На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Этносы

4 450 подписчиков

Свежие комментарии

  • Эрика Каминская
    Если брать геоисторию как таковую то все эти гипотезы рушаться . Везде где собаки были изображены с богами или боги и...Собака в Мезоамер...
  • Nikolay Konovalov
    А вы в курсе что это самый людоедский народ и единственный субэтнос полинезийцев, едиящий пленных врагов?Женщины и девушки...
  • Sergiy Che
    Потому что аффтор делает выборку арийских женщин, а Айшварья из Тулу - это не арийский, а дравидический народ...)) - ...Самые красивые ар...

Коллекции Гатчинского дворца

Коллекция:


Охотничий сервиз



Охотничий сервиз



Чашка с видом Приората



Лаковая шкатулка



Ваза. Фарфор



Подсвечник. Бронза, мрамор



Стол-треножник



Гобелен «Африка»



Гобелен «Азия»



Бюст Павла I



Чайник. Фарфор



Масленка. Фарфор



Бюро наборного дерева



Вышивка

In English

Декоративно-прикладное искусство

Гатчинский дворец — замечательный памятник русской культуры XVIII—XIX вв. — всегда поражал контрастом сурового, строгого внешнего облика и изысканных, разнообразных интерьеров. Дворец строился с 1766 по 1781 гг. по проекту архитектора А. Ринальди как охотничий замок для фаворита Екатерины II графа Г.Г. Орлова. В 1783 г. дворец стал собственностью великого князя Павла Петровича, через 13 лет занявшего русский престол. С этого времени вплоть до революции Гатчинский дворец являлся летней резиденцией русских императоров, здесь в течение полутора столетий формировались художественные собрания династии Романовых.

На протяжении XIX — начала XX в. большинство парадных залов и личных комнат Павла I в центральном корпусе дворца поддерживались в том виде, какой они имели в XVIII в. До 1941 г. сохраняли также первоначальную отделку и обстановку представлявшие значительный историко-бытовой интерес интерьеры одного из боковых корпусов — Арсенального каре, в бельэтаже которого находились парадные апартаменты, в нижнем этаже — личные комнаты Николая I и Александра II, в антресольном этаже — комнаты Александра III. „Аналогичных комплексов помещений, хранивших в своих стенах подлинное убранство XVIII—XIX вв. со всеми бытовыми предметами, не было ни в одном из дворцов-музеев в пригородах Ленинграда", — писал первый главный хранитель Гатчинского дворца В.К. Макаров, назначенный А.В. Луначарским в июне 1918 г.

Среди разнообразных художественных произведений дворца выделялась коллекция фарфора, начало которой положил „Охотничий сервиз" — подарок императрицы Екатерины II графу Г.Г. Орлову. Сведения о создании сервиза незначительны. Известно, что выполнен он был по образцу мейсенского сервиза на Императорском фарфоровом заводе; при последующих владельцах дополнялся. По архивным данным 1871 г., сервиз состоял из более чем двух тысяч предметов, украшенных разнообразными живописными сценами охоты. Среди многочисленных сохранившихся предметов этого сервиза особенно интересно настольное украшение, куда входят ниши-беседки, постаменты, колонки, вазочки, канделябры и т.д.

Собрание изделий Императорского фарфорового завода в Гатчинском дворце было весьма значительным. Как пишет одна из первых научных сотрудников музея Т. Терпиловская, оно служило богатым материалом для изучения всех этапов истории русского фарфора, начиная с елизаветинского времени, когда секрет фарфоровой массы был раскрыт Д.И. Виноградовым, и заканчивая началом XX в.

В торжественные дни (на Рождество, Пасху, в Дни рождения) Императорский фарфоровый завод обычно подносил царской фамилии лучшие свои произведения: вазы, сервизы и т. д. Среди подарков был и сервиз с живописными изображениями дворца и парка Гатчины. Один из романтических видов на дворец со стороны террасы-пристани изображен на сахарнице; уникальное строение Гатчины — Приоратский дворец, построенный в конце XVIII в. по проекту архитектора Н.А. Львова из необычного материала — прессованной земли, мы видим на чашке.

Начиная с XVIII в. монархи и придворная знать Европы и России коллекционировали изделия Китая и Японии. Гатчинское собрание художественных произведений Востока было одним из самых известных. В основе его коллекция китайских изделий, приобретенная Г. Г. Орловым у наследников В. Брюса — сподвижника Петра I.

Значительное пополнение восточной коллекции Гатчинского дворца произошло в XIX в., когда появились три галереи в Арсенальном каре. Разнообразные по формам, размерам и краскам изделия мастеров Востока удачно дополнили архитектуру галерей, сочетаясь с пучками тонких готических колонн, причудливыми капителями, ажурными арками, цветными стеклами, создававшими иллюзию средневековых витражей. „Вступая в галерею, — писал известный русский синолог В.П. Васильев, — не только незнакомый будет поражен невиданным для него зрелищем, новыми формами, новыми цветами. Для него эффект несомненный, но и видавший уже подобные коллекции не может не быть поражен количеством вещей. Можно сказать с уверенностью, что такой коллекции нет не только в Европе, но и на самом Востоке".

Собрание художественных изделий Востока большей частью пополнялось из коллекций частных лиц. Так^известно, что по приказу Александра II в Гатчинский дворец поступили китайские изделия, поднесенные императору В.Л. Нарышкиным. Среди разнообразных художественных произведений можно было увидеть расписные лаки: ларцы, ширмы, столики, этажерки, шкафики, комодики, сундучки, разной формы и размеров коробки, шкатулки, — изделия из кости, выполненные в рельефной технике и „на проем" — сквозной, ажурной. Техника резьбы „на проем" ведет свое происхождение с Востока. Китайские мастера достигли в этом искусстве непревзойденного совершенства: их прорези по виртуозности работы и изяществу рисунка могут быть сравнимы только с лучшими кружевами.

Фарфор Китая и Японии XVIII—XIX вв. составлял большую часть восточной коллекции. Для восточного фарфора XVIII в. характерна узорчатость и изобретательность в выборе форм и сюжета росписи. Эти качества позволяли восточному фарфору легко и органично включаться в любую пространственную среду. Особым почитанием коллекционеров пользовался китайский фарфор, расписанный золотом по фону синего цвета. Названия этого синего фона точно передают французские выражения: bleupoudre („голубая пудра"), bleu soufle („взбитый голубой"), bleu lapis-lazuli („голубой лазурит").

Личные вкусы второго владельца дворца Павла I и его жены Марии Федоровны оказали влияние на создание новых интерьеров. В 90-е гг. XVIII в. архитектор В. Бренна по приказу Павла I создал на месте камерных, изысканных интерьеров А. Ринальди пышную, нарядную императорскую резиденцию. В это время в Гатчинском дворце появились многочисленные изделия из мрамора (скульптура, декоративные вазы) и бронзы (часы, подсвечники, выполненные известными французскими мастерами, в частности П. Гутьером, произведения которого отличались изысканностью замысла и мастерством исполнения). На фоне французских бронзовых изделий выделялся столик золоченой бронзы со столешницей из уральской яшмы работы русских мастеров. Не случайно яшму называют пейзажным камнем: ее кусочки, виртуозно подобранные по рисунку и цвету, создают фантастические пейзажи.

Появление многих художественных ценностей при втором владельце было связано с путешествием графа и графини Северных, как называли себя Павел Петрович и Мария Федоровна, по Европе. В коллекцию Гатчинского дворца поступили гобелены серий „Страны света" и „Дон-Кихот", подаренные Павлу Людовиком XVI. Созданные на мануфактуре в Париже во 2-й половине XVIII в. эти замечательные ручные тканые ковры и сейчас поражают живостью и выразительностью красок.

Известно, что во Франции Павел Петрович и Мария Федоровна посетили Севрскую мануфактуру фарфора, где они получили подарки и закупили фарфор. Мануфактура славилась пластикой из бисквита — фарфора, не покрытого глазурью. Изделия Севра, созданные по моделям знаменитых скульпторов Э.-М. Фальконе, Ж.-Б. Пигаля и др., снискали славу элегантностью, законченностью форм, мягкостью тона и атласной гладкостью. Роспись севрского фарфора поражает: это и знаменитая „королевская синяя" (bleu de Roi), имеющая густой, но прозрачный тон, и краска бирюзового цвета (bleu du del), дающая богатые эффекты в сочетании с золотом.

В собрании дворца были фарфоровые изделия всех известных европейских мануфактур, в том числе и Мейсенской — первой по времени создания в Европе (1-е десятилетие XVIII в.). Мейсенский фарфор представлен в гатчинском собрании наиболее широко, что позволяет проследить все значительные периоды в истории мануфактуры: живописный, основы которого были заложены тонким колористом И.-Г. Герольдом (характерные росписи этого периода „цветы в разброску" служили предметом подражания на других заводах); скульптурный, связанный с появлением на заводе гениального скульптора И.-И. Кенд-лера, который сумел выявить пластические качества фарфора (по моделям И.-И. Кендлера выполнен ряд скульптурных групп гатчинской коллекции). Имеются и характерные для мейсенского фарфора бытовые предметы в виде птиц и плодов.

Представление о художественных коллекциях Гатчинского дворца было бы неполным без описания мебели. „Мебель отличалась изяществом своих форм и тонкостью наборной работы", — писал В. К. Макаров.

Многочисленные ломберные столики, бюро, выполненные такими известными мастерами, как Д. Рентген, Г. Гамбс, украшали парадные залы и личные комнаты владельцев дворца. Среди предметов мебели, выполненных русскими мастерами, выделяется бюро, изготовленное крепостным мастером М.Я. Веретенниковым. Бюро отличается высоким уровнем наборной работы и художественным вкусом в подборе ценных цветных пород древесины.

В Башенном кабинете Александра III можно было увидеть уникальные экспонаты гатчинского собрания — французские вышивки конца XVII — начала XVIII в. Они вносили особое оживление в цветовую характеристику помещения и до наших дней сохранили насыщенный, сочный колорит. В сложных композициях вышивок виртуозно скомпонованы среди растительных орнаментов разнообразные сюжеты, передающие дух эпохи Людовика XIV.

Судьба гатчинских коллекций связана с судьбой художественных сокровищ нашей страны. В 1920-е гг. многие лучшие произведения были изъяты в Государственный фонд (так один только „Охотничий сервиз" уменьшился более чем на 1000 предметов). Во время Великой Отечественной войны погибли тысячи высокохудожественных экспонатов, в частности около 3000 изделий восточных мастеров. Благодаря самоотверженному труду музейных работников удалось в эти суровые годы спасти свыше 15 000 произведений искусства. Гатчинский дворец незаслуженно долго не мог принять спасенные шедевры в родные стены. Музей был вновь открыт лишь в 1985 г. В настоящее время одной из основных задач его сотрудников является воссоздание уникальных коллекций, их возвращение и пополнение.

Р.И. Самсонова,
сотрудник ГМЗ "Гатчина" 
_________________________________________________

Представленные на сайте предметы декоративно-прикладного искусства:

Охотничий сервиз. ИФЗ. 2-я половина XVIII в.
Часть декоративного украшения „Охотничьего сервиза". ИФЗ. 2-я половина XVIII в.
Чашка с видом Приоратского дворца Гатчины. ИФЗ. 2-я половина XVIII в.
Лаковая шкатулка. Китай. XVIII в.
Ваза. Фарфор. Китай. XVIII в.
Подсвечник. Бронза, мрамор. Франция. XVIII в.
Стол-треножник. Золоченая бронза. Россия. XVIII в.
Гобелен „Африка" из серии „Страны света". Франция. XVIII в.
Гобелен „Азия" из серии „Страны света". Франция. XVIII в.
Бюст Павла I. Бисквит. Севр. XVIII в.
Чайник. Фарфор. Мейсен. XVIII в.
Масленка. Фарфор. Мейсен. XVIII в.
Бюро наборного дерева. Россия. XVIII в.
Декоративное панно (фрагмент). Вышивка. Франция. Конец XVII — начало XVIII в.
___________________________________________________________
© Р.И. Самсонова
Исторический журнал «Гатчина сквозь столетия»
Вебмастер Г. Пунтусова 

Картина дня

наверх