Нет,этот пост не про знаменитого клоуна. Он про удивительную историю всем нам знакомого словечка,которое из тюркских языков пришло в Русский, а от нас-во Францию.
Каран д`Аш. Мастер карикатуры
Дарья Завьялова
После Русской кампании Наполеона не один французский солдат остался в России, кто случайно, кто добровольно, а кто и вынужденно. Один из солдат наполеоновской армии по фамилииПуаре (Poirée) попал в плен, потом женился на русской девушке, открыл в Москве гимнастический зал и стал довольно известной персоной. Например в книге «Памятные места на Неглинной улице» Сорокина упоминается, что школу гимнастики и фехтования Пуаре посещали Л. Н. Толстой, А. В. Сухово-Кобылин и другие. В дневнике Толстого так же упоминается Пуаре.
Семейство Пуаре было довольно известно. Так, внучка того самого французского солдата Мария Пуаре была артисткой театра Лентовского и писала романсы. Двое из внуков довольно забавным образом упоминаются в очерке Максима Горького «Палач»: «… полицейский пристав Пуаре, бывший повар губернатора Баранова, хвастун и пьяница — он называл себя родным братом известного карикатуриста Каран д'Аша». В романе того же Горького «Жизнь Клима Самгина» тоже упоминаются Пуаре: «— Пуаре? — переспросил он неестественно громко и неестественно оживленно начал рассказывать: — Он — брат известного карикатуриста Каран д'Аша, другой его брат — капитан одного из пароходов Добровольного флота, сестра — актриса, а сам он был поваром у губернатора, затем околоточным надзирателем, да…».
Пристав Пуаре действительно существовал, его имя упоминается в Сводном перечне имен в Российских архивах, а что касается карикатуриста Каран д’Аша, то в его существовании даже сомневаться не приходиться.
Эммануэль (Эммануил) Пуаре родился в 1858 году в Москве, где жил и получал образование, мечтая учиться военному делу и вернуться на историческую родину во Францию. В возрасте девятнадцати лет Пуаре отправляется отбывать военную повинность во Францию, где его причисляют к военному министерству. Там он посвящает себя любимому делу – рисованию - и рисует в основном карикатуры. Через несколько лет после прибытия во Францию первые рисунки Пуаре появляются в «Chronique Parisienne», затем и в других изданиях: «Vie parisienne», «Vie militaire», «Chat Noir», «La Caricature». Свои работы Эммануэль Пуаре начинает подписывать Caran d’Ache (Каран д’Аш) – измененное на аристократический манер тюркское слово «карандаш» (karandash – от «кара» - черный, и «даш» - камень).
Одним из лучших произведений Пуаре в области политической карикатуры считается «Comédie politique» с текстами журналиста и драматурга Альбера Мильо; пользовались успехом история походов Наполеона «l’Epopée», «la Tentation de saint Antoine» (Искушение Святого Антония) на основе одноименного произведения Густава Флобера и альбом рисунков, направленный против скандала в Панаме. Рисунки Пуаре начинают еженедельно появляться в газете «Journal» с текстами или самого Пуаре, или известного писателя Люсьена Декава. В 1880 году Эммануэль Пуаре основывает собственный журнал «Pssst...!».
Эммануэль Пуаре скончался 26 февраля 1909 года в Париже в возрасте пятидесяти лет. Последние годы он страдает от неврастении, отягощенной болезнью сердца, совсем не рисует, но благодаря производству оригинальных деревянных игрушек все еще известен и успешен.
Эммануэль Пуаре, Каран д’Аш, известен не только своими карикатурами: он принимал активное участие в деятельности театра теней «Ша Нуар»; его работы оказали огромное влияние на известного французского аниматора, режиссера, сценариста и художника, создателя графической анимации Эмиля Коля, хотя работы Коля не отличались совершенством рисунка и мысли, в отличие от работ Пуаре. Именем Каран д’Аша названа единственная швейцарская компания, выпускающая эксклюзивные пишущие инструменты и аксессуары: основатель компании «Caran d’Ache» Арнольд Швейцер был большим поклонником творчества Эммануэля Пуаре. Повлиял Пуаре и на выбор псевдонима известного русского клоуна Михаила Румянцева: «Я искал псевдоним, соответствующий моей будущей маске, и притом такой, который легко произносился бы и запоминался, в частности, детьми: короткий, особенный, редко встречающийся», и тут в музее Ленинградского цирка на глаза Румянцеву попался альбом карикатур француза Каран д’Аша. Так появился русский клоун Карандаш.
В 1909 году Арсен Александр, искусствовед и художественный руководитель журнала «Le Figaro» написал о Пуаре: «Он родился в 1858 году в семье французов в России, где и провел детство, и псевдоним, который он выбрал, обрисовывает его предназначение, его талант […] он был одним из наиболее оригинальных и наиболее значительных мастеров нашего времени».
Свежие комментарии