В античной Греции и в Риме писали в основном на папирусе и на пергамене. Сначала это были свитки, наматывавшиеся на деревянную палку, вкладывавшиеся в специальные футляры и хранившиеся в сундуках или на полках в шкафах. На одном из концов палки висел ярлычок с названием книги, ее содержанием. Позже научились складывать листы пергамена или папируса вчетверо, образуя компактные «тетради» (по-гречески это и означало «четверки»). Связав вместе несколько таких тетрадей, получали «том» или «кодекс». История Александрийской библиотеки тесно связана с возникновением и укреплением династии Птолемеев и с распространением греческой культуры по всему Средиземноморью. Птолемей I Сотер, дабы придать своей власти вес в научных и культурных кругах, создает в городе Александрии академию — Мусейон, «храм муз» (от этого названия происходит современное слово «музей»). Возглавлял его верховный жрец, а члены Мусейона назначались царем и наделялись широкими привилегиями. Под покровительством царя они должны были заниматься философией, научными исследованиями, литературой и тем самым прославить царство Птолемеев на весь мир. Чтобы создать для этого оптимальные условия, при Мусейоне была основана библиотека. Наивысшего расцвета Александрийская библиотека достигла в годы правления царя Птолемея II Филадельфа, решившего собрать все произведения, написанные к тому времени на греческом языке, а также собрать и перевести на греческий важнейший сочинения, написанные на других языках. Для пополнения библиотеки Птолемеи прибегали нередко к весьма специфическим методам. Так, каждое приходящее в Александрию судно подвергалось тщательному досмотру, и если на нем находилась какая-либо книга, то ее забирали в библиотеку, где с нее снимали копию, выплачивая владельцу некоторую финансовую компенсацию. Птолемеи стремились заполучать и оригиналы. В частности, Птолемей III посылал в Афины своих представителей за рукописями поэтов-драматургов — Эсхила, Софокла и Еврипида. Он выдал в качестве гарантии сохранности этих рукописей 15 талантов серебра. Однако он пожертвовал такой огромной суммой и вернул в Афины копии, оставив оригиналы себе. Насколько правдива эта информация — вопрос спорный, но в любом случае, такие свидетельства подтверждают то, что в Александрии все силы были брошены на приобретение нужных книг, при этом, наряду с покупкой и перепиской, не останавливались и перед незаконными средствами. Имелись в Александрийской библиотеке и финикийские книги, от которых до наших дней сохранились лишь наименования или имена авторов. В библиотеке начали собирать также книги об индийских буддистах после того, как правитель Индии Ашока в первой половине Ш века до н.э. предложил Птолемею II Филадельфу принять буддистское вероисповедание. Благодаря библиотеке многие александрийские ученые сохранили свою известность и до наших дней. Среди них: Евклид — автор труда «Начала» (15 книг), в котором содержатся основы античной математики, элементарной геометрии, теории чисел, общей теории отношений и метода определения площадей и объемов; Архимед — создатель интегральных методов исчисления площадей и объемов, автор «закона Архимеда» и целого ряда важнейших изобретений; Эрасистрат — один из основоположников греческой медицинской школы, исследовавший головной мозг и нервную систему человека; Эратосфен — ученый, заложивший основы математической географии, впервые измерил дугу меридиана. Среди выдающихся литераторов того времени могут быть упомянуты поэты Феокрит, Аполлоний Родосский, чья поэма «Аргонавтика» о мифическом путешествии за золотым руном оказала влияние на римскую литературу, Леонид Тарентский и другие. Их творчество послужило основанием для появления термина «александрийская поэзия». Ученые александрийского Мусейона сделали очень многое для изучения и распространения героических поэм древнегреческого эпического поэта Гомера. Это же относится и к трудам древнегреческого историка Геродота, прозванного «отцом истории» и известного по описанию греко-персидских войн с изложением истории государства Ахеменидов, Египта и др. Он же дал первое систематическое описание жизни и быта скифов. Александрийская библиотека имела огромное значение не только из-за размера фондов. Целью библиотеки было не только приобретение литературы на греческом языке и важнейших произведений на иностранных языках, но и установление подлинности текста, его комментирование и переписка (переиздание). Кроме того, первый в истории письменный каталог книг был создан в Александрийской библиотеке. Его автором был главный хранитель Каллимах. Он составил на 120 свитках так называемые «Таблицы» (полное название «Таблицы тех, кто проявил себя во всех видах литературы, и того, что они написали»), ставшие первым сводом всей греческой литературы. Каллимах систематизировал названия произведений по научным и литературным категориям. Он разделил литературу на прозу и поэзию. В поэзии выделил эпику, элегию, лирику, трагедию, комедию, а в прозе — историю, риторику, философию, медицину и право. В каждом разделе он перечислил авторов в алфавитном порядке, дал краткие биографические сведения и список всех произведений этого автора, также в алфавитном порядке, указывая первую строку и общее число строк (стихов). Таким образом, «Таблицы» стали образцом античного книгоописания, а сам Каллимах заслуженно получил у греков почетное прозвание «отца библиографии». Хранение свитков осуществлялось по этой же предметной схеме в так называемых армариях (стеллажах). Каждый свиток снабжался этикеткой с именем автора и названием произведения. Александрийская библиотека имела большой штат работников. Руководитель (хранитель) библиотеки, обычно признанный ученый или поэт, пост которого часто был совмещен с должностью воспитателя царского наследника, отвечал за приобретение книг. Также он возглавлял в качестве жреца высшего ранга александрийский Мусейон. Образованные «посланцы», состоящие в штате библиотеки, покупали книги-свитки во всех концах Средиземноморья и Малой Азии. Если свиток нельзя было купить, они заказывали с него копии. Для подсобной работы имелись рабы. Были на службе в библиотеке переписчики-копиисты, а для перевода иностранных произведений нанимались переводчики.
Располагалась библиотека в нескольких залах: в одних на полках-стеллажах покоились свитки, в других рукописи читали, были специальные помещения для переписки рукописей и разбора новых приобретений. Библиотека была открыта только для узкого круга пользователей, предназначалась исключительно для нужд членов Мусейона и царской семьи. Более широкому кругу пользователей и ученых была доступна «дочерняя библиотека» (филиал) в храме Сераписа, находившаяся в другом городском квартале. Александрийская библиотека просуществовала несколько веков, обрела большую славу, послужила многим поколениям ученых. Постепенный упадок греческой культуры, вызванный завоеванием Греции Римом, привел к распылению фондов Александрийской библиотеки. Римские правители уменьшили свое внимание к ней, в частности, сократили материальную помощь культурным учреждениям Александрии, что привело к отъезду за границу некоторых видных ученых того времени, хотя библиотека и Мусейон продолжали сохранять свою известность и значимость. Существует несколько версий гибели библиотеки. Долгое время, считалось, что она была сожжена войсками Юлия Цезаря во время Александрийской войны в 47 году до н.э., когда был отдан приказ поджечь в порту флот Птолемея. Но свидетельства древних историков доказывают, что в то время погибла не вся библиотека, а лишь те книги, которые были подготовлены к отправке по морю и находились в порту. Как бы компенсируя эту потерю, римский консул Марк Антоний подарил позднее библиотеке Александрии 200 тысяч книг из Пергамской библиотеки. По другой версии, Александрийская библиотека была разрушена и окончательно погибла во время завоевания Александрии арабами в 640 году. Арабские авторы писали, что в то время несколько месяцев ценнейшими сокровищами письменности топились александрийские бани. Однако большинство исследователей сходится на том, что во время завоевания арабами библиотека уже не могла существовать, т.к. стала добычей пламени в 272 году во время войны между римским императором Аврелианом и царицей Пальмиры Зиновией (Бат-Заббай), когда был разрушен и сгорел дворцовый квартал в Александрии. Филиал при храме Сераписа просуществовал еще 120 лет. Его гибель связана с именем императора Феодосия I (346 — 395 гг.), который активно преследовал приверженцев язычества, утвердив господство христианства. При нем были отменены (как языческие) Олимпийские игры, разрушены многие языческие храмы, а в 391 году сожжена оставшаяся часть Александрийской библиотеки. Так погибли манускрипты, содержавшие мудрость предшествующих поколений не только Египта и Греции, но и ряда других стран. Значение Александрийской библиотеки в античном мире было огромно и многообразно. В качестве научного центра она оказывала существенное влияние на духовную жизнь античного общества. В ней работали и ее возглавляли крупнейшие ученые того времени. При этом библиотека играла также культурно-политическую и властную роль, поддерживая авторитет и политическое положение династии Птолемеев в качестве наследников Александра Македонского в Египте. За много веков существования Александрийской библиотеки сочинения сотен ученых и писателей, работавших в ней, расходились по всем странам древнего мира. Благодаря этому для последующих поколений сохранилась часть находившихся в библиотеке культурных сокровищ древности. Они легли в основу научных знаний и литературы многих народов в средние века и в новое время.
| ||||||||
Александрийская библиотека | Недавно Александрийская библиотека открылась снова. Проект по ее воскрешению реализовался в течение около 20-ти лет и все это время спонсировался ЮНЕСКО и правительствами многих стран. Библиотека занимает 11-этажное здание. Но главная цель проекта – создание международной электронной библиотеки. Можно надеяться, что совсем скоро люди из разных уголков планеты смогут при помощи Интернета посетить древнейшую библиотеку мира. | |||||||
Библиотека Цельса в Эфесе | Библиотека Цельса в Эфесе (ныне Турция). Построена во II в. н.э., во времена римского императора Адриана. До настоящего времени дошел фасад Библиотеки, украшенный колоннами и статуями в нишах. Остальная часть двухэтажного здания погибла во время нападения готов. |
БИБЛИОТЕКИ В ЭПОХУ АНТИЧНОСТИ И В ЭПОХУ ЭЛЛИНИЗМА
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Подписаться
Свежие комментарии