На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 449 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Христианский владыка Средней Азии:Пресвитер Иоанн.

Иоанн пресвитер

Иоанн пресвитер

Дата рождения:  

Пресви́тер Иоа́нн (англ. Prester John), в русской литературе также поп Иван — легендарный правитель могущественного христианского государства в Средней Азии. Ни сам он, ни его царство, по-видимому, никогда не существовали.

Содержание

 [убрать]

Возникновение легенды

Легенда о пресвитере Иоанне распространилась с середины ХII века от берегов рекиХуанхэ до Атлантики, между китайцамитуркамимонголамиперсамиарабами,индийцамиармянами и всеми европейскими народами, участвовавшими в крестовых походах; период развития легенды занимает около 400 лет. В русскую древнюю письменность легенда проникла под именем «Сказания об Индейском царстве».Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона утверждает, что в основании слухалежал действительный факт успеха несторианского христианства среди племён Средней Азии, записанный у Абуль-Фараджа; легендарный же элемент сказания о царстве, полном всех благ мира, и о царе-священнике, идущем на защиту христиан от неверных, создался благодаря угнетению восточных христиан турками и сарацинами. Первое известие о пресвитере Иоанне находится в летописи Оттона Фрейзингского от 1145 года, откуда оно переходит в другие хроники.

Письмо пресвитера Иоанна

С 1165 года в Европе стало распространяться письмо от пресвитера Иоанна — короля Индии императору Византии Мануилу I Комнину. В письме упомниалось, что королевство несторианских христина до сих пор существует. Письмо было переведено на несколько языков, включая иврит. Сохранилось несколько сотен копий письма. Изобретение книгопечатания сделало его ещё более популярным. Среди рыцарей-крестоносцев во время второго крестового похода было распространено верование, что пресвитер Иоанн окажет поддержку и поможет отвоевать Палестину у мусульман.

27 сентября 1177 года Папа Александр III отправил послание Иоанну пресвитеру со своим эмиссаром Филипом. О дальнейшей судьбе Филипа ничего неизвестно, предположительно, он не вернулся из своего путешествия.

Современный контент-анализ[1] варианта письма на иврите позволяет сделать предположение, что автор письма был выходцем из среды евреев северной Италии илиЛангедока. Во всяком случае, авторство, скорее всего, принадлежит европейцу, однако его цели остаются неясными.

Пресвитер Иоанн и Монгольская империя

С падением владений крестоносцев в Палестине слухи о пресвитере Иоанне утихают, но они возрождаются с появлением авангарда армии Чингисхана в Персии и Армении. Монгольского хана Хулагу считают то пресвитером Иоанном, то сыном его Давидом, а монголов — христианами. Справедливости ради стоит отметить, что к этому времени вСредней Азии уже была богатая история христианства. Католические миссионеры, ездившие ко двору Чингисхана в Каракорум, а также позднейшие путешественники в течении долгого времени разыскивали в Азии пресвитера Иоанна. Плано-Карпиниотводит его в ИндиюРубрук считает его государем разбитых Чингисханом кара-киданей, смешивая Чингисхана с Ван-ханом кераитским. Марко Поло находит потомков первого пресвитера Иоанна в лице монгольских князьков, несториан, кочевавших в стране Тянь-дэ или Тендух, в Ордосе. Монте-Корвино и Одорик Фриульский повторяют мнение Марко Поло.

Пресвитер Иоанн и Эфиопия

Но розыски оказались безуспешными, и потому в 1487 году португальский корольИоанн II командировал Петра Ковиллания и Альфонса Паиву на новые поиски. Экспедиция прибыла в Абиссинию и признала местного царя — пресвитером Иоанном. Имя пресвитера Иоанна производили с персидского языка, от Presteghani или Friestegiani, т. е. апостольский (Скалигер); от Prester-chan, т. е. хан поклонников (Иов Людольф); из presbytero Johanne делают pretiosum Johannem, или preto J. (чёрный).

  • Herbelot считает его Ван-ханом, вождём кераитов,
  • Жербильон — одним из тибетских царей,
  • Ла-Кроз — Далай-ламой,
  • Фишер — несторианским католикосом.
  • Густав Опперт н Царике отожествили его с Елюй-даши, вождём Си-ляо,
  • Брун — с грузином Иване, жившим при Димитрии I, из династии Багратидов.

Исследования Льва Гумилёва

Л.Н. Гумилёв в специальной работе [2] анализирует подробно всю информацию и отрицает реальность пресвитера Иоанна. Он доказывает, что легенда о царстве пресвитера Иоанна была выдумана рыцарскими орденами Иерусалимского королевствас целью направить Второй крестовый поход в Месопотамию (легенда о сильном союзнике должна была внушить мысль о лёгкости предстоящего похода). Согласно Л.Н. Гумилёву, другой известной дошедшей до нашего времени легендой, запущеннойтамплиерами и иоаннитами, является миф об особой жестокости монгольской армииXIII века, выдуманный с целью оправдания предательства орденов по отношению к реальным союзникам-несторианам и последовавшего разгрома Иерусалимского королевства.

Вопрос о личности пресвитера Иоанна тем не менее остаётся открытым.

Царство пресвитера Иоанна в художественной литературе

Мифическое государство пресвитера Иоанна упоминается в историко-философском романе Умберто Эко «Баудолино».

Библиография

  • Pauthier, «Les pays de Tenduk et descendants du prètre Joan»;
  • Gr. Oppert, «Der Presbyter Johannes» in Sage und Geschichte» (Б., 1870):
  • Zarncke, «Der Priester Johannes» (Лпц., 1876);
  • Брун, «Странствования царя — пресвитера Иоанна» («Записки Новоросс. унив.», т. V); «Путешествие генуэзцев вокруг Африки в царство попа Ивана» («Вест. И. Р. Геогр. Общ.», 1859, кн. 5);
  • Н. Баталин, «Сказание об Индейском царстве» (Воронеж, 1876);
  • В. Бартольд, «О христианстве в Туркестане в домонгольский период» («Зап. Вост. Отд. И. Р. Археолог. Общ.», т. VIII вып. 1-й).
  • Otto of Freising on Prester John(англ.)
  • According to Sir John Mandeville, 14th century(англ.)
  • The Letter of Prester John in modern English (abridged)(англ.)

Примечание


При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона(1890—1907).

Центральная Азия

Картина дня

наверх