На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

РУССКИЙ ПРИДВОРНЫЙ ПОРТРЕТ 18 ВЕКА

 

Основу экспозиции из 45 портретов составляет фамильная коллекция одного из самых древних и знатных родов России — Шереметевых. Портретная галерея, собранная ими — одна из самых значительных среди российских усадебных портретных собраний. Начало ее было положено фельдмаршалом Петра I  графом Петром Борисовичем Шереметевым и продолжено его сыном — графом Николаем Петровичем.

 

 

Из обширного собрания шереметевских портретов, представлявших не только русских, но и западноевропейских правителей, членов древних и знатных фамилий, служителей церкви и военачальников, выбран круг русского придворного портрета.

 

 

 

 

Петр I (1672-1725) — первый император России, сын царя Алексея Михайловича от брака с Натальей Кирилловной Нарышкиной. В 1682 г., после смерти старшего брата Федора, наследовал вместе с братом Иваном царский престол. При малолетних братьях правительницей была назначена царевна Софья. С 1689 г. — правил единодержавно. Первым браком женат на Евдокии Федоровне Лопухиной, от которой имел сына Алексея; вторым браком — на Марте Скавронской (впоследствии Екатерине I), от которой имел дочерей Анну и Елизавету (другие дети Петра от двух браков умерли малолетними). Изображен с лентой ордена св. Андрея Первозванного.  
    Портрет императора Петра I.
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
     

 

 

 

  Евдокия Федоровна (1669-1731) — дочь боярина Федора Абрамовича Лопухина. Первая жена Петра I (с 1689 г.), мать царевича Алексея. В 1698 г. примкнула к боярской оппозиции, осуждена царем и заточена в Суздальский Покровский монастырь, пострижена в монахини. В связи с делом царевича Алексея переведена в Ладожский Успенский монастырь с ужесточением условий содержания. После смерти Петра Екатерина I ссылает ее в Шлиссельбург. В 1727 г. вступивший на престол юный внук царицы Петр II возвращает ее в Москву. Она поселилась в Новодевичьем монастыре.  Похоронена в Смоленском соборе рядом с гробницами царевен Софьи и ее сестры Екатерины Алексеевны.
Портрет царицы Евдокии Федоровны.
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
   
     
Меншиков А. Д. (1673-1729) — русский государственный деятель, генералиссимус (с 1727 г.). Сын придворного конюха, в детстве взят Ф.Лефортом в слуги, 1686 г. — денщик Петра I, 1695 г. — бомбардир Преображенского полка. Сопровождал Петра I в Азовских походах, в Великом посольстве в Западную Европу. Руководил строительством Петербурга, Кронштадта. 1704 г. — майор, 1707 г.  — светлейший князь, 1709 г. — фельдмаршал (за победу в Полтавской битве),  президент Военной коллегии. После смерти Петра I, опираясь на гвардию возвел на престол Екатерину I и стал фактически правителем России. 1727 г. — арестован и сослан в Раненбург, затем в Березов, где и умер.   
    Портрет князя Александра Даниловича Мешикова.
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
     
  Толстой П. А. (1645-1729) — русский государственный деятель, граф, дипломат. 1702-1714 — посол в Турции, 1716-1717 — сопровождал Петра I в поездке по странам Европы. По поручению Петра I добился возвращения в Россию скрывавшегося в Неаполе царевича Алексея. 1718 г. — возглавлял следствие по его делу. 1717-1721 гг. — президент Коммерц-коллегии, 1718-1726 гг. — первый министр Тайной канцелярии. 1725 г. — содействовал возведению на престол Екатерины I, член Верховного тайного совета. 1727 г. — арестован вместе с сыном Иваном, сослан в Соловецкий монастырь, где и умер. Изображен с синей лентой польского ордена Белого Орла.
Портрет графа Петра Андреевича Толстого.
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
   
     
Ягужинский П. И. (1683-1756) — граф с 1731 г, русский государственный деятель и дипломат. Родился в Польше. В 1701 г. взят Петром I в услужение, записан им в гвардию, вскоре пожалован во флигель-адъютанты. 1726-1727 гг. — посол в Польше. 1727 г. — генерал-аншеф, 1728 г. — обер-шталмейстер. За предупреждение императрицы Анны Иоанновны о замыслах Верховного тайного совета арестован и только благодаря заступничеству своего тестя, канцлера Г. Головкина, спасся от смертной казни. 1731-1734 гг. — посол в Пруссии, 1735 г. — кабинет-министр при дворе Анны Иоанновны. Изображен в мантии, с цепью и звездой ордена св. Андрея Первозванного.  
    Портрет Павла Ивановича Ягужинского.
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
     
  Алексей Петрович (1690-1718) — старший сын Петра I от брака с Евдокией Федоровной Лопухиной. В 1711 г. женился на принцессе Шарлотте Христине Софии Брауншвейг-Вольфенбюттельской, от которой имел дочь Наталью и сына Петра (впоследствии император Петр II). В 1715 г. овдовел. Был противником преобразовательной деятельности Петра I.
В 171
6 г. бежал за границу в Вену, затем в Неаполь, откуда был возвращен в Россию. Обвинен в государственной измене. Лишен прав наследования престола и приговорен к смертной казни. Умер в Петропавловской крепости. Изображен в латах и горностаевой мантии.
Портрет царевича Алексея Петровича.
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
   
     
Екатерина I (1684-1727) — вторая жена Петра I, с 1725 г. — российская императрица. Дочь литовского крестьянина Самуила Скавронского. До принятия православия — Марта Скавронская. В Мариенбурге попала в русский плен и вскоре стала фактической женой Петра I. В 1712 г. оформлен церковный брак, 1724 г. — коронация. От брака с Петром I в живых остались две дочери: Анна (замужем за герцогом Голтштинским) и Елизавета, будущая русская императрица. Изображена в малой императорской короне, с лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного.  
    Портрет императрицы Екатерины I.
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
     
  Петр II (1715-1730) — русский император с 1727 г. Сын царевича Алексея Петровича и принцессы Софьи Шарлотты Вольфенбюттельской, внук Петра I. Был обручен с княжной Екатериной Алексеевной Долгорукой, но во время подготовки к коронации умер от оспы. Изображен с лентой ордена св. Андрея Первозванного и императорской короной.
Портрет императора Петра II.
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
   
     
Анна Иоанновна (1693-1740) — русская императрица с 1730 г. Дочь царя Ивана V Алексеевича, племянница Петра I. В 1710 г. была выдана замуж за герцога Фридриха Вильгельма Курляндского. Овдовев, жила в Курляндии. На престол была приглашена “верховниками” на условиях (“Кондициях”) ограничения самодержавия в пользу феодальной аристократии. Опираясь на дворянство и гвардейских офицеров, отказалась от подписанных ранее “Кондиций”. При ее дворе большим влиянием пользовались прибалтийские дворяне-немцы. Изображена с лентой ордена св. Андрея Первозванного.  
    Портрет императрицы Анны Иоанновны.
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
     
  Елизавета Петровна (1709-1761) — русская императрица с 1741 г. Дочь Петра I и Екатерины I. Вступила на престол в результате дворцового переворота, свергнув и заточив в крепость малолетнего императора Ивана VI Антоновича. Провозгласила возвращение к заветам своего великого отца. Изображена с лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного.
Портрет императрицы Елизаветы Петровны.
Аргунов И. П. (1729-1802). Холст, масло.
   
     
Петр III (1728-1762) — русский император (1761-1762 гг.). Внук Петра I, сын цесаревны Анны Петровны и Голштейн-Готторпского герцога Карла Фридриха. В 1745 г. вступил в брак с принцессой Софией Фредерикой Августой Ангальдт-Цербстской (будущей императрицей Екатериной II). По восшествии на престол издал указ об уничтожении Тайной канцелярии и даровал Жалованную грамоту дворянству. Был поклонником Фридриха II и военной прусской системы. Убит оппозиционной гвардией с ведома Екатерины II. Изображен с лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного.  
    Портрет императора Петра III.
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
     
  Екатерина Алексеевна (1729-1796) — русская императрица с 1762 г, урожденная Софья Фредерика Августа Ангальдт-Цербстская. Из обедневшего немецкого княжеского рода. В 1745 г. выдана замуж за наследника русского престола Великого князя Петра Федоровича, будущего императора Петра III. После воцарения непопулярного Петра III, в результате дворцового переворота отстранила его от власти. Сын — Великий князь Павел Петрович (1754-1801), впоследствии император Павел I. Изображена с лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного.
Портрет Великой княгини Екатерины Алексеевны.
Аргунов И. П. (1729-1802). Холст, масло.
   
     
Панин Н. И. (1718-1783) — граф, русский государственный деятель, дипломат. 1747 г. — посланник в Дании, затем в Швеции. 1760-1773 гг. — воспитатель цесаревича Павла Петровича. В 1762 г. принимал активное участие в дворцовом перевороте, возведшем на престол Екатерину II, 1763-1782 гг. — возглавлял Коллегию иностранных дел. Изображен с лентой и звездой ордена св. Андрея Первозванного и орденом св. Анны.  
    Портрет Никиты Ивановича Панина
Неизвестный русский художник XVIII в. Холст, масло.
     
  Павел Петрович (1754-1801) — Великий князь, с 179б г. — российский император Павел I. Сын Петра III и Екатерины II. Состоял в браке с 1773 г. с Гессен-Дармштадской принцессой Вильгельминой (Натальей Алексеевной). После ее смерти, с 1776 г. — с принцессой Софией-Доротеей Вюртембергской (в православии — Марией Федоровной). От второго брака имел десятерых детей. Изображен с лентой ордена св. Андрея Первозванного и знаком ордена св. Анны на шее.
Портрет Великого князя Павла Петровича.
Аравицкий Василий, 1778 г. Холст, масло.
   
     

 

 

 

Показанные на выставке портреты охватывают целую эпоху золотого века — от Петра I до царствования Павла I. Полотна начала XVIII века знаменуют наступление нового этапа в русском искусстве, когда в период петровских преобразований понимание значимости личности и ее возможностей обусловило активное развитие портретного жанра. Граф П.Б.Шереметев, глубоко почитая память отца, петровского фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева, особое предпочтение отдавал портретам сподвижников Петра I. Их имена неразрывно связаны с реформаторским значением эпохи: генерал-адмирал русского флота Ф.М. Апраксин, светлейший князь А.Д.Меншиков, дипломат П.А.Толстой, князь-кесарь Ф.Ю.Ромодановский, барон А.Г.Строганов и др.

 

 

 

XVIII столетие по праву считается веком женской монархии. На выставке представлены портреты всех российских правительниц — Екатерины I, Анны Иоанновны, Анны Леопольдовны, Елизаветы Петровны, Екатерины II — и их придворных. В экспозицию вошли портреты представителей известных российских дворянских родов: Шереметевых, Долгоруких, Голицыных, Паниных, Бестужевых, Олсуфьевых.

 

 

 

Портретное собрание Шереметевых не отличалось художественной целостностью. Большая часть полотен была написана неизвестными крепостными художниками. В основном они представляют собой копии с ранних живописных и гравированных оригиналов известных мастеров: Л.Каравакка, С. Торелли, Ф.Рокотова, П.Ротари, А.Рослина. Подобные образцы дополнялись приобретенными по случаю авторскими полотнами русских портретистов и западноевропейских мастеров “россики”, а также привозными коллекционными портретами.

 

 

 

Два поколения семьи Шереметевых, создавая галерею, невольно способствовали средоточению в пределах одного собрания произведений живописи, характеризующих основные этапы развития портретного жанра в России: от парсуны до усвоения иконографических схем европейского портрета, от копий и многочисленных повторений расхожих “типов” до профессиональных авторских работ, от велеречивости репрезентативных форм к изысканной простоте камерного портрета.

 

 

 

Картина дня

наверх