Так выглядел вкратце сценарий свадьбы, бытовавшей у чувашей северной части Бугурусланского (бассейна р.Сока), южной части Бугульминского и ряда причеремшанских селений Чистопольского уезда (максимкинский "куст"). Для удобства в дальнейшем будем его называть "новоякушкинским" вариантом. Основополагающими моментами в нем является блоки, характерные для низовой свадьбы - саламалик, плач невесты хер йерри, гощение жениха у своих родственников с заездом в последнюю очередь к свату евче, комплекс обрядов, проводившихся в доме жениха - салма ситерни, тайанчак тыттарни, пюлек сини, близкими к низовой традиции являются функции свадебных персонажей, и прежде всего ман керю, который здесь, в отличие от верховой свадьбы, играет очень значительную роль - роль охранителя молодых, представителя жениха и одновременно - жреца. Новоякушкинский вариант обнаруживает аналогии со свадебным обрядом чувашей Симбирского, Буинского, Свияжского и Тетюшского уездов, то есть низовых чувашей 4. Однако в нем содержатся отдельные элементы, характерные для верховой свадьбы. Прежде всего это касается названий персонажей: дружки жениха называются пуса каччи только у чувашей-вирьялов, у низовых они именовались керю некерсем. Младший дружка жениха именно в верховой традиции чаще назывался кесен керю, а в низовой - уртмахса. В низовой свадьбе не известен обычай гощения невесты у своих родственников накануне приезда женихова поезда, в то время как в верховой и средненизовой свадьбе он являлся одним из основных и встречается в каждом описании обряда. Таким образом, представленный Х.Паасоненом вариант свадьбы представлял собой тип смешанный, в котором встречались как черты низовой, так и верховой свадебной обрядности. Возможно, что в нем отразился более древний пласт культуры, исчезнувший в обрядности чувашей Правобережья. Но не исключено также, что разнообразие элементов стало результатом смешения различных культурных традиций, произошедшего при формировании местных групп чувашей. |
Свежие комментарии