Чистый четверг
Ритуал добывания "живого" огня путем трения двух кусков дерева друг о друга в ситуациях бедствия (падежа скота, неурожая, эпидемии). В качестве календарного ритуала проводился в Чистый четверг и в Ильинскую пятницу. В домашних печах и на божницах гасили прежний огонь и зажигали новый, добытый трением.
__________
Вытирание огня
Вытирание огня — ритуал добывания путем трения "нового", или "деревянного", "живого", огня в ситуациях бедствия (эпидемия, падеж скота, неурожай). При падеже скота нередко входил в единый обряд с ритуалом Прогона скота через тоннель. Характерен для многих губерний России в XIX — начале ХХ вв.
Перед началом добывания нового огня во всем селении хозяевами домов загашивался прежний огонь, в первую очередь домашние печи, а также огни на божницах (могли оставаться только огни в церкви).
Ритуал проводился, как правило, женатыми мужчинами. В некоторых губерниях для вытирания огня использовался специальный станочек; так, в Енисейской губ., Уржумской вол. в станочке вращали с помощью небольшого лука, березовую плашку, к которой приставляли лучину с выемкой, а при появлении дыма подносили трут, на него и переходила искра (Макаренко А.А., 1897, с.250—253). Чаще всего добывание огня осуществлялось трением друг о друга двух больших кусков дерева, а само действие имело характер пиления. Из пород дерева наиболее предпочитались дуб, липа, кое-где можжевельник и реже — береза, сосна.
Добытый живой огонь разносили по дворам — зажигали печи, окуривали скот для предотвращения мора, могли вносить в храм для зажигания свеч перед проведением молебна об избавлении от бедствия (астраханск.; АРГО, Ф.1, Оп.1, Д.II-33, л.7). В обряде прогона скота через тоннель костры, зажженные именно от вытертого огня, имели решающее катартическое действие для избавления скота от смертельной угрозы. Во Владимирской губ. в ситуации неурожая, когда хотели опознать виновника этого бедствия — ведьму, пропускали всех через вытертый огонь, считая, что ведьма откажется пройти, тем самым выдав себя (Быт великорусских крестьян-землепашцев, 1993, с.131).
Общая семантика ритуала включала в себя два момента: обновление огня в селении; новый огонь должен быть добыт древним способом, из максимально сухой древесины (или считавшейся таковой). Обновление огня — культурального средства поддержания жизни — символизировало всеобщее обновление и таким образом уничтожение прежнего состояния, наполненного смертельной угрозой. Предпочтение дуба восходит, по-видимому, к славянским представлениям о дубе как священном дереве, способном символизировать мироздание и опосредствующем связь людей с языческими божествами и миром умерших (Мифы народов мира, т.2, с.451, 454; Волоцкая З.М., 1995, с.247 — 248), примыкает к этому подразумеваемому значению и липа (ср.: именно липа "Исколена" вырастает из колена убитой девицы — Зеленин Д.К., 1933, с.597; АРЭМ, Ф.7, Оп.1, Д.1352, л.9). Привлечение к вытиранию огня женатых, запрет на участие вдовцов (Попов Г., 1903, с.193) подкрепляет общую символическую направленность ритуала вытирания огня как добывания, изнутри наружу, оплодотворяющего начала, новой жизни.
В некоторых губерниях: Новгородской, Енисейской — ритуал мог проводиться в качестве календарного, соответственно, в Ильинскую пятницу, Чистый четверг, с профилактической целью ограждения скота от болезней. Обряд вытирания огня в Чистый четверг, с последующим возжиганием костра и проходом через него "с женами своими и с чады своими" зафиксирован в середине XVI в. в Стоглаве и осужден как "волхвование" (Стоглав, 1860, с.221).
Вытирание огня и в качестве окказионального, и календарного профилактического обряда известен и у других восточно- и южнославянских народов.
Свежие комментарии