На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Фалаши - (бывшие) "черные евреи Эфиопии"

Фалаши или фалаша (иногда их называют «черные евреи Эфиопии») – этноконфессиональная группа из Эфиопии, претендующая на еврейское происхождение. До недавнего времени жили в районе озера Тана, а также севернее него. 

 

Район проживания фалашей в Эфиопии

Самоназвание фалашей – BetaIsrael, т.е. «дом Израиля».

Фалаши – это  название (экзоэтноним), данное им окружающим населением, обозначающее на амхарском языке «странники», «скитальцы». Окружающее население называет их также авехуд – иудеи.

Язык общения фалашей в Эфиобпи был амхарский, один из официальных языков Эфиопии, относится к кушитской группе семито-хамитской ветви афразийских языков. Вся литература фалашей, включая Библию, написана га гезском языке (который также относится к кушитской группе) – священном языке эфиопской церкви.

Что касается расового типа, то нельзя говорить об их расовой однородности. Расовый тип фалашей сложился в результате смешения семитских и хамитских расовых черт. Отсюда проистекают различия в цвете кожи и чертах лица, наблюдающиеся у разных представителей фашалей.

Ниже - внешность фалашей:

 

Религия фалашей представляет собой своеобразную форму иудаизма, основывающуюся на Библии, некоторых апокрифах и собственной устной традиции. Библия и молитвы у фалашей переведены на гезский язык, причем не с иврита, а с греческого языка Септуагинты. Талмуд им не известен, но у них есть своя устная традиция. Празднуют те же праздники, что предписаны в Торе (и поэтому, в частности, не отмечают Хануку и Пурим, которые хотя и есть в Еврейской Библии, но в Торе. Т.е. Пятикнижии не упоминаются как более поздние), а также множество своих праздников и постов. 

Молитва в синагоге. На лбу - тфиллин (кожаные коробочки с текстами из Торы)

Согласно фалашской традиции, они происходят от нотаблей Иерусалима, которые сопровождали Менелика, сына царя Соломона и царицы Савской, во время возвращения домой. Согласно научной точке зрения, это народ хамитского / кушитского происхождения, принадлежащий к племенной группе агау, которые образовали в Эфиопии племенную общность в первые века н.э., еще  до прихода туда семитских народов из Аравии. Иудаизм среди агау распространялся либо евреями Аравии, либо евреями, жившими в Эфиопии. Со временем эти евреи (или иудаизированные семитские народы) были ассимилированы местным населением. Эфиопские хроники рассказывают, что до того, как христианство стало официальной религией Эфиопии в IV в., иудаизм был в этой стране широко распространен. После принятия Эфиопией христантсва агау, сохранявшие приверженность иудаизму, подвергались преследованиям и были вытеснены в горы, в район озера Тана, где они жили независимо, подчиняясь собственным правителям. В их состав вливались также пленные евреи, захваченные негусом (титул правителя Эфиопии) Калебом в V в. Так сформировались фалаши, игравшие активную роль в борьбе племен агау против правящей эфиопской династии в средние века.

Сохранились сведения о правительнице фалашей – Эстер (по другим источникам – Юдифи), которая особенно активно вела борьбу против христианских правителей Эфиопии. Негусы на протяжении многих столетий стремились положить конец независимости фалашей и в XIV – XVI вв. нанесли им ряд военных поражений, после чего многие фалаши были насильственно крещены. Однако. несмотря на это военная мощь фалашей не была сломлена, и только в конце XVII в. пришел конец их независимости, когда эфиопским правителям удалось окончательно разбить фалашей, после чего многие были проданы в рабство, а их земли конфискованы. С тех пор фалаши жили на них в положении арендаторов. Им было также запрещено исповедовать иудаизм, но они вскоре к нему вернулись. В дальнейшем преследования фалашей прекратились, но их уделом стали нищета и упадок, однако они продолжали сохранять приверженность своей религии. 

В начале XX в., благодаря усилиям Я. Файловича,  – известного востоковеда и общественного деятеля, изучавшего обычаи и верования фалашей, проведшего много месяцев среди них, впоследствии много сделавшего для их приобщения к европейскому образования – условия быта фалашей несколько улучились, многие из них учились в Европе и занимали официальные должности.

Поселения фалашей в Эфиопии представляли собой в основном деревни, расположенные на холмах близ воды. Жилищем служили круглые хижины с конической соломенной крышей; одна из хижин была отведена под синагогу.

Основными занятиями фалашей в рошлом были земледелие, а также ремесла (гончарное, ткацкое, кузнечное, плетение корзин). Большое значение фалаши придавали образованию; в каждой деревне имелась школа, где учили Тору на гезском языке, молитвы, псалмы, чтение и письмо.

Одежда фашалей мало отличалась от одежды прочих эфиопов. Мужчины носили полотнянные штаны типа галифе и прямоугольный кусок ткани на плечах, который они заматывали различным образом. Голову оставляли непокрытой, за исключением священнослужителей.

Традиционная пища фалашей, напротив, отличалась от иищи других народов, населяющих Эфиопию.  Они соблюдают ряд предписаний кашрута и, в частности, не едят сырое мясо, как остальные эфиопы. Они также соблюдают запреты не употребление мяса чистых и нечистых животных, упомянутых в Торе, практикуют шхиту (ритуальный убой скота), не едят мясо, в котором содержится кровь.

Форма брака у фалашей  – моногамия. Брачный возраст колеблется от  20 до 30 лет для мужчин и 15-20 лет для женщин. Браки у фалашей были очень крепкими, в результате фалаши почти не были подвержены венерическим заболеваниям, как прочие народы Эфиопии. Обрезание мальчиков совершают на 8 день. Практиковали они также обрезание девочек, как многие народы Африки, на любой день, его совершали женщины. Большое значение придают законам ритуальной чистоты.

Во время итальянской оккупации 1936-1941 гг. фалаши сохраняли верность эфиопскому негусу. При коммунистическом режиме в 1970 – 1980-е гг. среди фалашей резко усилились нищета и голод. В 1984 г. (операция «Моисей») и в 1991 г. (операция «Соломон») они по их просьбе были перевезены в Израиль (соответственно 15 000 и 14 000 человек). 

Прибытие в Израиль. Можно ли назвать это репатриацией?

Численность фалашей в прошлом не известна. Так, христианские миссионеры в конце XVIII в. полагали, что их было от 20 000 до 100 000 человек. В настоящее время в Эфиопии их, по-видимому, практически не осталось. Примерно 30 000 фалашей проживают в Израиле.

Итреграция фалашей в израильское общество проходит непросто, особенно в первые 20 лет их пребывания на новом месте. Резки отличия в культуре, в том числе бытовой, низкий уровень образования,  незнание иврита и т.п. – приводили к массовой безработице среди фалашей, а также их маргинализации. Среди них получили расрпостранение практически не встречашиеся раньше бытовой насилие и насилие в семьях, алкоголизм и пр. В дальнейшем положение стало понемногу улучшаться.

Служба в Армии обороны Израиля сильно спосоствует интеграции фалашей, а также дает ряд полезных профессий.

Хотя образовательный уровень фалашей по-прежнему намного ниже, чем у многих других этнокультурных групп Израиля (они заняты в сельском хозяйстве, , сфере примененпя малоквалифицированного труда) среди них появилось немало людей, занятых в сфере обслуживания, мелком бизнесе и пр.

 

Картина дня

наверх