ПРАЗДНИК СВЕТА
“И установил Иуда и братья его и все собрание Израиля,
чтобы дни обновления жертвенника празднуемы были с веселием и радостью в свое
время, каждый год восемь дней”
(1 книга Маккавеев. 4:59)
Первый из еврейских праздников зимнего периода — Ханука, отмечаемый с 25-го числа
месяца кислев в течение восьми дней — до 3-его дня месяца тевет.
Он также называется “днем освящение”, либо “праздником Маккавеев”. Официально праздник был установлен в честь освящения Храма (или, по другой версии - очищения его алтаря) и чуда, случившегося во
время восстания Маккавеев (167-140 гг. до н.э.). Когда Йегуда Маккаби (Иуда Маккавей) из рода Хашмонаим (Хасмонеев) во главе восставших,
вступил в Иерусалим, он разрушил оскверненный язычниками алтарь, воздвиг новый из камней, которых не касалось железо, и совершил на нем жертвоприношение. В честь этого события и был установлен восьмидневный праздник: “Так совершали обновление жертвенника
восемь дней с весельем ...” (1 Мак. 4: 56 и сл.). По преданию, очищение было совершено в тот же самый, 25-й день месяца кислев, в который жертвенник был осквернен язычниками за два года перед этим (1 Мак. 4: 52, 59). По другой версии, более поздней, совершено было очищение не только жертвенника, но и всего Храма (2 Мак. 1: 18).
Коротко о восстании Маккавеев:
Иерусалимский храм был захвачен в 170 году до н. э. царем Сирии Антиохом IV Эпифаном. В 169 году
до н. э. Антиох Э пифан отправил в Сирию священную храмовую утварь, включая знаменитую золотую менору. Восстание Маккавеев (Хасмонеев) против селевкидов вспыхнуло в 167 году до н. э. Перед восстанием, народ был расколот на эллинизированных евреев (которые переняли обычаи, а иногда и религию, греков) и евреев, придерживавшихся религии и обычаев предков. По всей стране было распространено
поклонение идолам. Верхушка еврейского руководства была также эллинизирована. Предание гласит[8], что Матитьяху Хашмонай (Маттафия Хасмоней), который возглавил восстание, произнёс фразу: «Кто за Бога — за мной!» (ивр. מי להשם אלי) и те,
кто остались верны ценностям Торы пошли за ним в горы вести долгую партизанскую войну. После смерти Матитьяху восставших возглавил его сын — Иехуда Маккавей. В 164 году до н. э. восставшие освободили Иерусалим и Храм, в котором на 3 года была
прервана храмовая служба. Маккавеи очистили Храм от скверны, обновили всю его утварь и возобновили зажигание Меноры в тот самый день 25 кислева, в который три года до этого Антиох Епифан осквернил святыню Израиля. Восстание Маккавеев
после этих событий продолжалось ещё более 20 лет. Тем не менее, празднование победы Маккавеев было назначено на его апогей — освобождение Иерусалима и Храма. Это была одна из первых в истории войн за веру, так как Антиох Эпифан
преследовал иудаиз и иудеев, запрещая многие обычаи и традиции. Многочисленные легенды и песни более поздних веков связывают с этим периодом и мученичества за веру: самое известное среди них – трагическая история Ханны и ее семерых сыновей. По этой легенде, семья Ханны (женщины, жившей тогда в Иерусалиме) и семь ее сыныовей были схвачены солтадами Антиоха Эпифана, так как они
отказывались поклоняться идолам. Когда их привели к царю, тот приказал им отречься от своей веры и стать идолопоклонниками. Они отказались – и ыли казнены все на глазах у матери, а потом и она сама. Песни о мученичестве Ханны и ее семерых сыновей были особенно популярны у сефардов. Замечательная исполнительница песен на ладино (евреско-пспанском языке) Джудит Франкл,
прекрасно пела эту печальную песню.
Название “Ханука” в книгах Маккавеев еще не встречается; нет в них и подробных предписаний относительно проведения праздника. В 1 книге Маккавеев, помимо церемонии очищения алтаря и совершения жертвоприношения, говорит лишь о
“веселье”: “...в тот самый день, в который язычники осквернили жертвенник, обновлен он с песнями, с цитрами, гуслями и кимвалами... Так совершали
обновление жертвенника восемь дней с весельем, принося всесожжения и вознося жертву спасения и хвалы” (1 Мак. 4: 54-56). Во 2 книге Маккавеев 25 день месяца кислев называют днем кущей и огня (2 Мак. 1:18), т.е. указывается, что его справляли по образцу праздника
Суккот (в славянской традиции – праздник Кущей, первоначально бывший праздником осеннего урожая) - “...по подобию праздника кущей”, а также совершали торжественные процессии с зелеными ветвями: “Поэтому они с жезлами, обвитыми
плющом, с цветущими ветвями и пальмами возносили хвалебные песни Тому, Который благословил очистить место Свое” (2 Мак. 10:
6-7). Однако, неизвестно, сооружали ли сами кущи (во время праздника
Суккот/Кущей воздвигают шалаши/куща как воспоминание о шалашах, в которых жили
евреи во время скитаний по пустыне, уходя из Египта). Кроме того, в данном
отрывке нет указания на то, сколько времени продолжался праздник. Можно,
однако, предположить, что он длился, как и праздник Суккот, восемь дней.
Постепенно
обычай совершать праздничную процессию с зелеными ветвями был забыт или
запрещен. Так, автор 1 книги Маккавеев, живший в годы правления иудейского царя Александра Янная (103-76 гг. до н. э.),
о нем уже ничего не знает. По-видимому, обычай совершать праздничную
процессию с зелеными ветвями дольше сохранялся в диаспоре, где была
написана 2 книга Маккавеев.
Иосиф
Флавий называет этот праздник праздником “огней”, или “света” (jwta) (Flav. Ant.. XII. 7. 7; Contra Ap. II. 9); он тоже
ничего не сообщает о процессиях с зелеными ветвями, как и о его сходстве с
праздником Суккот. В рассказе Иосифа
Флавия особо подчеркивается, что праздник продолжался восемь дней и носил радостный характер, но
прямо не говорится о зажигании огней. Лишь бегло упоминается, что его отмечали
как праздник света (огней), так как в этот день у евреев вновь, подобно свету,
появилась возможность почитать истинного Бога.
Плутарх
называл этот праздник вакхическим, что может случить косвенным подтверждением
аграрной природы праздника, справлявшегося наподобие некоторых дионисийских
торжеств, например, Леней. Ленеи, праздновавшиеся преимущественно в Аттике,
также приходились на зимний период (месяц гамелион, т. е. декабрь — январь по
григорианскому календарю). Во время Леней, в частности, устраивались процессии
с факелами, огни которых выполняли продуцирующую функцию — стимулировали силы
уснувшей природы. Обрядность Леней включала также фаллические шествия, ряжение
и обязательное употребление неразбавленного вина, что в иное время осуждалось.
Необходимо
также принять во внимание, что в то время, когда происходили события, описанные
в книгах Маккавеев, обычай совершать праздничные процессии с зеленью мог
полностью утратить прежнее значение. Например, в 1 книге Маккавеев упоминается
о празднике, установленном в честь освобождения Иерусалима Шимоном-первосвященником
в 23-й день второго месяца. Этот день праздновали “с славословиями, пальмовыми
ветвями, с гуслями, кимвалами и цитрами, с псалмами и песнями, ибо сокрушен
великий враг Израиля. И установили каждогодно проводить этот день с
весельем...” (1 Мак. 13: 51-52) (ср. новозаветный рассказ о вступлении в
Иерусалим Иисуса, которого встречали со славословиями и с пальмовыми ветвями).
Талмудическое предание
связывает праздник с чудом,
которое произошло во время
освящения Храма (Шаббат. 21b): когда Хасмонеи
вошли в оскверненный язычниками Храм, то для того, чтобы зажечь менору
(ритуальный семисвечник) и начать богослужение, необходимо было ритуально
чистое масло (елей). Однако в Храме нашелся лишь один маленький сосуд с печатью
первосвященника, содержащий такое масло, которого должно было хватить только на
один день. Но в результате чуда к концу
первого дня масло не выгорело, и светильник продолжал гореть целых восемь дней,
пока не было изготовлено новое, ритуально чистое масло. “С тех пор установлено было празднование “восьми
дней обновления” — Ханука” [Агада 1993, с.174]. Иная, хотя и сходная по смыслу
легенда излагается во 2 книге Маккавеев (1: 18): во время освящения 2 Храма при Нехемии
на дне
колодца был найден спрятанный священниками
1-го Храма священный огонь — это чудо,
по преданию, тоже произошло в 25-й день месяца кислев.
В
Талмуде этот праздник называется,
главным образом, “днем
возжигания”, в который было предписано зажигать светильники вне дома или в
домах, но таким образом, чтобы с улицы их можно было видеть (Шаббат. 22а).
Согласно школе Шаммая, в первый день следовало зажечь восемь огней и затем
каждый день гасить по одному; согласно школе Гиллеля, в первый день надлежало
зажечь один светильник, а в последующие
дни добавлять по одному, доведя их число
до восьми (Щаббат, 21b) — именно этот
последний способ получил повсеместное
распространение (Суровый Шаммай и кроткий Гиллель – два крупных
законоучителя, жившие в Iв. до н.э.). Известно в
Талмуде и другое название праздника — “Ханука” (Мишна. Таанит.
2: 10; Мегилла. 3: 6; Моэд Катан. 3: 9 и
др.). Относительно начала ее
празднования имеются некоторые расхождения: так, в 1 книге Маккавеев есть
указание на то, что оно начиналось в 20-й день месяца кислев (4: 59), а в Мишне называется первый день месяца тевет (Мишна Таанит. 4: 5).
Сектанты
не признавали этого праздника — в праздничном календаре, найденном в одной из
пещер Кумрана, Ханука не упоминается. Самаритяне и караимы также не празднуют
Хануку, так как ни те, ни другие не признавали книг Маккавеев. События,
изложенные в книгах Маккавеев, не воспринималась ими как собственная священная
история, а древний праздник скорее всего мог восприниматься как чисто языческий
и со временем забыться.
Особую
популярность Ханука приобрела в средние века. По предписанию Маймонида (Маймонид
(Рамбам) -Моше бен Маймон, знаменитый толкователь закона, философ, математик,
врач, живший в XII в), следовало занять деньги или даже продать свиток Торы,
чтобы купить масло
и светильники для Хануки. В
восточных общинах Ханука, подобно праздникам Песах. Шавуот и Суккот, начиная с
эпохи средневековья, считалась днем,
когда необходимо было выполнять данные
обязательства и уплачивать долги.
Относительно
происхождения Хануки существуют различные мнения. Так,
многие исследователи полагают,
что первоначально это был день
зимнего солнцестояния. Некоторые авторы, кроме того, считают Хануку заимствованием из иноземных культов, а ее обрядность -
сложившейся, в частности, под влиянием культа Диониса (или Осириса), который
был введен греческими правителями и затем иудаизирован. Иногда выделяют два
этапа эволюции Хануки: 1. радостный праздник, в котором большую роль играли
обряды с зелеными ветвями (наподобие праздника Суккот, который в год победы
восставших, возможно, не удалось справить вовремя и который был как бы
“возмещен” позднее); 2. праздник повторного освящения Храма, со временем вытеснивший гораздо более древние торжества. При этом
ханукальные огни первоначально ничего общего с древним праздником не
имели; это более поздний обычай. Ханука в том виде, как она известна, связана с
увеличением светового дня, т.е. это календарный, а не исторический праздник, обрядность
которого в значительной мере сложилась под влиянием эллинистических праздников
Нового года в честь Кроноса-Гелиоса.
Хотелось
бы однако заметить, что начало
празднования Хануки (25-й день месяца кислев) никогда не приходится на
день зимнего солнцестояния. Более
того, будучи, как все еврейские праздники,
подвижным, Ханука иногда отстоит
от дня солнцестояния почти на месяц, и в
течение этого периода продолжительность светлого времени суток продолжает ощутимо сокращаться. Возможно, она восходит к какому-то древнему
аграрному празднику, типологически сходному со многими осенне-зимними
праздниками народов Средиземноморья, в том числе с уже упоминавшимися
Ленеями, однако о его обрядности, за исключением обычая устраивать праздничные
процессии с зеленью и зажигать огни, практически ничего не известно. Видимо,
такой праздник первоначально получил распространение среди евреев диаспоры, где
отдельные его черты могли быть заимствованы у окружающих народов и где жил
автор 2 книги Маккавеев.
Не
исключено, что первоначально этот праздник мог быть связан и с культом
умерших, для которых (а также для охраны от которых) зажигали
светильники — “лампы мертвых”, ставя их вне
дома (подобно тому, как это позднее делали, например, во время европейских дней Всех святых и Всех усопших 1
— 2 ноября). В пользу последнего предположения говорит и то, что Ханука —
семейный праздник, ее обрядность в том виде, который она приобрела по
преимуществу в талмудическую эпоху, почти целиком связана с домом, домашним очагом, семьей. В
настоящее время вряд ли возможно установить, почему праздник продолжался именно
восемь дней — скорее всего, дегенды, приводимые в книгах Маккавеев и в Талмуде,
— лишь позднейшие попытки дать объяснение древнему обычаю, ставшему непонятным
, как и самому ритуалу зажигания огней.
Главный
ритуал начального дня праздника — зажигание в доме первого из ханукальных
огней, помещенных в специальный светильник — ханукию.
Первоначально было принято выставлять светильники вне дома: у дверей на улице
или на подоконнике, причем число свечей обычно равнялось числу живущих в доме
(Шаббат. 21-23) (возможно, здесь также
наблюдается отголосок культа предков и веры в апотропейные свойства огня). Но
преследования со стороны христиан заставили евреев в средние века внести ханукии в дом. Их зажигают не только в домах,
но и в синагогах (последний обычай восходит к XIII в.). Ханукальные свечи зажигают от дополнительной свечи, которая либо находится
рядом с ханукией, либо является ее составной частью (тогда она расположена выше
ханукальных свечей). Этот обычай основан на двух предписаниях: 1. не
зажигать ханукальные огни один от другого и 2.
не использовать их для освещения .
Во время горения свечей (они должны гореть не менее получаса) всякая работа
запрещена. В каждый последующий день зажигают на одну свечу больше. Иногда вместо свечей используют
небольшие чашечки-светильники для масла — желательно оливкового (особенно такой
обычай популярен был у сефардов).
С
ханукальными огнями связано множество поверий. Так, багдадские евреи верили,
что фитили от ханукий тоже обладают магической силой. Поэтому после окончания
праздника остатки таких фитилей собирали и сжигали, причем считалось
необходимым три-четыре раза пройти через дым горящих фитилей, так как это, как
полагали, исцеляло от многих болезней.
Наиболее
древние ханукальные светильники восходят к римскому периоду. В дальнейшем для
их изготовления использовали различные материалы (металл, камень, глину,
фаянс). Формы их также отличались большим разннобразием.
* * *
После
зажигания ханукии в доме начинается
веселье: песни, танцы, игры в карты (что в другое время
считается предосудительным), в лото и др. Дети играют в волчок (дрейдл - dreidel). На всех четырх гранях волчка по обычаю
изображают ивритские буквы – нун, гимел, hэй и шин – начальные буквы ивритских слов: чудо великое было там.
Обычай играть в
волчок был заимствован евреями в средние века у,,77 немцев (рождественский волчок), которые в свою очередь некогда переняли его у
римлян. У сефардов популярны также
специальные праздничные игры и состязания молодежи. В XVII-XVIII вв. возник обычай устраивать
театрализованные представления, посвященные истории Маккавеев. В некоторых восточных общинах до недавнего
времени было широко распространено ряжение, в том числе обрядовый травестизм:
процессия переодетых в женское платье мужчин торжественно двигалась по улицам,
распевая песни.
После
зажигания ханукии в доме начинается
веселье: песни, танцы, игры в карты (что в другое время
считается предосудительным), в лото и др. Дети играют в волчок (дрейдл - dreidel). На всех четырх гранях волчка по обычаю
изображают ивритские буквы – нун, гимел, hэй и шин – начальные буквы ивритских слов: чудо великое было там. Обычай играть в
волчок был заимствован евреями в средние века у,,77 немцев (рождественский волчок), которые в свою очередь некогда переняли его у
римлян. У сефардов популярны также
специальные праздничные игры и состязания молодежи. В XVII-XVIII вв. возник обычай устраивать
театрализованные представления, посвященные истории Маккавеев. В некоторых восточных общинах до недавнего
времени было широко распространено ряжение, в том числе обрядовый травестизм:
процессия переодетых в женское платье мужчин торжественно двигалась по улицам,
распевая песни.
Свежие комментарии