставляет русских, даже тех, кто прежде был совершенно аполитичен, приходить на митинги и демонстрации, подобные той, что состоялась на Манежной площади (на самом деле, сейчас созревает совершенно новое протестное движение, планирующее проводить митинги 11 числа ежемесячно). И дело здесь отнюдь не в какой-то патологической ненависти к людям с другим цветом кожи. Наибольшая опасность заключается в том, что инициативу на таких митингах могут перехватить по-настоящему злобные правые экстремисты со своей ненавистью к иммигрантам.
Но мы не расисты. (Почти) любой иностранец рано или поздно обнаруживает, что русские, несмотря на свою кажущуюся холодность и грубость, могут оказаться самыми приятными и гостеприимными людьми на свете. Да, мы пока не освоили культурную чуткость и восприимчивость Запада, и то, что в России считается добродушным подшучиванием, может оказаться грубым расистским оскорблением в других странах. Но это не превращает нас в ксенофобов. Единственное, что мы ненавидим по-настоящему, это несправедливость. Мы не хотим крови; мы хотим справедливого правосудия для каждого – и неважно, есть или нет у них «специальные представители» и выступающая в их поддержку влиятельная диаспора.
Заниматься этим должны российские власти. Но, пожалуйста, прекратите изображать нас как вечное зло.
Свежие комментарии