Развлечения царственных особ.
24 июня 1710 года император Петр I подарил своей жене Екатерине Алексеевне в собственность Саарскую Мызу – будущее Царское Село. Первый дворец терялся в окружающих лесах, в которых водилось множество зверья, и потому новая резиденция стала излюбленным местом отдыха и охоты царя и его гостей.
. Здесь складывались новые традиции русского государства, рождались и закреплялись новые формы придворной русской жизни, культуры развлечений и быта, заимствованные из Западной Европы, преломленные через традиционные национальные обычаи.Все русские государи и государыни до самозабвения любили охоту. Анна Иоанновна (1693-1740), став русской императрицей, устроила в Царском Селе все необходимое для охоты. При ней в парках, распланированных у дворца были устроены вольеры и менажи, в которых содержались различные птицы и звери.
Зверинец Царского Села – один из первых в России – располагался в обширном лесном массиве, (на месте современного Александровского парка), который был огорожен деревянной изгородью и предназначался для содержания диких зверей. В нем жили зайцы, олени, кабаны и множество птиц – павлины, лебеди, тетерева, аисты. Ухаживали за ними специально привезенные для этого люди северных народностей – лопари и самоеды, которые хорошо знали повадки животных. В зверинце устраивались грандиозные празднества после охот, церемониал которых был доведен до небывалой роскоши.
Для Елизаветы Петровны (1709-1761) охота была сильной страстью. Она завела собственную соколиную охоту в Царском Селе. Во время птичьей охоты императрица выезжала верхом в мужском платье. Соколы в вышитых золотом, серебром и шелком бархатных клобучках на головах, с бубенчиками на шейках, находились на «кляпышах», прикрепленных к перчаткам ловчих, сокольничих и кречетников. Более всего Елизавета любила псовую охоту: она обожала погоню за зайцами по первому снегу. Иногда императрица проводила в поле два-три дня, обедая под открытым небом и ночуя в палатке. Ради охоты она могла встать с постели в 5 часов утра, а могла и вовсе не ложиться спать.
После восшествия на престол Елизавета Петровна свою любимую забаву возвела в ранг официальной государственной церемонии: на охоты приглашались иностранные послы и гости. Императрица довела до невероятного великолепия обстановку выездов, наряды охотников, а порядок охоты и сам ее процесс – до царственной торжественности.
Любовь к животным, жившим в зверинце, была сильной и своеобразной – болезнь собаки или сокола тревожила императрицу и вызывала у нее непритворную скорбь. Птиц и зверей ловили, покупали и доставляли в Зверинец с «особым бережением» со всей России и из-за границы. Соколы, кречеты, ястребы, тетерева, аисты, цапли, лебеди, фазаны, павлины жили в кустах и зарослях. Зайцы, олени, лисицы, козы, кабаны, зубры, лоси – за ограждением, в полусвободных условиях. Вольеры, затянутые ивовыми сетками; менажерии; фазанники; огражденные заросли и кусты служили естественным жилищем для этой многочисленной живности. Лебедей ценили особо и расселяли на искусственных островках посреди водоемов. Будки-плотики, в которых они жили, были расписаны придворным архитектором Антонио Ринальди. Рядом жили сторожа, которые должны были беречь зверьё и ежедневно разносить им корм.
В Зверинце, в последствие превратившемся в Александровский парк, всегда проживало много птиц, белок, зайцев и ланей, позднее здесь поселили лам и слонов. Даже в наши дни в парк иногда забегают лоси и рыси.
Особая роль принадлежала охотничьим собакам – резвым борзым, громкоголосым, тявкающим гончим, бульдогам, меделянским, волкодавам и другим породам. В царской псарне постоянно находилось только основных видов собак: не менее 250 гончих, не менее 450 борзых, не считая других, с которыми охотились на кабанов, оленей, лосей и волков.
Павильон «Монбежу» - известный в XVIII веке как «Охотничий павильон, был построен по проекту Ф.Б. Растрелли в центре Зверинца». Это было прелестное здание в два этажа. Легкая, элегантная, яркая постройка была окружена лесом. Самое пышное убранство имели покои, украшенные картинами, покрывавшими все стены зала наподобие шпалер.
15 декабря 1748 года последовал указ от императрицы о том, что «яхт-камера» (охотничий зал) будет украшена картинами, исполненными немецким художником Иоганном Фридрихом Гроотом1.
Он написал 43 картины «всякого звания и всех родов птиц и зверей», которые были развешены в простенках центрального зала. Кроме того, Грот «намалевал» живописные композиции в куполе, на парусах и плафоне. Павильон Монбеж был чрезвычайно изящен и привлекателен и служил в продолжение всего XVIII века одной из главных достопримечательностей Царского Села.
Охотничьи сцены вошли составной частью в пышный архитектурно-декоративный ансамбль и пользовались большим интересом у гостей резиденции. Это отмечает в своих записках М.И. Воронцов: «…сев в три линеи поехали садом к Зверинцу и тамо быв долго смотрели Гротовые картины, которые весьма хвалили…».
1. Иоганн Фридрих Грот – Johann Friedrich Grooth (1717-1801). Родом из семьи, занимавшейся живописным ремеслом. Первые уроки, как и братья, получил у отца И.Х. Грота. В семейной школе средний Иоганн изучал анималистическую живопись. Первым в Россию приехал в 1747 году Иоганн Фридрих, в 1748 г. был зачислен в штат с годовым окладом 1500 рублей, с оплатой квартиры, дров в зимнее время и экипажа. До 1750 года художник находился на «собственном коште», так как должен был зарекомендовать себя и поэтому обязался: «…быть в службе.. со заключению сего контракту вперед три года, в которые должен: направлять живописное мастерство, что принадлежит к написанию картин до охоты касающихся и других, по моему званию и искусству, куда каких потребны будут во всяким прилежанным и тщательным радением». Мастер расписал также купол павильона. Художник занимался обучением русских учеников по классу анималистической живописи, выполнял одновременно частные заказы. Эта деятельность продолжалась до самой смерти художника.
В своих картинах И.Ф. Гроот выступает как большой знаток и умелый мастер изображения животных. Он точно передает повадки, индивидуальные особенности зверей и птиц.
Он лично составил описания сюжетов своих работ, которые являются своеобразным колоритным документом эпохи XVIII века: изображенные животные описаны в них эмоционально с большой добротой, а уточненные детали помогают определить вид животного или птицы.
Все композиции, как правило, жанровые, основанные на передаче реальных мотивов. Они составляют четыре сюжетные группы: натюрморты с битой дичью; изображения зверей и птиц в естественном окружении на природе, в клетках - менажах, сцены, где птицы и звери терзают друг друга.
Творчество художника И.Ф. Гроота, его работы по оформлению охотничьего павильона было явлением совершенно новым для художественной жизни России. Живопись мастера воспроизводили в и шпалерах.
Серия охотничьих картин павильона «Монбежу» стала уникальным явлением. Этот комплекс был единственным в истории анималистического жанра России.
В коллекции картин имеется «портрет» охотничьей собаки. Существует легенда, что собака принадлежала императрице Екатерине II и была ей подарена графом Григорием Орловым, желавшим укрепить охладевавшую «дружбу».
Следует отметить особую любовь к собакам императрицы Екатерины II: общеизвестна история привязанности императрицы к ливретке по имени Земира: в одном из писем Екатерина просит извинить ее за плохой почерк, так как: «…я чрезвычайно стеснена в настоящую минуту некой молодой и прекрасной Земирой, которая …садится всегда как можно ближе ко мне и доводит свои претензии до того, что кладет свои лапы на мою бумагу». Вслед за Екатериной ее любимцев на летнее время из Петербурга в Царское Село перевозили в специальных колясках; для них шили мягкие подстилки из старых собольих шуб императрицы. Собакам разрешалось находиться в личных комнатах хозяйки, сопровождать ее на прогулках в парке, она сама заказывала ошейники для своих любимцев. Императрица любила прогуливаться рано утром по аллеям парков и собственноручно раздавать корм зверью, которое радостно поджидало ее.
Постепенно назначение Зверинца изменилось: охоты прекратились, и он стал превращаться в своеобразный лесопарк. Изменилось отношение к «меньшим братьям»: в начале XIX века в императорских семьях появилось большое количество детей и их воспитывали в любви к животным, для которых они становились друзьями. Зверинец все больше напоминал домашний зоопарк, куда дети спешили из Петербурга на встречи со своими любимцами. Лебедей кормили с руки, по парку свободно гуляли косули, в ветвях деревьев прыгали белки, в кустарниках жили зайцы, в прудах сновали многочисленные разновидности уток и величественных лебедей. Со временем дети стали персонифицировать животных, наделяя их кличками. По Зверинцу предпочитали передвигаться в колясках, так как животные свободно прогуливались по аллеям. Об охотах в этом месте было забыто навсегда.
Свежие комментарии